Конференция "Рош а-Шана"

  Приветствуем Ваше участие в конференции по теме
 

 

Вернуться к началу конференции

 

Прослушать: 

лекцию р. М. М. Гитика 
«10 дней, которые потрясли внутренний мир»

(При необходимости загрузите плейер RealAudio)

RealAudio - прослушать 
Часть 1 
Часть 2

RealAudio - скачать
Часть 1 
Часть 2


В формате mp3
Часть 1 
Часть 2

 

Прочесть: 

конспект аудио-лекции р. М. М. Гитика 
«10 дней, которые потрясли внутренний мир»

Часть 1

 Часть 2

 

р. М.М.Гитик

«Десять дней, которые потрясли внутренний мир».                                    
(
Конспект лекции часть 1)

Тема нашей сегодняшней беседы, как я ее по крайне мере озаглавил, «Десять дней, которые потрясли внутренний мир». Так что о Джоне Риде мы говорить не будем, а разговор у нас пойдет о еврейской точке зрения на календарь, на время вообще и на праздники еврейские в частности. Мы начнем с того, что евреи совершенно необычно смотрят на все, на время в частности. Лучше всего точку зрения евреев на время можно выразить с помощью следующей цитаты, это сказал замечательный литовский мудрец конца XIX века. Его любовно называли «дедушка из Кельма». Он сказал следующее (перевод мой): «Вы говорите: «время проходит»? Время стоит. Проходите вы!». Вот эта строка позволяет нам сразу определить, а что собственно евреи понимают под временем? Так вот, оказывается задолго до современной физики, евреи понимали под временем то же самое, что мы с вами ощущаем как пространство. То есть, подобно пространству время тоже выстроено. И самая простая аналогия, которая позволяет понять, а о чем собственно идет речь, когда мы говорим о еврейской точке зрения на время, - это, наверное, мультфильм «Ну, погоди!», причем та самая серия, где волк гоняется за зайцем в историческом музее. Помните, бедному волку, как всегда достается, очень важный момент - в одном из залов он получает по голове каменным топором, а в другом - мечом рыцаря. И очень важный момент, - поменять эти вещи нельзя. Вот только в этом зале можно получить каменным топором и только в том мечем рыцаря.

О чем идет речь? Представьте себе 365 зал, замкнутых в круг, и вы совершенно точно представили себе, как евреи видят год. Год на иврите «шана». Это «Повторение». «Шана» идет от корня «лишнот», «повторять» - отсюда идет, например, «Мишна», «повторение». Год у евреев отличается совершенно от того, что вы знаете из календаря обычного западного, который идет от христианского, который идет из римского григорианского календаря, но об этом мы скажем чуть позже. Пока очень важным является, что красные даты еврейского календаря, которые обозначаются словом «Праздник» - «Хаг». «Хаг», означает «Круг»! Тем самым вот это вот единство подхода евреев к понятию времени. Это все время некий замкнутый круг, через который мы идем и который заранее выстроен наподобие пространства, а меняется только наше восприятие. Потому что, какой смысл понимать и видеть в зале музея пятилетним, пятнадцатилетним то же самое? Атрибутика остается той же - понимание принципиально должно меняться. Именно поэтому и не только поэтому в качестве девиза для нашей программы, мы выбрали слова замечательного еврейского мудреца начала XIX столетия раби из Котска: «Если сегодня как вчера, - зачем завтра!»

Вот эта идея, изменения внутри человека, она базисная идея иудаизма. И слово «Праздник», снова возвращая нас вот в этот круг, о котором все время у нас идет речь, дает нам следующее понимание, что такое «Красная» дата еврейского календаря и что вообще такое праздник? Ответ! Это день, если хотите зал из музея 365 комнат, в котором совершенно уникальная атрибутика, принципиально отсутствующая в других залах музея. И вот этот пример, где волк получает рыцарским мечом в одном зале, а каменным топором в другом зале, как раз и поясняет нам уникальность каждого дня. Каждый день неповторим и не похож на предыдущий, и задача каждого дня, - дать нам воспользоваться тем, что выставлено только в этот день. Поясним.

Например, день, озаглавленный «Шавуот», «Праздник дарования Торы». Это день, где еще звучит эхо Синайского откровения, т.е. услышать из других комнат это эхо безумно трудно, теоретически возможно, но, по сути, безумно трудно. Не услышать это эхо, находясь там в этот день просто стыдно. То есть, задача еврейского праздника, - это не вспомнить то, что было. Вы знаете, иудаизм замечательно эгоцентричен, он всегда занят только одной проблемой, - поисками моего личного счастья и ни чем больше!  Следовательно, все, что написано в Торе, все о чем говорят мудрецы, все еврейские традиции имеют своей целью мое личное счастье и ничего более, а, следовательно, все они предназначены для меня здесь сегодня, сейчас. Следовательно, речи быть не может об исторических событиях. Исторические события были, но весь смысл истории, чтобы я из нее что-то мог почерпнуть. Ну, ведь помните, умный человек учится не на своих ошибках, а на чужих. Ну, это же бесчеловечно учиться на собственных ошибках. Это, наконец, не гуманно!

(Реплика из зала)…………… Ответ: - Ну, понимаете, евреи имеет свою точку зрения, и стараются так не делать.

Теперь, что у нас, таким образом, скрывается за еврейским праздником? Теперь у нас совершенно просто все, - за еврейским праздником скрываются духовные силы, духовная атрибутика, тогда впервые задействованная Всевышним и теперь каждый год, теперь вот в этой комнате присутствующая.

Таким образом, в чем смысл любого еврейского праздника? То есть, если мы собираемся за пасхальным столом, то зачем мы это делаем?

Вовсе не для того, что когда-то давным-давно….. Почему не за этим? Какая мне, в конце концов, разница, ну вышли евреи из Египта, ну не вышли, ну кто это помнит? И вообще помните, кто старое помянет тому глаз вон, а мне, извините, оба глаза нужны. Тогда о чем идет речь?

О том, что, понимаете ли, евреи очень максималистки настроенные люди. Не даром про них говорят, что евреи подобны, я прошу прощения за антисемитский выпад «намыленным муравьям» - всюду лезут! Так вот, на самом деле это в чем-то имеет смысл. Задача, которую ставят перед человеком иудаизм, использовать все данное, поскольку с еврейской точки зрения, все дано Всевышним, - то все должно быть использовано. И если когда-то тогда при выходе евреев из Египта, Всевышний задействовал определенные духовные Силы, то задача сегодня еврея, сидящего за пасхальным столом, эти Силы обязательно использовать. На своем уровне естественно. То же самое можем, конечно же, сказать и о Шаббате, то же самое можем сказать о любом еврейском дне. Это не отметка в календаре, это именно зал музея, где, проходя год за годом, мы не повторяем, не дай Б-г, то, что было. Мы заново смотрим на то, что там есть, и стараемся на максимально высоком уровне использовать то, что там есть.

Теперь, давайте спустимся на землю. Ну что значит духовная атрибутика, идеи? Ну о чем вообще идет речь? И, наверное, нет в этом смысле лучшего способа объяснить, а что такое еврейский взгляд на мир, на время, на жизнь - чем удивительны 10 дней еврейского года, которые выделены и снабжены особым названием, причем ничего подобного больше у евреев нет. То есть, праздники у евреев нормально длятся один день, ну вне страны Израиля - двое суток, есть правда тот самый праздник, с которого начинаются наши 10 дней. Десять дней имеют два названия - «Дни Трепета» или, по-другому, «Асерет ймей тшува» - «10 дней Тшувы». Слова «Тшува» и производное от него «Тшувак и тшувиха». Ну «Тшувак» это еврей, сделавший «Тшуву», а «Тшувиха» - это еврейка, сделавшая «Тшуву». Я совершенно серьезно, ну, почти серьезно.

Так вот, о чем мы говорим? Слово «тшува» на русский язык перевести достаточно тяжело. Оно переводится сразу тремя русскими словами: 1) «Тшува», это «возвращение» 2) «Тшува», это «ответ» и 3) «Тшува», это «расскаяние». Сразу три вещи вместе, и никакого из этих слов по отдельности.

Так вот, 10 дней, о которых мы увидим сейчас, что их задача потрясти внутренний мир человека. Это 10 дней между «Рош а-Шана» и «Йом а-Кипурим». И мы сейчас коснемся как раз этих двух праздников и дней между ними, это - целая декада. И начнем с того, что, к сожалению, сегодня все смешалось в еврейском доме, а не только в доме Облонских, и современные евреи, которые как бы почему-то, не понятно почему, хотят быть гражданами мира и такими как все.  Нет ничего плохого в том, чтобы быть как все, но если ты при этом теряешь свою индивидуальность, то это слишком высокая цена за то, чтобы быть как все. Поймите, нет никакого еврейского идеала: быть не как все!

Но задача каждого народа (еврейская точка зрения) она бесконечно важна. Каждый народ имеет что-то свое, личное, индивидуальное, что присуще только этому народу. И потому нет большего преступления (с еврейской точки зрения), чем уничтожение культуры какой-нибудь. Потому что нет примитивных культур - есть только примитивные люди, которые высокомерно смотрят на культуру. Культура по идее, по определению своему, не может быть примитивной. И у индейцев и у негров экваториальной Африки, замечательно важные культуры, принципиально непохожие на все другие.  Уничтожение любой культуры - высочайшего уровня преступление. Более страшного преступления на уровне духовности, представить себе нельзя. 

В этом смысле, каждый народ несет свою лепту и потому, отказываясь от своей культуры от своего духовного наследия, мы, в общем-то, совершаем величайшее из духовных преступлений. Ну, слава Б-гу, евреи во все века, хотя были которые отказывались, несли и донесли до нас все то, что называется духовное наследие. Мы даже свою программу называем «Университет духовного наследия еврейского народа».

Так вот, продолжим нашу беседу. «Рош а-Шана», и поэтому я сделал это отступление, в глазах не самых умных евреев переводится как «Еврейский новый год». Теперь, откуда идет такой перевод? Ну, поймите, у индусов есть «Новый год», у мусульман есть «Новый год», у христиан есть «Новый год», у атеистов есть «Новый год» - следовательно, у евреев тоже должен быть «Новый год». И претендентом на это звание был выбран еврейский праздник «Рош а-Шана». О том, что это не «Новый год» свидетельствует совершенно простая истина. Дело в том, что «Рош а-Шана» в еврейском году находится ровно в середине. Первый месяц еврейского года - весенний месяц Нисан. Помните, 14 числа весеннего месяца Нисан, это есть как раз первый месяц еврейского года. После Нисана, давайте пересчитаем: 1) Нисан, 2) Ияр, 3) Сиван - это дарование Торы, потом 4) Таммуз, потом идет 5) Ав, помните 9 Ава, после Ава идет 6) Элуль и уже 7) Тишрей. Вот как раз 1 и 2 Тишрея отмечается еврейский праздник - «Голова года», ровно посередине, обратите внимания. И потому назвать это «Новым еврейским годом» может только, мягко выражаясь, человек несведущий в иудаизме. Это именно «Голова года», это центр тяжести года, это нервный узел года, но ни как не «Новый год». Потому, что само понятие «Новый год» с концепцией, которую мы вам изложили - бессмысленное. Не год новый - мы новые, господа!!! Год выстроен, меняемся мы. Время стоит, помните, проходите вы! Потому, говорить о «Новом еврейском годе», это достаточно забавно и смешно.

Тогда о чем мы говорим и в чем смысл праздника «Рош а-Шана» - «Голова года»? Любой еврейский праздник, это мы сказали, по определению, повторное посещения залы, в которой когда-то впервые были использованы определенные духовные Силы. В Песах, это возможность выйти из Египта себялюбия из Египта субъективного взгляда на Мир. Речь не идет о какой-то древней стране. Слово Египет, происходит от корня «Цар». «Цар»  - это «Узкий». Узость себялюбия - это трагедия всей человеческой жизни. Ведь та, о чем мы сейчас с вами говорили, черная дыра себялюбия, которая искривляет все вокруг, которая заставляет нас видеть не то, что есть, а то, что нам хочется видеть. Никто из нас не живет в реальности, все мы живем в субъективной реальности. И силы, данные в тот день, даны мне сегодня сейчас, чтобы, как полагается приличному джентльмену, по крайней мере, так говорил герой покойного Горина, тот самый Мюнхаузен, помните, каждый человек должен время от времени проделывать эту важнейшую операцию - вытаскивать себя за волосы из болота собственного эгоизма, интерпретация, понятно, моя.

Так вот что, простите, такого важного произошло в «Рош а-Шана». Итак, Песах, понятно - исход из Египта. Дарование Торы - «Шавуот». Близость ко Всевышнему - это праздник «Суккот», когда мы - гости в доме Всевышнего. Что произошло в «Рош а-Шана» и замыкание этих 10 дней, о которых у нас сейчас идет разговор, - это «Йом а-Кипурим». Так вот «Рош а-Шана» - это те силы, которые были впервые задействованы когда? «Рош а-Шана» - это 6-й день Творения!

Вы знаете, что у евреев сейчас 5762 год? В двух словах как это понимать? - Буквально! А как же это можно понять буквально, коль скоро ученые говорят о том, что у нас прошло с момента «Большого взрыва» 15,6 миллиардов лет? Причем, поймите, в данном случае я нашим высоколобым доверяю. Потому что это да это вот цифра 15,6 миллиардов лет проверена по нескольким разным параметрам, эта цифра действительно очень точная. Так как же можно, извините, быть нормальным человеком и утверждать, что сейчас идет 5763 год? 

Отвечаю очень просто. Ведь что измерили ученые? Вы в школе, наверное, проходили про совершенно отсталого и примитивного Птоломея, помните, того самого, который полагал, что Земля - это «пуп» Вселенной? И вся Вселенная вращается вокруг Земли. И про удивительного, даже супер-удивительного, если учесть, что он был епископом Кракова, и, тем не менее, очень прогрессивного Николо Коперника. - Дослужился! Так что не думайте, что все было так уж черно-белым. Что церковь, они всегда отсталые, а извините атеисты все такие прогрессивные. Не все так просто. Но суть в чем? Суть в том, что нам в советской школе забыли добавить, что когда Альберт Эйнштейн сформулировал «Специальную теорию относительности», то придется признать следующее, что если я утверждаю, что вся Вселенная вращается вокруг моего «пупка», извините за эгоцентризм, то это не менее правильно, чем утверждение епископа Коперника, почему? Да потому что это всего лишь разные точки зрения на одно и тоже. Вам удобно рассматривать как центр Вселенной, гравитационный центр - пожалуйста. Вы хотите рассматривать, что все вращается вокруг Земли - на здоровье! Вокруг вашего пупка - в чем проблема? Это всего лишь разные точки зрения на одно и тоже. Все системы отсчета, в нашем Мире,  - это суть релятивизма - они относительны! Ну, поймите, если вы идете по перрону, и вас обгоняет поезд, какая скорость у поезда? Ответ, - А сколько вы хотите?! Ну, то есть, я не имею ввиду еврейские шуточки, поймите, относительно чего вы будете мерить? Относительно вас идущего, получится одна скорость, относительно перрона, совершенно другая скорость, относительно Луны - совершенно другая скорость.

Теперь мы уже готовы ответить на вопрос, - Как сейчас идет 5762 год? И что такое «Рош а-Шана»? Если принять гипотезу, большинство современных астрофизиков ее принимают, гипотезу «Большого взрыва», то нам придется признать следующее: ученые, меря расстояние, прошедшее от точки «Взрыва», меряют его, находясь на краю расширяющейся Вселенной. Дело в том, что наша Галактика крайняя, а мы еще и на краю Галактики. То есть, представьте себе вот такой раздувающийся шар, это не так, но приблизительно, и представьте, что вы на краю этого шарика оцениваете расстояние и время, которое от центра. - Получается 15,6 миллиардов лет, подписываюсь! Теперь, поставьте наблюдателя в 6-й день Творения, вот пять раз по 24 часа - Вселенная расширилась, дошла до определенного места, поставьте там наблюдателя, и пускай он смотрит вслед расширяющейся Вселенной. Ведь 5762, это не от Сотворения Мира, - 5762, это от шестого дня Творения, от появления наблюдателя, от появления человека, который, как известно, был сотворен именно в 6-й день Творения. Так вот, если вы поместите наблюдателя в 6-й день Творения, и будете смотреть вслед убегающей и расширяющейся Вселенной, я надеюсь, что я вас не очень удивлю, если скажу, что с вашей точки зрения прошло 5762 года! Но еще более будет интересна точка наблюдателя, если поместить его в момент «Взрыва», и он оттуда из точки «Взрыва» из момента Творения будет смотреть вслед разбегающимся Галактикам. Вот у него еще не кончился 6-й день Творения. Так что 6-й день Творения, 5762 год и 15,6 миллиардов лет - это всего лишь разные системы отсчета. Так что спорить здесь совершенно не о чем. И потом, как вы помните, в спорах рождаются дети. Так шутил Аркадий Исаакович Райкин. И не только в космических спорах. Бывает, что и здесь на Земле, в результате спора.

Ладно, вернемся к вещам более серьезным. Так вот, что такое праздник «Рош а-Шана»? Что это за круг, который замыкается через этот праздник? Шестой день Творения отмечаем мы в «Рош А-Шана», поскольку отсчет времени у евреев идет от шестого дня Творения, от появления человека. Теперь, на первый взгляд - С днем рождения вас! Ответ - нет! Нет! Почему нет? Потому, что мы сказали, что речь не идет о… «С днем рождения», это, извините, - память. А мы ведь не памятники. Живые сегодня, более менее живые люди, которые живут сегодня и потому помнить что там было… Нет, - понятно, что все эти стертые уже до неуязвимости клише, - «Народ, не имеющий прошлого, не имеет будущего» - проходили. Но мы сейчас же серьезно разговариваем. А ежели разговаривать серьезно, то лично меня интересует только мое личное счастье. Все остальное меня интересует постольку, поскольку это связано с моим личным счастьем. А, следовательно, мы ставим вопросы именно так, простите, что мне сегодняшнему до того, что когда-то 5762 года назад, допустим, не спорю, был сотворен человек, ну и я тут при чем? Ну, приятно, я понимаю дата появления человека, я все понимаю, но это эмоции, а вы мне.. помните, - Не учите жить, помогите материально! О чем мы все-таки говорим, в конце концов? О моем же счастье говорим, так давайте серьезно вести разговор.

Так вот, духовные Силы, которые были задействованы тогда впервые 5762 года тому назад с небольшим, - это духовные Силы, которые использовал Всевышний для сотворения человека. В чем смысл их использования? Наверное, лучше всего будет сказать следующее. Когда родители берут впервые на руки своего первенца, то это очень прочувствованность такая, представляете, все чаяния родителей от этого первого ребенка, это все надежды на него возложенные, это все положительные эмоции. И оказывается, что каждый раз, когда мы возвращаемся в комнату из вот этой 365 комнатной анфилады замкнутой в круг. Каждый раз, когда мы попадаем в комнату под названием «Рош а-Шана», мы знаете, с чем встречаемся? - Эталоном человека! С тем замыслом, чаяниями Всевышнего, которые он возлагал на сотворенного человека. С теми немыслимыми духовными способностями и силами, которые были даны этому человеку. Если хотите, мы смотримся в зеркало, но смотрим на себя какие мы относительно себя, какими мы должны были бы быть с точки зрения Всевышнего. Теперь, вы, наверное, не удивитесь если я скажу, что смысл «Рош а-Шана», это оценка. Поэтому это и называется «Голова года». Проще обозначить этот день, как день суда. Что такое суд по сути своей? Суд - это то, что должно было быть, т.е. идеал. Против того, что было на самом деле. Против реальности. И каждый раз, входя в шестой день Творения, нос к носу сталкиваемся с тем идеалом, какими мы должны были быть и тем, что на самом деле получилось. И ключик к молитвам к сути этого дня уже нами найден. Теперь я хочу вместе с вами заглянуть и увидеть то, что я сам для себя называю стратегией молитвы. Каждый еврейский праздник имеет свои молитвы, свое наполнение. Задача молитвы, дать еврею возможность использовать вот эти духовные силы, которые именно в этот день и только в этот день присутствуют в Мире. Так вот, Силы, о которых мы сейчас говорим, - это сила Суда. И, понимаете, как бы даже странно, что по поводу суда устраивают праздник. Вообще ближайшая, у меня по крайне мере, ассоциация - это «Кавказская пленница», помните: «Да здравствует советский суд - самый гуманный суд в мире!»

Простите, но суд - это не причина для радости и для праздника. Ответ, у евреев это да, причина. Потому что, как вы помните, евреи не совсем обычный народ, и точка зрения еврейская, она очень необычная. Я сейчас хочу коснуться одной особенности этого праздника, особенности молитвы. Собственно, оказавшись в мало приятном, с еврейской точки зрения положении, поскольку извините, а кто идеален? Ну, уж меньше всего Я, который погряз в собственном эгоизме, и оказавшись в этот день со всеми теми идеальными возможностями, которыми я все еще не воспользовался, я оказываюсь в мало приятной ситуации, где меня в общем-то судят. Судят как? Вот он я тутошний, а вот он я, какой должен быть. И вот это сравнение, которое всегда не в мою пользу, может привести к летальному исходу. Экзитусу, еще называется на латыни. Ну, то есть понимаете, с концами вообще. А умирать, как известно из одноименно фильма, помните? - Никто не хотел! Это само собой, но фильм был такой, помните, очень оптимистический «Никто не хотел умирать!»

Я о чем? Я о том, что евреи - хитрые ребята и придумали специальную молитву на этот день. Теперь, на первый взгляд, как, вообще говоря, должна выглядеть линия защиты? Коль скоро Всевышний, извините тот, кто выступает в роли Судьи и Его тяжело как бы немножко обмануть. Нормально мы бы как рассчитывали? Использовать, что называется протекцию и родственные связи. Всевышний, ты как бы с одной Всевышний, Судья - я все это понимаю, но ты не забывай, кто меня создал?! - ПАПА! Надо сказать ему. Ну, совесть надо же поиметь. Нет, я понимаю, но все же я твой сын! Поймите, когда я говорю о себе как о Б-жьем сыне, я надеюсь, что я ни кого ни в чем… - все нормально, да? Вы тоже Б-жьи дети, поверьте мне ничуть не меньше и все, что называется, из одного гнезда. Так вот, о чем мы? О том, как ни странно, но линия защиты, выбранная еврейскими мудрецами в этот день, она необычна. И у меня есть литературная ассоциация, которая может, как мне кажется, оттенить, как разумна эта линия защиты. Когда-то в советское время, тема «Катастрофа европейского еврейства» была прямо таки запретной. На тех немногочисленных памятниках, которые удалось поставить в Бабьем Яру, в Панарах, в 7-м форте - было написано, помните, «Жертвы нацизма, советские граждане». Или, помните, была такая популярная советская песня (мне тогда было лет 9) - «Детский лагерь Саласпилс». Это сегодня я знаю, что нацисты были, вообще говоря, чадолюбивые люди, никогда никаких детей в концлагеря не сажали, кроме еврейских, естественно, ну, еврейские дети - это не дети. Я снова повторяю и отвечаю за свои слова. Никаких детей в концлагерях, кроме еврейских, не было. Были цыгане, но цыгане - это отдельная история. Потому, что цыгане были там не как цыгане, а как бродяги. Я поэтому не хочу сейчас трогать историю цыган. И в этом смысле, конечно же, отношение, вообще говоря, чадолюбивых нацистов, оно очень показательно. Чего это я обо всем этом вспоминаю? Дело в том, что в той страшной советской действительности, само упоминание «Катастрофы» как чего-то еврейского, было, конечно же, вещью нехорошей для советской власти. Так вот, в те тяжелые советские времена, тема «Катастрофы» была под запретом. И практически единственным литературным произведением тогда разрешенным, оно вышло в журнале «Дружба народов» в 1976, если не ошибаюсь, году был роман Анатолия Рыбакова «Тяжелый песок». Так себе роман. По крайне мере, для тех, кто читал Василия Семеновича Гросмана - не шедевр, прямо скажем. Но меня привлекло там совершенно изумительное описание суда, сейчас мы говорим о линии защиты в суде Всевышнего. 1935 год, сталинское время, ну, помните, как встречаются два сталинских зека один у другого спрашивает, - Сколько получил? Пять лет! А за что? Да ни за что! О, раньше за ни за что 10 давали! Ну, те самые времена - 35-й год. Идет суд в каком-то украинском городе, арестовали верхушку обувной фабрики, ну, там директор, зам.директора и еврей-бухгалтер при них. Идет суд. Очень важно, что обвиняются они в экономических преступлениях, а не в политических. Теперь, как выглядит суд? - Искусное фехтование между прокурором и защитником. Как они фехтуют? Защитник говорит: " Посмотрите на моих подзащитных, это же герои труда, герои Гражданской войны, искренне верующие коммунисты, да вы что! Их судить? Соль земли!" Как отвечает прокурор. Умный мужик, он говорит так: " Когда они честно работали и сражались за советскую власть, мы их награждали, а когда они проворовались, мы их посадим!" Тот говорит: " Ну как же можно ведь…" А тот говорит: " А вот так можно!" Вот так они и фехтуют. И вот знаете, такой диссонанс вот в этом фехтовании вносит только защитник вот этого еврея-бухгалтера. Он, помните, они где-то там высоко парят, здесь вообще суд не замечая, а он как-то вклинивается и говорит: "Попрошу занести в протокол, что в такой-то ведомости записана такая-то сумма." Ну что делать, - записывают! Они снова фехтуют, а он снова: " Прошу занести, что в такой-то квитанции появляется такая-то сумма." Ну, заносят! Короче, в конце каждому все как следует - кому 15, кому 10, кому 7 лет, все прекрасно, ровно через месяц всех освобождают. Потому что даже в сталинское время, а надо было знать, что такое было сталинское время, - Верховный суд Украины, посмотрев записанные в протокол цифры, пришел к выводу, что, извините, не было этой самой кражи, экономического преступления, и нет состава преступления. Следовательно, сажать их просто не за что.

К чему я подвожу? Что еврейские мудрецы повели себя подобнейшим образом. Поймите, попытка обратиться к Всевышнему используя протекцию, что, Папаша, совесть же надо иметь, как же Ты меня судишь? Папаша, извини, ну больше не буду! Прости гада! Так вот, эта линия защиты будет, но будет только через 10 дней, - в «Йом Кипур». Здесь же евреи используют совершенно иной метод, весьма и весьма продуктивный метод. Ну, проскочил еще один «Рош а-Шана», чтобы не сглазить.

Так я о чем? Я о том, что молитва «Рош а-Шана» в своей идейной основе сводится к следующему утверждению, и нам с вами она чуть-чуть непонятна, просто мы с вами никогда не оказывались в опасности оказаться в долговой яме, в долговой тюрьме - ну не практиковалось такое в Советской России. Но в прежние времена, человек, которому угрожала долговая тюрьма, очень часто использовал следующий довод. Он говорил так: «Уважаемые господа кредиторы, я вам должен большую сумму денег, согласен, должен. Какая вам польза ежели вы меня в «Яму» посадите, ну и что вы будете с этого иметь? Ежели вы мне дадите еще годик поработать, глядишь вам хоть 10 центов с доллара все-таки верну - вам же выгода будет!» И потому вся идея еврейской молитвы в «Рош а-Шана» сводится к одной единственной простенькой мысли «Ты наш Царь, а мы твои подданные!» Ничего больше в этой молитве нет. Теперь, в чем идея? Поймите, а может быть царь без подданных? Ну какая выгода царю казнить своих подданных. Над кем же он царем будет? И практически день Суда, мы его еще так называем, это день когда мы головой решаем знаменитый вопрос Элочки-людоедки. Помните, когда Элочка-людоедка в «12 стульях» получает очередной журнал мод и видит эту проклятую Вандербилиху в этих новых мехах и драгоценностях. И как она реагирует? - Говорит: «Хо,хо!!» Что в переводе означает: «Или я или она!». Так вот, вопрос, который мы решаем в Рош а-Шана, - головой решаем. Мы исходим из того, что было, мы говорим о том, что будет, и мы говорим совершенно простую вещь. Что дорогой Всевышний, мы признаем тебя Царем, то есть ни о чем больше мы не говорим. И получается, что этот итогово решающий день весь посвящен одной единственной идее - принятию Всевышнего. И вот это та главная сила, которая была дана в 6-й день Творения. Дело не в том, что это День рождения человека, человек не имеет ценности сам по себе. Ценность человека в том, что он делает, в том, ради чего он существует. Понимаете, иудаизму в этом смысле гуманизм сам по себе чужд, не в смысле, что у человека нет цены - не дай Б-г. Но ценность человека в том, что он человек. А человеком надо быть. Им нельзя как бы, ничего не делая, быть, как нельзя быть пассивно-добрым. Доброта, это вещь активная, человечность, это вещь активная. И потому иудаизм весь очень активный.

Так вот, в «Рош а-Шана» тем самым мы принимаем на себя Всевышнего. Признаем его Царем над собой и решаем вопрос Элочки-людоедки однозначно. Мы решаем, что не мы будет главными, а Всевышний будет главным. Тем самым отбираем, как бы, у него возможность вынести нам смертный приговор. - Какая выгода?! Какая выгода в смерти подданного Царю? 10 дней, о которых мы говорим и «Рош а-Шана» стоит во главе этой декады, это 10 дней, которые, мы сказали, называются «Десять дней трепета», «Десять дней раскаяния», «Возвращения», «Ответа». И для того, чтобы лучше оценить их смысл и продолжить уже разговор про «Йом Кипур», который завершает эту декаду, мы сейчас займемся, поскольку все познается в сравнении, сравнением еврейского календаря с нееврейскими календарями. Я возьму только два наиболее вам известных. Это христианский, т.е. бывший римский календарь - Григорианский и мусульманский.

Теперь, на чем построен календарь у христиан, по сути, у римлян? Ответ, - На его величестве Солнце! Год, это, конечно же, один оборот Земли вокруг Солнца, - это 365 с хвостиком дней. День, понятно - от восхода до захода - 24 часа с хвостиком. Что интересно, что месяц никакого смысла в Григорианском календаре не имеет! Что это значит?

У ХРИСТИАН

Вы знаете, что у лета есть Имя Отчество и Фамилия? Июнь Июльевич Август! Почему я вспоминаю о лете? Потому, что июль, месяц июль связан с маленькой историей, которая показывает всю бессмысленность понятия МЕСЯЦ в Григорианском христианском календаре. О чем идет речь? Речь идет об одном из моих любимых анекдотов. Театр чукчей, уже смешно - да? Так вот, театр чукчей дает представление пьесу Вильяма Шекспира «Гай Юлий Цезарь» Теперь представьте себе сцена, раздвигается занавес, на сцене стул выходит чукча, закуривает трубку, минут двадцать медленно курит задумчиво курит, потом встает и говорит: «Моя Гая Юлия Цезаря!» Конец первого акта. Второй акт, на сцене уже два стула выходят два чукча, закуривают трубки, курят минут 20. Встает первый из них, вытаскивает трубку изо рта, кланяется и говорит: «Моя Гая Юлия Цезаря!». Встает второй чукча, и говорит: «Моя Марка Юниа Брутта!» - Конец второго акта. Третий акт, три стула, три чукчи, курят все как всегда. Встает первый, говорит: «Моя Гая Юлия Цезаря!» Второй говорит: «Моя Марка Юниа Брутта!» Встает третий чукча и говорит: «Моя Марка Юниа Брутта!» Тут первые два чукчи поворачиваются и говорят: «Как, говорят, и ты Брут?»

Вот такое переосмысливание классического сюжета немедленно приводят нас к тому, кто был первым, точнее стал первым императором Римской империи Гай-Юлий Цезарь. Понимаете, мания величия этому человеку была не чужда, как и многим другим историческим личностям. Он решил увековечить свое имя в веках и таким образом у нас появился одиннадцатый месяц.

Дело в том, что римляне делили год на 10. Вопрос, почему на десять? Ответ, потому почему специально для прапорщиков и вообще военнослужащих придумано делить круг на 400 градусов, а не на 360. Может быть, вы не знаете об этом, но есть такая мера деления, я когда служил и израильской армии, то обнаружил еще такую интересную вещь, что специально для военных, чтобы было меньше дробей придумали делить круг на четыреста градусов, а не на 360. Это не анекдот, поймите, то есть все вот эти анекдоты, что для прапорщиков помните «Московское время 13 часов 50 минут, для прапорщиков с электронными часами - 13 поделить на 50!» Поймите, это не анекдот - 400 градусов, есть такая мера, сегодня слава Б-гу отменили, хотя и не надеюсь, если судить по тому, как был сбит самолет «Эйр Сибирия» с израильтянами на борту - я не уверен.

Я о чем? Я о том, что, конечно же, деление на 10 особого смысла не имеет, просто для удобства. Потому, что делить на любое другое количество месяцев было бы просто затруднительно, а на 10 очень удобно, - десять пальцев на руке, все прекрасно!

Так вот, 11-й месяц был добавлен Гаем-Юлием Цезарем - ИЮЛЬ не безызвестный. Но племяшка был у Цезаря, звали его Актавиан Август. И когда была сказана эта историческая фраза, ну не в театре чукчей «И ты Брут?» Ну, просто Брут был другом детства, и, когда сенаторы полезли резать Гая-Юлия Цезаря, то так рассказывают историки, он пытался защищаться, но, увидев, что его друг детства вместе с сенаторами, то сказал он вот эту историческую фразу: «И ты Брут?!» и лег костьми. Дальше? Дальше Актавиан Август становится императором и говорит: «Как у моего дяди будет месяц, а у меня?» И вот так у нас появился месяц АВГУСТ. Но главный потерпевший, это, конечно же, ФЕВРАЛЬ! Дело в том, что он сказал: «Как, в моем месяце будет меньше дней, чем в месяце ИЮЛЕ?!» - В результате, в АВГУСТЕ тридцать один день. Зато куцым стал месяц ФЕВРАЛЬ, ну за все надо платить, господа. Если вы хотите иметь еще месяц и еще 31 день в нем, то кто-то должен за это платить, кто-то всегда крайний.

Так я о чем? Я о том, что, конечно же, в Григорианском календаре месяцы смысла не имеют.

У МУСУЛЬМАН

Зато у мусульман все как раз с точностью до наоборот. У мусульман, если у христиан все по Солнцу, то у мусульман все по Луне. У них по Луне месяц, у них по Луне день, и что самое обидное по Луне даже год.

Теперь, что они делают? Лунный год, господа, это 12 лунных месяцев. В лунном месяце 29 с хвостиком лунных дней и в лунном году получается 355 с хвостиком дней. Результат?! Вот помните, говорят склеротикам никогда не скучно. У них каждый день столько нового, ну столько нового! Так вы не поверите, но у мусульман в этом смысле, тьфу, тьфу чтобы не сглазить. Понимаете, их праздники подобно бедуинам кочуют по всему году. Это понимаете, каждый солнечный год праздник, извините, на 10 дней отстает. 355 вместо 365, это значит, что не добирают за год 10 дней, за 3 года это уже месяц, а за девять лет, он аккуратненько перекочевывает, например если он был осенью в лето, из лета в весну, а из весны и в зиму. Понимаете, никогда не скучно получается у мусульман.

Теперь, я к чему? Я к тому, что если вы думаете, что мусульмане или там римляне были глупые ребята, то вы ошибаетесь? А евреи были умными, то вы опять ошибаетесь. Просто, понимаете очень тяжело, практически невозможно сочетать Луну и Солнце, но когда невозможно, то это значит про евреев. Ну, вы же помните этот анекдот о выживаемости, ну когда ООН на отдельно взятые необитаемые острова поместила двух англичан и англичанку, двух французов и француженку, двух русских и русскую, и двух евреев и еврейку. Они решили посмотреть, а как они приспособятся к ситуации. Так вот через полгода, оказалось, что у англичан все сидели по разным углам, поскольку из забыли познакомить. У французов было все очень весело, и на вопрос как они устроились, они сказали: «Да очень просто, - одну неделю я муж, а он любовник, а потом мы меняемся и никаких проблем». У русских комиссия пришла в ужас. Мужики сидели с самогоном, как полагается, а женщины не было вообще. И на вопрос, а что у них собственно происходит, они сказали, - Да ничего! Колхоз! Вот я председатель правления, а он счетовод» А женщина? Какая женщина?! Когда они поняли, что от них хотят узнать, они сказали - Народ в поле! Где же ему быть народу?

Но самая конечно большая неожиданность ждала, конечно, на острове, где они оставили евреев и еврейку. Поскольку они обнаружили двух евреев и двух евреек. А поскольку остров был необитаемым, то они позволили себе немножко удивиться, но на их удивление евреи ответили: «Было трудно, но мы достали!»

Так вот, я о чем господа? Когда речь идет о невозможном, то я с полной ответственностью говорю, что речь идет о евреях. Это не мания величия, потому что календарь, по которому живут евреи последние 3,5 тыс. лет - это чудо в прямом смысле этого слова. И я дам просто маленькую справочку.

Дело в том, что еврейский календарь построен по Луне и по Солнцу. То есть, у евреев день и год - солнечные, а месяц лунный. Тем самым все имеет смысл. И день, и год имеют смысл. День, это поворот Земли вокруг своей оси. Год, это поворот Земли вокруг Солнца. А месяц, это от серпика до серпика Луны, до обновления Луны. Теперь, подождите, а корреляция? Ведь есть очевидные 10 дней. Я потому и сказал, что вы не подумайте, что римляне или мусульмане были глупые ребята, - не дай Б-г, просто тогда не было еще суперкомпьютеров и вести астрономические расчеты, которые позволили бы сделать стабильную, - календарь, который будет учитывать вот эти изменения, а там ведь с «хвостиками» не забывайте. Это смогли учесть только евреи. Как?! Ответа у нас рационального нет, потому что эта система требует расчетов, которые стали возможными только в ХХ столетии, никак не раньше. Теперь, о чем мы говорим? Мы говорим с вами о системе 19-ти летнего цикла. Семь раз за 19 лет у евреев добавляется один лунный месяц. И погрешность составляет на 2000 лет последние по-моему секунды. То есть, точность совершенно немыслимая совершенно по любому, как ни посмотрите. Я как бы и реабилитирую как бы и тех и других и мусульман и христиан с римлянами, они вовсе не были не дай Б-г глупыми. Просто, это какое-то чудо сделать календарь, который учитывал бы и Луну и Солнце и совместит их с такой невероятной точностью.

К чему я вас подвожу? К тому, что конечно же «10 дней, которые потрясли внутренний мир», тот самый внутренний. Это как раз 10 дней, являющимися разницей между лунным и солнечным годом.

К началу

Вернуться к началу конференции

 

р. М.М.Гитик

«Десять дней, которые потрясли внутренний мир».  ( Конспект лекции часть 2)

К тому, конечно же что 10 дней, которые потрясли Мир, тот самый внутренний, это как раз 10 дней являющиеся разницей между лунным и солнечным годом. Для того, чтобы понять их значение, что мы сейчас сделаем? Мы сейчас должны с вами чуть-чуть заглянуть в сокровищницу еврейской мудрости и вспомнить о том, что Солнце и Луна на иврите называются именами, которые имеют прямой смысл. В особенности Луна, замечательное название, так же как и на украинской языке «мисяц», это и месяц и мисяц и месяц и Луна. В иврите еще больше. Слово «Ходеш» - «месяц», и «ходеш» - Луна, но «ходешь» это еще и «новая», обновление - «хадаш». Именно так выбрали еврейские мудрецы - Луна символ обновления. Как старый израильский пехотинец, я могу свидетельствовать, поскольку у меня астигматизм, на всех курсах израильских десантников мне приходилось туго, когда шли ночные ориентирования, я просто хуже вижу, намного хуже вижу в темноте. Для меня это был вопрос просто жизни и смерти. Есть Луна, и какая она. Я помню, что после окончания курсов сержантов-десантников, это был 80-й год, я полгода чисто автоматически мог выйти с девушкой гулять, задирал голову вверх и первым делом проверял как там с Луной. У меня уже это было на уровне рефлекса. Так что про Луну я в этом смысле могу рассказать очень много. Так вот поймите, Луна не только заметно для глаза меняет свою форму, день от дня просто заметно для глаза, но еще более того, она никогда не появляется в одной и той же точке небосвода. Она движется совершенно ненормальным маршрутом по небосклону. Она не даром выбрана как символ нового, обновления там все время новое, ну как у склеротиков. Теперь, поймите, мы сейчас оценим мудрость еврейских аксакалов, которые совместили практически несовместимое. Солнце у евреев символ чего?! - Раз и навсегда заданного порядка вещей. Солнце на иврите - «шемеш» - «служка», слуга. То есть, это тот, кто безотказно служит верою и правдою. Обратите внимание, что Солнце появляется и заходит в одной и той же для нашего глаза точке небосвода. Нет, я знаю, что есть сезонные изменения летом и зимой, но глаз их не видит. Глаз их в принципе не способен наблюдать. В свое время в 1973 году, египтяне, приготовившись напасть на Израиль, использовали вот эту нашу ужасную способность не видеть. Что они делали? Они каждый день двигали свои орудия и войска на 2-3 метра вперед. 2-3 метра и наблюдатели просто все время смотревшие не могли этого заметить. С тех пор в израильской армии уже есть новость, наблюдателей меняют каждый месяц. И они каждый месяц меняясь, приходят и новыми глазами смотрят на то, что было, и могут сравнивать. И этот фокус у египтян уже не пройдет. К сожалению, они придумывают новое, но это уже не тема нашей сегодняшней беседы.

Так вот, Солнце в еврейской философии, символ раз и навсегда заданного хода вещей, то есть это символ стабильности, неизменности. В этом смысле это, конечно же, апологет, т.е. Солнце - символ неизменности. Луна - антипод, символ постоянных изменений. Теперь, если хотите, главный вопрос человеческой жизни, а как совмещать? Ведь, в конце концов, быть склеротиком, это не идеал. Постоянное обновление, это хорошо при условии, что мы стоим на твердом стабильном фундаменте. А иначе, попытки достраивать новые и новые этажи заканчиваются мало приятным способом.

Рассказывают, что однажды Усама бен-Ладен зашел вечером домой, и жена сразу закричала: «Усама - ужинать!» На что он ей пропел: «Сейчас, только близнецов уложу!» Так вот, о чем мы с вами? О том, что задача этих 10 дней, по сути своей, корреляция, совмещение лунного и солнечного года. То есть, постоянство и обновление! (5,01) Оказывается, евреи догадались давным-давно, что должно быть и то и другое. Но обновление требует постоянство, постоянство требует обновления. Одно без другого совершенно бессмысленно. Требуется и то и другое, но как их совместить это уже вопрос жизни и смерти. Так вот, еврейское решение как раз и дают 10 дней. И мы сейчас посмотрим через самый из последних 10-ти дней, он выделен в праздник, это наверно самый высокий в духовном смысле день еврейского года «Йом а-Кипурим». Его совершенно глупо и без основательно называют «День суда», это конечно же не день суда, это «День искупления». О чем идет речь?

Помните, мы отстаивали глупость позиции, в которой мы обращаемся к Судье и называем Его Папой. Потому, что нужно быть не очень умным человеком, чтобы рассчитывать, что Судья всего Мира будет делать нам протекцию в качестве судьи. Когда Он Судья, Он судит! Когда Он Царь, Он царствует! - Осуществляет свою власть. Но есть и день, про который рассказ следующим анекдотом.

На берегу стоит мальчик с флажком, мимо идет дядечка, - Мальчик, мальчик, а что ты делаешь? Дяденька, а вот сейчас проплывет океанский пароход большой, большой. Он капитан увидит, как я ему машу флажком, и он просигналит мне в ответ гудком. Ну, вы понимаете, конечно, что дядя мягко улыбается - ну ребенок, что возьмешь! И тут же мимо проплывает огромный океанский корабль, и там не просто отвечают, а там трубят во все трубы, там поднимают флаг, там такое начинается. Подняв, упавшую на грудь челюсть, дядя спрашивает, - А как это? А очень просто дяденька! Папа, капитан лайнера со мной заранее договорился.

О чем идет речь? Я еще один анекдот добавлю, и потом мы сможем подвести итог.

В еврейском доме, где девушка на выданье, раздается звонок, и папе предлагают замечательный шидух -сватовство. Говорит, юноша, сразу предупреждаю с изъяном, - он заика, в остальном умен, добр, богат, красив - все что хотите, но заика, если устраивает то… Он говорит, - устраивает пусть приходит, допустим, в 17.00. Ровно в 17.00 раздается звонок, входит действительно высокий, красивый, умный, юноша стоит в глазах прямо ум светится. И дальше начинается трагедия. Юноша ведь заика и он начинает зззззззззз….., где-то минут через 5 ему удается выдавить из себя зззззззздравствуйте! После чего прямо перед его носом отец будущей невесты захлопывает дверь. Уже через полчаса звонок и возмущенный устроитель этого сватовства говорит, - Ну я же предупреждал….! Да, но ты ведь не сказал, что юноша окончательный и бесповоротный глупец. Он говорит, - Ну почему ты так решил??? Ну разве же умный человек знающий о том, что 5 минут ему потребуется чтобы произнести ЗДРАВСТВУЙТЕ будет так поступать? Он должен был начать говорить без пяти пять ЗЗЗЗЗЗ… и в пять позвонить!

О чем эти два анекдота? Говорят мудрецы, что, конечно же, докричаться до Всевышнего можно в любой день года. Но не разумнее ли это делать по заранее договоренной дате. Они говорят так, - Весь год Царь принимает просьбы, но есть специальный день года, когда Он приезжает из своей столицы к вам в село для того, чтобы принять ваши просьбы. Вот именно об этом идет речь в эти 10 дней. Что еще? Понимаете ли, нужно быть самым умным молодым или не молодым человеком, чтобы заранее к этому не приготовиться. Это кстати смысл месяца 30 дней перед этими 10-ю днями, - все они отводятся на подготовку. И тот, кто их не использует, пусть не обижается, если перед его носом закроет дверь Всевышний.

К чему я вас подвожу? К тому, что день искупления, последний завершающий день декады это день, когда евреи используют как раз ту самую технику, о которой мы говорили и отвергли в Рош а-Шана. Это тот самый день, когда Всевышний говорит, - ПРОСИТЕ и получите! Так вот, этот день специальный день для просьб, это день кассационной жалобы. Ведь в Рош а-Шана вынесен приговор, но понимаете, протекция тоже чего-то стоит. И вот уже не в качестве Судьи и Царя, а в качестве ПАПЫ, Всевышний появляется в этот день в этом Мире. И Силы, которые были задействованы в этот день, силы которые идут, откуда? После дарования Торы на 40-й день евреи сделали «Золотого теленка». Я не имею в виду Ильфа и Петрова, я имею в виду, настоящего «Золотого теленка». Дальше? Дальше потребовалось много, много дней - более 80 дней и на исходе самого первого «Йом Кипура», 10 числа осеннего месяца Тишрея, Моше Рабейну снес с Неба прощение Всевышнего. То есть, вот этот Йом Кипур первый Йом Кипур было прощение Всевышнего. И с тех пор этот день используется евреями, чтобы просить прощения, это и называется День Искупления, хотите День Протекции. Каждый еврейский праздник имеет свою молитву, свою стратегию. В особенности эта стратегия проявляется в специальной молитве, которая называется «Мусаф», дополнительная молитва. Каждый праздник, кроме обычных молитв имеет еще дополнительную молитву, которая отражает суть праздника. Но Йом Кипур не просто уникален, он сверх уникален. Он имеет не просто добавочные молитвы. Вы знаете, что у евреев три молитвы. Это утренняя, послеполуденная и вечерняя. В Йом Кипур добавляется целая новая молитва, совершенно уникальная, ни с чем не сравнимая и ни на что не похожая. Эта молитва называется «Молитвой запирания», «Тфилат а-Неила». Неила - запирание, манъуль это замок. И поскольку она настолько индивидуально связана с этим днем, то она лучше всего отражает суть этого дня, а через суть этого дня, который завершает эту декаду, мы и поймем смысл всей этой декады, всех этих 10-ти дней.

Так вот, эта молитва как стратегия в ней используемая лучше всего может быть объяснена с помощью знаменитого советского мультика. Я думаю, что его до сих пор крутят, потому что он действительно был очень славным. Речь идет о муравье, который сломал ножку, - Я инвалид, ножка болит, солнышко скроется, муравейник закроется. Он обращается ко всем зверюшкам, птичкам - и, в конце концов, вовремя попадает в муравейник до захода солнца.

Теперь, вы не поверите, но это про наш с вами еврейский праздник Йом Кипур. Именно так, практически делают и евреи, основная суть еврейской «Молитвы запирания» и потому она и называется «Молитвой запирания». Открой и впусти нас в момент, когда закрываются ворота. Отсюда идет «Молитва запирания», это молитва запирания «Ворот милосердия». Вот этот день специально дан, для того чтобы мы просили прощения, и Всевышний мог бы сделать нам протекцию и последняя молитва, завершающая молитва этого дня, а день у евреев заканчивается с заходом солнца. И это настолько важная молитва, что я хочу сейчас все выше пересказанную философию, все-таки мы как с чего начинали с того, что все еврейские праздники вообще все, что у евреев это для одного меня, а более точно для одного моего личного счастья. И, следовательно, я просто обязан как честный человек перевести всю эту философию на наш с вами простой каждодневный язык. В чем и какой смысл все вышесказанное имеет здесь сегодня для меня. Сейчас мы это сделаем. Но для этого мне потребуется буквально еще одна. Тем не менее философская штучка. Дело в том, что в кодексе еврейских законов. Представляете, вот что-то такое сухое, ну все еврейские законы…он написан в XVI веке знаменитым еврейским мудрецом раби Йосефом Каро, он родился в Испании, жил в Цфате, середина, первая половина XVI столетия. И вот он записал все еврейские законы в одном произведении, называется «Накрытый стол» - «Шульхан А-Рух», ну как бы все готово для еды, только открывай и читай, как нужно кушать и вообще вести себя за столом. Если считать этот Мир столом, а себя потребителем Мира. Дальше. И в принципе это отвечает тому, что мы ожидаем от этой книги. Книга действительно сухо, точно и жестко излагает законы иудаизма, но есть и несколько исключений. Одно из них в частности касается Йом Кипура, а именно молитвы последней и сугубо определяющей молитвы «Неила». Раби Йосеф Каро в справочнике обо всех еврейских законах дает совершенно романтический образ. На совершенно сухой вопрос, когда начинают молитву «Неила», последнюю молитву Йом Кипура. Это молитва, которая завершает этот чудесный день, он дает ответ ну ни как не ассоциирующийся с сухим законом, не в смысле выпивки, а в смысле с сухим содержанием. Так вот, то что он говорит, звучит так, - Молитва «Неила», молитва Запирания следует начинать молиться когда солнце касается макушек деревьев. Нет, как поэтический образ, - я «за»! Но извините, как руководство к действию….? Что Он от нас хочет? Так вот, для того, чтобы это объяснить мы сейчас с вами вспомним еще одну историю, на этот раз историю из Вавилонского Талмуда, очень странную историю, мы из нее извлечем только то, что нам нужно. История говорит о персонаже, я боюсь его назвать по-другому, хотя он посмертно получит звание раввина, самое высокое звание учителя у евреев, но персонаж был знаменит тем, пишет Талмуд, что не было в мире проститутки, которую он бы не оделил своим бы вниманием. Я выражаюсь мягко. - Талмуд жестче. Пошли дальше.

Однажды услышал Элеэзер бен-Дурдай, так звали этот персонаж о какой-то проститутке, которая брала за визит совершенно немыслимую цену, - целый кошелек с деньгами. Кто немножко знает историю, - деньги были величайшая редкость. Кошелек с деньгами, это совершенно сумасшедшие деньги, не мыслимые. Короче, он тут же, видимо был очень темпераментный мужчина, собирает нужную сумму и бежит к этой проститутке. А дальше, - это все-таки Талмуд, а не Декаммерон Боккаччо, - дальше начинается совершенно странная история. Во-первых, он заходит и проститутка эта, и это видимо не совсем просто так проститутка, не дождавшись даже «Здравствуйте!» или еще чего-нибудь, говорит ему: «Элеэзер бен-Дурдай…, - ну, допустим, она могла услышать где-то его имя, все таки его имя бежало перед ним, ну допустим - так же, продолжает она, - как дыхание от слов моих произносимых, никогда ко мне не вернется, вот так же и твое раскаяние (а у нас как раз 10 дней, помните чего?) вот так же и твое раскаяние не будет принято на Небе!». Дальше написано, Элеэзер бен-Дурдай, проникшись по- видимому всем этими словами, это было как-то очень эмоционально сказано, выходит, садится на пригорок ближайший, и начинается очень интимная внутренняя трагедия. В результате этой трагедии, а меня интересуют некие аспекты этой трагедии, он просто кладет голову между колен и выплакивает, я цитирую буквально Талмуд, свою Душу.

Как это выплакать свою Душу, это отдельный вопрос. И в тот момент, когда он умирает, Душа его рассоединяется с телом, говорит величайший духовный авторитет того поколения Раби Йоханан бен-Закай, что есть евреи, которые работают ради будущего Мира всю жизнь, а есть те, которые попадают туда за одну минуту. Но мы снова сейчас все это не обсуждаем, меня интересует то, что я вам еще не сказал про эту историю. Дело в том, что он как бы это на первый взгляд, поэтическая безысходность, ну поэтически обрисованная безысходность. Он обращается к горам, потом к Небесам и говорит им приблизительно следующее, - Горы войдите в мое ужасное положение, - это уже немножко похоже на муравья из сказки с поломанной ножкой, и вы сейчас увидите это прямо связано с темой нашей беседы, и говорит, - Хоть вы замолвите за меня словечко там не Небесах! И до сих пор все О’Кей, только дальше начинается совершенно странная вещь, потому что горы ему отвечают. А это уже диагноз! Понимаете, если вы обращаетесь к горам, - это поэзия! Но если горы вам отвечают, - то это уже извините, две копейки и «Скорая помощь»! Теперь, ну это же Талмуд, господа! Талмуд, как и вся Тора ничего не говорит в лоб. Это, если хотите, поучающая притча. И еврейские мудрецы, если вы слышали о Раши, то это его внуки и их ученики и потомки в течении 250 лет писали комментарии на Талмуд. Их называют «Тософисты» балея-тософот они добавили к комментарию своего знаменитого дедушки Раши. И вот они в комментарии дают одну строчку, они пишут так, - Он представил себе, пишут они, что горы и небеса ему ответят. В чем смысл комментария? Ответ очень важный, то, что они здесь сказали, можно докторскую степень по психологии получить. Ну, сами посудите, нет более инертного существа, чем человек. Чтобы я себя на что-то подвинул, это сумасшедшие усилия, которые, как правило, ни к чему не приводят. Ну, вспомните, как тяжело человеку избавиться от дурных привычек, например от курения. Насколько немыслимо тяжело вообще поменяться. И оказывается, ну так рассказывали мне знающие люди, что есть один способ очень способствующий, например, бросанию курить. - Это дать человеку увидеть и понюхать хорошо созревший рак лёгких, говорят, очень способствует. Моя жена в свое время закончила в Москве в 1979 году акушерскую школу, так вот их 17-летних девчонок как-то повели на поздний аборт и когда начали вытаскивать ручки, ножки, головку - то девочки, я не знаю, соблюли они потом или нет, - поклялись, что они по крайне мере на это не пойдут. На эти убийства страшные, с расчленением еще. Визуальная вещь она очень действует на человека. Мы на столько доверяем своим глазам, это производит на нас такое впечатление, что оказывается, мы можем этим пользоваться в хорошем смысле этого слова. Понимаете, что с точки зрения комментария этих тософистов, сделал это Элеэзер бен-Дурдай? И за что ему посмертно дали звание учителя? Очень высокое звание, которое множество еврейских мудрецов не получало в Талмуде. Понимаете, он научил нас одной тривиальной вещи, чтобы себя немножко сдвинуть с места, надо, наверное, очень сильно испугаться. - Очень зримо представить себе безысходность ситуации, в которой ты находишься и тогда есть шанс, что ты подвинешься.

Поймите, вот эта «Молитва Запирания» она вся построена на одной единственной идее, на зримости того, что вот сейчас запираются «Ворота милосердия», «Ворота прощения». Если ты сейчас туда не попадешь, хоть через протекцию. Помните, такой старый советский анекдот о том, как уезжает еврей в Израиль с попугаем. Ну и как бы, таможенники его, понятно, достают, приводят ему эту статью и ту статью и говорят, что живого попугая нельзя, - вот, пожалуйста, чучело, вот пожалуйста тушка. Тут уже не выдерживает попугай и говорит, - Слушай, говорит, - хоть чучелом, хоть тушкой, но отсюда надо канать!

Я к чему? Я к тому, что понимаете, очень важно в эти ворота попасть хоть как, хоть вползти, хоть как, но проникнуть, потому что это не шутка, потому что это может кончиться смертным приговором. А извините, - Никто не хотел умирать! И когда Раби Йосеф Каро, говорит о том, что эту молитву следует начинать в тот момент, когда солнце касается верхушек деревьев, - понимаете, он не дает поэтический образ. Он дает нам зримость!

Понимаете, солнце уже касается верхушек деревьев, на широте Израиля это значит, и это я помню в качестве новоприбывшего, меня сводило с ума. Если вы приедете туда это будет сводить вас с ума по крайне несколько месяцев. Потом, когда впервые уехал из советской России в 1977 году и впервые я вернулся в 1990 году в первую такую московскую Йешиву, это было в свое время на улице Звенигородской в Кунцево. Я помню, что совершенно сходил с ума. Вот так же новоприбывшим я смотрел на солнце и через 20 минут уже было темно - это же почти Экватор. И вот я возвращаюсь в эту Россию летом, представляете в Москве, смотришь на солнце, думаешь ну еще минут 20-ть и уже темно. Проходит 20 - 40 - 2 часа, а оно все не садится. А когда я был в Питере, - оно вообще не садится - с ума сойти. Есть такой Алахический вопрос, - на Крайнем севере. Так вот есть там Алахический ответ, а евреям не надо жить не Крайнем севере! Ну ладно, мы сейчас о чем? На самом деле есть ответ, что надо делать на Крайнем севере, есть несколько вариантов, - например ближайшая еврейская община, где солнце да заходит, можно жить по ее времени. Но суть сейчас в чем?

Когда Йосеф Каро дает нам зримый образ, он понятно играет в те же ворота, что вся молитва. Вся задача этой добавочной молитвы дать нам зримый образ безысходности. Заставить нас хоть капельку испугаться, за себя за свою жизнь. - Ну за что-то надо переживать и сдвинуться хоть на миллиметр в сторону духовности, в сторону раскаяния, в сторону ответа и возвращению к источнику.

Теперь мы уже готовы во всеоружии ответить на вопрос в чем смысл этой декады? В чем смысл этих 10 дней? Эти 10 дней, мы сказали, - стыкуют год солнечный и год лунный. Солнечная колея, это колея неизменности, это фундаментальность, это основа. Лунная колея, это обновление. И когда я говорю колея, я подразумеваю что обновление оно всегда на постоянном фундаменте. Нельзя надстраивать этажи, не имея серьезного фундамента. Это закончится как в анекдоте про Усаму бен-Ладана. Таким образом, мы получаем совершенно потрясающее объяснение этим 10-ти дням. Почему они те самые, которые должны потрясти внутренний мир человека? Потому что концовка этих дней, это последний поезд, который уходит из года солнечного в год лунный. Десять дней, отделяющие 365 дней солнечного года, когда они истекают, это последний шанс на обновление. Это последний шанс успеть в 355 дней лунного года. И если мы эти 10 дней не используем, мы не используем последний поезд, который уходит на исходе Йом Кипура, то следующего может не быть. Потому, что кто вам гарантирует, что вы доживете до следующего Рош А-Шана. Но даже если он будет для вас следующий Рош А-Шана, так это еще год ждать. Сразу надо сказать следующее, что в силах человеческих и еще поэтому Элеэзер бен-Дурдай получил посмертно звание раввина. Тут очень важен еще один момент, вы помните в Гайдаевской «Бриллиантовой руке» главный герой Никулин, говорит очень трагические слова, - На его месте должен был быть Я! На что ему отвечают - напьешься, будешь! Вы помните, он принимает пьяного… Теперь наши переживания другому человеку, сопереживания во многом и в основном связано с нашим ощущением близости к нему. Ведь почему главный герой в фильме Гайдая «Бриллиантовая рука» так сочувствует, потому что он понимает, что вроде бы, и он очень беспокоится за свою жизнь, хотя он и Семен Семенович, но он очень беспокоится.

Так вот, Элеэзер бен-Дурдай и вообще вся молитва и вообще все идеи, которые вы сегодня слышите, их единственное назначение, и тут мы спускаемся с Небес не просто на Землю, а на свою Землю. Все это не более чем попытка объяснить нам как работают наши внутренние механизмы, механизмы нашего внутреннего Мира. Все идеи, которые мы сейчас затронули - они по сути имеют одно единственное назначение, помочь нам правильно распределять силы на дистанции длинною в год. Потому, что рельеф еврейского года, есть подъемы, есть падения и есть вот эта 10-ти дневка, равной которой нет. Это не финишный спурт, это как раз середина года, это центр тяжести. Это тяжесть тех судьбоносных решений, от которых зависит все остальное. И это главный вопрос, поймите быть или не быть, это следующий вопрос и кем быть и сколько зарабатывать, а первый и главный вопрос - жить или не жить. И вот эти 10 дней посвящены только этому вопросу. Только возможности пересмотреть, переиначить, уйти из заданной колеи в другую заданную колею и это тоже очень важно. Речь не идет о том, что мы с вами можем меняться все время и постоянно, дай Б-г, но настоящие и коренные изменения нам дают специальные духовные силы в эти 10 дней. Все эти 10 дней уходят поезда со станции «Солнце» на станцию «Луна» из станции «Константность» в станцию «Счастливые перемены». И не использование этих 10 дней по назначению переводят нас не просто в те же самые рельсы и в ту же самую траншею, это значит что мы не получим помощи… Я приведу вам маленький пример.

Был однажды еврей высочайшего духовного уровня, о чем свидетельствует то, что он, не нуждаясь в вызове «Скорой помощи», тем не менее, слышал те вещи, которые мы с вами не слышим. Называется у евреев «Эхо Синайского откровения». Звали этого еврея Элиша бен-Абуя и однажды, когда он в Шаббат который был еще Йом Кипур, т.е. самый выделенный еврейский день, ехал на лошади мимо синагоги, то он услышал как бы голос с Неба, который провозглашал: «Все уважаемые евреи приглашаются вернуться к эталону, пересмотреть свою позицию и перейти на более высокий уровень, кроме Элиши бен-Абуя, - т.е. кроме него самого!» Поймите, это не дай Б-г не означает, что он не должен. Это означает, что ему придется делать без помощи. То есть, все приглашаются, всем будет оказана помощь, его не приглашают, но это не значит, что он не должен меняться. Это значит, что он должен делать это своими силами. Это тоже возможно, но очень тяжело. То есть, все дни года тоже позволяют уехать, перейти и измениться, но очень тяжело без помощи своими силами. Глупо и преступно, в духовном смысле не использовать эти 10 дней. Они специально выделены для возвращения, для ответа, для того, чтобы взглянув на свой эталон, для сожаления о том, что ты еще не там не на верху. Какие у нас вопросы, господа? Давайте коротко резюмируем все, что мы сказали. (30.04)

Мы начали с вопроса о еврейской точке зрения на время, на мир, на календарь. Мы сказали, что еврейская точка зрения видит во времени выстроенность подобно выстроенности пространства этого Мира и изменения только внутри человека. И мы обнаружили, что есть специальная декада в еврейском календаре, которая вся целиком посвящена одной единственной вещи - духовному обновлению человека, переосмысливанию, переиначиванию.

При этом оказалось, что Рош а-Шана это ни какой не еврейский «Новый год». Рош а-Шана это как раз день, где мы нос к носу встречаемся с теми чаяниями с теми надеждами, которые возлагает на нас Всевышний. И если вот после этого дня мы все-таки не меняемся, то нам дают еще один самый последний шанс, который называется «День искупления». И в этот самый последний день нам дается самый последний из самых последнего шанса, это та самая молитва, которая начинается с того момента, когда совершенно зримо солнце касается верхушек деревьев. Главный практический урок из всего выше слышанного. - Нет более инертного существа чем человек. и требуются немыслимые эмоциональные затраты, чтобы сдвинуть себя. Чрезвычайно важным подспорьем является зримость, представимость.

Если мы с вами, господа, наделены фантазией, то это вовсе не для того, чтобы представлять себе, как это делал незабвенный Остап, какие-то хрустальные совершенно глупые вещи типа полмиллиона мулатов и все в белых штанах, помните, в Рио-де-Жанейро. Нам дана фантазия для того, чтобы зримо представить себе то, что ожидает нас в случае неправильности, в случае неподчинении голове тела, потому что идея Рош а-Шана, - это идея, «умная голова дураку досталась». Это идея, где, понимаете ли - знаю, но поступаю наоборот, потому что уж очень хочется поступить наоборот. Так вот, противостоять собственному желанию можно с помощью очень нехитрой вещи, с помощью фантазии. Просто представить себе, а как выглядит хорошо созревший рак легких и говорят, очень способствует бросанию курить. Просто представить себе, что свинина, которую мы едим сегодня, еще, по крайне мере, 15 лет будет присутствовать в нашем организме, потому что есть клетки, которые меняются только один раз в 15 лет, а есть, извините клетки, которые вообще не меняются. И т.д. и т.д. и т.д. О’Кей! Если нет вопросов, то мы более менее завершили.

К началу


Вернуться к началу конференции


 

 

По  всем вопросам  просим обращаться

к  Борису Соболеву (Иерусалим)  etora@inter.net.il