Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Нам

Фильмы Вильяма Фридкина заставляют иначе взглянуть на «легкие» жанры искусства кино - боевики и триллеры…

КАМЕРТОН, ЧТОБЫ НАСТРОИТЬ РЕАЛЬНОСТЬ

Михаль Арье, журналист

Кинокритики по-разному оценивает творчество американского кинорежиссера Вильяма Фридкина. Сторонники «спокойного» развлекательного кино считают, что в его фильмах «слишком много стрельбы». Эстетствующие поклонники «глубокой и утонченной» драматургии упрекают - в намеренном «снижении собственного уровня». Работает, дескать - на потребу толпе… Но все отмечают, что на голливудском небосклоне сегодня Фридкин - одна из наиболее ярких и примечательных фигур.

Он создал немало фильмов. Это в основном - боевики и триллеры (если не считать, например, психологическую драму «Двенадцать разгневанных мужчин»).

Снятые им киноленты зрелищны, остросюжетны, насыщены погонями и трюками, способными пощекотать нервишки любителей «нестандартных» ощущений. Но что из этого следует? Жанр - лишь стилевой определитель языка, на котором автор произведений разговаривает со своей публикой. Точкой отсчета в индикации ценности авторской продукции становится то, о чем он говорит и как он это делает.

В самом деле. Увлечение «детективом», само по себе - не лучше и не хуже любого другого пристрастия. Важна - цель. Одно дело - детективная история, открывающая людям глубины человеческой психологии, будоражащая мысль и воображение. Другое - поднимающая с самого дна людской сущности «животные» инстинкты и возбуждающая нездоровое любопытство, не более того. И «валовое» производство на голливудской «кинофабрике» боевиков, смакующих темные стороны жизни, отдадим себе в этом отчет, не может бросить тень на весь жанр.

- Еще в детстве я боялся, что в нас больше зла, чем добра, - рассказывает о себе Вильям Фридкин. - И этот страх живет во мне и поныне. Вера в Творца помогла мне найти ответы на многие вопросы…

Это признание - ключ к некоторым тайнам его режиссерского творчества. Начинаешь понимать, например, почему Фридкину так важна именно массовая аудитория, та самая «толпа», которая любит смотреть боевики и триллеры. И поначалу, быть может, не осознает, что киноленты Вильяма Фридкина не вмещаются в рамки «адресованного среднему классу, развлекательного» кино…

Его фильм «Правила боя» (2000 г.) в прокате числят «боевиком». С этим, безусловно, нельзя не согласиться. Картина, особенно ее первая часть, действительно наполнена стрельбой и опасными ситуациями, требующими от персонажей неординарной смелости и даже - героизма. Но во второй части боевых действий почти нет. Вместо того, авторы фильма вовлекают нас в весьма тонкое психологическое исследование

Вкратце перескажем сюжет.

…В маленькой исламской стране на Ближнем Востоке - мятеж. Ситуация обостряется настолько, что под угрозой - жизни сотрудников американского посольства, самого посла и его семьи (жена и малолетний сын). Операцию по спасению американских граждан возглавляет немолодой, опытный и закаленный в боях полковник (исполнитель роли - Томми Ли Джонс) морского пехотного корпуса армии США - герой войны во Вьетнаме. В его небольшом отряде - проверенные, надежные пехотинцы. Некоторые из них вместе с полковником прошли школу настоящей, трудной войны и связаны с ним прочными узами мужской дружбы.

Задание полковника - спасти людей. И, как напутствует его высший командный состав - «никакого насилия».

Отряд появляется на арене действий в самый разгар беспорядков. На месте полковник обнаруживает, что нападающие, сгрудившиеся у ворот американского посольства - не просто толпа безоружных или вооруженных камнями людей. Он видит прячущихся за строениями вражеских снайперов, пулеметы, из укрытия нацеленные на здание посольства и на пехотинцев американского отряда спасателей.

Противник открывает стрельбу. Смертельно ранен один из участников спасательной операции. Чтобы сохранить жизни своих людей и сотрудников посольства, полковник вынужден отдать «крамольный» приказ - вступить в перестрелку…

Далее события развиваются по сценарию, до боли знакомому израильскому зрителю. Руководители бандитских группировок - организаторы мятежа в маленькой исламской ближневосточной стране на весь мир затевают скандал. Мол, вооруженные американцы, нарушив границы суверенного государства, напали на мирных жителей. Пострадали ни в чем неповинные дети и т.д. и т.п.

В родной Америке полковника, с риском для жизни буквально вырвавшего своих сограждан из лап смерти, ждет не награда, но - отстранение от занимаемой должности и скамья подсудимых.

Это и есть вторая часть фильма, которую без преувеличения можно было бы назвать «хождением по мукам». Кристально честного человека, верного отчизне «служаку», называют - «убийцей». Обвиняют в склонности к насилию и в «кровожадности»…

К всеобщему удовлетворению, особенно - сострадающей полковнику публики, у киноленты - счастливый финал. Верные друзья помогают полковнику восстановить справедливость. Его признают невиновным, возвращают воинские регалии и перед строем торжественно прикалывают на грудь наградной знак…

Это - основная фабула фильма. Но заглянем в его более глубокие слои.

Одним из первых из голливудских режиссеров (фильм снят еще до трагедии 11-го сентября) Вильям Фридкин ставит перед зрителем непростой вопрос: что такое истинный гуманизм?

Теперь, когда в мире громко и внятно заговорили о реальной угрозе исламского террора, официальные позиции, быть может, немного сместились. Но и сейчас, всегда ли мы знаем наверняка, где пролегает граница между высокоморальной человеческой чистотой, выраженной в стремлении - защитить (конкретных людей, отечество, мир) и проявлением самых темных сторон человеческой природы, культивирующих безотчетную ненависть к отдельным представителям рода человеческого и целым народам, взращивающих желание - убивать.

Если бы мы сумели по-настоящему ощутить эту границу, осознать эту разницу, мир мог бы стать иным. И добра, справедливости в нем было бы гораздо больше.

Без преувеличения скажем, что Фридкин, безусловно - романтик. И тема всех его фильмов одна - поистине «рыцарское» противостояние злу. Везде его главные персонажи по всем своим проявлениям - почти классические «Робин Гуды»: дорожащие честью и неподкупные, открытые и преданные делу, смелые и решительные, сильные духовно и физически… Именно таков полковник в фильме «Правила боя», таков детектив Джимми Дойл (актерская работа Джина Хэхкмена) - герой одной из лучших кинокартин Фридкина «Французский связной» (1971 г.), получившей «Оскара» сразу же в двух номинациях: «лучший фильм года» и «лучшая режиссерская работа».

Исключение составляет, пожалуй, «Двенадцать разгневанных мужчин» (1997 г.). Но лишь в том, что главного действующего лица, как такового, здесь нет. Юноша на скамье подсудимых на героя - «не тянет». Он подозревается в убийстве, и упорно отрицает свою вину. И присяжным - людям без юридической подготовки, людям разных профессий и обладающим разными человеческими качествами (в ролях - Осси Дэвис, Джек Леммон, Эдвард Джеймс Олмос, Тони Данза и др.), выслушав свидетельские показания, предстоит решить его судьбу. Некоторые из них готовы на бездоказательное оправдание, лишь бы не совершить роковую ошибку, не осудить невинного. Другие склонны - «пресечь», даже если эта мера пресечения камнем ляжет на совесть. И снова - все тот же лейтмотив: где та грань, отыскав и обозначив которую можно отстоять справедливость, где камертон, позволяющий с достаточной степенью достоверности определить «тональность» реальности?..

Тема убийства, так или иначе, возникает и в других фильмах Вильяма Фридкина. Но не потому вовсе, что его привлекает «насилие» само по себе, притягивающее к экранам миллионы жаждущих «страшилок» зрителей. Подобно хирургу, режиссер смело препарирует мутную сущность индивидуумов, чтобы отделить добро от зла, понять, почему в нашей жизни так много жестокости и найти способы излечения общества.

Теория, согласно которой «монстры рождают монстров» - слишком простое, плоское, поверхностное объяснение феномена распространения зла, - констатирует Фридкин в своем новом фильме «Загнанный». - Мы должны проявлять осторожность даже в самых добрых своих побуждениях. Ибо ростки добра, попадая в пространство искаженной действительности, способны трансформироваться в зло.

В роли «искаженной действительности» в фильме - страшные по своей жестокости бои в Косово. Попав в эту «мясорубку», американский спецназовец (актер - Бенисио Дель Торо) сходит с ума. И, вернувшись в Америку, становится серийным убийцей. Отчаявшись поймать преступника, силы правопорядка призывают на помощь наставника бывшего спецназовца (роль учителя играет актер Томми Ли Джонс). Это он в свое время готовил парня в защитники отечества. Это он научил юношу - искусству ведения боя и так «пригодившейся» ему впоследствии «неуловимости».

Учитель вступает с учеником в нелегкий поединок. Эта затяжная баталия трудна для него не только физически, но и - морально. Ему кажется, что именно он виноват в том, что случилось с его обезумевшим учеником. Так ли это?..

Интересно отметить, что первым учителем самого Вильяма Фридкина в практической деятельности был всемирно известный Альфред Хичкок, признанный король «элитарных ужастиков». Он раньше других разглядел в начинающем режиссере подлинное дарование. И взял безработного тогда молодого Вильяма на свой сериал - «Час Альфреда Хичкока». Впоследствии, приступив к созданию собственных лент, Фридкин не принял из рук учителя эстафету «эстетики человеческих страхов». Но приобретенное профессиональное мастерство, опыт работы с не слишком порой привлекательным материалом - остались

Вильям Фридкин снял двадцать четыре фильма. И, как бы ни расценивали его творчество критики, всем очевидно, что мы имеем дело с человеком, бесспорно, талантливым, умеющим заинтересовать, заинтриговать зрителя и разговаривать с ним на простом, доступном языке. Его произведения, о чем бы они ни рассказывали, в сущности - концентрат человеческой доброты, мечты о прекрасном будущем, где хорошее побеждает дурное.

Созданное Фридкиным кино убеждает: этот режиссер отыскал свой камертон, позволяющий ему взять верную тональность и на свой лад настроить воплощенную на экране реальность…

Иерусалим