Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Нам

Многие полагают, что сам факт, что работа выставлена в салоне одного из самых известных в мире аукционов - «Сотби», предполагает наличие знака «высшего качества». Но «Сотби» - не музей. Это - коммерческое предприятие…

НА ИЗЫСКАННОСТЬ - НЕ ПРЕТЕНДУЕМ…

Дана Гилерман

Предварительная демонстрация произведений искусства израильских мастеров состоялась в тель-авивском филиале всемирного известного аукциона «Сотби» в самом начале этого (2004) года. Теперь они выставлены на продажу в Нью-Йорке, где израильское отделение впервые проводит свой аукцион

Решение о перемещении торгов за границу частично спровоцировано снижением спроса на предметы искусства на израильском рынке. Но связано это и с надеждой, что еврейские коллекционеры Америки, которые опасаются сейчас ездить в Израиль, проявят интерес к израильскому искусству и начнут приобретать картины, скульптуры и фотографии.

Как и на предыдущих торгах «Сотби», в этом году представлены классики израильского пластического искусства: Реувен Рубин (его работа 1920-х годов, хранится в коллекции Еврейского Музея в Бруклине), Йосеф Зарицкий, Иехезкель Штрайхман, Мордехай Ардон, Самуэль Бак, Моше Купферман и другие.

Украшением экспозиции стали произведения еврейских мастеров Парижской школы - Мане Каца и Марка Шагала.

В числе авторов среднего и молодого поколения - Авива Ури, Рафи Лави, Нурит Давид, Циби Гева, Меир Пичхадзе и другие.

Экспонируются на аукционе и произведения новых для широкого зрителя, малоизвестных художников и скульпторов. В Нью-Йорке ценители искусства смогут приобрести скульптуру Сигалит Ландау «Кровоточащие розы», оцененную в 18 тысяч долларов. В предварительном показе в Тель-Авиве этой работы не было - в то время она экспонировалась на выставке «Арт-фокус» в Иерусалиме. Или, к примеру - уникальный веер Иегудит Саспортас, начальная цена которого 10 тысяч долларов.

Особое место в экспозиции отведено художественной фотографии. Этот вид искусства приобретает все большую популярность на международных торгах. На аукционе «Сотби» он представлен впервые.

Мы очень долго готовились к этому аукциону, - говорит глава тель-авивского офиса «Сотби» Мордехай Сигаль, - потому что, планируя новую экспозицию, поставили перед собой достаточно трудную задачу: продемонстрировать публике лучшие образцы и классического и современного израильского искусства. В выборе авторов у нас, безусловно, есть свои незыблемые критерии.

Мы сотрудничаем только с художниками и скульпторами высокого профессионального уровня. При том, что молодые авторы, как правило, еще не имеют широкой известности, среди них мы выбирали тех, чьи работы выставлялись за границей и имеются в зарубежных коллекциях. На нашем аукционе демонстрируются их лучшие творения.

Хотелось бы подчеркнуть, что, составляя экспозицию, мы не стремились показать, что происходит сегодня в искусстве Израиля. «Сотби» - не музей, это - коммерческое предприятие. Мы не претендуем на «изысканность» нашей коллекции, ибо в выборе произведений для выставки ориентируемся, прежде всего, на покупательский спрос

И в самом деле. Скажем, Мероми известен своими инсталляционными композициями. Но здесь, в экспозиции «Сотби», он представлен одной работой - фотографией. Так же, фотографией, заявляет о себе на нью-йоркском «Сотби» Галь Вайнштейн. Посетители павильона не увидят в новой коллекции его работ из созданной им за последнее время серии портретов из стальной стружки.

Предварительный показ работ израильских мастеров в Тель-Авиве явно разочаровал тех, кто полагает, что аукцион «Сотби» должен быть «визитной карточкой» Израиля и продемонстрируют всему миру уровень современной израильской живописи, скульптуры, фотографии и декоративно-прикладного искусства. Но руководство «Сотби» позаботилось, главным образом, о прибыльности мероприятия, ориентируясь на вкусы публики, которая реально сможет по высоким ценам приобрести произведения.

Мы знаем, например, - продолжает Мордехай Сигаль, - что среди зарубежных коллекционеров - немало поклонников творчества Лави. Многие без ума от произведений художников нового поколения… Раньше, когда люди не боялись посещать Израиль, зарубежные коллекционеры постоянно бывали в центральных израильских городах и проявляли большой интерес к еврейскому искусству. Со своей стороны, мы обрели нужные связи. Задолго до того, как мы отправили коллекцию в США, наши сотрудники провели рекламную компанию, в том числе, и основанную на личных контактах. Значительное число американских дилеров выразили готовность участвовать в аукционе. На них мы возлагаем большие надежды. То есть хорошая база для работы в Нью-Йорке и определенное количество клиентов у нас уже есть… К тому же, на этот раз в предоставленных нам залах мы запланировали проведение израильских культурных мероприятий, которые привлекут к нашей экспозиции новых людей…

Ведущие израильские искусствоведы тревожатся о том, что стремление угодить вкусам американской еврейской общины, представит миру израильское искусство в невыгодном свете. Что ж, когда речь заходит о торгах, опасения такого рода, как правило, не безосновательны. К примеру, израильское отделение «Сотби» охотно берет для реализации работы Арихи. Большинство его картин рассчитано на «среднестатистического» любителя живописи (и они пользуются спросом), но по-настоящему оригинальных произведений у него - единицы. Да и в целом на аукционе по большому счету нет ни одного яркого, истинно самобытного, отражающего особенности израильской культуры и действительности, произведения.

Составителям экспозиции выездного израильского отделения «Сотби» пришлось решать трудную задачу. Как разместить в одном аукционе произведения различных направлений и школ, работы разных периодов?

На традиционных международных торгах принято устраивать «целевые» выставки, посвященные, скажем, какому-то определенному периоду. Бывает, что на них демонстрируют только импрессионизм или - работы представителей одной школы. Но для Израиля, куда съехались художники из разных стран (каждый, со своим представлением о пластическом искусстве) это - проблема.

Уже на первом этапе проведения торгов выясняется, что это будет, скорее всего - благотворительное мероприятие, участниками и клиентами которого станут люди, стремящиеся выразить солидарность с Израилем. Наверное, правильнее было бы выставить работы израильских мастеров на каком-нибудь из постоянных аукционов «Сотби» в Нью-Йорке. К примеру, подборка произведений, созданных израильскими художниками за последние 15 лет, выигрышно смотрелась бы на торгах, посвященных современному искусству разных стран мира. Пользы было бы больше.

Самая, пожалуй, удачная идея устроителей выездного аукциона - проведение в Нью-Йорке, одновременно с открытием торгов, недели Израильской культуры. В рамках этого мероприятия в университетском киноцентре «Кантор» два дня демонстрировались израильские документальные фильмы. На территории, где развернулась экспозиция, прошел семинар «Израильское искусство - часть мирового художественного процесса» с участием искусствоведов и дилеров из разных стран…

Согласно плану инициаторов, сроки организации недели израильской культуры совпали с «Армори шоу» (одной из крупнейших в мире ярмарок искусства) и с юбилеем музея «Уитни». Благодаря этому многие гости из разных городов Америки и других стран сумели побывать на устроенных израильтянами мероприятиях.

Газета Гаарец

Статья дана в сокращении