Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


КУЛЬТУРА | ПЕСНЯ - С МИТИНГОВ НА КОЛЕСАХ

— Норман Джуисон (известный американский кинорежиссер) поверил в меня, — рассказывает израильский актер Хаим Тополь, — и, планируя создать киноверсию нашумевшего бродвейского спектакля «Скрипач на крыше», отдал мне главную роль...

РОЛЬ ИЗМЕНИЛА СУДЬБУ

Хана Браун

Снятый в 1971 году фильм «Скрипач на крыше» недавно демонстрировали вновь — на Шестом ежегодном еврейском кинофестивале, который проходил в Иерусалимской Синематеке. Джуисона, которому присудили награду за творческие достижения, на церемонии награждения не было. По семейным обстоятельствам он вообще не смог приехать на этот фестиваль.

Воспоминаниями о создании этого фильма поделился с корреспондентом газеты Джерузалем Пост 69-летний Тополь.

Кинолента «Скрипач на крыше», по его словам, все также актуальна, как и тридцать с лишним лет назад, когда она впервые вышла на экраны.

А дело было так. Джуисон увидел Тополя в роли молочника Тевье в конце 1960-х годов — в одной из лондонских постановок спектакля.

— Он пришел ко мне, — говорит Хаим Тополь, — и сказал: «Я многих видел в этой роли и хочу, чтобы в моем фильме снялся именно ты». Это произошло в 1968-м году. Он сообщил, что съемки начнутся в августе 1970-го. Я ответил: «Отлично!». А про себя подумал, что к тому времени он успеет найти кого-то другого. Однако он не изменил своего намерения, и это решило мою судьбу…

Выбор Джуисона в Голливуде удивил многих. Факт, что он предпочел знаменитому Зеро Мостелю, исполнявшему роль Тевье в Бродвейском театре, никому неизвестного израильского артиста, сочли экстравагантной режиссерской выходкой. Однако, когда фильм появился на экране, кинокритики вынуждены были признать, что Тополь блестяще сыграл Тевье-молочника. Хаима Тополяа выдвинули на соискание премии «Оскар» в номинации «лучшая мужская роль», и он стал лауреатом премии «Золотой глобус».

Следует отметить, что Тополь играл Тевье и в Тель-Авиве и во многих других городах мира — в составе гастролирующих трупп. Именно эта роль за его долгую актерскую карьеру принесла ему широкую известность.

— Я счастлив, что мне выпала честь участвовать в создании ленты «Скрипач на крыше», — рассказывает Тополь. — Счастлив, что мне довелось работать с необычайно интересным режиссером — Норманом Джуисоном. Только с его талантом можно было сделать такой замечательный фильм. Наверное, единственный его недостаток в том, что, изображая религиозные еврейские обряды, режиссер допустил некие «художественные вольности». Но в целом… По сей день со всего мира получаю письма. Люди пишут, что «Скрипач на крыше» помог им лучше понять суть еврейства… Нельзя не сказать, что Джуисон тщательно продумывал любое отклонение от фактической действительности. Готовясь к работе над кинолентой, он терпеливо изучал соответствующий материал, консультируясь с основателем и директором Иерусалимской Синематеки — Лией ван Лир, которая предоставила ему возможность просмотреть архивные съемки. Для того, чтобы он смог свободно оперировать деталями той эпохи.

Обычно актеры стремятся выглядеть моложе своих лет и стараются не играть персонажей, которые старше их по возрасту. Но Тополь постоянно нарушал это неписанное правило. «Играть персонажей старше тебя очень интересно», — считает он. К началу съемок «Скрипача» ему было немногим более тридцати. И это не помешало ему сыграть Тевье — пожилого, умудренного опытом человека, отца семейства, имеющего взрослых дочерей.

В 1961-м он с успехом исполнял главную роль в комедии «Саллах Шаббати» — пьесе Эфраима Кишона. В ней рассказывается о злоключениях йеменского иммигранта по имени Саллах, переехавшего в Израиль на заре создания еврейского государства. У главного героя по сюжету пьесы были взрослые дети, а Тополю в то время исполнилось лишь 25 лет. В 1965-м году Кишон снял по своей пьесе кино. Роль Саллаха снова досталась Тополю.

Когда кинокомедия вышла на широкий экран, Хаим Тополь стал одним из самых известных актеров в Израиле. Участие в фильме «Скрипач на крыше» принесло ему мировую известность.

Моя удача объясняется тем, — говорит он, — что сначала я играл эти роли на театральной сцене. Ведь на съемках времени на репетиции практически нет. В редких случаях выпадает возможность отработать какой-то короткий эпизод. Но в том то и дело, что я годами работал над этими ролями в театре, выверяя каждый жест, каждое движение, каждое произнесенное слово. Поэтому мне легко было играть их и на съемочной площадке.

Успех в «Скрипаче на крыше» принес Тополю новые роли. В 1970-х годах он много снимался в Голливуде. Время от времени его и теперь приглашают на роли то в Европу, то — в США. Но главным местом работы для него остается Израиль.

— Я никогда не жил за границей, — с заметной гордостью говорит он. — Выезжал за пределы страны лишь для работы над тем или иным проектом…

Сейчас ему предложили сразу две роли: одна — в американском мюзикле, другая — в фильме, снимать который будут в Европе. На чем остановиться, Тополь пока не решил.

Свободное от съемок и работы в театре время Хаим Тополь посвящает литературе и живописи. Он — автор нескольких книг. Его наброски знаменитых исторических личностей не раз использовались в телепередачах.

— Обычно, возвращаясь после спектакля, — рассказывает он, — я, чтобы снять напряжение, сажусь рисовать…

Самое главное для него — качество работы.

Актера должна заботить, прежде всего, роль, которую он будет исполнять,— подчеркивает Тополь, — а не размер гонорара. Я могу работать в ста метрах от Пикадилли, на Бродвее или на улице Дизенгоф в Тель-Авиве, это не имеет для меня никакого значения. Равно как и то, на каком языке я буду сейчас играть — на английском или на иврите. Когда гаснет свет или раздается команда режиссера — «Мотор!», я уже не думаю о том, где нахожусь. Я всецело погружаюсь в жизнь своего персонажа…

Jerusalem Post

Перевод с английского