Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


КУЛЬТУРА | СЮЖЕТ УСЛОЖНЯЕТСЯ…

Для музыкантов и певцов каждый музыкальный фестиваль окрашен надеждами на перемены в судьбе…

ФЕСТИВАЛЬ МУЗЫКИ В ОСТИНЕ

Дэниэл Септимус

Коренные жители Остина (штат Техас, США) издавна величают свой город — «всемирной столицей живой музыки». Большую часть года здесь царит музыкальное затишье, и заезжий турист, оказавшийся в Остине, скажем, в январе или мае, прослышав о столь громком титуле, лишь недоуменно пожмет плечами. Но если вам удастся попасть сюда в определенные дни марта, вы обнаружите, что воздух Остина буквально пропитан мелодиями и звучащими на разные лады голосами певцов. В эти дни город действительно становится «столицей живой музыки».

Каждый год в марте тысячи музыкантов съезжаются в Остин на традиционный музыкальный фестиваль, который стал одним из важнейших событий американской музыкальной индустрии. Параллельно с фестивалем здесь проходит посвященная разговорам о музыкальных веяниях четырехдневная конференции. Словом, город кишит людом, прибывающим со всей Америки и из других стран. И это не только исполнители и их поклонники, но — и музыкальные критики, антрепренеры, журналисты, представители различных студий звукозаписи.

В этом (2006) году фестиваль побил все рекорды, собрав в клубах города почти полторы тысячи групп.

Многие музыканты принимают участие в остинском фестивале в надежде заключить выгодный контракт со студией звукозаписи. Новички, пока только еще мечтающие о славе, на фестивале хотят просто себя показать. Взятие новых творческих высот демонстрируют здесь и настоящие «звезды» — маститые группы и солисты. В этом году «элитарную» категорию представляли фестивале Морриссей и Розанна Кэш. Они, по их собственному признанию, выступали в Остине, чтобы «освежить впечатление о себе законодателей музыкальной моды».

На фестивале прошлого года лидировал Матисьягу (настоящее имя Мэтью Миллер) из Нью-Йорка — автор и исполнитель музыкальных произведений в стиле реггей. Он сразил аудиторию не только мастерством и артистичностью, но и необычностью музыкальных интонаций (в своих композициях Мэтью использует хасидские напевы). Покорило публику и его намеренное нежелание выглядеть на сцене эдаким продуманно-небрежным хиппи. На сцене он — такой же, как в обыденной жизни: белая рубашка, черный костюм и неизменная кипа на голове. И в жизни и в искусстве Матисьягу ищет свои еврейские корни, изучает и старается соблюдать законы еврейской традиции.

Первые шаги к истинной известности Мэтью сделал, выступив с песней «King Without a Crown» (Король без толпы), которую тут же подхватили самые популярные американские радиостанции. Незадолго до своего приезда на остинский фестиваль он выпустил свой дебютный альбом, а через год, в мае 2006-го, на международном фестивале музыки реггей в Нью-Йорке — был признан лучшим исполнителем года.

Еврейские группы, принявшие участие в остинском фестивале этого (2005) года, до уровня Матисьягу — не дотягивают. Однако некоторые из них, безусловно, заслуживают отдельного упоминания.

Отмечу, в первую очередь, группу «Клезматикс», в творчестве которой современные роковые ритмы органично соединяются с клейзмерскими мотивами. Американские критики называют «Клезматикс» — «лучшим коллективом в стиле «клейзмер», способным занять заметное место среди ведущих музыкальных ансамблей планеты». Основной состав «Клезматикс» — много лет вместе (недавно на концертной площадке нью-йоркского Центра «Таун-Холл», они отметили 20-летие существования группы).

Ежедневно на фестивале в Остине было не менее шести концертов. Программы каждого концерта составлялись таким образом, чтобы тех, кто выступал на одной сцене и в одном концерте, объединяла какая-либо общая концепция. К примеру, программы нескольких концертов были составлены из выступлений композиторов и исполнителей, творчество которых «увековечивается» на одной студии звукозаписи.

Но порой логика подбора участников концерта оказывалась менее очевидной. Так «Клезматикс» совершенно «неожиданно», как поначалу думали многие в публике, попали на одну сценическую площадку с легендой британского фолк-панка Билли Брэггом. Как выяснилось их объединило общее пристрастие к творчеству знаменитого американского фолк-певца Вуди Гутри, который прославился своей песней «Эта земля — твоя земля».

В 1998 году Брэгг совместно с группой «Уилко» выпустил альбом «Авеню русалки», включивший в себя песни на стихи Гутри, нигде до этого не издававшиеся. В программе выступления «Клезматикс» на фестивале в Остине прозвучали композиции из незаписанного пока еще альбома, который посвящен Вуди Гутри.

Уроженца Хайфы (ныне живущий в Америке) Джеффа Барзилая включили в программу третьего дня фестиваля — он заехал в Остин, совершая свое непредстакуемое турне по американской глубинке. Барзилай — солист группы «Клем Снайд». В программу выступления на фестивале он включил несколько композиций из своего недавно вышедшего в свет сольного альбома «Горький мед».

Его творчество насквозь пропитано духом Америки. И все же он и теперь остается, самым, пожалуй, выдающимся израильским исполнителем музыки в стиле инди-рок. Так, во всяком случае считают многие музыкальные критики, отмечая, что его необычный голос даже «чисто американским балладам придает ближневосточный колорит».

Возрастного ценза для участников фестиваля в Остине — не существует. Однако следует отметить, что наибольшее количество зрителей собирают, как правило, самые молодые исполнители.

В этом году особо заметными оказались «Арктик Манкиз» (Арктические обезьяны) из Англии — дерзкие «тинэйджеры», с завидной уверенностью и увлеченностью исполняющие панк. Они уже успели заявить о себе на родине, прослыв самой яркой на сегодняшний день группой Британии.

Немалый потенциал угадывается и в молодежной группе «Лавли Фазерс». В ее составе — пятеро друзей, недавно окончивших частную еврейскую школу в Монреале.

Конечно же, любой список «лучших» на остинском фестивале исполнителей и групп — субъективен. Хотя бы потому, что даже самый заядлый любитель «живой» музыки, готовый сутками бегать с концерта на концерт, смог увидеть и услышать, как максимум, пятьдесят выступлений. И, если вспомнить, что участников фестиваля было около полутора тысяч, станет очевидным, что никакой рассказ о музыкальных событиях в Остине в мартовские дни не передаст все то, что здесь происходило. Но стоит ли об этом сожалеть? Ведь главное — атмосфера музыкального праздника, которую ощущают все, кто приезжает в марте в этот город.

В любое время года, когда Остин погружен в повседневные, будничные заботы, называть этот город «всемирной столицей живой музыки», пожалуй — явное преувеличение. Но в дни мартовских фестивалей этот громкий титул невольно и совершенно естественно слетает с уст…

Jerusalem Post

Перевод с английского