Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


КУЛЬТУРА | СЮЖЕТ УСЛОЖНЯЕТСЯ…

Жизнь одиноких религиозных евреев нередко напоминает восхождение на Эверест. Им приходится сталкиваться не только с проблемой поиска спутника (спутницы) жизни, но и — со специфическими трудностями «одиночек», стремящихся жить по законам Торы...

НА СЦЕНЕ — ХОЛОСТЯКИ

Сюзанна Зеленгут

Краеугольный камень еврейской религиозной практики — семья. Поэтому люди, лишенные собственного семейного очага, часто выбиваются из жизненного ритма общины. Одна из причин состоит в том, что, пережив ряд не увенчавшихся браком знакомств, некоторые из них, надевают маску «заядлого холостяка» и начинают рассуждать о плюсах и минусах одиночества. А это в общине, как правило, не приветствуется.

Но одинокие религиозные евреи не желают хранить молчание. И вот группа талантливых «неженатиков» решила поделиться своими проблемами с широкой аудиторией через театр.

Эта творческая группа создала театр «Амука». И на театральном фестивале, который проходил в Иерусалиме в холь а-моэд (полу праздничные дни) Суккота, представила на суд зрителей спектакль под названием «Чудеса и брак». Премьера этого спектакля состоялась в иерусалимском зале «Эйхаль Шломо».

Перед премьерой дебютанты, конечно же, очень волновались: заинтересует ли зрителя поднятая в их представлении тема? И готовили себя к тому, что большая часть зрительских кресел будет пустовать.

Но волнения были напрасными. Желающих услышать «исповедь» трех одиноких религиозных евреев в возрасте тридцати с небольшим лет оказалось предостаточно. Публика до отказа заполнила зал.

Шоу, созданное Идо Левингером, изучавшим актерское искусство вместе с религиозным актером Шули Рэндом, состоит из трех частей, каждая из которых посвящена одной из сторон одиночества.

Создатели представления главным образом руководствуются принципом «смешно — о серьезном». Сатира и юмор помогает им непринужденно, с изяществом и легкостью, открыть глубины человеческой неустроенности. Прекрасной, обостряющей ощущения зрителей «приправой» к остроумным репликам служит музыка и включенные в действие танцевальные номера. В разговорах «с самим собой» персонажи спектакля дают возможность зрителю проникать в сознание неженатого религиозного мужчины.

В одном из эпизодов мать одного из героев спектакля (эту роль великолепно исполняет бородатый актер Йонатан Билет), искренне желающая добра своему сыну, пытается отправить его на консультацию к психологу. Ее любящая, но неуклюжая опека символизирует растерянность старшего поколения перед современными проблемами, связанными со вступлением молодых людей в брак. Посещение психотерапевта в постановке весьма остро высмеивается. Но, вместе с тем, зрителю этой сценкой дают понять, что помощь стороннего, мудрого и опытного, человека имеет положительные стороны и открывает перед молодым человеком возможность глубже заглянуть в собственное «я» и распознать причины своего затянувшегося одиночества.

В другом эпизоде этого спектакля на сцене появляется «эксперт» по проблемам неженатых религиозных людей, который читает зрителям лекцию. В его устах одиночество — нечто вроде трудноизлечимой болезни. Он, демонстрируя свою квалификацию, ставит диагноз холостому «добровольцу» из зала и назначает ему сложный и маловразумительный курс лечения. «Лектор» с самодовольной уверенностью сообщает «пациенту», что назначенное им лечение избавит его от проблем. И в этот момент выясняется, что «доброволец» обручен, то есть — справился с «болезнью» без посторонней помощи.

— Воплощая на сцене образы наших героев, мы призываем взглянуть на них критически, — объясняет Идо Левингер. — Однако главное для нас — не критика. Юмор в нашем спектакле — тот «инструмент», который доносит до зрителя боль и запутанность ситуаций, в которые мы попадаем.

Он отмечает, что трудности, с которыми сталкиваются многие молодые люди в попытках найти спутника (спутницу) жизни — «симптомы болезней», распространенных в современном обществе. При этом подчеркивает, что сложившееся положение нельзя сравнивать с математической задачей, имеющей простое решение.

— Ирония, смех в сочетании с открытым признанием чувств, которые испытывают индивидуумы, — считает он, — способны, хотя бы в какой-то мере, оказать на общество исцеляющее воздействие.

Похожую точку зрения высказывает и Давид Килимник, 29-летний комедийный актер, иммигрировавший в Израиль из США. Его комедийный спектакль одного актера под названием «Найдите мне жену» с успехом идет в Иерусалиме. Это — юмористический взгляд на его одиночество и его поиски спутницы жизни.

Сюжеты пьесы Килимник черпает из своей личной жизни — на сцене он рассказывает о своих отношениях с женщинами, о перипетиях его холостяцкого существования. Он делится с публикой собственным опытом и размышлениями, расцветив безотрадную картину иронией и юмором.

— Если вы — религиозный человек и, к тому же — одинокий, — говорит Давид, — ваша жизнь может превратиться в бесконечный кошмар наяву. Но, если вы сделаете над собой определенное усилие, вы можете превратить это в увлекательный поиск, наполненный знакомствами с новыми людьми и возможностями лучше узнать самого себя…

Объектами шуток Килимника становятся прозаические ситуации, в которые попадает холостяк: оплата счета в ресторане по окончании романтического ужина, одинокое возвращение домой — в то время, как его друзья и знакомые идут откуда-то с детьми и женами, перипетии Интернет-знакомств и т.д.

Второй спектакль одного актера под названием «Монологи» Килимник посвятил алие. В нем он рассказывает зрителю о трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться после переезда в Израиль. Решающий шаг на пути к исцелению душевных ран, — полагает он, — признание правды.

— В религиозном сообществе я — объект сострадания и жалости, — объясняет он. — Потому что семья и дети — неотъемлемая часть религиозной жизни, а у меня нет семьи. Когда я говорю всем, что хочу жениться, я тем самым подтверждаю, что не собираюсь отчаиваться. Подшучивая над своим одиночеством, я демонстрирую, что не теряю надежды и что все у меня, в конце концов, будет хорошо.

Театр «Ке-ереф Аин» — религиозная труппа (трое мужчин и пять женщин), которая поставила перед собой цель снять табу с обсуждения проблем, возникающих в жизни одиноких религиозных людей.

Недавно театр «Ке-ереф Аин» принял участие в фестивале альтернативного израильского театра в городе Акко, показав спектакль под названием «Единство имени». В нем зрителю демонстрируется серия зарисовок, представляющих серьезный и глубокий взгляд на «запретные темы». Здесь обсуждаются интимные отношения до брака и одиночество, от которого страдают неженатые евреи, соблюдающие законы еврейской традиции.

Режиссер этого спектакля Босмат Хазан рассказывает, что их постановка, впервые объединившая на театральной сцене религиозных мужчин и женщин, рассматривает проблемы человеческого одиночества с позиций духовности, используя в современных трактовках проблем истории из Талмуда и других еврейских первоисточников.

В знак уважения традиции мужчины и женщины не прикасаются друг к другу на сцене. Однако сам факт, что религиозные еврейские женщины танцуют и поют перед смешанной аудиторией, вызывает споры в религиозной общине.

Весь спектакль — плод совместной творческой работы участников коллектива. Цель постановки — донести по зрителей идею, что в одиночестве холостяцкой жизни присутствуют ощущения, которые испытывает каждый человек в этом мире, что все отношения между людьми на самом деле — отражение связи, существующей между человеком и Всевышним.

В попытке достичь этой цели актеры по кирпичикам разбирают хорошо знакомые религиозному миру стереотипы из жизни холостяков. Для того, чтобы раскрыть их мучительную глубинную сущность. В зарисовке на тему Интернет-знакомств, пользующуюся популярностью у современных религиозных актеров, пародируются публикующиеся на сайтах знакомств данные о неженатых людях. В другой зарисовке, например, религиозная женщина старательно сервирует шаббатнюю трапезу. Но, осознав, что не в состоянии насладиться всем этим в одиночестве, в конце концов, снимает со стола и приборы и еду.

Внимание многих зрителей привлекла готовность создателей спектакля погрузиться в исследуемую проблему, «не притворяясь, что все у них хорошо». Удовольствие от спектакля получают и светские зрители. Им постановка «открывает окно» в незнакомый мир.

— Спектакль «Единство имени» не преследует воспитательных целей, — подчеркивает Хазан. — В нем просто представлен индивидуальный взгляд на тему, привлекающую внимание все большего числа религиозных актеров... У этой проблемы — нет простых решений. Мы можем только надеяться, что вера и традиции помогут нам достойно справиться с ней…

Jerusalem Post

Перевод с английского