Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


КУЛЬТУРА | СЮЖЕТ УСЛОЖНЯЕТСЯ…

В марте этого (2008-го) года в Израиле проходил 12-й Международный конкурс пианистов имени Артура Рубинштейна…

КОНКУРС БЕЗ ПОБЕДИТЕЛЯ

Михаль Арье, журналист

Самый престижный и одухотворенный музыкальный конкурс в Израиле, несомненно — Международный конкурс пианистов имени Артура Рубинштейна. Это — волнующее, насыщенное впечатлениями, особенное событие. Устраивают его по традиции раз в три года. И именно на этот, 2008-й год выпал очередной, 12-й, состоявшийся в марте.

Известно, что имя присвоено этому конкурсу с согласия самого Артура Рубинштейна (подробнее о нем — см. на сайте статью «Великий пианист Артур Рубинштейн», в разделе «Личность»). Он не только поддержал идею своего давнего друга Яакова Быстрицкого (который когда-то был главным распорядителем конкурса имени Шопена в Варшаве) — регулярно проводить такое творческое состязание в нашей стране, но и присутствовал на первых двух конкурсах. А, кроме того — предоставил для копирования один из двадцати четырех своих портретов работы Пабло Пикассо, с которым Рубинштейн был дружен. Этот портрет стал эмблемой конкурса и выгравирован на медалях, которые вручают победителям, завоевавшим первые три призовых места («золото», «серебро» и «бронза»).

У конкурса Рубинштейна есть свои установленные и неизменные правила. К примеру, принять участие в нем могут пианисты разных стран в возрасте от 18-ти до 32-х лет (не старше и не младше).

В 2008-м году для участия в музыкальном состязании в Израиль приехали 39 пианистов — 14 девушек и 25 юношей из девятнадцати стран. Трое — из США, двое — из Австралии, четверо — из Кореи, пятеро — из России, трое — из Грузии, двое — из Украины. Ряд стран выдвинули на конкурс по одному музыканту. Это — Канада, Италия, Новая Зеландия, Бразилия, Китай, Тайвань, Финляндия, Польша, Эстония, Латвия, Казахстан, Сербия и Хорватия. Израиль представляли четыре молодых пианиста.

Конкурс открылся концертом, который состоялся 8-го марта в Тель-Авивском музее искусств. Центром внимания посетившей этот концерт публики стало, как и следовало ожидать, выступление золотого призера предыдущего (2005 г.) конкурса имени Артура Рубинштейна — уроженца Украины, жителя Австралии, выпускника Сиднейского института музыки Александра Гаврилюка, с блеском отыгравшего программу, в которую он включил произведения Моцарта, Рахманинова, Балакирева. За три года после победы в Израиле Гаврилюк одержал победы еще в двух международных конкурсах — в Японии и Украине.

На следующий день, 9-го, состоялась жеребьевка, и конкурс взял старт.

Конкурсная программа включает в себя три тура, и каждый интересен по-своему. На первом — перед публикой разворачивается весь спектр музыкальных возможностей приехавших на состязание пианистов. Для аудитории это часы особого «азарта». Роль пассивных наблюдателей — не для израильтян. Каждый присутствующий в зале ощущает себя членом судейской коллегии и пытается угадать, на какой конкурсной ступеньке окажется тот или иной исполнитель, кто из них может занять призовые места. Но задача эта — крайне трудная, порой — неразрешимая. И вовсе не потому, что публике для оценки качества исполнения могло не хватать музыкальной грамотности. На этом конкурсе, на всех его концертах, зал, по признанию самих организаторов конкурса, правильными реакциями на достижения и неудачи конкурсантов демонстрировал достаточно высокий уровень музыкальной образованности.

Дело в том, что конечные результаты конкурсной борьбы далеко не всегда могут предсказать даже очень опытные профессиональные ценители. Потому что истинный талант и высокий уровень подготовки, конечно же — залог, но еще не гарантия победы в творческом состязании. Тут, как в спорте, нужны крепкие нервы, сила воли, выдержка, упорство в достижении цели и прочие, чисто человеческие качества. Да еще, как говорят в Израиле — и «мазаль». То есть — удачливость или попросту — везение, что, надо полагать, включает в себя и логически необъяснимое возникновение у судей неких особых, «сугубо личных» пристрастий.

На 12-м конкурсе молодых пианистов публику ожидало немало сюрпризов. Складывающаяся картина в определенные моменты просто ставила «добровольных арбитров» в тупик.

Судя по «интенсивности» аплодисментов, симпатии слушателей явно завоевала талантливая и обаятельная пианистка из Кореи Сангйонг Ким. Многие надеялись, что она войдет, как минимум, в первую шестерку финалистов. Но надежды почитателей Ким не оправдались — выяснилось, что эта пианистка не прошла даже на второй тур конкурса.

Почему жюри (к слову сказать, его на конкурсе возглавлял ректор Академии музыки при Тель-Авивском университете профессор Арье Варди, а в составе из 12-ти судей были дирижер израильского филармонического оркестра Ури Сегаль и всемирно известный пианист из Москвы Николай Петров) вынесло такое решение — известно только им, «профессиональным судьям» конкурса. Публика же так и осталась в недоумении.

Впрочем, по крайней мере, одну из участниц финала, 26-летнюю пианистку из Тайваня Чинг Юн Ху, зал безошибочно угадал с самого начала. Уже на первом туре конкурса истинные знатоки музыки заговорили о ней, как о «профессионале высочайшего уровня». Она поразила слушателей своим глубоким проникновением в самую «суть» исполняемого ею произведения, умением максимально точно уловить дух творчества того или иного композитора и одновременно — с присущей ей деликатностью окрасить музыкальные фразы собственными продуманными и прочувствованными интонациями. Там, где этого требовал стиль музыки, в ее исполнении звучал наполненный романтикой лиризм. В другие моменты, воспроизводя темперамент музыкального сочинения, тайваньская пианистка извлекала из клавиш фортепьяно безудержную, вдохновенную страсть.

В круг пристального внимания с первого своего выступления попала и пианистка Ирина Захаренкова, представляющая на конкурсе Эстонию. За плечами Ирины — большой исполнительский опыт. Ей 32 года. Она — выпускница эстонской консерватории и сейчас продолжает повышать свой образовательный уровень в докторантуре академии имени Сибелиуса в Хельсинки (Финляндия). В «послужном списке» Захаренковой — первые премии в 27-м международном конкурсе пианистов имени Антонио Касагранде в Терни (Италия) и в 15-м международном конкурсе имени Баха в Лейпциге. Добавим, что в Терни она получила и специальный приз за лучшее исполнение произведений Моцарта. А в ее родной Эстонии в 2004-м пианистка была названа «лучшим исполнителем» года.

Присутствующие на конкурсных концертах музыковеды сравнивали исполнительские достижения Ирины с мастерством выдающихся пианистов прошлого и отмечали ее редкое музыкальное дарование.

Среди многих других конкурсантов Ира Захаренкова выгодно отличалась своеобразием, но безусловной убедительностью собственных трактовок исполняемых ею музыкальных произведений.

С первого же тура публика выделила и 20-летнию пианистку из Грузии Хатию Буниатишвили. Она очаровала слушателей, прежде всего, своим тонким, выразительным исполнением музыки Листа и Шумана.

Буниатишвили окончила Тбилисскую консерваторию и сейчас учится в университете музыки и сценических искусств в Вене (Австрия). Несмотря на свою молодость, она держалась на сцене свободно и уверенно. Сказалась, видимо, многолетняя практика выступлений — Хатия концертирует с 6-летнего возраста. В 2003 году она выиграла специальный приз на международном конкурсе молодых пианистов памяти Владимира Горовица в Киеве, а в 2005-м — завоевала второе место на международном конкурсе пианистов в Тбилиси. Девушка много гастролирует в странах Европы. Играет и соло и с оркестрами.

Из четырех наших, израильских пианистов, допущенных к участию в конкурсе Рубинштейна, на третий, камерный тур конкурса попали только двое — Роман Рабинович и Инесса Сенкевич.

Поначалу многим казалось, что 22-летний Роман в исполнительском мастерстве явно уступает Инессе. Более того, предрекали, что именно ей (уж во всяком случае — не ему) достанется один из трех главных призов.

Мнения слушателей и профессионалов о выступлениях Рабиновича расходились до полярных. Одни говорили о его незаурядном таланте и оригинальности, другие — что он «скучен» и пытается представить себя тем, кем на самом деле не является. В защиту Романа может свидетельствовать факт, что его трактовки известных фортепьянных произведений звучали очень свежо, по-новому, и даже в каком-то смысле — «провокационно». А то, что непривычно для слуха, всегда воспринимается по-разному...

Любители прогнозирования утверждали, что впервые за всю 25-летнюю историю израильского конкурса имени Артура Рубинштейна в финале будут «только девушки». Однако их предсказание не сбылось: на финишную прямую вместе с отмеченными здесь пианистками вышли Давид Фунг из Австралии и израильтянин Роман Рабинович. По оценке «скептиков» Романа выручило прекрасное исполнение «домашнего задания». По условиям конкурса каждый участник должен был сыграть одно из двух произведений современного израильского композитора. На этот раз комиссия выбрала «Метаморфозы» Менахема Визенберга и «Все можно предугадать» Авии Копельман. Оценивая исполнение своего сочинения конкурсантами, Визенберг назвал интерпретацию Романа Рабиновича «самой интересной и яркой»…

Объявленные профессором Арье Варди окончательные результаты конкурса поразили даже тех, кто внимательно, шаг за шагом, следил за его течением. «Золото» жюри не присудило никому, сочтя, что до первого места не дотянул никто из участников. «Серебро» (второе место) досталось сразу двоим: тайваньской пианистке Чинг Юн Ху и Роману Рабиновичу. «Бронзу» получила пианистка из Грузии Хатия Буниатишвили.

На четвертом месте оказался австралиец Давид Фунг, только на пятом — Ирина Захаренкова и на шестом — Инесса Сенкевич.

Совершенно неясно, какими критериями руководствовалось жюри, отказавшись присудить кому-либо главный, первый приз конкурса. Ведь, в конце концов, это — всего лишь творческое соревнование, и на золотую медаль, казалось бы, вправе претендовать не обязательно «выдающийся» музыкант, но тот, кто оказался лучшим среди прочих конкурсантов…

Когда страсти по неожиданным итогам конкурса немного улеглись, израильтяне все же испытали некое удовлетворение. На прошлом, 11-м конкурсе имени Рубинштейна израильские молодые пианисты не попали даже в полуфинал. Зато на этом, 12-м, Роман Рабинович и Инесса Сенкевич вернули израильской фортепианной школе утерянный, было, престиж.