Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Чтобы духовно расти

Чтобы духовно расти, нужно усваивать идеи, думать и размышлять о том, как лучше организовать еврейскую жизнь. Наша цель — понять, что может приблизить нас к Всевышнему. В любой жизненной сфере, в том числе и в бизнесе.

 

ВРЕМЯ РАСТИ...

Рав Яаков Перлов,

Новоминский Ребе

Президент Агудат Исраэль, США

 

Важность штейгунг

Хотя идишское слово штейген обычно используется в нашем лексиконе в основном для студентов иешив, от которых ждут, что они будут штейг — расти, достигать новых и новых успехов в изучении Торы, его следует отнести и ко всем нам: как к занимающимся светским трудом, так и к раввинам... Ко всем и к каждому из нас. Мы все должны стараться штейг. Как говорит в Мишлей царь Шломо, “Для мудрого человека путь жизни всегда — вверх”. А Гаон из Вильны добавляет в комментарии: “чтобы уберечься от роковых последствий”.

Чтобы духовно расти, нам нужно усваивать идеи, думать и размышлять о том, как лучше организовать еврейскую жизнь. Существуют такие методы как мусар (этические наставления), иторерут (пробуждение, вдохновение), или адраха (направление, руководство): их конечная цель раскрыть, что может приблизить нас к Всевышнему.

Наступили сложные времена. Наше внимание сосредоточено на положении наших братьев и сестер в Эрец Исраэль. Они живут под постоянной угрозой. Мы с ними — одно тело, мы — один народ. Поэтому каждому из нас так важно, не откладывая, очиститься, увеличить свою долю в в едином духовном теле общины Израиля.

Поэтому на всех нас возложена миссия: во всех поступках проявлять максимальное благородство и святость, чтобы благословенный Творец видел в нас как эда кдоша (святую общину), достойную Его милосердия.

В защиту квод шамаим

Очень трудно, и даже опасно, публично показывать пальцем на евреев, которые ведут себя неправильно. И все же обсуждать наши проблемы жизненно важно. Ибо они превосходят наши нужды и страхи. Они оказывают глубокое влияние на квод шамаим (уважение к Творцу).

Отдаю себе отчет в том, что подобные обсуждения могут породить критику, гнев, боль. Но проблема растет, негативные проявления позорят нашу общину, и все мы страдаем от этого. Мы страдаем, Творец Мира страдает. Святая община, которая должна представлять слово Всевышнего, страдает.

Рамбам в своем Кодексе еврейских законов предваряет пятую главу Гилхот иесодей а-Тора (“Основы понимания Торы”) словами: “Всему Дому Израиля – мужчинам, женщинам и детям – заповедано освящать Имя Всевышнего”. Это — главный вызов, основная задача еврейской жизни. Этот критериймера всего нашего поведения. А противоположность тому — Хилуль а-Шем (осквернение Имени Творца), самый тяжкий грех в еврейской жизни, как учит нас Ѓалаха (еврейский закон).

Отдельный еврей или община, чье поведение считается благородным, высоко моральным, достойным похвалы, о котором Создатель говорит: “Ты слуга Мой Израиль, которым Я горжусь”, выполняет самую святую миссию: наполнять все творение Славой Творца. А когда, происходит противоположное, когда поведение человека оскверняет Его честь, это должно вызывать боль и потрясать нас до глубины души.

Негативный образ

Наша ситуация не дает нам возможности успокаиваться. Еврея, преданного Торе, нередко воспринимают сегодня как человека нечестного, нарушающего этические нормы, лишенного цельности и последовательности. Какими бы преувеличенными или ложными не были публикуемые в газетах истории о религиозных евреях, они вызывают Хилуль а-Шем (осквернение Имени Всевышнего). Как не грустно сознавать, подобные истории не всегда беспочвенны, и спровоцированы порой недопустимым поведением отдельных лиц или организаций. Это поведение принижает Творца, представителями которого являются евреи, соблюдающие Его законы, законы Торы.

Конечно же, не всегда подобные представления справедливы, истинны. Часто журналисты и вообще — средства массовой информации, в желании очернить образ соблюдающего законы Торы еврея, намеренно раздувают неприглядные факты. Нам предъявляют требования, удвоенные по сравнению с обычными человеческими стандартами, стараются преувеличить каждую “соломинку в наших глазах”. Но признаем болезненный и неприятный факт: религиозная община утратила свою репутацию не только в правительственных учреждениях но и вообще в светском обществе.

Было время, когда религиозный еврей считался образцом морали и нравственности. В такой ситуации случайная история о религиозном еврее, который оступился, казалась исключением из правил, а общее поведение общины рассматривалось позитивно.

Но сегодня, к несчастью, отношение к нам изменилось. Прежнее автоматически положительное суждение сменилось на противоположность. Сейчас на смотрят с подозрительностью.

Это — трагедия. Однако она имеет и свою положительную сторону. Факт, что мир сейчас смотрит на нас с таким пристальным вниманием, выискивая в недостатки и преувеличивая малейшую нечестность, побуждает нас устранять свои недостатки, применяя к себе высшие стандарты человеческого поведения.

Верно, что многие, связанные с нашей общиной скандалы, высосаны из пальца, свидетельствуя лишь о том, что мы стали популярной мишенью для критики. Но ситуация, когда наш имидж настолько упал, что мир готов принять на веру самые худшие сообщения о нас, должна стать для нашего поколения грозным предупреждением.

Задумайтесь на мгновение. Совсем недавно, когда религиозного еврея выдвинули кандидатом на пост вице-президента США, весь мир осознал: этому способствовала его репутация честного человека, человека высоких моральных принципов, которая была результатом его религиозного образа жизни.

Если Тора воспринимается источником честности и морали – это кидуш а-Шем (прославление Имени Всевышнего). Если же ее воспринимают как источник противоположных качеств, это — Хилуль а-Шем (осквернение имени Творца).

Можем ли мы игнорировать подобные знаки времени и продолжать жить, как прежде? Или Всевышний требует от нас, чтобы мы сделали усилие и постарались исправить ситуацию?

Мы должны использовать все возможности. Не буду вдаваться в детали. Скажу лишь, что от нас сейчас требуются особые усилия.

Эти слова я обращаю ко всем нам и, прежде всего, к себе, в частности. Нельзя не обращать внимания на Хилуль а-Шем. Если нечто, как казалось, вполне вписывалось в нормы этики, но потом приводило к Хилуль а-Шем, значит, все предшествующее ретроспективно оказывается недопустимым. Ибо Мишна говорит: “Намеренный или случайный, Хилуль а-Шем недопустим”. То есть, если нанесен ущерб Славе Творца, этому не может быть оправданий.

Отдадим себе строгий отчет в собственном поведении, с особым вниманием проанализируем работу наших организаций. И признаем, что квод Шамаим для — нас высший приоритет. Это естественно, будет означать, что мы соизмеряем поступки с влиянием на славу Творца. Уверен, многие наши решения мы будем принимать иначе.

Если мы сейчас не возьмемся за это, что мы скажем в День Суда и Раскаяния?

Эмет — основа души

Какова ценность эмет (истины) и йошер (прямодушия)?

Рабейну Йона пишет в своей книге Шаарей тшува: “Мы обязаны почитать наставления Торы, ибо это — основа души”. Поразительная фраза.

Мы созданы по образу Всевышнего, а Его печать – правда. Эмет (правда) — основа нашей души. Наша душа — частица Самого Творца. Наше качество эмет исходит из Божественного атрибута Эмет. Что же происходит с нашей душой, если ее фундамент разрушен?

Можем ли мы объективно оценить собственное поведение и поведение своих детей, если мы живем, не сообразуясь с законами правды и прямодушия? Цель наших учебных заведений — дать хорошее воспитание и образование. Мы хотим, чтобы в наших школах преподавали были лучшие учителя, которые способны поддержать высшие стандарты образования. Мы стараемся и надеемся, что наши дети вырастут в соответствии с идеалами Торы, с ират Шамаим (Богобоязненностью) и благородным характером, человечными и преданнысим еврейскому образу жизни.

Можем ли мы представить себе, что произойдет, если они обнаружат, мягко говоря, легкомысленное отношение к Хошен Мишпат (разделу закона, посвященному имущественным отношениям)? Разве это согласуется с образованием, которое мы хотим дать своим детям?

Молодые люди, женатые и неженатые бней Тора (студенты иешив), сегодня задают нам трудные вопросы. На них старшему поколению непросто найти ответ.

Предлагалось ввести в учебные программы иешив и дневных еврейских школ ѓалахические разделы по финансовым вопросам. Чтобы учить нашу молодежь, где правда, где — ложь, и как следует себя вести, уважая гражданские законы. Замечательная идея. Но мы должны понимать одно: если это будет сделано, вопросы молодого поколения станут еще острей, и на них еще сложнее будет ответить.

Мы обязаны безотлагательно переоценить деятельность наших организаций, четко проверить, соответствует ли она заповедям Творца, заповеданному Им качеству эмет, основе нашей души.

Джуиш Обзервер