Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
В Иерусалиме, да и вообще — по всему Израилю, принято
присваивать зданиям имена тех, кто пожертвовал деньги на строительство.
Правильно ли это? Как относится к этому еврейская традиция?..
ЧТО — В ИМЕНИ ТВОЕМ?
Д-р Ашер Меир, раввин
Этот вопрос обсуждают уже много столетий. Еврейская традиция дает на него однозначный и уверенный ответ: да, правильно и даже желательно вознаграждать щедрость жертвователей, увековечивая их имена.
Рассказывают, что один человек дал цедаку (пожертвование) на строительство синагоги. И обратился к своей общине с просьбой — написать над входом его имя. Однако община его просьбу отклонила.
В конце концов, участники возникшего конфликта решили обратиться за советом к раву Адерету
(рав Элиягу-Давид Рабинович-Теомим, один из великих знатоков Торы; Литва, вторая половина 19-го века).— Кто может помешать человеку, который отдал на строительство во имя благой цели часть своих средств, упомянуть свое имя на здании, которое принадлежит ему по праву
! — сказал он. — Более того, готовность вознаграждать тех, кто совершает достойные поступки — одна из отличительных черт мудрых и многоопытных людей. Эта черта присуща даже самой Торе, которая отдает почести людям, творящим добро.Смысл сказанного равом Адеретом ясен. Своим ответом он подчеркнул: нет ничего неэтичного, а тем более — постыдного в том, чтобы отдать должное благородству и бескорыстию других людей. Это считается не только правильным, но и необходимым.
Но есть в этом один нюанс. Отдавая цедаку с заведомой целью — завоевать всеобщую любовь или же привлечь внимание окружающих к своим добрым деяниям, человек поступает недостойно. Талмуд учит нас: тот, кто отдает, чтобы впоследствии хвастаться собственным благородством, рискует “принизить достоинство” самой цедаки. Ведь смысл благотворительности в том, чтобы бескорыстно удовлетворять нужды общества, а не утолять жажду славы.
Согласно еврейской традиции, важны не только наши поступки. Намерения, которыми мы руководствуемся при совершении тех или иных действий, имеют не меньшее, а иногда и большее значение. В то же время мы признаем ценность деяния, в основе которого лежит не совсем чистое намерение и присутствует частичка человеческого эгоизма. К примеру, в Талмуде сказано, что человек должен изучать Тору, даже если ему не очень хочется это делать, потому что его труд будет вознагражден тем, что со временем у него появится искреннее желание учиться.
Почему же благотворительность, основанная на ложных побуждениях — предосудительна?
С одной стороны, существует разница между отношением к славе как к мотивирующей силе, и как к конечной цели деятельности. Человек, преуспевающий в своих деяниях для того, чтобы завоевать признание, со временем начинает понимать, что он должен преодолеть мелочное себялюбие и избавиться от этого качества, которое на самом деле мешает ему совершенствоваться. Но если весь смысл
доброго поступка заключается в получении награды, тогда человек вообще не сможет извлечь из него никакой духовной пользы.С другой — благотворительность в корыстных целях уничтожает саму идею этой важнейшей заповеди Торы. Эта заповедь не просто предусматривает заботу о нуждах бедных. В первую очередь, она подразумевает искреннее желание человека делать добро. Как сказано: “Не ожесточай сердце свое” (Дварим, гл. 15, ст. 7).
Главная часть процесса жертвования — не в готовности открыть свой кошелек, но, в первую очередь — открыть сердце, поставить себя на место нуждающегося и научиться сопереживать ему. Тот, кто отдает свои деньги, чтобы возвысить себя, не просто упускает весь смысл акта бескорыстной помощи, а, в сущности, совершает нечто абсолютно противоположное смыслу заповеди.
Дающий цедаку, разумеется, имеет право просить, чтобы его дар был оценен по достоинству, а благотворительная организация должна уметь соответствующим образом выражать свою признательность. Однако задача жертвователя состоит в том, чтобы быть уверенным, что главная цель его благотворительного взноса состоит непосредственно в помощи нуждающимся. Желание завоевать признание может способствовать совершению благого дела, но
ни в коем случае не должно являться причиной пожертвования. Демонстрация своих добрых деяний противоречит этому условию.
По материалам Центра деловой этики
Иерусалим
д-р Ашер Меир
раввин, один из руководителей Центра деловой этики
при Иерусалимском технологическом колледже
Преподавал в Гарварде, имеет степень доктора в области экономики
Автор многих статей о современном бизнесе, еврейском праве, экономике