Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Если бы тогда

Жизнь порой ставит нас перед выбором: заповеди или — карьера?.. Отказаться от прочного положения на службе бывает, конечно же, нелегко. Но действительно ли оно стоит того, чтобы поступиться ради него идеалами?..

ОДИН — ВО ВСЕЙ КОМПАНИИ…

Росс Хершман

…Все начиналось с вежливых, вполголоса заданных вопросов. Коллега поближе подсаживался ко мне, улыбался так, будто собирается поделиться со мной каким-то очень важным секретом, оглядывался по сторонам и полушепотом говорил:

Я заметил, ты носишь… это на голове.

Ты имеешь ввиду — кипу? – спокойно отзывался я, заглаживая его неловкость.

— Ну да! — подтверждал он, кивнув головой. — Кипа… Так ты что же… ну, сам знаешь, религиозный?

«Ну, в самую точку», — не без ехидства думал я. А вслух, растянув губы в улыбке, отвечал:

— Да, я действительно религиозный еврей.

В это мгновение лицо собеседник, как правило, озаряется очевидным удовлетворением, как будто ему достался последний пряник на семейном обеде.

— Я так и знал! — восклицает он. — Так, значит, тебе нельзя, э-э, есть свинину, пока раввин ее не благословит?..

И далее следует вопрос за вопросом — один «лучше» другого. Вот во что превратилась моя жизнь с тех пор как я лет пять тому назад, решил носить кипу не только дома, но и на работе. При том, что я — единственный религиозный еврей во всей нашей довольно крупной корпорации. И это, если выразить мои ощущения одним словом — непросто.

Решение носить кипу всюду, не снимая, навсегда и кардинально меняет вашу жизнь. Вы не можете больше возмущенно кричать на нарушителей правил движения на дорогах. Вы не можете положить в свой карман деньги, если вам по ошибке дали больше, чем положено. И, разумеется, не можете «поедать глазами» хорошеньких женщин на улице. Потому что отныне вы уже — не «подпольный» еврей, замешавшийся в толпе. Вы вышли из укрытия и теперь — у всех на виду. По вашему поведению судят о законах Торы. Бездумно оброненное слово может дискредитировать еврейское мировоззрение в глазах нееврея на всю его жизнь.

Но вернемся к положению еврея в кипе — на работе. Когда вы входите в офис, люди больше не воспринимают вас как просто коллегу, который явился на место службы. В моем случае, например, они отмечают про себя, что вот в офис вошла «светловолосая, двухметрового роста, громадная кипа». Если и раньше я старался избегать стычек с сотрудниками и клиентами, то теперь я должен быть осторожнее вдвое.

Впрочем, иногда кипа, когда ты — «общепризнанный» еврей, оказывается и весьма полезной. Например, мой друг решился, наконец, носить на работу кипу как раз где-то за пару дней до важной деловой встречи с крупным и очень перспективным клиентом. Во время переговоров президент компании неоднократно заглядывал в конференц-зал, где происходила эта встреча, и пристально разглядывал кипу на голове моего друга. «Ну, все! — подумал мой друг. Карьере — конец. Начальство, как видно не любит евреев». Но случилось непредвиденное. В какой-то момент президент вошел в конференц-зал и, обращаясь к клиенту, сказал:

— Если этот парень пытается вам что-то продать — покупайте смело! Тем, кто носит эту штуку на голове, всегда можно доверять...

Объяснение с начальником — задача не из приятных. Но оно многое прояснит и для тебя самого. Соблюдение законов субботы занимает в религиозной еврейской жизни центральное место. Когда вы идете против течения, нарушаете нормы компании, вам необходимо спросить себя: а для чего я это делаю? Что в жизни — главное, и что имеет второстепенное значение? Ради чего я готов пожертвовать всем?

Перед тем, как мне в первый раз пришлось обсуждать со своим начальником проблемы с субботой, я очень нервничал. А что если он не согласится на выдвинутые мной условия? Что мне тогда делать? Увольняться?

Обдумывая предстоящий разговор, я вспоминал рассказы людей, переживших Катастрофу — о том, как они рисковали жизнью, храня в бараке концентрационного лагеря молитвенник, о том, как они, рискуя головой, читали благословения и молитвы. Любого еврея, застигнутого за подобным занятием, фашисты расстреливали, не утруждая себя предупреждениями. Но людям, которые верили в Творца, важно было выполнять заповеди. И ради этого они, несмотря ни на что, нарушали заведенный нацистами порядок.

Благодаря этим мыслям я «расслабился». И предстоящий разговор с начальством перестал казаться мне «катастрофическим». Если наши отцы и деды ради служения Всевышнему действительно рисковали всем, то о чем говорить нам, их наследникам, живущим в 21-м веке, если «на кон» поставлено всего лишь конкретное место службы.

Большей частью, подобные переговоры с менеджерами проходили успешно. Иногда даже возникали дружественные дискуссии на религиозные темы. Впрочем, несколько раз я получал уклончивый: «Хорошо, я проверю, что говорится об этом в уставе компании»… В какой-то момент в процессе таких обсуждений я отчетливо осознал: как бы то ни было, сегодня меня это уже не слишком трогает. Во имя исполнения заповедей Всевышнего я готов пожертвовать карьерой. Если вам сделанный мной вывод покажется глупым, подумайте вот о чем. Откуда, в конечном счете, берутся наши доходы? Кто дает нам материальное обеспечение. Компания или — Всевышний?.. Так кому же тогда следует хранить верность? Конечно же, прежде всего — Творцу.

Быть религиозным евреем в Америке — задача не из легких. Но она несет в себе множество возможностей. К примеру, вы можете поставить перед собой цель — наглядно продемонстрировать окружающим, какое благотворное влияние оказывает на человека Тора. И сами при этом получаете высокую награду: работая над собой, совершенствуясь, вы становитесь лучше. Ведь вы должны воплотить себе образ, олицетворяющий идею, которую вы несете людям.

Готов побиться об заклад: если вы будете единственным представителем религиозного еврейства в своей компании, вам бесконечно будут задавать вопросы. Не надо этого бояться. Просто научитесь правильно отвечать на них. Чтобы окружающие, кроме всего прочего, не подумали бы, что евреи и сами не разбираются в собственной традиции. Поэтому необходимо постоянно учиться, изучать Тору и законы еврейской жизни.

Через наши знания и поведение мы можем влиять на мир, вносить свою лепту в выполнение миссии, осуществить которую доверил Творец еврейскому народу. И эта миссия — исправление мира…

Материал сайта международной еврейской религиозной организации Эш а-Тора

 

Росс Хершман,

юрист

Лос-Анжелес, США.