Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Если бы тогда

Позволительно ли шпионить за конкурентами, чтобы получить преимущество в борьбе за клиента? Где та граница, которая отделяет соперничество от — шпионажа?..

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ И ШПИОНАЖ

Ашер Меир

Вопиющий случай корпоративного шпионажа, недавно раскрытый в Израиле, спровоцировал не только бурю возмущения, но и — серьезные споры о том, где пролегает граница между законным «анализом деятельности конкурентов» и «промышленным шпионажем».

В стремлении учиться на ошибках (или успехах) конкурентов нет, разумеется, ничего предосудительного. В сущности, желание и способность учиться друг у друга и даже «копировать» некоторые перспективные методы — один из основных движущих механизмов свободного рынка, с помощью которых уровень предоставляемых клиентам услуг постоянно улучшается. Однако, когда другие люди — включая наших конкурентов — хотят сохранить конфиденциальность тех или иных данных, их решение мы обязаны уважать.

Многие евреи знают о «запрете рабейну Гершома» (один из крупнейших комментаторов Талмуда; Франция – Германия, вторая половина 10-го – первая половина 11-го вв.; ввел ряд постановлений, которыми и теперь руководствуются еврейские общины.) — древнем предписнии, предостерегающем людей от чтения чужих писем. Запрет на разглашение частной информации содержится и в самой Торе. В книге Ваикра читаем: «Не будь переносчиком сплетен в народе твоем» (Ваикра, гл. 19, ст. 16). Эта строка наставляет нас: если нам что-то известно о каком-либо человеке, и эту информацию он предпочитает держать при себе, мы тоже должны молчать и не раскрывать его секрет другим людям.

Допустим, я владею какой-либо информацией и открываю ее окружающим. Или — я ничего не знаю и открываю информацию для себя. Какая разница между этими двумя ситуациями? В сущности, никакой. И в том и в другом случае я ввожу себя в круг людей, которые посвящены в определенную тайну.

Эту мысль подтверждает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), объясняя, что слово, которое мы переводим как «переносчик сплетен», на иврите имеет тот же корень, что и слово, обозначающее понятие — «шпионаж». Переносчик сплетен — это тоже шпион. Но, скажем так — на «домашнем», бытовом уровне.

Разумеется, нельзя забывать и о том, что один из основных факторов, определяющих понятие «промышленный шпионаж» — мотивы, которыми руководствуется человек, добывая или распространяя информацию. В рассматриваемом нами случае это — желание получить конкурентное преимущество.

Еврейский закон не запрещает конкуренцию. Однако он регулирует ее и осуждает приобретение преимущества нечестным путем. Любая из соперничающих друг с другом компаний имеет полное право вкладывать средства в совершенствование предоставляемых клиентам услуг или снижение их стоимости. И ни одна из этих компаний при этом не должна использовать усилия другой компании в своих интересах.

Талмуд дает нам пример подобной нечестной конкуренции. Один рыбак, облюбовав место для лова, разбрасывает корм, чтобы привлечь к этому месту рыбу. А его соперник приплывает сюда же и закидывает удочки (трактат Бава Батра, лист 21). Рыба в этом месте хорошо ловится, — объясняет Талмуд, — только потому, что первый рыбак приложил к этому свои усилия. Поэтому действия второго рыбака — за рамками честной конкуренции.

Примерно то же самое произошло в Израиле (раскрытый случай корпоративного шпионажа). Пострадавшие компании вложили значительные средства и усилия, составляя списки клиентов, на рекламу, освещающую сферы их деятельности, на разработку заявок на тендеры и т.д. А их конкуренты украли эту информацию и воспользовались ею в своих интересах.

В этой ситуации некоторые компании, дабы избежать ответственности за шпионаж, попытались переложить вину на частных сыщиков, который добывали для них чужую информацию. Что по этому поводу говорится в еврейских законах?

Фундаментальный принцип еврейской этики строится на том, что: человек, склоняющий другого к совершению преступления, несет за него часть ответственности.

Из Талмуда мы узнаем, что производитель, к примеру, не должен продавать торговцу некачественный товар. Даже если он сообщил торговцу об «особенностях» товара, он несет ответственность за то, что торговец обманул покупателя. Хотя бы только потому, что знает, что любой торговец заинтересован скрыть недостатки, о которых ему сообщает производитель. А проверить оптовика производитель не имеет возможности, ибо не знает, кому тот продал эту продукцию (см. на сайте обзор листа 60 трактата Бава Мециа).

Тем более компания, которая дала частному сыщику задание разведать нужную информацию, несет за это ответственность. Возможно, представители фирмы, заинтересованной в получении не принадлежащих им сведений, действительно не знали, какими методами пользовались сыщики, выполняя задание. И кражу «своими руками» они не осуществляли. Однако само исходящее от них поручение — уже преступление.

В данном случае отказ некоторых компаний от ответственности за промышленный шпионаж заслуживает особо строгого порицания, так как качество полученной ими информации о конкурентах не оставляет никаких сомнений в том, что добыта она была с помощью далеко не законных методов. Это — не только нарушение этических норм, но и явно осознанное правонарушение.


Материал сайта международной еврейской религиозной организации Эш а-Тора

aish.com

Перевод с английского

д-р Ашер Меир

раввин, один из руководителей Центра деловой этики

при Иерусалимском технологическом колледже

Преподавал в Гарварде, имеет степень доктора в области экономики

Автор многих статей о современном бизнесе, еврейском праве, экономике