Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Если бы тогда

Поразительно, насколько возможность сэкономить полторы тысячи долларов способна затуманить человеку голову...

 ОРТОПЕД

Раввин Ирвин Кацоф

 Всю свою жизнь я страдаю плоскостопием. Носить могу только определенную обувь («Дресспорт» от «Рокпорт»). Остальные модели причиняют моим ногам неудобство и боль.

Сам не понимаю почему, но я никогда не пытался заказать специальные супинаторы, хотя они, по отзывам многих моих знакомых, значительно облегчили бы мне жизнь.

Как-то раз, придя к своему врачу, я заметил, что он делит свой кабинет с ортопедом. Когда я рассказал ему о моем плоскостопии, он пообещал составить мне протекцию. Я, правда, в своих «лучших традициях», трижды отменял назначенную консультацию. В конце концов, сдался и явился к ортопеду на прием.

Он оказался очень приветливым, доброжелательным человеком, мы разговорились. Свою речь свою он перемежал идишскими выражениями и часто ссылался на свои еврейские корни. Он сообщил, что ему еще никогда не выпадала честь лечить раввина, и он не возьмет с меня денег.

Как оказалось, это была не просто формальная любезность. Моя страховка не покрывала расходы на эти супинаторы, а мне требовались две пары, каждая из которых обошлась бы в 750 долларов.

Возможность сэкономить столь значительную сумму показалась мне чрезвычайно заманчивой. Но в то же время я чувствовал себя неловко. Имел ли я право принять столь щедрый дар?

Сам я ни слова не говорил ему о своем духовном призвании. Очевидно, об этом ему сообщил мой терапевт. Распространяться о том, что место моей работы — не синагога, а Уолл-Стрит, я уже не стал (дело в том, что, посвятив четверть века сбору средств на еврейское образование, в один прекрасный день я понял, что принесу мировому еврейству больше пользы в качестве жертвователя).

Итак, я промолчал. Вместо того, чтобы объяснить ортопеду ситуацию, я в смущении покинул его кабинет, и направился к стоянке. В тот день я был за рулем щеголеватого «Ленд-ровера» моей жены, мало похожего на средство передвижения скромного слуги народа. Ортопед вышел следом за мной, направляясь к одному из своих пациентов, и сел в старенький и порядком побитый «Форд».

По дороге домой меня охватило чувство вины. Я читал книги Меира Тамари «Соблазны рынка» и «Испытание богатством» — об отношении еврейского закона к накоплению богатства и деловым практикам. Для того, чтобы подготовиться к тем этическим и нравственным ловушкам, которые могут поджидать меня на моем новом поприще. И очень хорошо помнил слова автора: «Еврейский закон запрещает вводить в заблуждение, обманывать или утаивать информацию во всем, что касается купли и продажи».

Разве я не ввел этого приветливого ортопеда в заблуждение? Разве я не пытался извлечь материальную выгоду из звания раввина, хотя фактически таковым более не являлся?

Но ведь, отказавшись от его дара, — продолжал я спорить со своей совестью, — я могу обидеть его…

И тут я со всей ясностью осознал, насколько возможность сэкономить полторы тысячи долларов способна затуманить человеку голову.

Деньги очень опасны. Когда речь заходит о финансах, один плюс один внезапно перестает равняться двум.

Чтобы найти выход из положения, я вновь обратился к «Соблазнам рынка». Внимание мое привлек такой абзац:

«Йецер а-ра (злое начало), заставляющий человека стремиться к приобретению и накоплению материального богатства — один из наиболее мощных человеческих импульсов. Тем не менее, в еврейской традиции деньги, как таковые, не считаются порочными, и, подобно любому другому отрицательному явлению, могут, с помощью Торы и записанных в ней мицвот (множественное число от слова мицва — «заповедь»), служить добру. Деньги обладают столь значительной мощью, что для того, чтобы научиться делать их «кошерными», существует гораздо больше законов и заповедей (по меньшей мере, 120), чем, скажем, для кошерной еды».

Я понял, что должен был объяснить ортопеду, что более не работаю раввином и охотно заплачу за супинаторы. Мне с трудом верилось, что я с такой легкостью поддался соблазну и не смог правильно, должным образом ответить на его предложение. Мне надо было сразу же и без малейших колебаний сказать ему: «Это очень любезно с Вашей стороны, но на сегодняшний день я занимаюсь работой, которая вполне позволяет мне заплатить нужную сумму».

Как я посмел даже на секунду допустить мысль о том, что вправе повести себя иначе?

На меня было распространено то почтение, которым пользуются раввины. А я польстился на возможность сэкономить деньги. Мне следовало вспомнить о том, что этим миром управляет Творец, и что подобные неблаговидные поступки еще никого до добра не доводили.

Тогда я дал себе слово, что объясню ситуацию ортопеду в следующий раз, когда приду забирать супинаторы.

Наконец, спустя несколько месяцев ожидания,  они были готовы. Когда я зашел забрать их, ортопед встретил меня улыбкой и сказал: «Добрый день, ребэ! Приятно Вас снова увидеть!».

И тогда я, не мешкая, пустился в заранее отрепетированные объяснения:

— Видите ли, я не могу принять от Вас эти супинаторы бесплатно. Я более не работаю раввином. Ценю Ваше желание подарить их мне, но считаю, что это было бы не правильно. Я, как и Вы, зарабатываю себе на жизнь…

Он посмотрел на меня с удивлением, и произнес:

— Что ж, в таком случае могу организовать для Вас скидку. Вместо 750 долларов они обойдутся Вам в 250 долларов за пару. Идет?

— Большое спасибо за предложение, — сказал я. — В принципе я вполне мог бы заплатить и полную стоимость…

— Нет-нет, я настаиваю, — возразил ортопед. — Кроме того, Ваша страховка должна покрыть расходы, если не на сами супинаторы, то во всяком случае — на консультации…

Мне было приятно, что я, в конце концов, снял с души этот груз. Я искренне его поблагодарил, довольный тем, что наконец-то получу свои супинаторы. Может быть, они хоть немного облегчат боль в моих ступнях?

По возвращении домой я начал носить их в соответствии с указаниями ортопеда — один час в первый день, два во второй, три в третий и т.д. Но с каждым днем я чувствовал себя все хуже и хуже. Мне никак не удавалось привыкнуть к ним. Мои ноги болели ужасно — даже сильнее, чем раньше.

Через неделю пришло письмо от страховой компании. Они отказались оплачивать приемы у ортопеда, не входившие в мою страховку. Мне пришлось столкнуться с новым испытанием. Я должен был расстаться с деньгами, хотя взамен получил лишь непрерывно ноющие ступни.

Теперь я не сомневался ни минуты. Мне не хотелось ни искать компромиссы со своей совестью, ни поддаваться искушению. В конце концов, я, можно сказать, дешево заплатил за тот урок, который преподнес мне наш заботливый Творец.

Теперь я чувствую, что действительно чему-то научился и готов достойно встретить те трудности и соблазны, которые поджидают меня на Уолл-Стрит…

Материал сайта международной еврейской религиозной организации Эш а-Тора

Перевод с английского