Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Если бы тогда

Как найти правильный баланс между уважением к мертвым и необходимостью оказать помощь живым?..

ВСКРЫТИЕ

Даниель Айзенберг

Когда речь идет о вскрытии тела умершего человека, медицина нередко вступает в противоречие с еврейским законом.

Медицинские учреждения, как правило, проводят вскрытие, чтобы выяснить, правильно ли был поставлен диагноз, и почему лечение не дало желаемого эффекта. В некоторых ситуациях, когда гибель человека связана с уголовным преступлением, этого требуют судебные инстанции.

С точки зрения еврейского закона, возможность проведения данной процедуры в каждом отдельном случае зависит от многих обстоятельств. При этом решения строятся, прежде всего, на основополагающих принципах еврейского мировоззрения, которое, в частности, дает определенные ответы на вопросы, кому в действительности принадлежит тело человека и в чем истинный смысл похорон. И, естественно — на указаниях Торы.

Тора запрещает любое осквернение мертвого тела. В основе этого запрета — «инструкция» Торы, в которой говорится, как следует поступать с телом казненного преступника. В этом отрывке читаем: «Если кто-либо совершит преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно оставаться там на ночь. Погреби его в тот же день, ибо проклят перед Всевышним всякий повешенный на дереве» (Дварим, гл. 21, ст. 22-23).

Почему выставленный на всеобщее обозрение труп человека — оскорбление Имени Творца и каковы рамки этой заповеди?

При беглом прочтении приведенного фрагмента может показаться, что речь идет лишь о теле порочного человека, который в своем поведении опустился настолько низко, что его пришлось казнить. Однако Талмуд (трактат Санѓедрин, лист 47) разъясняет, что данный закон применим ко всем, без исключения, телам умерших людей, и запрещает любую форму осквернения любых трупов (см. также на сайте обзор листа 46 трактата Санѓедрин).

Закон, предписывающий проявлять уважение к телу умершего, обусловлен тем, что человек создан «по образу и подобию» Всевышнего, и тело, которое при жизни служит «одеждой», вместилищем человеческой души, участвуя в реализации замыслов Творца, требует бережного отношения и после смерти человека. Неуважение к телу усопшего, — подчеркивают Учителя, — это не уважение к Творцу. Поэтому Тора разрешает тревожить покой умершего лишь в самых крайних случаях, когда имеются на то весьма веские основания. Какие же основания считаются «вескими»?

В Талмуде (трактат Санѓедрин, лист 46) детально обсуждается вопрос, почему не проводится вскрытие каждой жертвы убийства. Ведь, если бы удалось выяснить, что погибший страдал смертельным недугом, убийце, быть может, не вынесли бы смертный приговор (еврейский суд крайне редко приговаривал преступников к высшей мере наказания).

Любое вскрытие, — говорит по этому поводу рав Кагана, — не может полностью, со всей достоверностью исключить возможность наличия подобного заболевания, ибо существует вероятность того, что пораженный орган находится как раз в том месте, где скальпель входит в плоть. Поэтому его результаты нельзя учитывать, решая судьбу убийцы, и вскрытие делается лишь в том случае, если оно способно помочь спасти жизнь другому человеку.

Законы Торы требуют похоронить умершего как можно скорее — желательно в день смерти, и запрещают оставлять мертвое тело на ночь.

Бывают ли исключения? В каких случаях разрешается отложить погребение усопшего?

Если погребение откладывается для того, чтобы отдать дань уважения мертвому, или же доставить гроб и саван, — сообщает Талмуд, обсуждая причины, которые могут оправдать перенесение похорон на более позднее время (скажем, на следующий день), — это не противоречит заповедям… но делает честь живым… Но нельзя откладывать погребение для того, чтобы нанести умершему оскорбление... Таким образом, если похороны откладываются не с целью надругательства над мертвым телом, это не противоречит заповедям Торы.

Данные соображения оправдывают отсрочку похорон, например, в случае, если близкие родственники покойного живут далеко и для того, чтобы приехать на похороны, им требуется дополнительное время. Захоронение позволяется отложить даже на несколько дней — при условии, что это не нанесет вреда памяти и достоинству умершего.

Запрет на осквернение тела и необходимость его скорейшего погребения не действительны в ситуации, если вскрытие преследует благородные цели. Так, в еврейском законе сказано, что исполнение непосредственно выраженной или предполагаемой воли усопшего отдает дань его памяти. Кроме того, разрешается, скажем, вскрытие останков погибшего, если только так можно выяснить его личность — чтобы супруга умершего, получила возможность снова выйти замуж.

Важно отметить, что откладывание похорон влечет за собой серьезные проблемы.

Похороны не только защищают умершего от позора (например, от разложения тела у всех на глазах), — подчеркивает Талмуд, — но и позволяют живым отдать ему дань уважения.

Наши Учителя выдвигают требование, — пишет великий Учитель 12-го века Рамбам в составленном им Кодексе еврейских законов Мишнэ Тора (раздел «Законы траура»), — чтобы тело было похоронено нетронутым. Таким образом, в случае, когда производится вскрытие, все органы и телесные жидкости должны быть преданы земле. Немедленно, сразу же после окончания процедуры, и все части тела и жидкости должны быть похоронены вместе с телом. Данное требование особенно сложно выполнить в случае, когда вскрытие производится в учебно-медицинских целях.

Некоторые раввины приходят к выводу, что в случае, если человек умирает в больнице, капельницу следует отрезать на уровне кожи, и остаток похоронить вместе с ним. А если человек погиб от тяжелой травмы, его испачканная кровью одежда тоже должна быть захоронена вместе с ним.

В современной действительности данное требование реализуется на практике, к примеру, добровольцами, работающими в Хевре Кадише (организация при еврейской общине, осуществляющая церемонию погребения), когда они после теракта тщательно исследуют территорию, где произошел взрыв, собирая мельчайшие фрагменты тел и кровь жертв — для их погребения.

Возможность вскрытия трупа ограничивается также заповедью, предписывающей не использовать тело умершего для получения выгоды. Учителя отмечают, что данный запрет выводится из текстов Торы и касается любой выгоды, включая выгоду не материального характера. Поэтому тело умершего можно использовать лишь для спасения жизни другого человека.

Однако один из крупнейших исследователей Галахи (свода еврейских практических законов), Главный раввин Иерусалима Цви-Песах Франк (Литва – Эрец Исраэль, первая половина 20-го века) писал, что изучение тела умершего в медицинских целях, даже посредством его вскрытия — для получения общего медицинского образования, прямой выгодой не является и под данный запрет не попадает. В частности, он указывал на то, что пассивное наблюдение за процедурой вскрытия не может считаться запрещенной «выгодой».

Тем не менее, известный знаток Галахи рав Шломо-Залман Ауэрбах (Иерусалим, 20-й век), усматривая в данном вопросе иную грань Истины, недвусмысленно запрещает даже наблюдать за вскрытием, которое не санкционировано еврейским законом.

Но давайте задумаемся над фундаментальным мировоззренческим вопросом: может ли человек считать себя хозяином своего тела, настолько, что может распорядиться им и после своей кончины? Иными словами, вправе ли человек поступиться своей честью и (скажем, по завещанию) позволить осквернить его тело после смерти?

Нам хорошо известно, что наши тела принадлежат Всевышнему, а мы — лишь их временные «хранители». Не более того. И если это так, кто из людей вправе распоряжаться телами, разрешая или запрещая их вскрытие?

Однажды к раву Иехезкелю Ландау (известный комментатор Талмуда и Шульхан Аруха; родился в Польше, был главным раввином Праги, 18-й век) обратились за помощью несколько британских врачей. Они оперировали ребенка с «камнями в мочевом пузыре», который впоследствии умер. Рав Ландау получил от лондонского раввина письмо с подробным описанием произошедшего. Тот спрашивал, правильно ли он поступил, разрешив вскрытие трупа ребенка для выяснения адекватности диагноза и лечения — с тем, чтобы будущие пациенты этих врачей могли безбоязненно пользоваться их услугами.

Рав Ландау не согласился с решением своего британского коллеги, и ответил, что вскрытие разрешается только для того, чтобы спасти жизнь смертельно больному человеку, причем — не «абстрактному», а вполне конкретному, о котором известно, что лишь трансплантация способна сохранить ему жизнь. Он также отметил, что вскрытие, обеспечивающее развитие медицинской науки как таковой — еврейским законом запрещается.

Однако и тут есть исключения.

Главный вопрос заключается в том, что в современном мире будет считаться «развитием медицины вообще» и какие ситуации мы можем рассматривать как «частные, конкретные случаи».

Самый недвусмысленный ответ на него — эпидемии, подобная массовому заболеванию таинственной болезнью легионеров в Филадельфии в 1976 году, в ходе которой один человек умирает, а другие оказываются на пороге смерти из-за того же самого заболевания.

Если вскрытие способно помочь выявить причину недуга и спасти других больных, оно — разрешается.

Если пациент, страдающий тяжким недугом, умирает в процессе лечения новым препаратом или применения экспериментального методики, проведение вскрытия, цель которого — определить, насколько опасны использованные средства для других пациентов, вполне оправданно.

Если ребенок умирает от наследственного заболевания, — писал рав Моше Файнштейн (один из крупнейших «законодателе» 20-го века в области соблюдения заповедей Торы; умер в Нью-Йорке в 1986 году), — вскрытие для выяснения природы болезни возможно, если это поможет спасти жизнь других детей — даже если они еще не появились на свет.

Во время ливано-израильского конфликта 1980-х годов Главному раввинату Израиля пришлось столкнуться с гораздо более сложной проблемой.

Многие солдаты страдали от сильных ожогов и нуждались в пересадке кожи. Хотя пересадка кожи и может спасти жизнь человека, кожу перед этим необходимо определенным образом обработать. Взятую у мертвого кожу могли использовать лишь спустя некоторое время, и пересаживали ее человеку, который в момент, когда кожу брали, еще не был обожжен. То есть получается, что кожу срезали для «абстрактного» пациента, что, казалось бы — еврейским законом запрещается.

Однако Главный раввинат Израиля дал разрешение на проведение подобных операций. Раввины постановили, что, несмотря на то, что никто не знает заранее, кому понадобится кожа, шансы на то, что нужда в ней возникнет, к сожалению, чрезвычайно велики.

Точно так же в случае с трансплантацией органов. Для того, чтобы осуществить вскрытие с целью изъятия органов, достаточно располагать списком людей, ждущих операции — даже если при изъятии того или иного органа неизвестно, кому он будет имплантирован.

Наши Учителя дают рекомендации и по поводу самой процедуры вскрытия.

В общих чертах все тут сводится к тому, что разрешенное еврейским законом вскрытие трупа следует осуществлять, проявляя к телу такое же уважение, с которым хирурги делают операцию живым людям.

В частности, надрезы должны быть минимального размера. Вскрывать нужно лишь те органы, исследование которых способно пролить свет на возникшую у медиков проблему. Обнажать следует только область вскрываемых органов, остальные части тела должны быть прикрыты. Извлеченные органы после обследования (если речь не идет о трансплантации) полагается вернуть на место.

После завершения процедуры необходимо как можно скорее организовать похороны…