Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
По законам Торы, каждый из нас должен регулярно выделять десятую часть своего дохода на пожертвования — помощь бедным или на распространение знаний Торы. Возникает вопрос: должны ли заниматься благотворительностью люди, которые получают минимальную зарплату и едва сводят концы с концами?..
ДОЛЖЕН ЛИ БЕДНЫЙ ПОМОГАТЬ БЕДНОМУ
Д-р Ашер Меир
Помощь неимущим — одна из важнейших заповедей Торы. И тем, кто ее выполняет, Тора обещает благословение. Как сказано: «Дай же ему, и да не будет досадно тебе, когда дашь ему, ибо за это благословит тебя Всевышний твой, во всех делах твоих и во всяком начинании твоем» (книга Дварим, гл. 15, ст. 10).
По существующим в еврейской традиции правилам, человеку следует выделять на цедаку (пожертвование на благотворительные цели) 10 процентов от своего дохода (от суммы, которая остается после вычета всех налогов). Это пожертвование называется «маасер ксафим» (десятая часть дохода) — по аналогии с заповедью Торы, предписывающей отделять в пользу коэнов десятую часть урожая, выращенного в Эрец Исраэль.
Но как поступать тем, у кого — весьма скромный бюджет, когда средств хватает лишь на самое необходимое? Обязаны ли и они давать цедаку?
Даже бедный человек, который сам получает помощь, — наставляют наши великие Учителя, — должен жертвовать средства в пользу других нуждающихся. И еврейской общине, помогая бедным, следует думать и о том, чтобы у них была возможность давать цедаку.
Высказывая свою позицию в Талмуде (трактат Гиттин, лист 7), один из крупнейших Учителей Талмуда Мар Зутра
(Вавилон, конец четвертого – начало 5-го вв.) говорил: «Даже бедный, который сам живет на цедаку, должен давать цедаку».Речь в таких случаях, как очевидно, идет о чисто символических денежных суммах. Но и они (самые минимальные пожертвования), — подчеркивают Учителя, — могут изменить судьбу бедного человека к лучшему. Если он регулярно дает цедаку, думая о ближних, на него нисходит благословение Неба, и шансы поправить свое материальное положение у него увеличиваются.
Но рассмотрим, к примеру, ситуацию, когда человек не настолько беден, чтобы обращаться за помощью в общину. Имеющегося у него дохода хватает на то, чтобы, оплатив нужды семьи, дотянуть до следующего денежного поступления. Надо ли ему отделять на цедаку десять процентов?
В Талмуде особое место отводится дискуссии на данную тему наших Учителей. Ее продолжили и комментаторы основного Кодекса еврейских практических законов — Шульхан Арух. И в результате этой обширной и обстоятельной дискуссии на заданный вопрос дается положительный ответ. Да, и тем людям, которые располагают ограниченными материальными средствами, следует стараться выделять на цедаку десять процентов. При этом, если общих доход семьи — невелик, меньше прожиточного минимума, принятого в стране, где живет человек, сумма цедаки может быть и меньше десяти процентов (большинство раввинов Израиля постановили — по крайней мере, для жителей Израиля — что перед отчислением десяти процентов из общего доходя семьи следует, естественно, кроме налогов, вычесть еще и расход на оплату жилья или сумму, которая выплачивается по ипотечной ссуде, так называемой машканте — прим. ред).
А теперь — подведем сказанному некий итог.
Сегодня, если доход человека столь невелик, что он не в состоянии обеспечить себя и семью, он имеет полное право обращаться за помощью к руководству общины. Но при этом ему все-таки следует выделять на цедаку хотя бы какую-то «символическую» сумму. Если же его жизненный уровень выше «минимального», он должен стремиться к тому, чтобы выделить на цедаку десять процентов от своего чистого дохода — так, чтобы без денег, пожертвованных на благотворительные цели, его доход не оказался ниже прожиточного минимума.
И даже если человек очень беден, ему все же стоит что-то выделять на цедаку. Чтобы развивать и поддерживать в себе привычку помогать другим людям...
Всемирное еврейское обозрение
Перевод с английского
д-р Ашер Меир,
раввин, один из руководителей Центра деловой этики
при Иерусалимском технологическом колледже
Преподавал в Гарварде, имеет степень доктора в области экономики
Автор многих статей о современном бизнесе, еврейском праве, экономике