Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Если бы тогда

Многие религиозные люди по любому поводу ходят за советом к раввину. Правильно ли они поступают? Такое можно было бы понять, если бы речь шла о трудностях в понимании того или иного еврейского закона. Но обсуждать с раввином личные дела…

 

С КЕМ СОВЕТОВАТЬСЯ В ТРУДНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

Элазар Майзельс 

 

В мире немало евреев, которым привычка обсуждать личные проблемы с раввином кажется странной. «Склонность советоваться с раввином даже по пустякам, — рассуждают они, — может привести к тому, что вскорости раввин заменит друзей и ближайших родственников».

В самом деле. Как к этому относится еврейская традиция? С какими вопросами действительно стоит обращаться к раввину, и с какими — не следует? Обладает ли раввинская рекомендация какой-то особой ценностью?

Чтобы то понять, сделаем небольшой экскурс в еврейскую историю.

В древние времена, когда в народе Израиля были пророки, человек, сталкиваясь с какой-либо проблемой и не зная, как ему в этой ситуации поступить, направлялся к кому-то из них. Чтобы получить ответ от того, кто достиг высочайшего духовного уровня и в особом духовном состоянии мог напрямую воспринимать волю Всевышнего.

Об этом мы читаем в Торе, где описывается, как Ривка, жена нашего праотца Ицхака, в период беременности ощущая в утробе сильные толчки и не понимая, чем вызвана необычная активность ее еще не рожденных детей, пошла к Шему. Чтобы он объяснил, что происходит.

В тексте Торы об этом сказано так: «И толкались сыновья в утробе ее. И сказала она: Если так, зачем же я? И пошла вопросить Всевышнего…» (книга Берешит, гл. 25, ст. 23).

Ривка, — разъясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), комментируя данный фрагмент, — пошла в Бейт мидраш (Дом изучения Торы) Шема, чтобы узнать, что ожидает ее в будущем.

Такая практика в эпоху Храма имела в еврейском народе очень широкое распространение. Люди, попадая в сложную ситуацию, из которой им трудно было выбраться самим, просили совета у пророков.

Сведения об этом мы находим, в частности, в Танахе, где написано: «Прежде в Израиле так говорил человек, когда шел вопрошать Творца: давайте пойдем к провидцу — ибо нынешний пророк назывался прежде провидцем» (первая книга пророка Шмуэля, гл. 9, ст. 9).

После того, как был разрушен Храм, число пророков значительно уменьшилось. Новые пророки не появлялись на свет. И когда ушел из жизни последний пророк, исчезла и сама возможность получить рекомендации Всевышнего. Однако обычай советоваться с мудрыми, духовно возвышенными людьми — остался.

Обоснование такому обычаю дается, к примеру, в Талмуде, где говорится, что пророческие качества были отняты у человека не полностью. Способность видеть и ощущать реальность глубже других, «обычных» людей перешла к мудрецам — к тем, кто серьезно и интенсивно изучал Тору, вел праведную жизнь и достиг высокого уровня в постижении Истины (см. трактат Бава Батра, лист 12).

Рав Моше Софер (конец 18-го — первая половина 19-го века; крупнейший знаток Галахи своего времени) объясняет, что такие мудрые люди наделяются особым даром, позволяющим им воспринимать волю Творца и наставлять тех, кто нуждается в рекомендациях.

Теперь, полагаю, понятно, что заложено в основу тенденции советоваться с мудрым человеком. И совсем необязательно, чтобы он был раввином, получившим смиху (документ, подтверждающий звание раввина). Главное, чтобы ваш советчик был человеком обширных знаний в Торе, богобоязненным и обладал здравым смыслом.

И все же есть немало причин тому, чтобы обращаться за рекомендацией именно к раввину. Обозначим некоторые из них.                                                                                     

1. Опыт

Раввин, «по долгу службы» встречающийся с очень многими и самыми разными людьми и сталкивающийся с самими разнообразными жизненными ситуациями, накапливает немалый практический опыт. Который, кроме всего прочего, выражается и в том, что в случае, если он сам не может вам помочь, он, как правило, знает, к кому из других раввинов вам следует обратиться с данной проблемой.

2.  Объективность

Понятно, что человек, дающий рекомендацию, должен, прежде всего, исходить из интересов того, кто просит его о помощи. Однако, чтобы получить по-настоящему мудрый совет, следует учесть, что очень важный критерий в выборе советчика — его объективность.

От опытного раввина мы можем ожидать максимальной объективности.

3.  Умение находить верные решения

Углубленное изучение Торы и Талмуда развивают умение мыслить, сопоставляя многие факты и сведения, что позволяет делать логичные и верные выводы.

Раввин, изучающий еврейские первоисточники — в постоянном поиске Истины, что наделяет его особой способностью отделять действительность от ложных ощущений. И это — очень важное качество в оценке ситуаций, когда нужно найти выход из создавшегося положения.

4. Помощь Всевышнего

Раввины, безусловно — не пророки. Однако от наших Учителей нам известно, что люди, которые несут ответственность за общину, получают помощь от Всевышнего. В том числе — и в форме возникающего ощущения, что то или иное решение «поддерживает» Творец. Хотя, конечно же, не все раввины обладают такой способностью в одинаковой степени.

И в заключение выскажу очень важное соображение.

Чтобы увеличить шансы на то, что вы получите от раввина по-настоящему мудрый и практичный совет, прежде чем отправиться на консультацию, детально обдумайте тревожащую вас ситуацию сами и тщательно подготовьтесь к тому, чтобы максимально точно представить ее раввину.

 

Всемирное еврейское обозрение

 

Перевод с английского

 

Элазар Майзельс,

раввин,

основатель института еврейского образования «Лидрош», США