ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

New Page 3

ГЛАВА “Толдот”

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 25, ст. 19 — гл. 28, ст. 9.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: “Вот история происхождения Ицхака, сына Авраама...”.

История происхождения на иврите — толдот.

Обсуждение главы Толдот

11.11.2001

Вопреки ожиданиям, что эта часть Торы будет посвящена жизни Ицхака, начало главы почти сразу уводит нас от него и сосредотачивает наше внимание на рождении двух сыновей Ицхака и Ривки — Яакова и Эсава.

Однако в композиционном построении Торы есть своя логика, раскрывающая еще один пласт Мудрости.

Что главное в биографии человека? Его происхождение — кто были его родители, какова была окружающая среда, чему он учился в детстве и юношестве? Быть может, самое важное — как он провел последние годы жизни, что передал следующим поколениям? А, может, ценнее всего — самые яркие страницы его жизни, независимо от того, в каком возрасте происходили те или иные события?..

Все это — отнюдь не праздные вопросы.

Сделаем некое отступление. В очень серьезной и основательной энциклопедии “Британика” Герман Гессе назван швейцарским писателем — в одной статье, в другой — немецким писателем. И то, и другое верно: Гессе родился в Германии, но с 35-ти лет жил в Швейцарии.

Всемирно известный ученый Альберт Эйнштейн родился в Германии, вырос и стал выдающимся физиком — в Швейцарии, обрел известность — снова в Германии, а с 55-ти лет жил в США и там сыграл заметную роль в создании американского ядерного потенциала.

Кроме того, он родился евреем, осознавал себя таковым и был активным сторонником образования Государства Израиль.

Как правильно о нем сказать? Альберт Эйнштейн был — немецким, швейцарским, американским или еврейским ученым?

В предыдущей недельной главе — Хайей Сара (см. на сайте) мы разбирали некое определение сути человеческой жизни.

Здесь Тора раскрывает нам еще одну грань Мудрости. Об Ицхаке говорится совсем в другом месте. В конце главы Вайера рассказывается о том. Как он принял повеление Всевышнего — отдать свою жизнь. И это — в расцвете лет, когда он был еще совсем молод. Отдать свою жизнь — “просто так”, по слову Творца.

Он принял это целиком, дал связать себя и положить на мизбеах (в приблизительном переводе — жертвенник). Нож уже был занесен над ним. Но он не дрогнул, не высказал сомнения в том, что правота Творца — абсолютна.

Это и был самый великий момент его жизни — проявлением его сути.

На иврите умение устоять, выдержать — в чувстве, ощущении... — называется гвура. Это — основное качество Ицхака. Его он передал своим потомкам — еврейскому народу. Поэтому его биография определяется пиковым событием. Определяется, но не завершается. Завершающая оценка жизни Ицхака — в слове Толдот.

В стандартных переводах Торы (и Библии) читаем: “Вот родословие (родословная) — толдот — Ицхака...”.

Мы здесь даем такой перевод: “Вот история (происхождения) Ицхака...”. Но и он не совсем точен. Точный перевод невозможен в принципе. Ибо слово толдот, сообщая о прошлом, имеет в виду и будущее.

Приближаясь к заложенному в этой фразе смыслу, можно было бы (пусть по-русски это не слишком хорошо звучит) сказать: “Родословная (происхождение), которая породила” то-то и то-то.

Словосочетание толдот Ицхак следует понимать так: происхождение (и история жизни) Ицхака привело к рождению Яакова, повлияло на то, кем вырос Яаков.

А вообще мы должны знать, что в нашей главе разворачивается построение модели взаимоотношений еврейского народа с окружающим миром. Здесь она не будет дана полностью — этому посвящаются несколько последующих глав. Но основы, корни (толдот) закладываются именно в этой главе. Поэтому она имеет метаисторическое, космическое значение.

Скажем сразу: Яаков — модель еврейского народа, Эсав — нееврейского мира. Они — близнецы. Но все — не так просто. Все — сложно и интересно.

12.11.2001

Обратим внимание на то, как Тора рассказывает о первых днях жизни Яакова и Эсава. Точнее — даже о том, что было еще до их рождения.

Читаем: “И забеременела Ривка... и сыновья (часто) двигались в утробе ее, и сказала она — если так, зачем же я? И пошла узнать, что Всевышний захочет сообщить ей...” (гл. 25, ст. 21, 22).

Выражение “в утробе” — Тора подчеркивает — в утробе, означает ощущение Ривки, что силы и ценность материализма для того, кто у нее в животе, играют важную роль. Тогда она  еще не знала, что внутри нее — двое сыновей.

Ривка спрашивает: “Зачем же я?”. В оригинале местоимение “я” употреблено в своей возвышенной форме — анохи. На иврите чаще говорят — ани. И вообще, что означает этот ее вопрос?

В момент великого явления — Дарования Торы, когда все стояли у горы Синай, Голос Всевышнего, который все присутствовавшие там слышали, “произнес” Десять Заповедей. А начиналась Его речь так: “Я — Всевышний, который вывел вас из земли Египетской, из дома рабства...”.

Местоимение “Я” здесь тоже имеет форму — анохи. И тогда слова Ривки надо понимать так: если ребенок (она думала — один) так привязан к духовным силам материального мира, зачем же Анохи? Кому нужны тогда Десять Заповедей? Кто захочет и сумеет принять их?

И еще она подразумевала: “Получается, нет продолжения рода Авраама и Ицхака. Их толдот никуда не ведут...”.

Поэтому она захотела узнать, если возможно, что по этому поводу говорит Творец. Но к кому она собиралась обратиться?

Можно было бы, например, выяснить это через Ицхака — во время молитвы или в период пророческого состояния, Творец мог Ицхаку это открыть. Но был другой человек — сын Ноаха, Шем. К нему и направилась Ривка.

Шем жил в городе Иерусалиме (уже тогда Иерусалим был столицей, центром мира для всех духовных людей). Он обладал обширным знанием Мудрости Творца и способностью проникать в суть явлений (вспомним, что он был с Ноахом на корабле во время Потопа, а имя Шем в переводе — Суть Имени).

Поскольку Ривка опасалась, что вынашивает ребенка, который может пойти нееврейскими путями, она решила обратиться к Шему. Он был представителем “нееврейского мира” и мог объяснить, что означает столь активное движение в утробе Ривки.

Шем сказал ей: “Два народа в животе твоем... и один будет черпать силу у другого, и старший будет служить младшему” (гд. 25, ст. 24).

Вот такой ответ получила Ривка. Но кто у кого будет черпать силу? И кто кому будет служить? На иврите эта часть фразы звучит неопределенно. Ее с полным правом можно было бы перевести и наоборот: “старший сделает младшего слугой”.

Какой смысл заложен в этой части фразы?

Некоторое разъяснение было получено при рождении сыновей. Но явилось ли это действительно разъяснением? Скорее, возникло еще больше путаницы.

Сказано в Торе: “Вышел первый, весь покрытый красноватыми (рыжеватыми) волосами, и назвали его — Эсав. А потом вышел его брат, рукой держась за пятку Эсава, и назвал его (Ицхак) — Яаков, а Ицхаку было шестьдесят лет...” (гл. 25, ст. 25-26).

Вышел первый... Это еще не означает, что он был зачат первым. А сам факт, что он “первым выскочил”, не говорит о скромности. Но, может, так получилось случайно?..

Но вот мы видим, что второй держит его за пятку. Ибо второй (Яаков) — первым зачат. Однако (временно) Эсав — выше. Его красноватый покров свидетельствует об активности, которая готова перейти в агрессию (красного цвета).

И назвал его (Ицхак) —Яаков. Сказано в Торе, что Эсава — назвали (многие), а Яакова назвал именно Ицхак. Потому что все (как модель народов мира) почувствовали связь с Эсавом, поняли его сущность и могли дать ему имя.

Но суть Яакова мог понять только Ицхак, поэтому он и дал ему имя.

Но зачем здесь, в той же фразе, говорится, что Ицхаку было шестьдесят лет?

13.11.2001

Как уже много раз говорилось в наших обзорах, десятки раскрывают духовный этаж некоторой сути, выраженной единицами. Десять — этаж единицы. Шестьдесят — духовный этаж шести. Число шесть заключает в себе суть постижения Творения. Шесть объединяет в себе движение вправо, влево, вперед, назад, вверх, вниз. Во всех смыслах этих понатий.

Шестьдесят — духовный этаж всего перечисленного. Вот почему Ицхак, которому было в тот момент 60 лет (это Тора специально подчеркивает), и только он, мог понять и увидеть суть Яакова. В Яакове будут толдот Авраама и Ицхака. Это он понял на уровне, выраженном числом 60.

Но что же сказал Шем?

Один черпает силы у другого, один (кто?) служит другому (кому?). Кто же из них — старший? И почему Шем сказал — “два народа в животе твоем”?

Мы еще вернемся к этому, а пока коснемся другого вопроса.

Прочтем Тору:

“И выросли юноши, и стал Эсав человеком, знающим охоту, человеком поля. А Яаков — человеком цельным (и мягким), проводившим время в шатрах. И полюбил Ицхак Эсава — ибо об охоте говорили его (Эсава) уста, а Ривка любит Яакова” (гл. 25, ст. 27-28; дано с небольшими уточнениями в переводе).

Мы уже знаем, что произошло потом — через поколения. Яаков стал праотцем нашего народа. Эсав — прототип (модель) противостояния Яакову (то есть — народу Израиля). Знал это и Ицхак (и дал соответствующие благословения Яакову — см. гл. 28, ст. 3-4, где Ицхак открытым текстом называет Яакова наследником Авраама, который унаследует и Землю Израиля).

Что же означают слова “И полюбил Ицхак Эсава”?

Понятно, что отец любит сына. И в этом — правда, истинная глубина. Но в анализируемой фразе, как контрапункт, сказано, что Ривка любит (в настоящем времени) Яакова.

Во-первых, обратим внимание, что Ицхак “полюбил” (в прошедшем времени). Ривка “любит” — в настоящем времени.

Ицхак полюбил... Он должен был быть вместе с Эсавом, вырастить его, дать ему наставления и благословения. И все это происходило в конкретном прошлом. Но в духовном мире, то есть — всегда, в вечном настоящем времени, Ривка (и Ицхак) любят Яакова, иначе говоря, едины с ним.

Во-вторых, и это главное: основное качество Ицхака — гвура (см. начало обзора). Главное качество Ривки — хесед (см. на сайте рассказ о встрече Ривки и Элиэзера в обзоре предыдущей главы).

Эсав — знаток охоты. Он умеет уничтожать. То есть обладает качествами, которые можно направить на борьбу со злом. Борьба со злом — прямое продолжение гвуры — умения устоять. Ицхак видел в Эсаве потенциал своего продолжения (в смысле гвуры). И все как будто бы выстраивалось правильно. Яаков, цельный, с мягким характером, был как будто бы продолжением Ривки.

Более того. Эсав — человек поля, как сказано в этой же фразе. А мы уже упоминали это в конце обзора предыдущей главы: в момент, когда Ицхак встретил Ривку, он был в поле. Поле — место борьбы с надвигающейся опасностью, предвечернее время (см. на сайте обзор главы Хаей Сара). Выходит, Эсав — очень близок Ицхаку. И Ицхак “полюбил Эсава”.

14.11.2001

Но Эсав был другим человеком. У него действительно был потенциал, который (справедливо) нравился отцу. Но Эсав, вопреки ожиданиям отца, направил его совсем на другое. Он охотился и уничтожал. Но не стремился при этом к борьбе со злом. Он хотел владеть миром.

Впрочем, благословение отца он тоже хотел получить. Ибо был человеком высочайшего духовного потенциала (недаром он — брат-близнец Яакова) и понимал, что без брахи (благословения) ему не достичь успеха (о сути брахи — см. на сайте обзор главы Лех Леха).

И он тщательно “готовился” к получению брахи.

В Торе читаем: “И было Эсаву сорок лет, и взял он в жены Иегудит, дочь Беэри-хитейца, (а также) Босмат, дочь Элона-хитейца” (гл. 26, ст. 34).

Эсав решил жениться именно в сорок лет. Потому что в сорок лет женился его отец. Настолько был близок Эсав Ицхаку. И имена его жен были подходящими. Первую звали Иегудит, что означает — “благодарение”, а в пророческом смысле — “еврейка”. Такой смысл будет иметь это имя в следующих поколениях.

Имя ее отца — тоже подходит. Беэри, от слова — беэр (колодец).

Перед той фразой, которую мы здесь привели, Тора рассказывает, сколь тщательно Ицхак охранял колодцы, вырытые его отцом Авраамом. У слова беэр есть и другое значение — изучение, разъяснение...

Эсав не забыл и Авраама. Вторую его жену звали Босмат. Это имя восходит к корню босэм — приятное благоухание. Траву с приятным благоуханием евреи используют во время Авдалы — церемонии разделения святости и будней после субботы.

Но где же тут связь с Авраамом? Вспомним: “И прошел Авраам по стране (Эрец Исраэль) до места Шхем, до Элон Морэ” (гл. 12, ст. 6). А Боснат, жена Эсава — дочь Элона.

Отметим только одну небольшую деталь: обе жены Эсава — хитеянки. Хитейцы — один из кенаанских народов, среди дочерей которых Авраам строжайше запретил Элиэзеру, своему слуге, искать невесту Ицхаку.

Последствия такого выбора жен не заставили себя долго ждать.

В Торе читаем: “И было, состарился Ицхак и притупилась острота зрения его глаз...” (гл. 27, ст. 1).

Вот чего добивался Эсав!..

 

15.11.2001

Задолго до всего этого Эсав продал свое первородство за чечевичную похлебку. По сути, он и не был первенцем. Он просто “выскочил” первым. Поэтому в глазах людей считался первенцем. Но даже свое условное “превосходство” он продал. А взамен получил подкрепление — пищу (чечевичные зерна красноватого цвета).

Все получилось, как предсказывал Шем: “Один будет черпать силу у другого, и старший будет служить младшему”.

Теперь, когда острота зрения у Ицхака притупилась (следствие поведения жен Эсава — они продолжали поклоняться идолам, даже, несмотря на то, что жили рядом с Ицхаком и Ривкой), Ицхак решил дать благословение “старшему”, то есть — Эсаву. О том, что Эсав продал первородство, он не знал. Но Ривка понимала, что благословения в первую очередь, достоин Яаков.

Отсюда — понимание сложного момента в поведении Ривки и Яакова, когда он получал благословение (анализ этого момента выходит за рамки данного обзора).

Но неужели Ицхак так ошибался?

Вернемся к пророчеству Шема: “Два народа в животе твоем...”.

В животе, то есть — в материальном мире, в мире первых шести тысяч лет Творения (значит, сейчас, в наше время). Эсав и Яаков — два народа. И они не могут ужиться вместе (вспомните, как они активно двигались в утробе Ривки). Эсав будет пытаться завладеть материальным миром (охота). Но, в конце концов, все равно будет нуждаться в Яакове. От него он в конце дней будет черпать духовную силу.

Ицхак хотел дать (и дал потом — после Яакова) благословение Эсаву, смысл которого заключался в том, чтобы Эсав устоял, не уничтожил себя, дожил до того времени, когда Истина шатров Яакова “просветлит” весь мир, и, несмотря на то, что на Эсаве —красноватый волосяной покров, проникнет и в его душу.

И тогда — в конце дней — потомки Эсава, сыны человечества, придут в Иерусалим, чтобы услышать и усвоить Слово Всевышнего, Его Тору. А в Иерусалиме в это время уже будут жить (и ждать остальных) потомки Яакова.

И тогда сбудутся все благословения Ицхака, которые он (по справедливости) хотел дать.

 Автор текста Элиягу Эссас


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Понимаю, что мы должны жить в Израиле, но страх за детей пересиливает…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля