ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

New Page 3

ГЛАВА “Вайеце”

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 28, ст. 10 — гл. 32, ст. 3.

Почему она так называется?

Первая фраз главы сообщает: “И вышел Яаков из Беэр Шевы, и пошел в Харан...”.

И вышел на иврите — вайеце.

Обсуждение главы Вайеце

18.11.2001

В Устной Торе, в трактате Мишны под названием Пиркей Авот говорится: “Знай (и помни) три вещи — и ты реализуешь свой потенциал (и предназначение): откуда ты пришел, куда ты идешь и Кому в будущем ты дашь отчет”.

Начало нашей главы раскрывает смысл этих трех вещей в жизни Яакова. Мы будем об этом говорить. Но прежде задумаемся — имеет ли это значение для нас. И, если — да, то какое?

Яаков — не просто наш третий по счету праотец. Он вообще — воплощение, если можно так выразиться, всего нашего народа. Его 12 сыновей (о рождении одиннадцати из них рассказывает наша глава) не только родились евреями, но — остались евреями, соблюдая законы еврейской жизни.

Судьба Яакова — как земная, так и духовная, это судьба нашего народа. Лишь о нем сказано в Талмуде: “Яаков не умер”. Так говорится в Талмуде, несмотря на то, что в Торе достаточно подробно описаны последние дни его жизни и его смерть.

“Не умер”...Пока жив еврейский народ, жив и Яаков. В смысле физическом он умер вне пределов Израиля — в Египте. Но в духовной плоскости (под именем Исраэль — Израиль) он живет с нами, в нас, на Земле Израиля.

Поэтому все вопросы: “откуда ты пришел, куда идешь и Кому в будущем дашь отчет”, имеют самое прямое к нам отношение.

Откуда ты пришел. Глава начинается как будто бы малозначительными словами: “И вышел Яаков из Беэр Шевы...”.

Может быть, мы и не обратили бы внимания на эту деталь, если бы в Торе до нее не упоминалось бы несколько раз название этого города. В Беэр Шеве жили Авраам и Ицхак.

Есть очень важный принцип в понимании Торы: каждое слово в ней несет информацию. Что же хотела сказать Тора в первой фразе главы? Мы ведь и так знали бы что Яаков вышел из Беэр Шевы.

Слово беэр в дословном переводе означает — колодец. Однако суть этого слова — разъяснение, толкование.

Слово шева — это число семь. Суть числа семь — цель. Шесть дней Всевышний творил мир ради Седьмого дня (субботы).

Итак, получается, что Беэр Шева — это разъяснение Цели.

Тора сообщает нам, что Яаков находился в атмосфере дома Авраама (Авраам умер, когда Яакову было 15 лет) и Ицхака. Там разъясняли цель существования Мира. Теперь ему предстояло, не забывая о том, что он узнал от Авраама и Ицхака, выработать свое постижение целей Бытия.

И куда ты идешь (сказано в Пиркей Авот).

Тора сообщает: “...и пошел в Харан”.

Харан — территория в Междуречье. Оттуда в будущем придут войска, которые сыграют роль “инструмента” наказания евреев (война; сначала — с Ассирией, потом — с Вавилоном). Этимологически слово харан восходит к слову хори — гнев.

То есть Яаков идет в такое место, где концентрируется потенциал гнева, который может обрушиться на народ Израиля — потомков Яакова.

Напрашивается вопрос: почему это место имело такой потенциал? Ведь, казалось бы, оттуда вышли и Авраам, и Сара, Ривка (мать Яакова).

Но именно это и открыло возможности для скопления ненависти к евреям. Нет, не породило ненависть, ибо хорошие поступки сеют только добро, но — открыло живущим там людям возможность в рамках свободы выбора избрать ненависть.

Почему это так?

Потому что именно они, люди Харана, понимали, что их земля взрастила служение Всевышнему. И только Ему. Авраам ушел из цивилизации, где “все годилось” и постановил: “Нет, не все — есть только Он”.

Это объясняет и загадочную фразу в Пасхальной Агаде...

19.11.2001

В Пасхальной Агаде говорится: «Лаван (брат Ривки, в последствии - тесть Яакова) хуже египетского фараона. Ведь фараон отдал приказ уничтожить только мальчиков, а Лаван хотел уничтожить все».

Трудно сразу принять мысль, что Лаван - хуже фараона. Вдумаемся в эти слова...

Лаван в переводе с иврита - белый. Белый цвет содержит в себе все цвета радуги. «Все годилось» в тех краях, любой «изм», любая придуманная человеком теория. Против этого и выступил Авраам, а за ним - и его потомки.

Битва была за определение самых коренных основ бытия. В этом и заключен смысл фразы - «Лаван хотел уничтожить все».

И действительно, именно из этих мест пришло войско, которое разрушило Иерусалим и Храм.

Разрушить они сумели, но победить - нет. Ибо основы нашей победы заложил Яаков, когда пошел в Харан. На примере собственной трудно сложившейся жизни в Харане, где пробыл он 22 года, он показал, как еврей может выстоять в доме Лавана. Яаков дал нам урок на все времена.

Он был у Лавана, но жил отдельно. Добросовестно работал в его хозяйстве, но растил свое стадо овец, что символизирует «души будущих евреев».

В каких условиях он жил:

Тора рассказывает: «Так было со мной: днем жег меня зной, а ледяной холод (обжигал) ночью» (гл. 31, ст. 40).

Зной на иврите - хорев. Тот же корень, что и у слова хурбан - разрушение Храма. Слово ночь при этом, как мы говорили, символизирует изгнание, галут.

Ночью - ледяной холод. Это - состояние космического одиночества человека. Когда был разрушен Храм (почти 2500 лет назад) исчезло ощущение Присутствия Всевышнего. И наступил - ледяной холод..

20.11.2001

Продолжим изучение связи Мишны в Пиркей Авот с нашей главой.

...И Кому ты в будущем дашь отчет. В главе говорится: «И ощутил он (Яаков) Творца. И сказал ему Творец: Я - Всевышний, правивший судьбой Авраама и Ицхака. И вот Я - с тобой...» (гл. 28, ст. 13 и 15; дана с сокращениями).

А потом читаем: «И потрясен был Яаков (до глубины души) и сказал: как потрясает это место! Не иначе как Дом Всевышнего здесь и ворота в Небо» (гл. 28, ст. 17).

В тексте Торы для того, чтобы сказать «Дом Всевышнего» используется выражение Бейт Элоким, что в ином контексте означает Помещение (дом) Суда. Вот что потрясло Яакова. У него появилось ощущение, будто он - на Суде. Он - давал отчет.

Отметим, что между начальным предложением главы («И вышел Яаков из Беэр Шевы, и пошел в Харан») и фразой, в которой рассказывается, как Всевышний дал ощутить Себя, есть еще две. О них мы сейчас и будем говорить.

Попробуем догадаться об их содержании. В первой фразе главы - расшифровка: «откуда пришел и куда идешь». Фраза о Суде конкретизирует - «Кому давать отчет». Чему же посвящены две связующих фразы? Конечно же, они должны научить, как надо жить, чтобы отчет был хорошим.

Прочтем их: «И оказался в одном месте и заночевал там, ибо солнце зашло; и взял камни с того места и положил их себе в изголовье; и лег в том месте. И приснилось ему: вот лестница поставлена на земле, а верх ее доходит до Неба; и вот посланники Всевышнего восходят и нисходят по ней» (гл. 28, ст. 11-12).

Как жить, когда солнце зашло, и наступила ночь?

И взял камни из того места. Камни в Торе - намек на «строительные» элементы Мира. На буквы еврейского алфавита, которыми написана Тора.

В Талмуде (трактат Шаббат), в главе, посвященной одному из видов запрещенных в субботу работ - строительству, анализируется и другой вид запрещенной работы - письмо, точнее - написание букв.

При помощи букв строится текст, а, значит, - идеи.

Их взял Яаков и положил в изголовье. На них будет покоиться голова его ночью (в галуте). Сколько же всего таких букв?

В Торе, в этой фразе, говорится: «И лег (в том месте)». И лег на иврите - ваишкав. Это слово как будто бы состоит из двух слов: ваиш (и есть) и кав. Слово кав состоит из букв каф (числовое значение - 20) и бет (числовое значение - 2). То есть числовое значение слова кав - 22.

Теперь прочтем все вместе и получится: «...и есть 22 (буквы алфавита)». Это - основа. Голова, которая опирается на мудрость 22-х букв, будет думать в правильном направлении.

21.11.2001

Вот лестница поставлена на земле.

Этой лестнице Устная Тора уделяет огромное внимание. Попробуем и мы разобраться, что это такое?

Она поставлена на земле, но достигает Неба. По ней спускаются вниз и поднимаются вверх посланники Всевышнего. На иврите эти посланники называются малахим (мн. ч.). Малах (ед. ч.) - это образ, модель, позволяющая на уровне человеческого сознания представить, каким инструментом пользуется Всевышний, чтобы управлять миром и реализовывать Свою Волю. Когда мы говорим, что Творец сделал что-либо конкретное, подразумевается, что из Центра Управления (кисэ а-кавод) спускается некая цепочка, звенья которой расположены на духовных «этажах» духовного мира (по одному - на каждом «этаже»). Последнее звено, «касающееся» материального мира производит действие: подталкивает, отвлекает, вносит или забирает энергию в тонких околоматериальных структурах, которые, в свою очередь, окончательно «материализуют» то или иное действие.

«Действие» в данном контексте обозначает любые изменения в мире.

Вся эта цепочка - осуществление действий малаха. И каждое звено в ней - тоже малах. Существует целая система малахим - со своей иерархией и структурой. Эта система - бесконечна.

Есть главные, объединяющие малахим. К примеру, Михаэль. Через него Творец управляет судьбой еврейского народа. Это означает, что из кисэ а-кавод через веер цепочек до каждого еврея доходит управление (влияние-интеракция) «центральными элементами» его души, выраженное именем Михаэль (в переводе - кто подобен Всевышнему?). Иначе говоря, Михаэль непрерывно «подкачивает» нам соответствующим образом направленную энергию. И тогда еврейский народ поднимается на еще более высокий духовный уровень, а также и - каждый еврей. Или, наоборот, если в душе человека возникают сомнения или отрицание. Скажем, человек не думает о том насколько важно или вообще отвергает представление об основных принципах устройства мира, не ощущает, что есть только Он Один - Всевышний, и нет подобного Ему. В этом случае по цепочке вверх передается «сообщение» о «не принятой» энергии. Баланс на разных «этажах» духовных миров (вспомним, что на каждом этаже - по одному звену) нарушается. И, как следствие, вниз спускается влияние других малахим - наказание, исправление, помощь... Под это влияние попадает не только конкретный человек, нуждающийся в подобном воздействии, но и его окружение. Этот процесс объясняет «внезапные», якобы, перемены в человеческой судьбе, когда исчезают вдруг препятствия или происходят «непредвиденные» события.

Теперь нам легче понять глубокую мысль, высказанную в Талмуде: «Все в руках Неба, кроме веры человека в Небеса (в Творца)».

Человек управляет по своему выбору рычагом, с помощью которого он открывает и закрывает некий клапан: если он открывает его (стремится к Творцу), цепочка малахим добавляет ему духовной энергии, если же он закрывает его, по цепочке вверх идет сигнал - энергия не принята. И тогда все, что произойдет и в первом и во втором случае, будет в руках Неба. Малахим сделают свою работу. Но рычагом управляет человек. Так он реализует данную ему Всевышним свободу выбора.

Процессы взаимодействия духовных миров с земным миром и были показаны Яакову. Более того, ему было дано увидеть историю мира, историю еврейского народа - в частности. И то, на чем основана наша жизнь, и наши трагические ошибки, и способы достижения окончательной цели Творения.

И все это заключено в Торе в одной фразе. Подробнее разберем ее, взяв за основу систематизированное и сжатое изложение соответствующих фрагментов Устной Торы, сделанное равом Яаковом бен Ашером (14 век - автор многотомного труда Бааль а-Турим).

И увидел (Яаков) сон. Сон на иврите - халом. Общее числовое значение букв этого слова (гематрия) равно гематрии выражения «это было пророчество».

И вот, лестница. Лестница на иврите - сулам. Гематрия этого слова равна гематрии выражения «это - кисэ а-кавод».

Теперь Яакову покажут фундамент еврейской жизни.

Вернемся опять к слову лестница (сулам). Та же гематрия и у слова Синай. На горе Синай Творец дал нам Тору. В чем идея Торы, ее «концентрат»? - В служении Творцу. Собственно, для этого мы и существуем.

Та же гематрия у слова - коль (голос). Голос молитвы, голос служителей в Храме. Храм - символ реального служения Творцу. Если в слове сулам поменять местами буквы корня, получится слово семель - символ.

И вот лестница поставлена. Гематрия этих слов равна гематрии слова кевеш - пандус (наклонная плоскость), по которому поднимались служители в Храме (коэны), чтобы совершить предписанные Торой действия с приношениями (корбанот) на специальном сооружении (мизбеахе).

Поставлена на земле. Кевеш упирался в землю.

Но достигает Неба. Огонь и дым мизбеаха поднимаются вертикально вверх. По свидетельству Устной Торы, в Первом Иерусалимском Храме дым и огонь не отклонялись в стороны, даже если дул ветер. Это наглядно демонстрирует духовную истину: молитвы (голос - коль), действия евреев и коэнов, в частности, поднимаются к кисэ а-кавод.

Показали Яакову и коэнов.

И вот посланники. Переставив буквы этой фразы на иврите, получаем выражение «это - коэны».

Однако каждый еврей и весь народ совершают ошибки, в их судьбе бывают подъемы и падения.

Посланники поднимаются и опускаются.

В чем коренятся ошибки?

Переставив местами буквы в корне слова сулам (лестница) мы получили слово семель (символ). В нем содержится намек на служение чужому мировоззрению (всяческим «измам»). А это ведет к трагедиям, к галуту - изгнанию.

В нашей истории - четыре галута,. Их именуют по названиям четырех Империй, которые (на земном уровне) управляли жизнью сыновей Яакова: Вавилон, Мидия (Персия), Греция и Рим.

Поднимаются и опускаются. Гематрия этих слов равна общей гематрии названий: Вавилон, Мидия (Персия), Греция и Рим.

Последний галут продолжается 1900 лет. Закончится ли он когда-нибудь? И вообще - известно ли нам, что План будет реализован?

И вот лестница. Гематрия этих слов равна гематрии выражения «и завершено». Яакову показали завершение мировой истории - в соответствии с Планом Творения.

Но завершению непременно должно предшествовать Начало. Основы этого начала - еврейского народа - предстоит заложить Яакову.

22.11.2001

У Авраама было два сына. Один выбрал дорогу еврейской жизни. Два сына - у Ицхака. Один выбрал дорогу еврейской жизни. Яаков - не просто отец 12-ти сыновей. Он произвел их на свет и воспитал так, что каждый из них остался евреем и олицетворял какую-либо из граней Истины. Эти двенадцать необходимых составляющих - достаточный «набор» основ для развития еврейского народа.

Пройдет около 300-т лет, и Моше Рабейну в последний день своей жизни, в своем духовном завещании сформулирует суть двенадцати граней, составляющих целостность бриллианта - еврейского народа (подробнее об этом см. на сайте - недельная глава Ве зот а-браха).

А в нашей главе мы читаем о том, как Яаков оставил Эрец Исраэль и отправился в ту землю, откуда вышли Авраам, Сара и его мать - Ривка.

В главе описывается, как он встретил Рахель (тут каждое слово имеет глубочайший смысл - об этом когда-нибудь в других материалах). И вышло так, что он женился на Лее. Сначала на Лее, потом - на Рахель.

Душа Леи имела потенциал выстраивать будущее. В этом смысл соединения Леи и Яакова. В Яакове - цельность, гармония, Истина (см. на сайте предыдущую недельную главу - Толдот). К этому необходимо было добавить потенциал, способный выстраивать будущее. Гармонию и Истину Яакова следовало передать будущим поколениям - навсегда. Поэтому сначала Яаков женился на Лее. Потом - на Рахели.

Душа Рахели имела потенциал завершения. Будущее, выстроенное Яаковом совместно с Леей, нужно было реализовать и завершить (вспомним отдельные моменты раскрытия понятия, выраженного словами «лестница Яакова»). Поэтому у Рахели родился сын Биньямин. На территории, которой владели его потомки (колено Биньямина) находился Храм, а точнее - его Святая Святых. Как символ завершения цели Творения - объединение духовного и материального, когда в мире будет Всевышний - Один (это и так ясно) и Имя (суть) Его - будет Едина (это можно будет почувствовать только в конце мировой истории - в седьмом тысячелетии).

 

 Автор текста Элиягу Эссас


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Что такое зло и что такое добро?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля