New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «МЕЦОРА»
Место в Торе:
книга Ваикра
— гл. 14, ст. 1 — гл. 15, ст. 33.
Почему глава так называется?
В первой определяющей фразе говорится: «Вот
законы (о человеке в статусе) мецора,
день, когда он перейдет в статус таѓор…»
(Ваикра, 14:2).
Обсуждение главы Мецора
1. Удел в Будущем мире: свой и чужой
Наша недельная глава начинается с законов
о мецоре (о том, что это такое — см. на
сайте, к примеру, в обзорах недельных глав Тазриа
и Мецора — первый годовой цикл
обсуждения). И в самом ее начале читаем: «Это
будет учением о мецоре» (Ваикра,
гл. 14, ст. 2).
Учителя в Талмуде (трактат Эрахин,
лист 15) отмечают, что на теле человека,
который злословит, появляются признаки
духовного «заболевания» — негаим. И
подчеркивают, что слово мецора созвучно
выражению, обозначающему человека, который
злословит (моци шем ра). Поэтому, с одной
стороны, логично предположить, что
появление негаим — наказание за
злословие. Но с другой — не ясно, как это
соотносится с фундаментальным принципом
Управления миром «мида кенегед мида »
(«мера за меру»).
Есть ли между этими понятиями еще какая-то
связь, кроме фонетической?
Всевышний создал Ган Эден (Райский Сад)
и Гейгином
(в условном переводе на русский язык — «ад»).
И каждый человек в течение жизни
зарабатывает себе удел в одном из этих «пространств».
Поскольку человек, как правило, не живет
изолированно, но — вступает в отношения с
другими людьми, он также приобретает еще и
удел своего «партнера» по общению.
Теоретически, каждый может удостоиться
двух уделов в Ган Эдене (своего и «партнера»),
но может оказаться и «собственником» двух
уделов в Гейгиноме.
В своем комментарии к трактату Авот,
Рамбам ( великий
Учитель, комментатор Мишны и составитель
полного кодекса еврейских законов Мишнэ
Тора; Испания – Египет, 12 век)
пишет, что злословящий теряет свои права на
удел в Ган Эдене. И эти права переходят
тому, кто стал его жертвой, то есть —
объекту злословия.
В Талмуде (трактат Бава Мециа)
рассказывается, что царя Давида как-то
спросили: «Какой приговор выносят тому, кто
вступил в связь с замужней женщиной?».
Эти люди хотели уязвить царя, намекая на
его отношения с Бат Шевой (см. на сайте, к
примеру, ответ «Что же произошло между царем Давидом и Бат Шевой», № 223).
«Вступившему в связь с замужней женщиной,
— ответил Давид, — полагается смертная
казнь (после правильного предупреждения и
только решением окружного суда). Но он не
теряет права на Будущий мир (Ган Эден). А
те, кто прилюдно позорят ближнего —
лишаются своего удела в Ган Эдене».
То есть человек, совершивший тяжкий
проступок, после смерти может попасть в Гейгином.
Но если, кто-то публично злословил об этом
человеке, за это он (нарушивший запрет нашей
традиции на злословие — лашон а-ра) не
только приобретает, полагающийся тому удел
в Гейгиноме,
но еще и лишается своего удела в Ган Эдене,
и этот удел переходит пострадавшему от
злословия.
Таким образом, злословящий получает удел
в Гейгиноме
за свое преступление, а вдобавок
приобретает в нем и удел своей жертвы.
Но каким образом один человек может
получить сразу два удела в Гейгиноме?
Имеется в виду, — объясняют Учителя, — что
он, попав в Гейгином,
никогда из него уже не выйдет. Ведь, даже,
если он полностью «отработает долг» в
собственном уделе, у него еще останется
удел приобретенный у жертвы его злословия.
Известно, что злословящий сеет между
людьми вражду, ненависть и рознь. И о мецоре
в Торе сказано, что все дни, пока негаим
— на нем... одиноко сидеть будет вне стана (Ваикра,
гл. 13, ст. 46).
Иными словами, сеющий рознь, в итоге сам
оказывается — в одиночестве. Так в данном
случае действует принцип «мида кенегед
мида » («мера
за меру»).
на основе комментария рава Моше
Иегошуа Гешеля
(автор «Ям hа-Талмуд», 19-й век,
Польша)
.
2. Спасительное самоуничижение
Известно, что негаим (внешние признаки
духовного заболевания цараат) могли
появиться не только на теле человека, но
также и на доме. В этом случае, хозяин такого
дома должен был прийти к коэну и сказать:
«Что-то наподобие негаим показалось на моем
доме» (Ваикра, гл. 14, ст. 35).
Мы видим, что декларация хозяина дома
имеет неопределенную форму — «что-то
наподобие». В Мишне (трактат Негаим,
раздел 12, мишна 5) Учителя подчеркивают, что,
даже если хозяин дома, на котором появились негаим
— большой знаток Торы и абсолютно уверен в
том, что это— негаим, он не должен прямо
об этом заявлять, но обязан сказать: «Что-то
наподобие негаим на моем доме».
Но почему Тора настаивает на
неопределенности заявления?
Конечно же, дом обретает статус «зараженного»
жилища только после того, как об этом
объявит коэн. И без этого заявление
хозяина силы — не имеет. Но тогда почему
Тора требует изъявления неуверенности при
обращении хозяина дома к коэну? Почему,
если его слова ни на что не влияют, Тора
запрещает даже знатоку прямо утверждать,
что на его жилище появились негаим?
В этом заключается важный урок. Человек
всегда должен стараться говорить с
сомнением даже о том, что ему, казалось бы,
хорошо известно. И это убережёт его от
досадных ошибок. Ведь людям свойственно
принимать желаемое за действительное. В
связи с этим, — наставляют нас Учителя —
каждому следует научиться говорить: «Я не
знаю». И тем самым он принесет пользу и себе
и не введет в заблуждение окружающих.
У такого установления Торы есть и другая
причина. Поскольку Всевышний выделил коэнов,
чтобы именно они принимали решения по
вопросам, связанным с духовной нечистотой
— человек, утверждающий, что на его доме
появились негаим, уподобляется тому,
кто устанавливает закон в присутствии
раввина и наставника. А это нам — запрещено.
В Мидраше, комментирующем данный отрывок,
сказано, что в темном доме, если есть
подозрение, что на нем появились негаим
— не следует открывать окна.
Учителя подчеркивают, что это правило
непосредственно связано с уже изученным
нами законом. То есть из того, что хозяин
дома, на котором появились негаим, не
может прямо заявить об этом, но обязан
обратиться к коэну, выразив
неуверенность и сомнение, следует, что в
темном доме для диагностики духовного
поражения нельзя открывать окна.
Но в чем именно заключается эта связь?
Учителя отмечают, что коэн, установив,
что пятна, появившиеся на доме или на теле
человека — это цараат, должен объяснить
человеку причину возникновения негаим.
И сказать, что данные внешние признаки
заболевания — наказание за чрезмерную
гордыню и высокомерие.
Гордец, как правило, уверен в себе.
Высокомерный, самоуверенный человек ни в
чем обычно — не сомневается. И вот, когда
гордец приходит к коэну и начинает
говорить на языке сомнений — это первый
признак исправления. Значит, человек — на
правильном пути. В этом случае, в темном
доме не открывают окна. Ведь пока окна —
закрыты, в доме нет достаточно света, чтобы коэн
мог вынести однозначный вердикт. А
подозрительные пятна получают статус негаим
только после того, как коэн объявит их
таковыми. И, если коэн не в состоянии
установить «диагноз», дом пораженным
болезнью жилищем — не считается.
Слово «темный» (на иврите — афель)
созвучно слову «скромный», «приниженный» (шафель). И
если причина появления негаим —
гордость и высокомерие, то скромность
становатся средством исцеления от цараат.
Поэтому в темном доме не открывают окна, и
это спасает от негаим.
Рассказывают, что однажды служка йешивы «Мир»
ранним зимним морозным утром увидел, что
духовный наставник рав Иехезкель
Левинштейн сам растапливает печь в йешиве.
Он бросился к выдающемуся раввину, желая
избавить его от неподобающей работы. Которая,
кстати сказать, входила в обязанности
самого служки. Но рав Иехезкель попросил
служку позволить ему закончить начатую
работу.
— Если ты сделаешь это, вместо меня, я
рискую стать жертвой высокомерия, —
объяснил раввин. — В темном доме не
открывают окна…
на основе комментария рава Иегуды
Розанеса
(автор «Мишне ле-Мелех»)
.
3. В чем виноват сосед?
В нашей недельной главе идет речь о негаим,
появившихся на доме. В Торе об этом читаем: «И
извлекут камни, на которых негаим, и
выбросят их за пределы города, на место
нечистое» (Ваикра, гл. 14, ст. 40).
В Мишне (трактат Негаим, глава 12,
мишна 6) Учителя сообщают, что поражение
строительного материала, из которого
сделан дом — горе злодею и горе его соседу.
Как сказано: «И возьмут другие камни и
вставят вместо камней извлеченных, и прах
другой возьмет и обмажет дом» (Ваикра,
гл. 14, ст. 42).
Речь в данном случае — о появлении негаим
на заборе, отделяющем один дом от другого,
причем, только с одной стороны. Тот, с чьей
стороны появились негаим, назван в
Мишне — «злодеем». Но и его сосед должен
принять участие в устранении последствий
поражения. Он помогает извлечь камни,
пораженные пятнами, помогает вывезти их за
город в нечистое место. Далее сосед должен
помочь вставить новые камни, вместо
извлеченных. Но обязанность обмазать дом
прахом лежит всецело на том, на чьей стороне
забора появились негаим.
Известно, что Всевышний, когда судит
злодея — учитывает, насколько возможный
приговор отразится на его близких и
домочадцах. Полагаются ли им те испытания,
которые косвенным образом повлечет за
собой наказание злодея? И если даже будет
установлено, что все соответствует законам
справедливости, это еще не означает, что
приговор будет вынесен. Ведь наверняка у
злодея есть и дальние родственники. Они
тоже не должны незаслуженно страдать.
Затем выясняется, насколько наказание
может затронуть интересы соседей злодея.
После соседей — проверке подлежат все
граждане страны. Но и после этого, еще рано
подписывать приговор. Нужно выяснить, как
он повлияет на весь мир в целом.
Таким образом, только после того, как
выяснится, может ли наказание злодея задеть
его близких и домочадцев, его дальних
родственников и соседей, граждан страны и
весь мир в целом, и, если может, то
заслуживают ли все перечисленные этого —
Всевышний выносит приговор и приводит его в
исполнение.
Если же выяснится, что наказание злодея
может нанести хоть какой-то незаслуженный
ущерб третьему лицу, то это наказание будет
отменено.
Выходит, если в результате наказания
злодея, ущерб нанесен также и его соседу (ведь
тому приходится вместе со злодеем
разбирать общий забор, вывозить за город
пораженные камни и заменять их новыми), мы
должны понимать это так, что и сосед также
заслуживает определённого наказания. Ведь,
если бы ему это не было положено, то, как мы
выяснили, злодей не был бы наказан.
Поэтому и говорится в Мишне: «Горе злодею
и горе его соседу». Потому что не только
злодей заслужил свое наказание, но точно
так же — и соседу полагается тот ущерб,
который был ему причинен в результате
наказания злодея. Причем, степень наказания
соседа определяется с абсолютной точностью.
И поэтому от обмазывания прахом новых
камней он — освобожден.
на основе комментария рава Шмуэля
Аарона Рабина
(глава раввинского суда Кречина,
Польша)
Автор текста Мордехай Вейц
New Page 1
ГЛАВА «МЕЦОРА»
Место в Торе:
книга Ваикра
— гл. 14, ст. 1 — гл. 15, ст. 33.
Почему глава так называется?
В первой определяющей фразе говорится: «Вот
законы (о человеке в статусе) мецора,
день, когда он перейдет в статус таѓор…»
(Ваикра, 14:2).
Обсуждение главы Мецора
1. Удел в Будущем мире: свой и чужой
Наша недельная глава начинается с законов
о мецоре (о том, что это такое — см. на
сайте, к примеру, в обзорах недельных глав Тазриа
и Мецора — первый годовой цикл
обсуждения). И в самом ее начале читаем: «Это
будет учением о мецоре» (Ваикра,
гл. 14, ст. 2).
Учителя в Талмуде (трактат Эрахин,
лист 15) отмечают, что на теле человека,
который злословит, появляются признаки
духовного «заболевания» — негаим. И
подчеркивают, что слово мецора созвучно
выражению, обозначающему человека, который
злословит (моци шем ра). Поэтому, с одной
стороны, логично предположить, что
появление негаим — наказание за
злословие. Но с другой — не ясно, как это
соотносится с фундаментальным принципом
Управления миром «мида кенегед мида »
(«мера за меру»).
Есть ли между этими понятиями еще какая-то
связь, кроме фонетической?
Всевышний создал Ган Эден (Райский Сад)
и Гейгином
(в условном переводе на русский язык — «ад»).
И каждый человек в течение жизни
зарабатывает себе удел в одном из этих «пространств».
Поскольку человек, как правило, не живет
изолированно, но — вступает в отношения с
другими людьми, он также приобретает еще и
удел своего «партнера» по общению.
Теоретически, каждый может удостоиться
двух уделов в Ган Эдене (своего и «партнера»),
но может оказаться и «собственником» двух
уделов в Гейгиноме.
В своем комментарии к трактату Авот,
Рамбам ( великий
Учитель, комментатор Мишны и составитель
полного кодекса еврейских законов Мишнэ
Тора; Испания – Египет, 12 век)
пишет, что злословящий теряет свои права на
удел в Ган Эдене. И эти права переходят
тому, кто стал его жертвой, то есть —
объекту злословия.
В Талмуде (трактат Бава Мециа)
рассказывается, что царя Давида как-то
спросили: «Какой приговор выносят тому, кто
вступил в связь с замужней женщиной?».
Эти люди хотели уязвить царя, намекая на
его отношения с Бат Шевой (см. на сайте, к
примеру, ответ «Что же произошло между царем Давидом и Бат Шевой», № 223).
«Вступившему в связь с замужней женщиной,
— ответил Давид, — полагается смертная
казнь (после правильного предупреждения и
только решением окружного суда). Но он не
теряет права на Будущий мир (Ган Эден). А
те, кто прилюдно позорят ближнего —
лишаются своего удела в Ган Эдене».
То есть человек, совершивший тяжкий
проступок, после смерти может попасть в Гейгином.
Но если, кто-то публично злословил об этом
человеке, за это он (нарушивший запрет нашей
традиции на злословие — лашон а-ра) не
только приобретает, полагающийся тому удел
в Гейгиноме,
но еще и лишается своего удела в Ган Эдене,
и этот удел переходит пострадавшему от
злословия.
Таким образом, злословящий получает удел
в Гейгиноме
за свое преступление, а вдобавок
приобретает в нем и удел своей жертвы.
Но каким образом один человек может
получить сразу два удела в Гейгиноме?
Имеется в виду, — объясняют Учителя, — что
он, попав в Гейгином,
никогда из него уже не выйдет. Ведь, даже,
если он полностью «отработает долг» в
собственном уделе, у него еще останется
удел приобретенный у жертвы его злословия.
Известно, что злословящий сеет между
людьми вражду, ненависть и рознь. И о мецоре
в Торе сказано, что все дни, пока негаим
— на нем... одиноко сидеть будет вне стана (Ваикра,
гл. 13, ст. 46).
Иными словами, сеющий рознь, в итоге сам
оказывается — в одиночестве. Так в данном
случае действует принцип «мида кенегед
мида » («мера
за меру»).
на основе комментария рава Моше
Иегошуа Гешеля
(автор «Ям hа-Талмуд», 19-й век,
Польша)
.
2. Спасительное самоуничижение
Известно, что негаим (внешние признаки
духовного заболевания цараат) могли
появиться не только на теле человека, но
также и на доме. В этом случае, хозяин такого
дома должен был прийти к коэну и сказать:
«Что-то наподобие негаим показалось на моем
доме» (Ваикра, гл. 14, ст. 35).
Мы видим, что декларация хозяина дома
имеет неопределенную форму — «что-то
наподобие». В Мишне (трактат Негаим,
раздел 12, мишна 5) Учителя подчеркивают, что,
даже если хозяин дома, на котором появились негаим
— большой знаток Торы и абсолютно уверен в
том, что это— негаим, он не должен прямо
об этом заявлять, но обязан сказать: «Что-то
наподобие негаим на моем доме».
Но почему Тора настаивает на
неопределенности заявления?
Конечно же, дом обретает статус «зараженного»
жилища только после того, как об этом
объявит коэн. И без этого заявление
хозяина силы — не имеет. Но тогда почему
Тора требует изъявления неуверенности при
обращении хозяина дома к коэну? Почему,
если его слова ни на что не влияют, Тора
запрещает даже знатоку прямо утверждать,
что на его жилище появились негаим?
В этом заключается важный урок. Человек
всегда должен стараться говорить с
сомнением даже о том, что ему, казалось бы,
хорошо известно. И это убережёт его от
досадных ошибок. Ведь людям свойственно
принимать желаемое за действительное. В
связи с этим, — наставляют нас Учителя —
каждому следует научиться говорить: «Я не
знаю». И тем самым он принесет пользу и себе
и не введет в заблуждение окружающих.
У такого установления Торы есть и другая
причина. Поскольку Всевышний выделил коэнов,
чтобы именно они принимали решения по
вопросам, связанным с духовной нечистотой
— человек, утверждающий, что на его доме
появились негаим, уподобляется тому,
кто устанавливает закон в присутствии
раввина и наставника. А это нам — запрещено.
В Мидраше, комментирующем данный отрывок,
сказано, что в темном доме, если есть
подозрение, что на нем появились негаим
— не следует открывать окна.
Учителя подчеркивают, что это правило
непосредственно связано с уже изученным
нами законом. То есть из того, что хозяин
дома, на котором появились негаим, не
может прямо заявить об этом, но обязан
обратиться к коэну, выразив
неуверенность и сомнение, следует, что в
темном доме для диагностики духовного
поражения нельзя открывать окна.
Но в чем именно заключается эта связь?
Учителя отмечают, что коэн, установив,
что пятна, появившиеся на доме или на теле
человека — это цараат, должен объяснить
человеку причину возникновения негаим.
И сказать, что данные внешние признаки
заболевания — наказание за чрезмерную
гордыню и высокомерие.
Гордец, как правило, уверен в себе.
Высокомерный, самоуверенный человек ни в
чем обычно — не сомневается. И вот, когда
гордец приходит к коэну и начинает
говорить на языке сомнений — это первый
признак исправления. Значит, человек — на
правильном пути. В этом случае, в темном
доме не открывают окна. Ведь пока окна —
закрыты, в доме нет достаточно света, чтобы коэн
мог вынести однозначный вердикт. А
подозрительные пятна получают статус негаим
только после того, как коэн объявит их
таковыми. И, если коэн не в состоянии
установить «диагноз», дом пораженным
болезнью жилищем — не считается.
Слово «темный» (на иврите — афель)
созвучно слову «скромный», «приниженный» (шафель). И
если причина появления негаим —
гордость и высокомерие, то скромность
становатся средством исцеления от цараат.
Поэтому в темном доме не открывают окна, и
это спасает от негаим.
Рассказывают, что однажды служка йешивы «Мир»
ранним зимним морозным утром увидел, что
духовный наставник рав Иехезкель
Левинштейн сам растапливает печь в йешиве.
Он бросился к выдающемуся раввину, желая
избавить его от неподобающей работы. Которая,
кстати сказать, входила в обязанности
самого служки. Но рав Иехезкель попросил
служку позволить ему закончить начатую
работу.
— Если ты сделаешь это, вместо меня, я
рискую стать жертвой высокомерия, —
объяснил раввин. — В темном доме не
открывают окна…
на основе комментария рава Иегуды
Розанеса
(автор «Мишне ле-Мелех»)
.
3. В чем виноват сосед?
В нашей недельной главе идет речь о негаим,
появившихся на доме. В Торе об этом читаем: «И
извлекут камни, на которых негаим, и
выбросят их за пределы города, на место
нечистое» (Ваикра, гл. 14, ст. 40).
В Мишне (трактат Негаим, глава 12,
мишна 6) Учителя сообщают, что поражение
строительного материала, из которого
сделан дом — горе злодею и горе его соседу.
Как сказано: «И возьмут другие камни и
вставят вместо камней извлеченных, и прах
другой возьмет и обмажет дом» (Ваикра,
гл. 14, ст. 42).
Речь в данном случае — о появлении негаим
на заборе, отделяющем один дом от другого,
причем, только с одной стороны. Тот, с чьей
стороны появились негаим, назван в
Мишне — «злодеем». Но и его сосед должен
принять участие в устранении последствий
поражения. Он помогает извлечь камни,
пораженные пятнами, помогает вывезти их за
город в нечистое место. Далее сосед должен
помочь вставить новые камни, вместо
извлеченных. Но обязанность обмазать дом
прахом лежит всецело на том, на чьей стороне
забора появились негаим.
Известно, что Всевышний, когда судит
злодея — учитывает, насколько возможный
приговор отразится на его близких и
домочадцах. Полагаются ли им те испытания,
которые косвенным образом повлечет за
собой наказание злодея? И если даже будет
установлено, что все соответствует законам
справедливости, это еще не означает, что
приговор будет вынесен. Ведь наверняка у
злодея есть и дальние родственники. Они
тоже не должны незаслуженно страдать.
Затем выясняется, насколько наказание
может затронуть интересы соседей злодея.
После соседей — проверке подлежат все
граждане страны. Но и после этого, еще рано
подписывать приговор. Нужно выяснить, как
он повлияет на весь мир в целом.
Таким образом, только после того, как
выяснится, может ли наказание злодея задеть
его близких и домочадцев, его дальних
родственников и соседей, граждан страны и
весь мир в целом, и, если может, то
заслуживают ли все перечисленные этого —
Всевышний выносит приговор и приводит его в
исполнение.
Если же выяснится, что наказание злодея
может нанести хоть какой-то незаслуженный
ущерб третьему лицу, то это наказание будет
отменено.
Выходит, если в результате наказания
злодея, ущерб нанесен также и его соседу (ведь
тому приходится вместе со злодеем
разбирать общий забор, вывозить за город
пораженные камни и заменять их новыми), мы
должны понимать это так, что и сосед также
заслуживает определённого наказания. Ведь,
если бы ему это не было положено, то, как мы
выяснили, злодей не был бы наказан.
Поэтому и говорится в Мишне: «Горе злодею
и горе его соседу». Потому что не только
злодей заслужил свое наказание, но точно
так же — и соседу полагается тот ущерб,
который был ему причинен в результате
наказания злодея. Причем, степень наказания
соседа определяется с абсолютной точностью.
И поэтому от обмазывания прахом новых
камней он — освобожден.
на основе комментария рава Шмуэля
Аарона Рабина
(глава раввинского суда Кречина,
Польша)
4. Заскочил на минутку или пришел поесть
В нашей недельной главе говорится, в том
числе, и о доме на котором появились негаим
(пятна, свидетельствующие о духовном «заражении»).
Мы узнаем, что такой дом может передавать
духовную нечистоту (на иврите — тума)
людям и предметам, находящимся внутри него.
Причем, Тора сообщает, что у человека,
который просто заглянул в этот дом и тут же
вышел, и у того, кто пробыл там дольше —
решил, скажем, поесть, разные способы
очищения.
Об оказавшемся в доме лишь на короткое
время, сказано: «А вошедший в дом... нечист
будет до вечера» (Ваикра, гл. 14, ст. 46).
Но задержавшийся там, на более длительный
срок, скажем, для еды, должен еще и «выстирать
свои одежды» (Ваикра, гл. 14, ст. 47).
Таким образом, тот, кто пробыл в доме
незначительное время, становится нечистым
только сам. Но стоит ему задержаться —
нечистыми будут также его одежды.
Учителя уточняют, что речь идет о времени,
которое требуется для того, чтобы съесть
полбуханки хлеба.
В Мишне (трактат Негаим, раздел 13,
мишна 9) даются дополнительные законы,
относящиеся к рассматриваемому случаю.
Если в «нечистый» дом (зараженный негаим)
войдет человек, предварительно сняв с себя
одежду и обувь, и будет держать их в руках,
даже если он пробудет там лишь короткое
время — его одежда и обувь мгновенно станут
нечистыми. Ведь в этом случае они как бы «входят
в дом» отдельно от человека. А, как известно,
«вошедший в дом... нечист будет до вечера».
Когда же одежда и обувь — на человеке, то,
согласно правилу — вошедший в дом нечист
будет. И поскольку дом входит — человек, а
одежда и обувь, надетые на нем,
рассматриваются как «второстепенные
элементы», то и нечистым становится вначале
только человек, а одежда и обувь — лишь в
том случае, если он задержится в доме и
пробудет внутри столько времени, сколько
требуется для того чтобы съесть полбуханки
хлеба. Если же человек вошел, держа свою
одежду и обувь в руках, они уже, как бы
отделены от него, и значит, имеют статус
отдельно «входящего», который сразу
становится нечистым.
Те же законы распространяются на талит
и тефилин.
Если талит и тефилин были на
человеке, который вошел в «нечистый» дом и
провел внутри, допустим, 2-3 минуты, они, в
отличие от самого человека — не станут
нечистыми. Но, если человек внес талит и тефилин
в такой дом, держа их в руках, они уже —
отделены от него, и наравне с ним
приобретают статус «вошедшего в дом». И,
стало быть, тут же будут — «нечистыми».
на основе комментария рава Ицхака
Зильберштейна
(наше время, Израиль)
5. Мера за меру
В нашей недельной главе говорится о мецоре
— человеке, на теле которого появились
признаки заболевания цараат, и о его
очищении. В Торе об этом написано: «Это
будет законом о мецоре... и приведут его
к коэну... и искупит коэн очищаемого,
и станет он чист» (Ваикра, гл. 14, ст. 2
и ст. 20).
В Мишне (трактат Негаим, раздел 14)
сказано, что на самом последнем этапе
очищения, коэн произносит: «Чист (на
иврите — таhор)». И с этого момента
считается, что человек полностью очистился
от «болезни».
Итак, мы видим, что очищение от духовной
нечистоты никоим образом не связано с
врачами и медициной, но зависит лишь — от коэна,
от его слов. Это объясняется тем, что негаим
(пятна, появляющиеся на теле человека) —
наказание, в том числе — за злословие (нарушения,
связанные с речью). Поэтому и исцеление
происходит через речь. Смерть и жизнь
находятся на кончике языка. Так реализуется
принцип мида кенегед мида («мера за меру»).
Другой вид поражения, описанный в нашей
недельной главе — негаим, появляющиеся на
доме. Как сказано: «негаим в доме» (Ваикра,
гл. 14, ст. 34).
Учителя объясняют, что это — наказание
человеку, который закрывает свой дом перед
бедняками, не принимает гостей, не
одалживает предметы домашней утвари
соседям и т.п. В виде наказания он лишается
своего дома, как сказано: «И пусть разрушат
дом, камни его, и дерево его, и всю обмазку
дома» (Ваикра, гл. 14, ст. 45). Это — тоже
осуществление принципа «мера за меру».
В наше время, как правило, Всевышний уже не
посылает негаим на дома. Но от
финансового краха и потери имущества не
застрахован никто и в наши дни. Ведь принцип
«мера за меру» — актуален во все времена.
Написано в Теилим (Псалмы царя Давида): «Тебе
Всевышний милосердие, потому что Ты каждому
воздаешь по делам его» (гл. 62, ст. 13).
Напрашивается вопрос: о каком милосердии
идет речь? Ведь это вполне естественно —
когда человек получает награду за добрые
поступки и наказание нарушения.
Дело в том, что Всевышний всегда
наказывает провинившегося таким образом,
чтобы тот понял, в чем именно состоит его
вина. То есть наказание содержит в себе
намек на преступление, за которое его
получают. Благодаря этому, человек имеет
возможность осознать, в чем ему нужно
раскаяться и что исправить. И в этом
действительно проявляется Милосердие
Творца.
Рассказывают, что Нецив из Воложина (раби
Нафтали-Цви-Иегуда-Берлин,
один из крупнейших комментаторов Торы,
глава известной Воложинской йешивы; Польша
и Литва, 19-й век) не любил обращаться к
врачам. Однажды он плохо себя почувствовал,
и домочадцы, зная о его отношении к медицине,
потратили немало усилий, но все же не сумели
убедить его обратиться к врачу. Тогда
вызвали хорошего доктора на дом. После
всесторонней и тщательной проверки, врач
поставил диагноз и выписал лекарство. Нецив
сердечно поблагодарил профессора. Но как
только за тем закрылась дверь, пациент
разорвал выписанный рецепт и бросил его в
печь.
Изумленной, испуганной родне он так
объяснил свой поступок: «Вам, конечно же,
знакомо мое нежелание прибегать к услугам
врачей. Оно вызвано не какими-то суевериями.
Дело в том, что я из того, какой орган у меня
не в порядке, понимаю, за что именно меня
постигла эта болезнь и что мне нужно
исправить. Но в этот раз я никак не мог
определить причину моего плохого
самочувствия. Когда же врач поставил мне
диагноз, и я узнал, какой именно орган
поражен, я определил и истинную причину
болезни, и понял, что именно мне необходимо
исправить, на исполнение каких заповедей
сделать акцент, чтобы исцелиться. Поэтому в
рецепте врача уже не было никакой
надобности ».
на основе комментария рава Ицхака
Кройзера
(наше время, Бней Брак, Израиль)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|