ВЕ-ЗОТ А-БРАХА 
СУККОТ
начинается с вечера

20 сентября
"ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"
ВЕ-ЗОТ А-БРАХА 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"

Сентябрь 22, 2021   15 Тишрей 5782

До субботы - 3 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(07.09 - 08.09.21)
Йом Кипур
10 Тишри
(16.09.21)
Суккот
15-21 Тишри
(21 - 27.09.21)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(28.09.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(28 - 29.09.21)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
Шавуот
6 Сивана
(05.06.22)
В диаспоре 6-7 Сивана
(05.06 - 06.06.22)
Девятое Ава
 9 Ава
(07.08.22)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Пятнадцатый цикл обсуждения

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА «ШЕЛАХ»

Место в Торе: Четвертая книга Торы Бамидбар, гл. 13, ст. 1 — гл. 15, ст. 41.

Почему она так называется?

В первых двух фразах главы говорится: «И сказал Всевышний Моше: отправь (пошли) людей осмотреть Землю Кенаана, которую Я даю сынам Израиля…».

Отправь (пошли) на иврите — шелах.

Обсуждение главы Шелах

1. Разведчики: с точностью до часа

Предыдущая недельная глава (Беhаалотха) завершается рассказом о наказании сестры Моше Рабейну Мирьям за лашон а-ра (злословие). Наша — начинается повествованием о разведчиках. Как написано: «Пошли от себя людей, чтобы разведали землю Кенаана, которую Я даю сынам Израиля» (Бамидбар, гл. 13, ст. 2).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), анализируя такую последовательность, разъясняет, что повествование о разведчиках в Торе следует сразу же за рассказом о наказании Мирьям — неспроста. Ведь Мирьям была наказана именно за злословие. И разведчики знали об этом. Тем не менее, это ничему их не научило.

Впрочем, не совсем ясно, почему вообще возник такой вопрос. Ведь в данном случае в Торе описывается как раз реальная последовательность событий. Сначала Мирьям получила наказание, и тут же, вслед за этим, представителей от каждого колена народа Израиля отправили на разведку, чтобы они осмотрели Кенаан.

Но если так, для чего тогда понадобилось объяснение Раши? И еще. Почему послали разведчиков именно после наказания Мирьям? Ведь это можно было сделать и раньше.

Из текста Торы мы узнаем, что решение послать разведчиков было коллективным. Как сказано: «И подошли ко мне все вы и сказали: Пошлем же людей пред собою, и они разведают нам землю» (Дварим, гл. 1, ст. 22).

Но почему такое решение было принять только после наказания Мирьям?

Дело в том, что народ опасался за разведчиков. Нет, не за их жизнь во время выполнения разведывательной миссии. Все понимали, что разведчики будут под охраной Всевышнего. Но субъективная интерпретация разведданных могла привести к злоязычию и неоправданным наветам. За что разведчикам будет полагаться серьезное наказание. Поэтому с их отправкой решили повременить. Но после того, как все увидели, как была наказана Мирьям, возникла надежда, что разведчики усвоили этот урок и не совершат ошибки. 

Теперь нам понятен комментарий Раши. Разведчики видели, что случилось с Мирьям, но ее пример ничему их не научил.

После провала сорокадневной «экспедиции» разведчиков, евреи в наказание еще 40 лет не могли войти в Эрец Исраэль (на Землю Израиля). Получается, что за каждый час прегрешения разведчиков, евреи в наказание получили половину месяца скитаний.

Из Египта сыны Израиля вышли 14-го Нисана. Дорога в Израиль занимает одиннадцать дней. Значит, в Эрец Исраэль народ должен был оказаться 25-го Нисана, спустя 40 лет после Исхода. Но мы знаем, что евреи вошли в Израиль 10-го Нисана. То есть — на полмесяца раньше. За что же были «списаны со счетов» эти полмесяца?

Раши пишет, что в час отправления разведчики были еще в полном порядке (Бамидбар, гл. 13, ст. 3). За этот самый первый час, в течение которого разведчики еще оставались праведниками, Всевышний не стал взыскивать с еврейского народа. Поэтому переход по пустыне длился на полмесяца меньше.

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

и комментария рава Ицхака Швадрона

(автор книги «Митаамей Ицхак»; Галиция – Иерусалим, 1856-1919 гг.)

 

 

2. Если разведчику взгрустнется

В нашей недельной главе рассказывается о разведчиках. Все они изначально были, как сказано о них в Торе (Бамидбар, гл. 13, ст. 3) — людьми значимыми и праведными.

Написано в Талмуде (трактат Таанит, лист 15), что у разных людей и нужды — разные: кому-то требуется одно, кому-то — другое. В Танахе (Теилим, гл. 97, ст. 11) есть такая фраза: «Свет засеян (ор заруа) для праведника, а для прямых сердцем — веселье».

Праведнику необходим свет, чтобы видеть верный путь служения Творцу. Тому же, у кого прямое сердце, то есть — все духовные качества исправлены и не имеют ни малейшего изъяна, не так уж важен свет, ему необходимо наполнить сердце радостью. Поскольку тому, кто исполняет заповеди без особой радости, как бы «из-под палки, полагается наказание. Ведь именно об этом предупреждает Тора в словах: «За то, что ты не служил Всевышнему с радостью и добросердечием» (Дварим, гл. 28, ст. 47).

Значит, служение в радости оберегает от ошибок. 

И именно радости как раз не хватало разведчикам. Поэтому в их глазах — «земля пожирала тех, кто живет на ней» (Бамидбар, гл. 33, ст. 32). Поэтому они ощущали себя, по сравнению с населением Кенаана — «кузнечиками» (Бамидбар, гл. 33, ст. 33). 

Грусть, печаль, ненужные опасения погасили в их глазах «посеянный свет» (ор заруа). И вот уже от их праведности — ничего не осталось.

Великий Ари (раби Ицхак Лурия Ашкенази, один из крупнейших каббалистов; Эрец Исраэль, 16-й век) пишет, что в помощь разведчикам были посланы души родоначальников их колен. Поэтому написано: «От колена Йосефа, от колена Менаше Гади, сын Суси» (Бамидбар, гл. 33, ст. 11).

Мы видим, что Йосеф упомянут вместе с коленом Менаше, но не упомянут с коленом Эфраима, который тоже был его сыном. Это — потому что душа Йосефа отправилась в помощь разведчику из колена Менаше. Таким образом, Иегошуа бин Нун (ближайший ученик и духовный наследник Моше Рабейну, возглавивший еврейский народ после смерти своего учителя), представитель колена Эфраима, остался без помощника. Поэтому Моше особо молился о нем (Бамидбар, гл. 33, ст. 16). 

Когда разведчики не справились со своей миссией, души родоначальников колен покинули их — чтобы не быть соучастниками в прегрешении. И только двое из всех разведчиков оказались на высоте: Иегошуа бин-Нун из колена Эфраима и Калев, сын Йефуне из колена Иегуды. Так как Калев справился со своим заданием, душа Иегуды не покинула его. Это видно из сказанного: «Но служителя Моего, Калева, за то, что дух иной был при нем» (Бамидбар, гл. 14, ст. 24). «Дух иной» здесь — душа Иегуды.

За то, что Калев и Иегошуа выступили в защиту Эрец Исраэль и не побоялись пойти против большинства, рискуя жизнью — в будущем Машиах из потомков Йосефа и Машиах из потомков царя Давида из колена Иегуды (см. на сайте ответ «Два Машиаха: бен Давид и бен Йосеф») соберут еврейский народ из последнего изгнания.

на основе комментария раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура

(основатель движения Гурских хасидов; известен и под именем Хидушей а-Рим— по названию написанной им книги Хидушей а-Рим; Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)

великого  Ари

(раби Ицхак Лурия Ашкенази, один из крупнейших каббалистов; Эрец Исраэль, 16-й век)

и Ицхака Минковского из Карлина

(автора книги «Керен Ор»; 1788-1852 гг.)

 

 

 

3. Ослепленные вожаки

 

В нашей недельной главе читаем: «Пошли от себя людей... по одному человеку, по одному человеку от отчего колена пошлите» (Бамидбар, гл. 13, ст. 2).

Рассматривая удвоение — «по одному человеку, по одному человеку», раби Акива (величайший Учитель Мишны, 2-й век) делает вывод, что от каждого колена в народе Израиля в разведку было командировано по два человека. То есть всего разведчиков было 24. Причем, 12 человек (по одному от колена) назначил Моше. И еще 12 — выбрали сами колена. Моше отобрал кандидатов в разведчики, согласно их личным качествам, а народ отправил своих представителей — тех, что на тот момент пользовались популярностью.

Теперь мы можем лучше разобраться в содержании данного фрагменты. Слова «пошли от себя людей" — обращены к Моше. А «от отчего колена пошлите» — относятся ко всему народу. 

Возникает вопрос: если в разведку пошли все же 24 человека — почему тогда Тора называет только двенадцать имен (Бамидбар, гл. 13, ст. 4)?

Дело в том, что в тексте Торы перечислены лишь те разведчики, которых выбрал Моше. Так и написано: «Это — имена людей, которых послал Моше» (Бамидбар, гл. 13, ст. 16).

Интересная деталь: те, кого выбрал Моше для осуществления столь важной миссии, хоть в большинстве своем, и не оправдали возложенные на них надежды — все же упомянуты в Торе. А «герои народного рейтинга» этого — даже не удостоились.

Известно, что для того, чтобы провести общественную молитву, нужно собрать не меньше десяти взрослых мужчин (миньян). Это выводят из сказанного: «До каких пор будет гневить Меня эта община!» (Бамидбар, гл. 14, ст. 11). Речь идет здесь о 12-ти разведчиках. Иегошуа и Калев не гневили Всевышнего. Остается — десять. Поскольку десять человек названы общиной — значит, в общественной молитве должны участвовать не менее десяти человек. 

Но ведь мы говорили, что в Кенаан отправились 24 разведчика. Что же произошло со второй группой, двенадцатью народных избранников?

Разведчики, выбранные Моше, были людьми значимыми, влиятельными. Они и формировали общее мнение. А «посланники народа» оказались марионетками в их руках. И только Калев и Иегошуа осмелились выступить против «сильных мира сего».

Написано в Талмуде (трактат Бава Кама, лист 52), что пастух в намерении наказать стадо — ослепляет вожака. Слепой вожак скачет в пропасть, а за ним прыгает все стадо.

Это, конечно же — притча. Но — основанная на жизненных наблюдениях. Ослепленные ложными идеями «вожаки» неизбежно ведут народ к пропасти. В этот момент очень важно не быть марионеткой в чужих руках, не бояться подать свой голос против «мейнстрима». Или хотя бы, как минимум — отойти в сторону. Чтобы отделиться от стада, несущегося к обрыву. 

на основе комментария рава Пинхаса Эпштейна

(глава иерусалимской общины «Эйда харедит»; умер в 1970 г.)

 

4. Сила молитвы

В нашей главе сказано, что Моше изменил имя своему ближайшему ученику. Раньше его звали hОшеа, а стал он — Иеhошуа бин-Нун (Бамидбар, гл. 13, ст. 16).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что Моше молился о Йеhошуа, чтобы Всевышний дал тому силы противостоять злым умыслам разведчиков. Но откуда Раши об этом узнал? Ведь в тексте Торы говорится только об изменении имени.

Имя человека указывает на его сущность, на скрытый в нем потенциал.

В имени каждого человека, — говорил Виленский Гаон (раби Элиягу из города Вильно; Литва, вторая половина 18-го века; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность), — зашифровано его предназначение в нашем мире. 

В Мидраше объясняется связь имен разведчиков с прегрешением, которое они совершили. Получается, что изменение имени человека — это изменение его сущности. Но разве можно изменить саму сущность? 

Учителя наставляют, что молитва в состоянии изменить человека. 

Мы говорим «человек молится». Молится, а не «молит». Хотя в контексте обращения к Творцу, слово «молит» было бы, наверное — правильнее. Частица «ся» и называется «возвратной», потому что обозначает — «возврат действия».

Цель молитвы, в первую очередь — изменить, улучшить самого молящегося. Если человеку вынесен суровый приговор, если ему уготованы тяжелые испытания — Его молитва в состоянии это отменить.

Но каким образом? Разве Судью можно купить слезами?

Конечно же, нет. И дело тут в том, что молитва меняет человека. Приговор вынесен тому или иному, конкретному человеку. Однако после молитвы перед Судьей — уже другой человек. И вынесенный ранее приговор ему уже — не полагается. Так что, наши молитвы, прежде всего, нужны нам самим.

Но какая молитва может повлиять на человека, может его изменить?

Только та, во время которой он чувствует связь с Творцом, ощущает, что нуждается в Нем.

Сказано в Талмуде (трактат Бава Кама, лист 92), что тот, кто молится о благе или здоровье ближнего, если он сам при этом нуждается в том же самом — Всевышний вначале отвечает ему. Человек, молящийся о другом человеке — меняет себя к лучшему. Для того, о ком он молится, он становится проводником благословения Всевышнего. И, полагаю, понятно, что проводник получает благословения — первым.

Еще нужно учесть, что человеку, который не желает видеть Истину, ничья молитва — не поможет. По этой причине Моше не молился об остальных разведчиках. 

О Калеве сказано, что он «дошел до Хеврона» (Бамидбар, гл. 33, ст. 22).

Раши уточняет, что Калев отправился помолиться на могиле праотцов.

Таким образом, мы видим, что спасение двух из двенадцати разведчиков, во многом произошло благодаря молитве. А падение и гибель десяти — из-за отсутствия таковой.

на основе комментария рава Йоэля Шварца

(Иерусалим, наше время)  

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Когда мы начинаем молиться о дожде?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда    
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля