МЕЦОРА 
ПЕСАХ
начинается с вечера

22 апреля
"ШАББАТ а-ГАДОЛЬ"
МЕЦОРА 
Чтение текста
Афтары

"ШАББАТ а-ГАДОЛЬ"

19.04.2024, 11 Nisan, 5784

До субботы - 1 день

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

New Page 1

ГЛАВА «МИШПАТИМ»

Место в Торе: вторая книга Торы — Шемот, гл. 21, ст. 1 — гл. 24, ст. 18.

Почему глава так называется?

По слову в первой фразе: «И вот законы...»”.

На иврите законымишпатим

Обсуждение главы Мишпатим

1. Беречься от вора или — от воровства?

Сразу же за недельной главой, повествующей о даровании Торы (Итро), следует глава Мишпатим (законы). И это неспроста. Тора, таким образом, подчеркивает значимость строгого соблюдения норм имущественного права. 

Рав Исраэль Салантер (основатель движения «Мусар», приверженцы которого особое внимание уделяли этической стороне поведения человека; Литва, 19-й век) пишет, что обучение детей Талмуду нужно начинать с трактата Бава Кама (посвященного в основном имущественным вопросам — см. на сайте Введение в этот трактат). Чтобы с юных лет они усвоили, что нельзя причинять ущерб ближнему.

Следует понимать, что понятие «воровство» — это не только прямое действие, когда у человека, к примеру, украдкой вытаскивают из кармана кошелек или залезают, скажем, в его квартиру и уносят ценные вещи. Большинство людей, конечно же, не ворует открыто — не прикасаются к не принадлежащему им имуществу, не присваивают себе чужое, но, тем не менее — не брезгуют иными способами грабежа. Допустим — в торговле, руководствуясь придуманному ими же правилу: «Зарабатывать и воровать — не одно и то же».

Рамхаль (рав Моше Хаим Луцато — один из крупнейших Учителей Торы, великий каббалист; Италия – Эрец Исраэль, 18-й век) в своей работе Месилат Йешарим («Путь праведных») отмечает, что недостаточно не воровать, нужно чтобы и руки человека оставались чистыми. Чтобы ничто к ним, как теперь говорят — «не прилипло».

Еврейский пророк Иов говорит о себе: «Разве мой путь отклонился от Твоего пути (пути Всевышнего), и мое сердце пошло за глазами моими, и к моим рукам пристало что-либо?».

Человек может нарушить заповедь «не воруй», когда его глаза тянут за собой сердце — вместо того, чтобы разум владел желаниями, которые ищут возможность разрешить себе то, что кажется красивым и привлекательным.

Иов контролировал свое сердце, поэтому и к рукам его ничего не приставало.

Приведу несколько примеров, того, что является воровством, хотя многие и не склоны считать это таковым.

1. У каждого есть своя цель, своя задача, ради осуществления которой он пришел в этот мир. Всевышний посылает каждому средства, необходимые для достижения его цели. Но часто люди используют ниспосланное Свыше (таланты, умения, способности, выдающиеся качества, материальные блага) не по назначению, попросту — разбазаривают их. И это, по сути —«растратой казенных средств». Ибо в таких случаях человек тратит впустую не свое, кровное, но — выданное ему для реализации определенной работы.

2. Тот, кто не отвечает на приветствие, считается вором. В Танахе об этом сказано: «Награбленное у бедняка — в ваших домах» (книга пророка Йешаягу, гл. 3, ст. 14).

Но что своруешь у бедняка?

В данном фрагменте речь — о случае, когда бедняк старается первым поприветствовать состоятельного человека, в надежде, что тот облагодетельствует его. Но богач не только остается равнодушным к чужим проблемам, он даже не обращает внимание на приветствие.

3. Считается вором тот, кто приступает к еде, не произнеся положенных благословений. Ведь именно благодаря благословениям, Всевышний в изобилии посылает в мир пропитание.

4. Наставляют Учителя: береги имущество другого еврея еще больше, нежели собственное (трактат Авот — «Наставления отцов», гл. 2).

В Талмуде (трактат Бава Меция, лист 24) рассказывается о случае, когда у хозяина постоялого двора пропал дорогой серебряный кубок. Мар Зутра (один из крупнейших Учителей Талмуда, Вавилон, конец четвертого – начало 5-го вв.) заметил, как один из постояльцев вытирает руки об одежду другого. 

— Наверняка, тот, кто не печется об имуществе ближнего и есть вор, — подумал Мар Зутра.

Расследование подтвердило его догадку.

5. Если у человека какая-то вещь случайно попала на участок, принадлежащий другому, не следует лезть за ней самому. Во-первых, чтобы у других не было повода обвинить тебя в воровстве. Во-вторых, чтобы не развивать в себе плохую привычку — без спроса входить в чужое владение. Ведь привычка — не только «вторая натура». Зачастую она может быть и — «первой».

В Мидраше рассказывается, что в «ледяном» отделении геинома (в условном переводе — «ад») те, кто проходят там исправление, перед отправкой в «огненное» отделение, воруют лед. Чтобы обеспечить себе возможность остудить жар.

6. Тора не случайно начинается с описания процесса Сотворения мира. Но и для того, в частности — чтобы народы мира не могли обвинить сынов Израиля в грабеже, в том, что мы заняли землю, на которой раньше жили другие народы. Ведь Всевышний создал мир и все земли. И раздает их по своему усмотрению. Сначала Он дал земли кенаанские семи народам, но потом — народу Израиля.

на основе комментария рава Йоэля Шварца

(Иерусалим, наше время)

2. Чья кровь краснее

Тора крайне нетерпима к убийцам. Как сказано: «Но если задумает человек против ближнего своего, чтобы убить его вероломно, от мизбеаха (в условном переводе — «жертвенник») Моего бери его на смерть» (Шемот, гл. 21, ст. 14).

Учителя в Талмуде (трактат Йома, лист 36.) уточняют, что данное высказывание распространяется даже на коэна, который собрался проводить службу. Так, что даже прямо от мизбеаха «его нужно взять на смерть».

Но ведь, если коэн совершил убийство, даже непреднамеренное, ему запрещено совершать обряд вознесения рук и благословлять народ. Как написано в Танахе: «И когда вы протянете руки ваши, Я отвращу от вас глаза Мои; и сколько бы вы ни молились, Я не услышу; руки ваши были в крови» (книга пророка Йешаягу, гл. 1, ст. 15).

Понятно, что такой коэн, тем более — не имеет права проводить службу у мизбеаха.

Так для чего в Торе сообщается то, что и так известно?

Очевидно, что речь идет не о ситуации, когда убийство уже совершено, но — когда один преследует другого, чтобы его убить. Тора подчеркивает, что преследователя (на иврите — родеф) необходимо остановить любой ценой. 

В Талмуде (трактат Сангедрин, лист 73) «преследователь» числится среди тех, кого нужно любой ценой спасти от совершения преступления.

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) поясняет, что «любой ценой» в данном контексте означает — даже ценой его жизни. Каждому разрешено убить преследователя. На каждом лежит обязанность спасти преследуемого, даже ценой жизни преследователя.

Но как быть, если мы видим, что уважаемый человек преследует какого-то мерзавца, всем известного злодея, с явным намерением его убить? Нужно ли пытаться помешать уважаемому человеку, чтобы спасти злодея? Или, может, не стоит мешать? Ведь ничего страшного не произойдет, если одним злодеем станет меньше. 

В Торе об этом читаем: «Но если задумает человек против ближнего своего, чтобы убить его вероломно…».

Обратите внимание — сказано: только «задумает», а не убьет. И в этом случае, Тора велит нам «взять его (преследователя) на смерть» — даже от мизбеаха, даже, если он коэн, который служит в Храме, то есть занимает очень высокое положение в обществе, а преследуемый — простолюдин, из низов. 

Здесь Тора преподает нам очень важный урок: каким бы значительным не был преследователь, какое бы высокое место в обществе он не занимал — его кровь не краснее крови преследуемого. Даже если известно, что преследуемый, что называется — «никчемный» человек. Более того, каждый, кто видит, что некто преследует кого-то — обязан остановить преследователя. И — спасти его от совершения преступления. Даже, если для этого понадобится его убить.

Написано в Танахе: «Всевышний взыщет за преследуемого» (книга Коэлет, гл. 3, ст. 15).

В Устной Торе (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 27) Учителя детализируют: даже в случае, когда преследующий — праведник, а преследуемый — злодей.

Подчеркну, что преследование — это не только погоня со стрельбой, или с оружием наизготовку. 

Когда один пытается прибрать к рукам средства существования другого, это тоже считается — преследованием. И даже если преследователь — праведник, а преследуемый — злодей, Всевышний, безусловно, взыщет с преследователя.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

3. Йосеф и братья: как избежать ответственности

В нашей недельной главе говорится об ответственности за похищение человека — «И тот, кто похитит человека и продаст его, и он (похищенный) найден будет у него в руках, смерти предан будет» (Шемот, гл. 21, ст. 16).

Мы видим, что за похищение человека полагается смертная казнь, как и за убийство. 

Братья Йосефа вначале думали его убить, но потом решили, вместо этого, продать его в рабство. Как сказано: «Что пользы, если убьем мы нашего брата и сокроем его кровь? Пойдем, продадим его ишмаэлитам, и руки нашей не будет на нем» (Берешит, гл. 37, ст. 26-27).

Возникает вопрос: что они выиграли от замены убийства на похищение и продажу? Ведь и в том и в другом случае, наказание — смертная казнь.

Поскольку все это происходило еще до дарования Торы, возможно, к братьям Йосефа следовало применять законы, относящиеся к потомкам Ноаха. Согласно этим законам, за убийство полагалось суровое наказание (смертная казнь). Но о похищении людей, там впрямую ничего не говорится. Может, поэтому братья решили заменить убийство Йосефа, продажей его в рабство?

Действительно, в законах потомков Ноаха не упомянуто похищение людей. Но зато в них предусмотрена ответственность за воровство. За кражу любой мелочи, даже сущей безделицы, которая не стоила и перуты (во времена Талмуда — самая мелкая монета), нарушители могли получить суровое наказание.

Поколение Потопа было уничтожено, в том числе и за мелкие кражи, вошедшие в привычку. Так неужели же кража человека могла остаться безнаказанной?

Кроме того, Учителя объясняют, что одной из причин спора между Йосефом и братьями, было то, что братья считали себя евреями, а Йосеф выносил о них суждения с точки зрения законов потомков Ноаха. В связи с этим, совершенно не понятно, на каком основании братья пренебрегли запретом Торы похищать человека с целью продажи?

Но давайте подробнее разберемся в этом запрете.

В Талмуде (трактат Сангедрин, лист 85) говорится, что похитителем считается тот, кто помещает другого человека в собственное владение (на своей территории) и использует похищенного в своих целях.

Перед продажей Йосефа, братья, как известно, поместили его в яму. Можно предположить, что эта яма не была их владением, а значит, одно из условий, характеризующих похищение, уже не соблюдено.

Но даже если считать, что яма располагалась на принадлежащем им участке земли — в тот момент, когда они поместили туда Йосефа, они еще не приняли решение его продать. 

По поводу похищения человека в Торе сказано: «…и он (похищенный) найден будет у него (похитителя) в руках». 

Учителя в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 86), обсуждая этот фрагмент, приходят к выводу, что в случае, если похищенный и так находился в руках похитителя, как например, сын в руках отца — это не то похищение, за которое по законам Торы положена смерть. То есть, если отец похитит своего сына и продаст его в рабство, его не осудят на смертную казнь.

Так же и Йосеф — до того, как братья решили его похитить итак находился в их владении. К тому же, они никак не использовали брата, а значит, со всех точек зрения — не должны быть наказаны смертью.

В Талмуде (трактат Сангедрин, лист 78) обсуждается случай, когда десять человек нанесли по десять ударов другому человеку, и тот умер. Если все они, — отмечают Учителя, — наносили удары одновременно, казнить их — нельзя. Ведь в Торе, там, где говорится о наказании за убийство, сказано: «И тот, кто поразит всякую душу человеческую, смерти предан будет» (Ваикра, гл. 24, ст. 17). Написано — «тот, кто поразит», в единственном числе, а не во множественном. 

Ту же логику можно применить и к нашей ситуации с братьями Йосефа. Они освобождены от смертной казни за продажу Йосефа, поскольку похитили и продали его все вместе. И в отрывке из Торы, где говорится о наказании за похищение, написано: «И тот (в единственном числе), кто похитит человека…».

Теперь мы можем лучше понять слова Иеhуды: «Что пользы, если убьем мы (все вместе) нашего брата и сокроем его кровь? Пойдем, продадим его ишмаэлитам, и руки нашей не будет на нем» (Берешит, гл. 37, ст. 26-27).

Речь здесь, кроме прочего, идет и о том, что и за убийство и за продажу Йосефа его братья, в соответствии с законами Торы, были освобождены от смертной казни.

на основе комментария рава Йом Това Цаhалона

(глава йешивы, ученик великого законоучителя, составителя Шульхан Аруха

рава Йосефа Каро; Эрец Исраэль, Цфат, 1539–1638 гг.)

 

 

4. В срок или до срока?

 

В нашей недельной главе говорится о празднике Суккот. Тут он назван праздником сбора урожая — «И праздник жатвы, первых плодов твоих дел, посеянного тобою в поле, и праздник сбора на исходе года, когда будешь убирать плоды дел твоих с поля» (Шемот, гл. 23, ст. 16).

В книге Зогар говорится, что Суккот назван «праздником сбора» (на иврите — хаг hа-асиф) потому, что в будущем он будет символизировать воссоединение евреев всего мира в Израиле. И тогда придет Машиах. Как сказано в Танахе: «И будет в тот день: Всевышний снова, во второй раз, протянет руку Свою, чтобы возвратить уцелевший остаток народа своего» (книга пророка Йешаягу, гл. 11, ст. 11).

Предусмотрены два сценария будущего освобождения (геулы): в срок — когда время изгнания (галута) полностью будет исчерпано; и раньше срока — если все сыны Израиля станут на путь Торы, сделают тешуву (вернутся к законам Всевышнего).

Наш мир, — говорят Учителя, «посевное поле». Ведь наши дела и поступки, которые мы «сеем» в земном мире, приносят плоды для мира Будущего. Поэтому Грядущий мир — это «поле жатвы». 

В Танахе, в Мегилат Рут (гл. 2, ст. 9) муж Рут, Боаз, наставляет ее: «Смотри на поле, где они жнут». То есть — смотри на поле жатвы. Оно должно определять все устремления твои и цели. Строй свою жизнь так, чтобы основой в ней было исполнение заповедей и добрые дела. Тогда ты соберешь «хороший урожай».

Это наставление Боаза — каждому из нас.

Но вернемся к рассматриваемому нами фрагменту.

«Праздник сбора урожая» — срок, к которому все сыны Израиля соберутся на своей земле и придет окончательная геула — может наступить «на исходе года», то есть когда истечет время галута. Но может — и когда «будешь убирать плоды деяний твоих с поля». Когда сыны Израиля соберут богатый урожай заповедей и добрых дел. А это произойдет, если весь народ сделает тешуву — вернутся на пути Всевышнего из любви к Нему.

Тогда, как известно, даже нарушения превратятся в заслуги, что и приведет к доселе невиданному урожаю. И значит, появится возможность для освобождения не обусловленного временными рамками, которое может наступить в любую минуту.

на основе комментария рава Шломо hа-Коэна из Вильно

(автор труда «Биньян Шломо», глава раввинского суда, 1828-1905 гг.)

5. Жениться нужно на сироте

 

Один парень из состоятельной семьи тяжело заболел. Его состояние стремительно ухудшалось. И вот, когда юноша почувствовал, что, похоже, скоро умрет — он принял на себя обет, пообещав, что женится на сироте, если Всевышний исцелит его.

Всевышний услышал молитву, и болезнь отступила, больной полностью выздоровел.

Собравшись исполнить обет, парень обратился к шадхану (человеку, занимающемуся сватовством), поставив ему условие: невеста должна быть сиротой.

Шадхан быстро нашел девушку, которая полностью соответствовала всем пожеланиям юноши. Парень ее тоже понравился. Стали договариваться о свадьбе. Тут-то и всплыла деталь, которая поставила их союз под сомнение. Девушка, хоть и была сиротой, но оказалась очень богатой, поскольку унаследовала от отца довольно крупное состояние.

Парень задался вопросом: если он женится на этой девушке, будет ли ему засчитано выполнение его обета? 

В нашей главе сказано: «Вдову и сироту не притесняй» (Шемот, гл. 21, ст. 22).

Рамбам пишет, что этот запрет распространяется в полной мере даже на вдову и сироту царя. И не имеет значения, бедна она или богата. 

Поэтому может показаться на первый взгляд, что женившись на этой девушке, наш парень полностью исполнит свой обет, и не важно, что она сказочно богата. Главное — что она сирота.

С другой стороны, почему в минуту смертельной опасности, он дал именно такой обет — жениться на сироте? 

Очевидно, своим поступком, он предполагал сделать добро и проявить милосердие (хесед). А бедная, несчастная сирота — идеальный объект для этого. Устроить жизнь бедной девушке-сироте — одна из величайших заповедей Торы. 

Так соответствует ли условиям обета его нынешняя избранница?

Да, она сирота. Но вместе с тем, многие молодые люди желали бы связать с ней свою судьбу (об этом ему сообщил шадхан). Да и сам парень, наверняка захотел бы  на ней жениться, даже без всякого обета. 

Поэтому парень решил посоветоваться с раввином.

Раввин соотнес его ситуацию со случаем, приведенным в книге Йосефа Каро, автора Шульхан Аруха, которая называется Бейт Йосеф (раздел Орах Хаим, гл. 568, п.п. 10-11).

Одна женщина дала обет посетить могилу праведника. Вскоре у нее возникла необходимость поехать в это место для наследования крупного имущества.

Возникает вопрос: исполнила ли она свой обет, посетив заодно и могилу праведника? Ведь даже и без обета, она была бы вынуждена отправиться в эту поездку. Так может, ей нужно еще раз съездить в это место, но уже — только ради посещения могилы?

В Бейт Йосефе сказано, что женщине нет необходимости повторно приезжать на могилу — она выполнила свой обет.

Так может и в нашем случае, женитьба на сироте, пусть и очень богатой, явится исполнением обета?

Но рав обратил внимание на различие между нашим случаем и тем, что обсуждается в Бейт Йосефе.

Там цель обета — посещение могилы праведника. И не важно, каким способом ее осуществить. Даже если бы она оказалась у могилы каким-то чудесным способом — обет все равно считался бы исполненным. Поэтому возникшая оказия не может стать препятствием.

В нашем же случае, цель обета — проявить милосердие по отношению к бедной девушке, которая вдобавок еще и сирота. Однако девушка, которую посватали этому парню, хоть и была сиротой, но совершенно не нуждалась в милосердии. Поэтому женившись на ней, парень свой обет — не выполнит.

на основе комментария рава Ицхака Зильберштейна

(Израиль, наши дни)

 

Автор текста Мордехай Вейц

New Page 1

ГЛАВА «МИШПАТИМ»

Место в Торе: вторая книга Торы — Шемот, гл. 21, ст. 1 — гл. 24, ст. 18.

Почему глава так называется?

По слову в первой фразе: «И вот законы...»”.

На иврите законымишпатим

Обсуждение главы Мишпатим

1. Беречься от вора или — от воровства?

Сразу же за недельной главой, повествующей о даровании Торы (Итро), следует глава Мишпатим (законы). И это неспроста. Тора, таким образом, подчеркивает значимость строгого соблюдения норм имущественного права. 

Рав Исраэль Салантер (основатель движения «Мусар», приверженцы которого особое внимание уделяли этической стороне поведения человека; Литва, 19-й век) пишет, что обучение детей Талмуду нужно начинать с трактата Бава Кама (посвященного в основном имущественным вопросам — см. на сайте Введение в этот трактат). Чтобы с юных лет они усвоили, что нельзя причинять ущерб ближнему.

Следует понимать, что понятие «воровство» — это не только прямое действие, когда у человека, к примеру, украдкой вытаскивают из кармана кошелек или залезают, скажем, в его квартиру и уносят ценные вещи. Большинство людей, конечно же, не ворует открыто — не прикасаются к не принадлежащему им имуществу, не присваивают себе чужое, но, тем не менее — не брезгуют иными способами грабежа. Допустим — в торговле, руководствуясь придуманному ими же правилу: «Зарабатывать и воровать — не одно и то же».

Рамхаль (рав Моше Хаим Луцато — один из крупнейших Учителей Торы, великий каббалист; Италия – Эрец Исраэль, 18-й век) в своей работе Месилат Йешарим («Путь праведных») отмечает, что недостаточно не воровать, нужно чтобы и руки человека оставались чистыми. Чтобы ничто к ним, как теперь говорят — «не прилипло».

Еврейский пророк Иов говорит о себе: «Разве мой путь отклонился от Твоего пути (пути Всевышнего), и мое сердце пошло за глазами моими, и к моим рукам пристало что-либо?».

Человек может нарушить заповедь «не воруй», когда его глаза тянут за собой сердце — вместо того, чтобы разум владел желаниями, которые ищут возможность разрешить себе то, что кажется красивым и привлекательным.

Иов контролировал свое сердце, поэтому и к рукам его ничего не приставало.

Приведу несколько примеров, того, что является воровством, хотя многие и не склоны считать это таковым.

1. У каждого есть своя цель, своя задача, ради осуществления которой он пришел в этот мир. Всевышний посылает каждому средства, необходимые для достижения его цели. Но часто люди используют ниспосланное Свыше (таланты, умения, способности, выдающиеся качества, материальные блага) не по назначению, попросту — разбазаривают их. И это, по сути —«растратой казенных средств». Ибо в таких случаях человек тратит впустую не свое, кровное, но — выданное ему для реализации определенной работы.

2. Тот, кто не отвечает на приветствие, считается вором. В Танахе об этом сказано: «Награбленное у бедняка — в ваших домах» (книга пророка Йешаягу, гл. 3, ст. 14).

Но что своруешь у бедняка?

В данном фрагменте речь — о случае, когда бедняк старается первым поприветствовать состоятельного человека, в надежде, что тот облагодетельствует его. Но богач не только остается равнодушным к чужим проблемам, он даже не обращает внимание на приветствие.

3. Считается вором тот, кто приступает к еде, не произнеся положенных благословений. Ведь именно благодаря благословениям, Всевышний в изобилии посылает в мир пропитание.

4. Наставляют Учителя: береги имущество другого еврея еще больше, нежели собственное (трактат Авот — «Наставления отцов», гл. 2).

В Талмуде (трактат Бава Меция, лист 24) рассказывается о случае, когда у хозяина постоялого двора пропал дорогой серебряный кубок. Мар Зутра (один из крупнейших Учителей Талмуда, Вавилон, конец четвертого – начало 5-го вв.) заметил, как один из постояльцев вытирает руки об одежду другого. 

— Наверняка, тот, кто не печется об имуществе ближнего и есть вор, — подумал Мар Зутра.

Расследование подтвердило его догадку.

5. Если у человека какая-то вещь случайно попала на участок, принадлежащий другому, не следует лезть за ней самому. Во-первых, чтобы у других не было повода обвинить тебя в воровстве. Во-вторых, чтобы не развивать в себе плохую привычку — без спроса входить в чужое владение. Ведь привычка — не только «вторая натура». Зачастую она может быть и — «первой».

В Мидраше рассказывается, что в «ледяном» отделении геинома (в условном переводе — «ад») те, кто проходят там исправление, перед отправкой в «огненное» отделение, воруют лед. Чтобы обеспечить себе возможность остудить жар.

6. Тора не случайно начинается с описания процесса Сотворения мира. Но и для того, в частности — чтобы народы мира не могли обвинить сынов Израиля в грабеже, в том, что мы заняли землю, на которой раньше жили другие народы. Ведь Всевышний создал мир и все земли. И раздает их по своему усмотрению. Сначала Он дал земли кенаанские семи народам, но потом — народу Израиля.

на основе комментария рава Йоэля Шварца

(Иерусалим, наше время)

2. Чья кровь краснее

Тора крайне нетерпима к убийцам. Как сказано: «Но если задумает человек против ближнего своего, чтобы убить его вероломно, от мизбеаха (в условном переводе — «жертвенник») Моего бери его на смерть» (Шемот, гл. 21, ст. 14).

Учителя в Талмуде (трактат Йома, лист 36.) уточняют, что данное высказывание распространяется даже на коэна, который собрался проводить службу. Так, что даже прямо от мизбеаха «его нужно взять на смерть».

Но ведь, если коэн совершил убийство, даже непреднамеренное, ему запрещено совершать обряд вознесения рук и благословлять народ. Как написано в Танахе: «И когда вы протянете руки ваши, Я отвращу от вас глаза Мои; и сколько бы вы ни молились, Я не услышу; руки ваши были в крови» (книга пророка Йешаягу, гл. 1, ст. 15).

Понятно, что такой коэн, тем более — не имеет права проводить службу у мизбеаха.

Так для чего в Торе сообщается то, что и так известно?

Очевидно, что речь идет не о ситуации, когда убийство уже совершено, но — когда один преследует другого, чтобы его убить. Тора подчеркивает, что преследователя (на иврите — родеф) необходимо остановить любой ценой. 

В Талмуде (трактат Сангедрин, лист 73) «преследователь» числится среди тех, кого нужно любой ценой спасти от совершения преступления.

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) поясняет, что «любой ценой» в данном контексте означает — даже ценой его жизни. Каждому разрешено убить преследователя. На каждом лежит обязанность спасти преследуемого, даже ценой жизни преследователя.

Но как быть, если мы видим, что уважаемый человек преследует какого-то мерзавца, всем известного злодея, с явным намерением его убить? Нужно ли пытаться помешать уважаемому человеку, чтобы спасти злодея? Или, может, не стоит мешать? Ведь ничего страшного не произойдет, если одним злодеем станет меньше. 

В Торе об этом читаем: «Но если задумает человек против ближнего своего, чтобы убить его вероломно…».

Обратите внимание — сказано: только «задумает», а не убьет. И в этом случае, Тора велит нам «взять его (преследователя) на смерть» — даже от мизбеаха, даже, если он коэн, который служит в Храме, то есть занимает очень высокое положение в обществе, а преследуемый — простолюдин, из низов. 

Здесь Тора преподает нам очень важный урок: каким бы значительным не был преследователь, какое бы высокое место в обществе он не занимал — его кровь не краснее крови преследуемого. Даже если известно, что преследуемый, что называется — «никчемный» человек. Более того, каждый, кто видит, что некто преследует кого-то — обязан остановить преследователя. И — спасти его от совершения преступления. Даже, если для этого понадобится его убить.

Написано в Танахе: «Всевышний взыщет за преследуемого» (книга Коэлет, гл. 3, ст. 15).

В Устной Торе (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 27) Учителя детализируют: даже в случае, когда преследующий — праведник, а преследуемый — злодей.

Подчеркну, что преследование — это не только погоня со стрельбой, или с оружием наизготовку. 

Когда один пытается прибрать к рукам средства существования другого, это тоже считается — преследованием. И даже если преследователь — праведник, а преследуемый — злодей, Всевышний, безусловно, взыщет с преследователя.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

3. Йосеф и братья: как избежать ответственности

В нашей недельной главе говорится об ответственности за похищение человека — «И тот, кто похитит человека и продаст его, и он (похищенный) найден будет у него в руках, смерти предан будет» (Шемот, гл. 21, ст. 16).

Мы видим, что за похищение человека полагается смертная казнь, как и за убийство. 

Братья Йосефа вначале думали его убить, но потом решили, вместо этого, продать его в рабство. Как сказано: «Что пользы, если убьем мы нашего брата и сокроем его кровь? Пойдем, продадим его ишмаэлитам, и руки нашей не будет на нем» (Берешит, гл. 37, ст. 26-27).

Возникает вопрос: что они выиграли от замены убийства на похищение и продажу? Ведь и в том и в другом случае, наказание — смертная казнь.

Поскольку все это происходило еще до дарования Торы, возможно, к братьям Йосефа следовало применять законы, относящиеся к потомкам Ноаха. Согласно этим законам, за убийство полагалось суровое наказание (смертная казнь). Но о похищении людей, там впрямую ничего не говорится. Может, поэтому братья решили заменить убийство Йосефа, продажей его в рабство?

Действительно, в законах потомков Ноаха не упомянуто похищение людей. Но зато в них предусмотрена ответственность за воровство. За кражу любой мелочи, даже сущей безделицы, которая не стоила и перуты (во времена Талмуда — самая мелкая монета), нарушители могли получить суровое наказание.

Поколение Потопа было уничтожено, в том числе и за мелкие кражи, вошедшие в привычку. Так неужели же кража человека могла остаться безнаказанной?

Кроме того, Учителя объясняют, что одной из причин спора между Йосефом и братьями, было то, что братья считали себя евреями, а Йосеф выносил о них суждения с точки зрения законов потомков Ноаха. В связи с этим, совершенно не понятно, на каком основании братья пренебрегли запретом Торы похищать человека с целью продажи?

Но давайте подробнее разберемся в этом запрете.

В Талмуде (трактат Сангедрин, лист 85) говорится, что похитителем считается тот, кто помещает другого человека в собственное владение (на своей территории) и использует похищенного в своих целях.

Перед продажей Йосефа, братья, как известно, поместили его в яму. Можно предположить, что эта яма не была их владением, а значит, одно из условий, характеризующих похищение, уже не соблюдено.

Но даже если считать, что яма располагалась на принадлежащем им участке земли — в тот момент, когда они поместили туда Йосефа, они еще не приняли решение его продать. 

По поводу похищения человека в Торе сказано: «…и он (похищенный) найден будет у него (похитителя) в руках». 

Учителя в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 86), обсуждая этот фрагмент, приходят к выводу, что в случае, если похищенный и так находился в руках похитителя, как например, сын в руках отца — это не то похищение, за которое по законам Торы положена смерть. То есть, если отец похитит своего сына и продаст его в рабство, его не осудят на смертную казнь.

Так же и Йосеф — до того, как братья решили его похитить итак находился в их владении. К тому же, они никак не использовали брата, а значит, со всех точек зрения — не должны быть наказаны смертью.

В Талмуде (трактат Сангедрин, лист 78) обсуждается случай, когда десять человек нанесли по десять ударов другому человеку, и тот умер. Если все они, — отмечают Учителя, — наносили удары одновременно, казнить их — нельзя. Ведь в Торе, там, где говорится о наказании за убийство, сказано: «И тот, кто поразит всякую душу человеческую, смерти предан будет» (Ваикра, гл. 24, ст. 17). Написано — «тот, кто поразит», в единственном числе, а не во множественном. 

Ту же логику можно применить и к нашей ситуации с братьями Йосефа. Они освобождены от смертной казни за продажу Йосефа, поскольку похитили и продали его все вместе. И в отрывке из Торы, где говорится о наказании за похищение, написано: «И тот (в единственном числе), кто похитит человека…».

Теперь мы можем лучше понять слова Иеhуды: «Что пользы, если убьем мы (все вместе) нашего брата и сокроем его кровь? Пойдем, продадим его ишмаэлитам, и руки нашей не будет на нем» (Берешит, гл. 37, ст. 26-27).

Речь здесь, кроме прочего, идет и о том, что и за убийство и за продажу Йосефа его братья, в соответствии с законами Торы, были освобождены от смертной казни.

на основе комментария рава Йом Това Цаhалона

(глава йешивы, ученик великого законоучителя, составителя Шульхан Аруха

рава Йосефа Каро; Эрец Исраэль, Цфат, 1539–1638 гг.)

 

 

4. В срок или до срока?

 

В нашей недельной главе говорится о празднике Суккот. Тут он назван праздником сбора урожая — «И праздник жатвы, первых плодов твоих дел, посеянного тобою в поле, и праздник сбора на исходе года, когда будешь убирать плоды дел твоих с поля» (Шемот, гл. 23, ст. 16).

В книге Зогар говорится, что Суккот назван «праздником сбора» (на иврите — хаг hа-асиф) потому, что в будущем он будет символизировать воссоединение евреев всего мира в Израиле. И тогда придет Машиах. Как сказано в Танахе: «И будет в тот день: Всевышний снова, во второй раз, протянет руку Свою, чтобы возвратить уцелевший остаток народа своего» (книга пророка Йешаягу, гл. 11, ст. 11).

Предусмотрены два сценария будущего освобождения (геулы): в срок — когда время изгнания (галута) полностью будет исчерпано; и раньше срока — если все сыны Израиля станут на путь Торы, сделают тешуву (вернутся к законам Всевышнего).

Наш мир, — говорят Учителя, «посевное поле». Ведь наши дела и поступки, которые мы «сеем» в земном мире, приносят плоды для мира Будущего. Поэтому Грядущий мир — это «поле жатвы». 

В Танахе, в Мегилат Рут (гл. 2, ст. 9) муж Рут, Боаз, наставляет ее: «Смотри на поле, где они жнут». То есть — смотри на поле жатвы. Оно должно определять все устремления твои и цели. Строй свою жизнь так, чтобы основой в ней было исполнение заповедей и добрые дела. Тогда ты соберешь «хороший урожай».

Это наставление Боаза — каждому из нас.

Но вернемся к рассматриваемому нами фрагменту.

«Праздник сбора урожая» — срок, к которому все сыны Израиля соберутся на своей земле и придет окончательная геула — может наступить «на исходе года», то есть когда истечет время галута. Но может — и когда «будешь убирать плоды деяний твоих с поля». Когда сыны Израиля соберут богатый урожай заповедей и добрых дел. А это произойдет, если весь народ сделает тешуву — вернутся на пути Всевышнего из любви к Нему.

Тогда, как известно, даже нарушения превратятся в заслуги, что и приведет к доселе невиданному урожаю. И значит, появится возможность для освобождения не обусловленного временными рамками, которое может наступить в любую минуту.

на основе комментария рава Шломо hа-Коэна из Вильно

(автор труда «Биньян Шломо», глава раввинского суда, 1828-1905 гг.)

5. Жениться нужно на сироте

 

Один парень из состоятельной семьи тяжело заболел. Его состояние стремительно ухудшалось. И вот, когда юноша почувствовал, что, похоже, скоро умрет — он принял на себя обет, пообещав, что женится на сироте, если Всевышний исцелит его.

Всевышний услышал молитву, и болезнь отступила, больной полностью выздоровел.

Собравшись исполнить обет, парень обратился к шадхану (человеку, занимающемуся сватовством), поставив ему условие: невеста должна быть сиротой.

Шадхан быстро нашел девушку, которая полностью соответствовала всем пожеланиям юноши. Парень ее тоже понравился. Стали договариваться о свадьбе. Тут-то и всплыла деталь, которая поставила их союз под сомнение. Девушка, хоть и была сиротой, но оказалась очень богатой, поскольку унаследовала от отца довольно крупное состояние.

Парень задался вопросом: если он женится на этой девушке, будет ли ему засчитано выполнение его обета? 

В нашей главе сказано: «Вдову и сироту не притесняй» (Шемот, гл. 21, ст. 22).

Рамбам пишет, что этот запрет распространяется в полной мере даже на вдову и сироту царя. И не имеет значения, бедна она или богата. 

Поэтому может показаться на первый взгляд, что женившись на этой девушке, наш парень полностью исполнит свой обет, и не важно, что она сказочно богата. Главное — что она сирота.

С другой стороны, почему в минуту смертельной опасности, он дал именно такой обет — жениться на сироте? 

Очевидно, своим поступком, он предполагал сделать добро и проявить милосердие (хесед). А бедная, несчастная сирота — идеальный объект для этого. Устроить жизнь бедной девушке-сироте — одна из величайших заповедей Торы. 

Так соответствует ли условиям обета его нынешняя избранница?

Да, она сирота. Но вместе с тем, многие молодые люди желали бы связать с ней свою судьбу (об этом ему сообщил шадхан). Да и сам парень, наверняка захотел бы  на ней жениться, даже без всякого обета. 

Поэтому парень решил посоветоваться с раввином.

Раввин соотнес его ситуацию со случаем, приведенным в книге Йосефа Каро, автора Шульхан Аруха, которая называется Бейт Йосеф (раздел Орах Хаим, гл. 568, п.п. 10-11).

Одна женщина дала обет посетить могилу праведника. Вскоре у нее возникла необходимость поехать в это место для наследования крупного имущества.

Возникает вопрос: исполнила ли она свой обет, посетив заодно и могилу праведника? Ведь даже и без обета, она была бы вынуждена отправиться в эту поездку. Так может, ей нужно еще раз съездить в это место, но уже — только ради посещения могилы?

В Бейт Йосефе сказано, что женщине нет необходимости повторно приезжать на могилу — она выполнила свой обет.

Так может и в нашем случае, женитьба на сироте, пусть и очень богатой, явится исполнением обета?

Но рав обратил внимание на различие между нашим случаем и тем, что обсуждается в Бейт Йосефе.

Там цель обета — посещение могилы праведника. И не важно, каким способом ее осуществить. Даже если бы она оказалась у могилы каким-то чудесным способом — обет все равно считался бы исполненным. Поэтому возникшая оказия не может стать препятствием.

В нашем же случае, цель обета — проявить милосердие по отношению к бедной девушке, которая вдобавок еще и сирота. Однако девушка, которую посватали этому парню, хоть и была сиротой, но совершенно не нуждалась в милосердии. Поэтому женившись на ней, парень свой обет — не выполнит.

на основе комментария рава Ицхака Зильберштейна

(Израиль, наши дни)

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Об обрезании в пожилом возрасте


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля