ВЕ-ЗОТ А-БРАХА 
Шмини Ацерет/Симхат Тора
начинается с вечера

27 сентября
"ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"
ВЕ-ЗОТ А-БРАХА 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"

Сентябрь 27, 2021   21 Тишрей 5782

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(28.09.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(28 - 29.09.21)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
Шавуот
6 Сивана
(05.06.22)
В диаспоре 6-7 Сивана
(05 - 06.06.22)
Девятое Ава
 9 Ава
(07.08.22)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(26 - 27.09.22)
Йом Кипур
10 Тишри
(05.10.22)
Суккот
15-21 Тишри
(10 - 16.10.22)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Шестнадцатый цикл обсуждения

Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «НОАХ»

Место в Торе: Берешит, гл. 6, ст. 9 — гл.11, ст. 32.

Почему она так называется?

В первой фразе недельной главы говорится: «Вот житие Ноаха — Ноах был человеком праведным и непорочным...».

Обсуждение главы Ноах

1. Чему обучал Ноах? 

Написано в нашей недельной главе: «Эти порождены Ноахом: Hoax мужем праведным, цельным был в своих поколениях. Перед Всевышним ходил Hoax» (Берешит, гл. 6, ст. 9).

Бросается в глаза слово «эти» (в оригинале — «эле»), которое употреблено здесь во множественном числе. Хотя оно никого, кроме самого Ноаха, как будто бы и не подразумевает.

В тех поколениях, — отмечает Рамбан (Рабейну Моше бен НахманНахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.), — только Ноах один и был праведным. И не было больше праведника и ни одного совершенного человека, кроме него.

Это констатирует сам Всевышний, в словах: «Тебя Я увидел праведным передо Мной в этом поколении» (Берешит, гл. 7, ст. 1). 

Но почему Ноах не использовал свою праведность, чтобы повлиять на других людей, чтобы и их сделать праведными, приблизить к Творцу?

В этом Ноах принципиально отличался от Авраама.

Авраам поставил свою праведность на службу людям. Это о нем и его жене Саре сказано: «И души, которые они сделали в Харане» (Берешит, гл. 12, ст. 5). Здесь имеются в виду люди, которые благодаря Аврааму и Саре, пошли путями, указанными Всевышним

Ноах к Творцу — никого не привел. Он ходил перед Всевышним сам, один.

До Авраама, — пишет Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век), — не было человека, который знал бы Творца.

Но, позвольте, а Метушелах, а Ханох, да и Ноах, в конце концов… Все они общались с Творцом и знали о Нем. Только этого, — подчеркивает Рамбам, — недостаточно. Если человек не делится своим знанием с другими, значит, о нем нельзя сказать, что он знает Творца. Знание должно передаваться, тогда оно — живое, а носители его, действительно обладают им.

И все же сыновей своих Ноах — обучал. Об этом рассказывается в Мидраше (Сефер hа-Яшар; Седер hа-дорот), где сказано: «И следовали сыновья Ноаха путем Всевышнего, как обучил их отец».

Видимо, поэтому и написано — «эти» (во множественном числе). И никто, кроме самого Ноаха, не указан, потому что все осталось в семье. Значит, и говорить больше не о ком.

Пусть Ноах и относился к сокровенным знаниям, как к семейному достоянию, но мы-то с вами имеем на них право, ведь мы его прямые потомки.

Итак, чему обучал Ноах своих сыновей?

Он объяснял им, что у каждого есть свой, уникальный, присущий только ему путь служения Всевышнему. И нужно уметь распознать этот путь и по нему двигаться.

— Живи так, как будто постоянно видишь Всевышнего перед собой, — наставлял Ноах своего сына Шема.

И эти слова мы находим в Танахе (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 16, ст. 8), где написано: «Представляю Творца пред собою всегда».

Хама Ноах учил служить Творцу с воодушевлением, с горячим сердцем и душевной теплотой, с задором, с огоньком.

Стремиться к совершенству в своих поступках, словах и мыслях обучал Ноах Яфета.

Наставления Ноаха, как видим, дали разные результаты. Ведь далеко не все зависит от стремления учителя. Многое решают желание и прилежание самого ученика.

на основе комментариев Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.),

рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

и раби Симхи -Бунима бар Цви из Пшисхи

(глава хасидской общины Пшиски — еврейского местечка в Польше; конец 18-го – первая половина 19-го вв.) 

2. Там, где не уповают на Всевышнего — процветают воровство и грабеж

В начале нашей недельной главы говорится о праведности Ноаха. Но насколько Ноах был праведен — настолько остальные обитатели Земли погрязли в воровстве и разбое. И в Торе об этом читаем: «И извратилась земля перед Всевышним, и наполнилась земля грабежом» (Берешит, гл. 6, ст. 11).

В Талмуде (трактат Сангедрин, лист 108) говорится, что то поколение преступило все запреты, но причиной Потопа стал именно грабеж. Потому что грабеж и разбой — это открытые злодеяния, проявления крайней наглости. Не только перед Всевышним, который все видит и знает, но и — с точки зрения людей.

Чтобы осознать, что грабеж — преступление, вполне достаточно работы разума, и нет нужды в предостережении пророков. Люди поколения Потопа вполне освоили весь спектр грабежа. Они также промышляли воровством и не гнушались мелкими кражами.

Например, как рассказывается в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 31), продавец приносит на рынок корзину с плодами, а люди, сговорившись, подходят к нему по одному, якобы для того, чтобы прицениться и попробовать вкус плода. Продавец не возражает, поскольку надеется, что кто-нибудь из них купит его товар. Но, в конце концов, он остается с пустой корзиной, и спросить ему не с кого.

Этот «разбой», не таясь, средь бела дня и с общего одобрения.

Тогда разбой принял тотальный характер, — пишет в своём комментарии на нашу недельную главу Сефорно (раби Овадия Сефорно; известный комментатор Торы, Италия, 16-й век), — и люди перестали видеть в нем зло, ведь «все воровали друг у друга».

Воровали, кто что мог, — добавляет Ор hа-Хаим (раби Хаим бен Атар — один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко – Израиль, первая половина 18-го века). — А если ситуация складывалась так, что невозможно было ограбить или украсть — прибегали к мошенничеству и обману. В общем, почти как в той стране, из которой все мы вышли. Ну, конечно, не настолько плохо.

Но ведь эти люди не всегда были злодеями. Почему они сбились с прямого пути на извилистую тропинку кривды? Где был тот поворотный пункт, после которого, уже ничто не могло им помочь — только Потоп?

Попытаемся в этом разобраться.

Написано, что земля извратилась «перед Всевышним». Видимо, здесь и кроется проблема. Только нужно ее найти.

Итак, что же находится «перед Всевышним»?

Что бы это ни было, возможно, корень проблемы надо искать в слове «Всевышний», в оригинале — «Элоким», которое состоит из букв «алеф», «ламед», «hей», «йуд» и «мем софит».

Буква алеф — первая в алфавите, поэтому оставим ее. Перед буквой ламед в ивритском алфавите стоит буква хаф. Перед hейдалет. Перед буквой йуд — тет. И перед мем софит — просто мем. Эти буквы образуют Имя Творца, соответствующее качеству упования на Него.

Гематрия (числовое значение) этого имени — 74. Об уповании в Танахе (книга пророка Йешаягу, гл. 26, ст. 4) говорится: «Уповайте на Всевышнего вовеки».

Последнее слово этой фразы (в оригинале — «ад») тоже имеет гематрию 74. А числовое значение самого слова «упование» (на иврите — бетахон) равно 75, что соответствует гематрии с наполнением Имени, состоящего из букв алеф, хаф, далет, тет и мем.

Когда люди перестали уповать на Всевышнего, когда нанесли ущерб Его Имени, связанному с упованием — тогда земля наполнилась грабежом и разбоем. Как сказано: «И извратилась земля перед Всевышним, и наполнилась земля грабежом». 

Но разве есть связь между упованием на Творца и разбоем, чинимым людьми в отношении других людей?

Когда человек перестает верить, что Всевышний наделяет его всем необходимым, когда начинает считать, что должен все «урвать» сам — он уже оказывается на разбойничьей тропе. Встав на нее — трудно вернуться. Некоторые настолько врастают в воровство и грабеж, что только водами Потопа и можно смыть это грязное наслоение.

на основе комментариев Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.),

великого Ари

(раби Ицхак Лурия Ашкенази, один из крупнейших каббалистов; Эрец Исраэль, 16-й век)

и рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Если я — не верующий, ничего страшного не произошло…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда    
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля