Видеоуроки к Песах 
ПЕСАХ
начинается с вечера

22 апреля
"Песах. Шаббат холь а-моэд"
Видеоуроки к Песах 
Чтение текста
Афтары

"Песах. Шаббат холь а-моэд"

25.04.2024, 17 Nisan, 5784

До субботы - 2 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «МАСЕЙ»

Место в Торе: Бамидбар, гл. 33, ст. 1 — конец книги

Почему она так называется?

По первой фразе, где сказано: «Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта...» (гл. 33, ст. 1).

На иврите «этапы продвижения» — масаим, а если за этим словом следует дополнение (в данном случае это — «сынов Израиля»), оно принимает грамматическую форму масей.

Обсуждение главы Масей

1. Странствия в пустыне, северный ветер и нейтрализация преследователя

Наша недельная глава повествует о переходах сынов Израиля в пустыне. И начинается она словами: «Вот переходы сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 33, ст. 1).

В Мидраше Танхума, в комментарии к этому фрагменту говорится, что и в шаббат, если нееврей преследует еврея — разрешено этого нееврея нейтрализовать, даже если для этого придется нарушить законы субботы. Потому что указание о спасении жизни еврея — «отодвигает» повеление соблюдать шаббат.

Это, безусловно — важный закон. Непонятно только, как он соотносится с нашим фрагментом о переходах сынов Израиля в пустыне. А ведь именно с ним его связывает Мидраш.

В Талмуде (трактат Йевамот, лист 71) сказано, что в пустыне евреи не делали обрезание. Там же приведены две возможные причины этого.

Обрезание могли не делать, потому что в пути сынам Израиля приходилось сталкиваться со многими трудностями. В то время, как обрезание, в определенной степени — и хирургическая операция, после которой необходим покой. А в дороге у человека нет возможности отдохнуть, как того требует послеоперационный период. 

Вторая причина — в том, что в пустыне постоянно дул северный ветер, препятствующий заживлению раны. 

Выходит, что реальная угроза здоровью может освободить от выполнения заповеди об обрезании. Ибо случаи, когда есть опасность, что человек физически пострадает, и надо позаботиться о сохранении жизни, это — «отодвигает» повеление делать обрезание.

Из содержания нашей недельной главы становится ясно, что не тяготы пути были причиной того, что евреев в пустыне не обрезали. Ведь сыны Израиля, как сказано, двигались не постоянно, но — переходами. То есть — покидая какое-то место, отправлялись в путь и, достигнув другого — располагались там станом. В этот момент и можно (и нужно) было сделать обрезание тем, кому это требовалось. Во время стоянки нет тягот пути, а, значит, казалось бы — нет ничего, что «отодвигало» бы повеление совершать обрезание. 

Но не будем забывать о северном ветре, который постоянно дует в пустыне. И в пути, во время движения, и на стоянках. Поэтому повеление сохранять жизнь действовало и на стоянках.

По аналогии с этим, можно сказать, что и повеление защищать собственную жизнь — тоже «отодвигает» обязанность соблюдать законы шаббата. Поэтому и говорится в Мидраше, что в случае, если в шаббат нееврей преследует еврея — разрешено этого нееврея нейтрализовать.

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

 

 

2. Взгляд с разных позиций

 

В нашей недельной главе мы читаем: «И записал Моше по велению Всевышнего их отправления (в путь) и переходы. И вот их переходы и отправления» (Бамидбар, гл. 33, ст. 2).

Известно, что от перемены мест слагаемых, сумма — не меняется.

В нашем фрагменте явно наличествует перестановка, перемена мест.

Вначале написано — «отправления и переходы». А потом, тут же, в следующей фразе, наоборот — «переходы и отправления».

Возникает естественный вопрос: если эта «перемена», перестановки, ничего не меняет — для чего же тогда она нужна?

В тексты Торы, как мы уже знаем — предельно лаконичны. В них нет ничего лишнего. И если появляется, скажем, повтор или (как в нашем случае) — необъяснимая, как может показаться на первый взгляд, перестановка — нам следует «насторожиться». Понимая, что тут скрыт некий дополнительный, более глубокий смысл.

Какой же смысл несет в себе изменение порядка слов в нашем фрагменте?

Попытаемся выяснить это.

Возможно, все дело в словах «по велению Всевышнего»?

Моше, как следует из нашего фрагмента, описал переходы сынов Израиля по пустыне со слов Творца — еще до того, как оно состоялось в действительности. Поэтому он начал с отправлений, то есть — в хронологическом порядке.

Далее в Торе говорит о переходах, как о свершившемся факте. Это, как бы — взгляд, обращенный назад. Поэтому раньше упоминаются переходы, а потом — отправления в путь.

Немаловажную роль здесь играет и психологический фактор. 

Сыны Израиля бежали из Египта в спешке. Они бежали из рабства, от каторжного труда, бессмысленного, жестокого и чрезвычайно изнурительного.

Переход за переходом — они отдалялись от страшной юдоли слез и мучений. Поэтому для сынов Израиля на первом месте упомянуты переходы — эти переходы, уводящие их все дальше и дальше от места, где они были рабами.

Что касается Моше — ему было важно достичь Эрец Исраэль (Земли Израиля). Это для него было самое главное.

Поэтому Моше «записал отправления в путь». Отправления, которые приближали к Израилю. Ведь только там возможно полноценное исполнение заповедей. Только через Тору и заповеди — лежит путь к истинной свободе… 

на основе комментария рава Иегошуа из Кутны

(автор книги «Йешуот Малко», Польша, 1821-1893 гг.)

 

 

3. О каком переходе сынов Израиля Моше «забыл» написать?

В Торе описаны все перемещения сынов Израиля, начиная от Исхода из Египта и до вступления в Эрец Исраэль (на Землю Израиля). Наша глава так и называется — «Странствия» (переходы). В ней перечислены сорок два перехода, которые совершили евреи в пустыне за сорок лет пребывания там. Все это записал Моше. Как сказано: «И записал Моше их отправления в странствия по велению Всевышнего» (Бамидбар, гл. 33, ст. 2). 

Среди перемещений, среди переходов с места на место, упомянутых в нашей главе — есть большие и малые, длительные, продолжительные и совсем короткие. Моше скрупулезно отметил каждое движение, каждый шаг в пустыне. 

— Позвольте! — воскликнет пытливый читатель. — Но здесь нет самого главного, самого важного перехода! Где в нашей главе написано о прибытии в пустыню? Об этом сказано в другой книге Торы — «И прибыли в пустыню Синай и расположились напротив горы» (Шемот, гл. 19, ст. 2).

Говорится в Талмуде (трактат Берахот, лист 32), что слова, переданные Всевышним через пророка — «Но Я не забуду тебя» (книга пророка Йешаягу, гл. 49, ст. 15) — относятся к Синайскому откровению.

Так неужели, самое главное Моше и не записал?

Попробуем ответить на этот вопрос.

Список переходов, совершенных сынами Израиля, в какой-то мере, если так можно выразиться — «исторический документ», в котором увековечены былые события. Память о них Всевышний счел важным сохранить. И если бы не эта запись Моше — кто бы сейчас знал о Тарахе и Митке?

Но о даровании Торы на Синае сказано, что «это — жизнь наша» (второе благословение перед чтением вечерней молитвы Шма). Да и вообще, само существование нашего мира обусловлено Торой. Как написано: «Если бы не соблюдение Завета Моего (Торы) днем и ночью, небо и земля не существовали бы» (книга пророка Йермиягу, гл. 33, ст. 25).

Для чего Земля имеет форму шара?

Чтобы в то время, когда в одном полушарии наступает ночь, время отдыха и сна, в другом начинался день, и люди всех возрастов могут сесть за изучение Торы. Таким образом, мир ни на секунду, ни на мгновение не остается без Торы. Поэтому он, мир, и существует.

Напоминать о том, в чем состоит непременное условие бытия, конечно же — не обязательно…

на основе комментария рава Мордехая-Иегуды-Лейба Закса

(раввин района Зихрон Моше в Иерусалиме, главы йешивы «Бейт Звуль»)

 

 

 

4. Собрать искры

 

В нашей недельной главе говорится о переходах сынов Израиля по пустыне. Вот, например, об одном из них мы читаем: «И отправились в путь из Тахата, и расположились станом в Тарахе» (Бамидбар, гл. 33, ст. 27).

Что это за Тахат и Тарах?

Когда сыны Израиля исполняют Волю Творца — тогда они и выше всех. Как сказано: «И будет, если будешь исполнять Волю Всевышнего Твоего... то поставит Он тебя выше всех народов земли... И будешь только вверху и не будешь внизу» (Дварим, гл. 28, ст. 1, 13).

Если же не хотят евреи следовать указаниям Всевышнего — на этот случай предусмотрена иная ситуация. О ней написано: «Пришелец, который в среде твоей, возвысится над тобой выше и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже» (Дварим, гл. 28, ст. 43).

Итак, цель, Израиля, стремление его — жить по законам Творца, изучать Тору, совершать добрые дела, и тем самым — преобразовывать мир к лучшему. В результате различных духовных поломок, некоторые частицы, обладающие кедушой (в условном переводе — «святостью») оказались в плену у деструктивных сил, которые противостоят кедуше.

Освободить эти частицы, эти искры и вернуть их на прежнее место — вот наша задача.

288 таких частиц нуждаются в исправлении. А 320 из них — необходимо улучшить. Итого, в сумме получается 608. Что соответствует гематрии (числовому значению) слова «Тарах», записанного на иврите.

Написано: «И отправились в путь из Тахата» В переводе с иврита слово «тахат» означает — «нижний».

Таким образом, сыны Израиля, с нижней ступени своего духовного уровня, с Тахата, исполнением Воли Всевышнего, изучением Торы и добрыми делами — поднялись до Тараха и закрепились в нем (на этом уровне), расположившись там станом.

Теперь у деструктивных сил, разрушающих наш мир (их также называют «внешними») не будет возможности питаться от искр кедуши

Только вот исправить все разом сынам Израиля тогда — не удалось. Исправление продолжалось долгие годы галута (рассеяния). Об этом мы читаем в нашем же фрагменте, где сказано: «И отправились из Тараха, и расположились в Митке» (Бамидбар, гл. 33, ст. 28).

Слово «Митка» созвучно слову «митук», то есть — «улучшение», «исправление».

Восхождение на новый духовный уровень, подъем на очередную высоту — высвобождает искры кедуши из плена. А вместе с ними, все большую и большую свободу обретает народ Израиля на своем пути к полному освобождению, к геуле.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

5. Когда умер Аарон, на Небесах была радость

 

В нашей недельной главе о смерти брата Моше, Аарона написано: «И взошел Аарон-коэн на гору hа-Ор, по велению Всевышнего, и умер там в сороковом году после Исхода сынов Израиля из Египта, в пятом месяце, в первый день месяца» (Бамидбар, гл. 33, ст. 38).

Во всей Торе вы больше не найдете ни одного человека, кроме Аарона, говоря о котором — указывалась бы полная дата смерти (год, месяц, день). Не удостоился этого даже первый человек, Адам. Ни праведный Ноах, ни наши праотцы, ни родоначальники израильских колен — никто из них не отмечен в Торе настолько подробной датой ухода из нашего мира. 

Так чем же так отличился Аарон? Почему именно он выделен в Торе?

В поиске ответа на этот вопрос — заглянем в Мидраш Ялкут Шимони. В нем наши Учителя рассматривают, в частности, фрагмент из Танаха: «Справедливость Твоя, как горы мощные, Суды Твои — бездна великая» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 36, ст. 7).

Что означает выражение — «Суды, подобные бездне»?

Подобно тому, как бездна скрыта от глаз, — объясняют Учителя в Мидраше, — так и Суды Всевышнего не сразу и не каждому видны. Но когда Всевышний желает возвеличить Израиль — Он объявляет место и дату: день, месяц и год. Когда Всевышний желает кого-то отметить, кого-то выделить, Он точно называет место и дату — день, месяц и год.

Чем отличился Аарон? За что был так отмечен? Почему удостоился того, чего не смог удостоиться никто из упомянутых в Торе?

Сказано в Талмуде (трактат Моэд Катан, лист 25), что Всевышний, восседая на Небесах, полон радости и веселья, когда предстает перед Ним чистая и праведная душа. 

Объявление о месте погребения Аарона и указание точной даты его смерти в Торе — свидетельство того, что душа Аарона сохранила свою первозданную чистоту, не запятнав себя никаким прегрешением, ни золотым тельцом, ни «водами раздора».

Его праведная душа возносилась все выше и выше, и синхронно с ней — распространялся свет, тонкий свет радости. Во все высшие миры, во все пределы.

на основе комментария рава Элиягу Горшовского

(глава раввинского суд

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «МАСЕЙ»

Место в Торе: Бамидбар, гл. 33, ст. 1 — конец книги

Почему она так называется?

По первой фразе, где сказано: «Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта...» (гл. 33, ст. 1).

На иврите «этапы продвижения» — масаим, а если за этим словом следует дополнение (в данном случае это — «сынов Израиля»), оно принимает грамматическую форму масей.

Обсуждение главы Масей

1. Странствия в пустыне, северный ветер и нейтрализация преследователя

Наша недельная глава повествует о переходах сынов Израиля в пустыне. И начинается она словами: «Вот переходы сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 33, ст. 1).

В Мидраше Танхума, в комментарии к этому фрагменту говорится, что и в шаббат, если нееврей преследует еврея — разрешено этого нееврея нейтрализовать, даже если для этого придется нарушить законы субботы. Потому что указание о спасении жизни еврея — «отодвигает» повеление соблюдать шаббат.

Это, безусловно — важный закон. Непонятно только, как он соотносится с нашим фрагментом о переходах сынов Израиля в пустыне. А ведь именно с ним его связывает Мидраш.

В Талмуде (трактат Йевамот, лист 71) сказано, что в пустыне евреи не делали обрезание. Там же приведены две возможные причины этого.

Обрезание могли не делать, потому что в пути сынам Израиля приходилось сталкиваться со многими трудностями. В то время, как обрезание, в определенной степени — и хирургическая операция, после которой необходим покой. А в дороге у человека нет возможности отдохнуть, как того требует послеоперационный период. 

Вторая причина — в том, что в пустыне постоянно дул северный ветер, препятствующий заживлению раны. 

Выходит, что реальная угроза здоровью может освободить от выполнения заповеди об обрезании. Ибо случаи, когда есть опасность, что человек физически пострадает, и надо позаботиться о сохранении жизни, это — «отодвигает» повеление делать обрезание.

Из содержания нашей недельной главы становится ясно, что не тяготы пути были причиной того, что евреев в пустыне не обрезали. Ведь сыны Израиля, как сказано, двигались не постоянно, но — переходами. То есть — покидая какое-то место, отправлялись в путь и, достигнув другого — располагались там станом. В этот момент и можно (и нужно) было сделать обрезание тем, кому это требовалось. Во время стоянки нет тягот пути, а, значит, казалось бы — нет ничего, что «отодвигало» бы повеление совершать обрезание. 

Но не будем забывать о северном ветре, который постоянно дует в пустыне. И в пути, во время движения, и на стоянках. Поэтому повеление сохранять жизнь действовало и на стоянках.

По аналогии с этим, можно сказать, что и повеление защищать собственную жизнь — тоже «отодвигает» обязанность соблюдать законы шаббата. Поэтому и говорится в Мидраше, что в случае, если в шаббат нееврей преследует еврея — разрешено этого нееврея нейтрализовать.

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

 

 

2. Взгляд с разных позиций

 

В нашей недельной главе мы читаем: «И записал Моше по велению Всевышнего их отправления (в путь) и переходы. И вот их переходы и отправления» (Бамидбар, гл. 33, ст. 2).

Известно, что от перемены мест слагаемых, сумма — не меняется.

В нашем фрагменте явно наличествует перестановка, перемена мест.

Вначале написано — «отправления и переходы». А потом, тут же, в следующей фразе, наоборот — «переходы и отправления».

Возникает естественный вопрос: если эта «перемена», перестановки, ничего не меняет — для чего же тогда она нужна?

В тексты Торы, как мы уже знаем — предельно лаконичны. В них нет ничего лишнего. И если появляется, скажем, повтор или (как в нашем случае) — необъяснимая, как может показаться на первый взгляд, перестановка — нам следует «насторожиться». Понимая, что тут скрыт некий дополнительный, более глубокий смысл.

Какой же смысл несет в себе изменение порядка слов в нашем фрагменте?

Попытаемся выяснить это.

Возможно, все дело в словах «по велению Всевышнего»?

Моше, как следует из нашего фрагмента, описал переходы сынов Израиля по пустыне со слов Творца — еще до того, как оно состоялось в действительности. Поэтому он начал с отправлений, то есть — в хронологическом порядке.

Далее в Торе говорит о переходах, как о свершившемся факте. Это, как бы — взгляд, обращенный назад. Поэтому раньше упоминаются переходы, а потом — отправления в путь.

Немаловажную роль здесь играет и психологический фактор. 

Сыны Израиля бежали из Египта в спешке. Они бежали из рабства, от каторжного труда, бессмысленного, жестокого и чрезвычайно изнурительного.

Переход за переходом — они отдалялись от страшной юдоли слез и мучений. Поэтому для сынов Израиля на первом месте упомянуты переходы — эти переходы, уводящие их все дальше и дальше от места, где они были рабами.

Что касается Моше — ему было важно достичь Эрец Исраэль (Земли Израиля). Это для него было самое главное.

Поэтому Моше «записал отправления в путь». Отправления, которые приближали к Израилю. Ведь только там возможно полноценное исполнение заповедей. Только через Тору и заповеди — лежит путь к истинной свободе… 

на основе комментария рава Иегошуа из Кутны

(автор книги «Йешуот Малко», Польша, 1821-1893 гг.)

 

 

3. О каком переходе сынов Израиля Моше «забыл» написать?

В Торе описаны все перемещения сынов Израиля, начиная от Исхода из Египта и до вступления в Эрец Исраэль (на Землю Израиля). Наша глава так и называется — «Странствия» (переходы). В ней перечислены сорок два перехода, которые совершили евреи в пустыне за сорок лет пребывания там. Все это записал Моше. Как сказано: «И записал Моше их отправления в странствия по велению Всевышнего» (Бамидбар, гл. 33, ст. 2). 

Среди перемещений, среди переходов с места на место, упомянутых в нашей главе — есть большие и малые, длительные, продолжительные и совсем короткие. Моше скрупулезно отметил каждое движение, каждый шаг в пустыне. 

— Позвольте! — воскликнет пытливый читатель. — Но здесь нет самого главного, самого важного перехода! Где в нашей главе написано о прибытии в пустыню? Об этом сказано в другой книге Торы — «И прибыли в пустыню Синай и расположились напротив горы» (Шемот, гл. 19, ст. 2).

Говорится в Талмуде (трактат Берахот, лист 32), что слова, переданные Всевышним через пророка — «Но Я не забуду тебя» (книга пророка Йешаягу, гл. 49, ст. 15) — относятся к Синайскому откровению.

Так неужели, самое главное Моше и не записал?

Попробуем ответить на этот вопрос.

Список переходов, совершенных сынами Израиля, в какой-то мере, если так можно выразиться — «исторический документ», в котором увековечены былые события. Память о них Всевышний счел важным сохранить. И если бы не эта запись Моше — кто бы сейчас знал о Тарахе и Митке?

Но о даровании Торы на Синае сказано, что «это — жизнь наша» (второе благословение перед чтением вечерней молитвы Шма). Да и вообще, само существование нашего мира обусловлено Торой. Как написано: «Если бы не соблюдение Завета Моего (Торы) днем и ночью, небо и земля не существовали бы» (книга пророка Йермиягу, гл. 33, ст. 25).

Для чего Земля имеет форму шара?

Чтобы в то время, когда в одном полушарии наступает ночь, время отдыха и сна, в другом начинался день, и люди всех возрастов могут сесть за изучение Торы. Таким образом, мир ни на секунду, ни на мгновение не остается без Торы. Поэтому он, мир, и существует.

Напоминать о том, в чем состоит непременное условие бытия, конечно же — не обязательно…

на основе комментария рава Мордехая-Иегуды-Лейба Закса

(раввин района Зихрон Моше в Иерусалиме, главы йешивы «Бейт Звуль»)

 

 

 

4. Собрать искры

 

В нашей недельной главе говорится о переходах сынов Израиля по пустыне. Вот, например, об одном из них мы читаем: «И отправились в путь из Тахата, и расположились станом в Тарахе» (Бамидбар, гл. 33, ст. 27).

Что это за Тахат и Тарах?

Когда сыны Израиля исполняют Волю Творца — тогда они и выше всех. Как сказано: «И будет, если будешь исполнять Волю Всевышнего Твоего... то поставит Он тебя выше всех народов земли... И будешь только вверху и не будешь внизу» (Дварим, гл. 28, ст. 1, 13).

Если же не хотят евреи следовать указаниям Всевышнего — на этот случай предусмотрена иная ситуация. О ней написано: «Пришелец, который в среде твоей, возвысится над тобой выше и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже» (Дварим, гл. 28, ст. 43).

Итак, цель, Израиля, стремление его — жить по законам Творца, изучать Тору, совершать добрые дела, и тем самым — преобразовывать мир к лучшему. В результате различных духовных поломок, некоторые частицы, обладающие кедушой (в условном переводе — «святостью») оказались в плену у деструктивных сил, которые противостоят кедуше.

Освободить эти частицы, эти искры и вернуть их на прежнее место — вот наша задача.

288 таких частиц нуждаются в исправлении. А 320 из них — необходимо улучшить. Итого, в сумме получается 608. Что соответствует гематрии (числовому значению) слова «Тарах», записанного на иврите.

Написано: «И отправились в путь из Тахата» В переводе с иврита слово «тахат» означает — «нижний».

Таким образом, сыны Израиля, с нижней ступени своего духовного уровня, с Тахата, исполнением Воли Всевышнего, изучением Торы и добрыми делами — поднялись до Тараха и закрепились в нем (на этом уровне), расположившись там станом.

Теперь у деструктивных сил, разрушающих наш мир (их также называют «внешними») не будет возможности питаться от искр кедуши

Только вот исправить все разом сынам Израиля тогда — не удалось. Исправление продолжалось долгие годы галута (рассеяния). Об этом мы читаем в нашем же фрагменте, где сказано: «И отправились из Тараха, и расположились в Митке» (Бамидбар, гл. 33, ст. 28).

Слово «Митка» созвучно слову «митук», то есть — «улучшение», «исправление».

Восхождение на новый духовный уровень, подъем на очередную высоту — высвобождает искры кедуши из плена. А вместе с ними, все большую и большую свободу обретает народ Израиля на своем пути к полному освобождению, к геуле.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

5. Когда умер Аарон, на Небесах была радость

 

В нашей недельной главе о смерти брата Моше, Аарона написано: «И взошел Аарон-коэн на гору hа-Ор, по велению Всевышнего, и умер там в сороковом году после Исхода сынов Израиля из Египта, в пятом месяце, в первый день месяца» (Бамидбар, гл. 33, ст. 38).

Во всей Торе вы больше не найдете ни одного человека, кроме Аарона, говоря о котором — указывалась бы полная дата смерти (год, месяц, день). Не удостоился этого даже первый человек, Адам. Ни праведный Ноах, ни наши праотцы, ни родоначальники израильских колен — никто из них не отмечен в Торе настолько подробной датой ухода из нашего мира. 

Так чем же так отличился Аарон? Почему именно он выделен в Торе?

В поиске ответа на этот вопрос — заглянем в Мидраш Ялкут Шимони. В нем наши Учителя рассматривают, в частности, фрагмент из Танаха: «Справедливость Твоя, как горы мощные, Суды Твои — бездна великая» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 36, ст. 7).

Что означает выражение — «Суды, подобные бездне»?

Подобно тому, как бездна скрыта от глаз, — объясняют Учителя в Мидраше, — так и Суды Всевышнего не сразу и не каждому видны. Но когда Всевышний желает возвеличить Израиль — Он объявляет место и дату: день, месяц и год. Когда Всевышний желает кого-то отметить, кого-то выделить, Он точно называет место и дату — день, месяц и год.

Чем отличился Аарон? За что был так отмечен? Почему удостоился того, чего не смог удостоиться никто из упомянутых в Торе?

Сказано в Талмуде (трактат Моэд Катан, лист 25), что Всевышний, восседая на Небесах, полон радости и веселья, когда предстает перед Ним чистая и праведная душа. 

Объявление о месте погребения Аарона и указание точной даты его смерти в Торе — свидетельство того, что душа Аарона сохранила свою первозданную чистоту, не запятнав себя никаким прегрешением, ни золотым тельцом, ни «водами раздора».

Его праведная душа возносилась все выше и выше, и синхронно с ней — распространялся свет, тонкий свет радости. Во все высшие миры, во все пределы.

на основе комментария рава Элиягу Горшовского

(глава раввинского суда города Драгобыча, автор книги «Эзор Элиягу», Галиция – Польша, вторая половина 19-го в.) 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Когда и как делать Авдалу, если Рош а-Шана выпадает на четверг и пятницу?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля