МИШПАТИМ 
"МИШПАТИМ"
МИШПАТИМ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"МИШПАТИМ"

24.01.2022, 22 Shevat, 5782

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
Шавуот
6 Сивана
(05.06.22)
В диаспоре 6-7 Сивана
(05 - 06.06.22)
Девятое Ава
 9 Ава
(07.08.22)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(26 - 27.09.22)
Йом Кипур
10 Тишри
(05.10.22)
Суккот
15-21 Тишри
(10 - 16.10.22)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(17.10.22)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(17 - 18.10.22)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «МЕЦОРА»

Место в Торе: книга Ваикра — гл. 14, ст. 1 — гл. 15, ст. 33.

Почему глава так называется?

В первой определяющей фразе говорится: «Вот законы (о человеке в статусе) мецора, день, когда он перейдет в статус таѓор…» (Ваикра, 14:2).

Обсуждение главы Мецора

1. Очищение — даже против воли

Наша недельная глава начинается учением о «мецоре» (мецора в нашей традиции — чекловек, которого поразила «цараат» — духовный недуг, посылаемый Всевышним за некоторые виды ошибок в поведении). В тексте Торы читаем: «Это будет учением о мецоре... приведен будет он к коэну (служителю в Храме)» (Ваикра, гл. 14, ст. 2).

Далее мы узнаем, что на мецору накладываются различные ограничения. В частности, он должен покинуть стан и уединиться — ему запрещено подходить к людям.

Но тогда, как понимать слова Торы — «приведен будет он к коэну»? Может, правильнее было бы написать: «и придет к нему коэн»?

Чтобы ответить на эти вопросы, заглянем в Талмуд (трактат Эрахин, лист 16). Там говорится, что одна из причин, по которой у человека может появиться цараат — злословие (в нашей традиции это емкое и непростое понятие обозначается термином — лашон hа-ра). И приход склонного к лашон hа-ра человека к коэну — выглядит, как попытка избавиться от дурных наклонностей и желание очиститься.

Только некоторые настолько погрязли в своих прегрешениях, что им нет никакого дела до раскаяния и тешувы (возвращения на пути Всевышнего). Но без тешувы они — пропадут. А Всевышний, как известно, вовсе не хочет, как сказано в Танахе — «окончательно отвергать отверженного» (вторая книга пророка Шмуэля, гл. 14, ст. 14). Желание Творца — чтобы злодей раскаялся и пришел к тешуве. Поэтому, даже когда евреи опускаются так низко, что ниже падать уже некуда — Творец мира все равно не отворачивается от них.

В Танахе (книга пророка Йехезкеля, гл. 20, ст. 32-33) описывается, например, ситуация, когда евреи заявили: «Будем, как другие народы, как жители других стран». И Творец мира ответил им: «Задуманному вами не бывать. Рукою крепкой... воцарюсь над вами».

Выражение «рукою крепкою», как понятно, означает — «даже против вашей воли воцарюсь над вами».

Царь выбирает курс, которым должны двигаться его поданные, только Он указывает направление движения. О человеке, подверженном «разброду и шатаниям», говорят, что он — «без царя в голове».

Когда евреи сбиваются со своего курса, оставляют путь Торы, увлекаются чуждыми идеями — Всевышний «сильной рукою» возвращает их в фарватер заповедей. 

На ту же идею намекает и учение о мецоре.

Написано: «Приведен будет он к коэну», то есть — даже против воли мецоры. Если человек будет полностью порабощен своим дурным началом (на иврите — йецер hа-ра), если настолько погрязнет в прегрешениях и злодеяниях, что они будут видны невооруженным глазом, как струпья цараат, и при этом он не изъявит никакого желания исправиться — Тора обещает нам, что все равно, в конце концов — «приведен будет он к коэну». И, если не по своей воле — то «рукою сильною». Но, лучше, конечно же, чтобы инициатива исходила от него самого.

на основе комментария рава Шнеура Залмана из Ляд

(автор труда «Ликутей Амарим», Белоруссия, Россия, 1745-1812 гг.)

 

2. Когда кровь стирается

 

В нашей недельной главе говорится об очищении мецоры — человека, пораженного духовным недугом под названием цараат.

Цараат была наказанием за определенные, противоречащие законам Торы ошибки в поведении, в том числе — за злословие (на иврите — лашон hа-ра).

В процессе очищения мецора должен был осуществить несколько приношений в Мишкане (Переносном Храме). Одним из таких приношений был корбан-ашам (приношение, символизирующее искупление вины). Для приношения категории ашам требовался баран и лог (во времена Талмуда — мера объема для жидкостей; примерно 0,5 л) чистого оливкового масла. Кровью барана коэн (служитель в Храме) кропил мочку правого уха очищаемого, а также большой палец его правой руки и большой палец его правой ноги (Ваикра, гл. 14, ст. 4). Затем в ход шло оливковое масло. Вначале коэн кропил им семь раз перед Всевышним, а потом капал его на мочку правого уха мецоры, на большие пальцы правой руки и правой ноги — на кровь предназначенного для приношения барана (там же, ст. 14). 

Далее Тора сообщает нам, как быть в случае, если мецора — беден, и стеснен в средствах. Ведь для приношений требуется животное. Но, что делать, если оно ему не по карману?

В большинстве случаев Тора разрешает заменить животных — на птиц, которые, как известно — стоят дешевле. Но — не для приношения ашам. Порядок его осуществления для бедных и для богатых — почти одинаков. Даже бедняк обязан взять для ашама барана и лог масла. Отличие — лишь в краплении маслом. О платежеспособном мецоре сказано, что ему коэн возложит масло на кровь ашама. О бедняке де говорится, что его масло ляжет на место возложения крови повинной жертвы. Вот она разница: в одном случае предписано капать масло прямо на кровь, в другом — на место возложения крови.

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) разъясняет: не беда, если кровь по какой-либо причине — стерлась. Достаточно окропить маслом место, где она была (и вовсе не требуется капать масло непосредственно на саму кровь). 

Что мы из этого учим?

Что определяющее значение имеет не наличие крови, но — место ее возложения.

Но почему, собственно, кровь ашама может стереться?

Ответ на этот вопрос находим в Талмуде (трактат Зевахим, лист 44 и трактат Менухот, лист 15).

Там сказано, что человеку разрешается принести лог масла (а значит, и осуществить крапление им) в течение десяти дней после принесения ашама

Понятно, что человек состоятельный не станет пользоваться этим разрешением и растягивать очищение. Он предпочтет очиститься, как можно скорее. 

Но бедняк, которому не хватило денег и пришлось в приношениях другого вида заменить скот птицами, наверное, все же воспользуется рассрочкой. 

Таким образом, бедняк совершает приношение ашам по частям. Вначале он приносит барана, и коэн совершает кропление кровью. Затем, подкопив денег, в течение десяти дней покупает еще и лог масла. Тогда коэн возлагает его на то место, где ему капали кровь корбана (приношения). Понятно, что за десять дней кровь точно сотрется. Поэтому в Торе, в текстах которой выверено каждое слово, при описании ашама бедняка, сообщается, что масло возлагают не обязательно на кровь, но — и на место, где была кровь (поскольку кровь к тому моменту, скорее всего, уже стерлась).

на основе комментария рава Шломо hа-Коэна

(автор книги «Биньян Шломо», Вильно, Литва, 1828-1905 гг.)

3. Чтобы не шокировать птицу

Для очищения мецоры (мецора — человек, пораженный духовным недугом под названием цараат), коэн (служитель в Храме), как написано в нашей недельной главе (Ваикра, гл. 14, ст. 4), брал двух живых птиц, щепку кедрового дерева, червленую нить, и эзов». Затем одну из птиц резали «над глиняным сосудом над проточной водой» (там же, ст. 5). С тем, чтобы в ее кровь обмакнуть «живую птицу и кедровое дерево, и червленую нить и эзов» (там же, ст. 6).

Последний из процитированных фрагментов — особенный. Хотя бы в том, что все прочие фразы нашей главы начинаются соединительным союзом «и» (на иврите он обозначен буквой «вав»). В этом наш отрывок — исключение. И нам следует выяснить причину.

Для этого откроем Шульхан Арух. Там (раздел Йорэ Деа, гл. 36, п. 14) дается закон о корове, у которой одно легкое оказалось сморщенным.

Это обнаружилось, конечно же, не на медосмотре. Корову зарезали по всем обусловленным Торой правилам (этот единственно приемлемый по нашим законам способ в нашей традиции называется — шехита). И в соответствии с этими правилами — осуществили проверку ее внутренних органов, в том числе — и легких, которая и выявила дефект в одном из них.

Возникает вопрос: можно ли есть мясо этой коровы?

Написано в Шульхан Арухе, что это зависит от того, что именно привело к деформации легкого. Причиной могут быть либо люди, либо Небеса. Если корова увидела, например, как режут другую корову и так испугалась, что одно легкое у нее сморщилось (причина — люди) ее мясо считается трефа, то есть — непригодным в пищу еврею.

Если корова испугалась, допустим, молнии или грома, и это привело к деформации легкого, ее мясо — кашерно, то есть нам разрешено его есть.

Комментаторы отмечают, что этот закон, записанный в Шульхан Арухе, распространяется и на птиц.

Сказано в Талмуде (трактат Хуллин, лист 140), что мецора, хоть его и изгоняют из еврейского стана — обязан питаться кашерной пищей, трефное есть ему — запрещено.

Намек на это находим в нашей недельной главе, где говорится, что для очищения мецоры берут «двух живых птиц».

Неспроста в Торе подчеркивается, что птицы должны быть живыми. Тем самым здесь исключается трефа, которая живой не считается. А для того, чтобы птица не стала трефой, нужно так резать птицу, чтобы другая это не увидела.

Поэтому повеление зарезать одну из птиц — не соединено союзом «и» с повелением макнуть живую птицу в кровь зарезанной. 

на основе комментария рава Якова Леви

(автор книги «Зехер Яаков», Польша – Израиль, 20-й век)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

С чем связан всплеск вандализма евреев против христиан?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля