КРАТКИЙ СЛОВАРЬ
НА СУККОТ
Суккот
начинается вечером

23 сентября
"Суккот. Шаббат холь а-моэд"
Чтение
Мегилат Коэлет
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"Суккот. Шаббат холь а-моэд"

Сентябрь 24, 2018   15 Тишрей 5779

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Женский   
дневник
   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Отзывы и    предложения   
Почта   
English   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(10 - 11.09.18)
Йом Кипур
10 Тишри
(19.09.18)
Суккот
15-21 Тишри
(24 - 30.09.18)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(1.10.18)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(1 - 2.10.18)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(03.12 - 10.12.18)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(18.12.18)
Ту би-Шват
15 Шват
(21.01.19)
Пурим
14 Адара
(21.03.19)
в Иерусалиме -
15 Адара
(22.03.19)
Песах
15-21 Нисана
(20.04 - 26.04.19)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(20.04 - 27.04.19)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(2.05.19)
День памяти павших 
3 Ияра
(08.05.19)
День независимости Израиля
4 Ияра
(09.05.19)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(23.05.19)

День Иерусалима
28 Ияра
(02.06.19) 
Шавуот
6 Сивана
(09.06.19)
В диаспоре 6-7 Сивана
(09.06 - 10.06.19)
Девятое Ава
 9 Ава
(11.08.19)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Семнадцатый цикл обсуждения

Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «МАСЕЙ»

Место в Торе: Бамидбар, гл. 33, ст. 1 — конец книги

Почему она так называется?

По первой фразе, где сказано: «Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта...» (гл. 33, ст. 1).

На иврите «этапы продвижения» — масаим, а если за этим словом следует дополнение (в данном случае это — «сынов Израиля»), оно принимает грамматическую форму масей.

Обсуждение главы Масей

1. Странствия в пустыне, северный ветер и нейтрализация преследователя

Наша недельная глава повествует о переходах сынов Израиля в пустыне. И начинается она словами: «Вот переходы сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 33, ст. 1).

В Мидраше Танхума, в комментарии к этому фрагменту говорится, что и в шаббат, если нееврей преследует еврея — разрешено этого нееврея нейтрализовать, даже если для этого придется нарушить законы субботы. Потому что указание о спасении жизни еврея — «отодвигает» повеление соблюдать шаббат.

Это, безусловно — важный закон. Непонятно только, как он соотносится с нашим фрагментом о переходах сынов Израиля в пустыне. А ведь именно с ним его связывает Мидраш.

В Талмуде (трактат Йевамот, лист 71) сказано, что в пустыне евреи не делали обрезание. Там же приведены две возможные причины этого.

Обрезание могли не делать, потому что в пути сынам Израиля приходилось сталкиваться со многими трудностями. В то время, как обрезание, в определенной степени — и хирургическая операция, после которой необходим покой. А в дороге у человека нет возможности отдохнуть, как того требует послеоперационный период. 

Вторая причина — в том, что в пустыне постоянно дул северный ветер, препятствующий заживлению раны. 

Выходит, что реальная угроза здоровью может освободить от выполнения заповеди об обрезании. Ибо случаи, когда есть опасность, что человек физически пострадает, и надо позаботиться о сохранении жизни, это — «отодвигает» повеление делать обрезание.

Из содержания нашей недельной главы становится ясно, что не тяготы пути были причиной того, что евреев в пустыне не обрезали. Ведь сыны Израиля, как сказано, двигались не постоянно, но — переходами. То есть — покидая какое-то место, отправлялись в путь и, достигнув другого — располагались там станом. В этот момент и можно (и нужно) было сделать обрезание тем, кому это требовалось. Во время стоянки нет тягот пути, а, значит, казалось бы — нет ничего, что «отодвигало» бы повеление совершать обрезание. 

Но не будем забывать о северном ветре, который постоянно дует в пустыне. И в пути, во время движения, и на стоянках. Поэтому повеление сохранять жизнь действовало и на стоянках.

По аналогии с этим, можно сказать, что и повеление защищать собственную жизнь — тоже «отодвигает» обязанность соблюдать законы шаббата. Поэтому и говорится в Мидраше, что в случае, если в шаббат нееврей преследует еврея — разрешено этого нееврея нейтрализовать.

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

 

 

2. Взгляд с разных позиций

 

В нашей недельной главе мы читаем: «И записал Моше по велению Всевышнего их отправления (в путь) и переходы. И вот их переходы и отправления» (Бамидбар, гл. 33, ст. 2).

Известно, что от перемены мест слагаемых, сумма — не меняется.

В нашем фрагменте явно наличествует перестановка, перемена мест.

Вначале написано — «отправления и переходы». А потом, тут же, в следующей фразе, наоборот — «переходы и отправления».

Возникает естественный вопрос: если эта «перемена», перестановки, ничего не меняет — для чего же тогда она нужна?

В тексты Торы, как мы уже знаем — предельно лаконичны. В них нет ничего лишнего. И если появляется, скажем, повтор или (как в нашем случае) — необъяснимая, как может показаться на первый взгляд, перестановка — нам следует «насторожиться». Понимая, что тут скрыт некий дополнительный, более глубокий смысл.

Какой же смысл несет в себе изменение порядка слов в нашем фрагменте?

Попытаемся выяснить это.

Возможно, все дело в словах «по велению Всевышнего»?

Моше, как следует из нашего фрагмента, описал переходы сынов Израиля по пустыне со слов Творца — еще до того, как оно состоялось в действительности. Поэтому он начал с отправлений, то есть — в хронологическом порядке.

Далее в Торе говорит о переходах, как о свершившемся факте. Это, как бы — взгляд, обращенный назад. Поэтому раньше упоминаются переходы, а потом — отправления в путь.

Немаловажную роль здесь играет и психологический фактор. 

Сыны Израиля бежали из Египта в спешке. Они бежали из рабства, от каторжного труда, бессмысленного, жестокого и чрезвычайно изнурительного.

Переход за переходом — они отдалялись от страшной юдоли слез и мучений. Поэтому для сынов Израиля на первом месте упомянуты переходы — эти переходы, уводящие их все дальше и дальше от места, где они были рабами.

Что касается Моше — ему было важно достичь Эрец Исраэль (Земли Израиля). Это для него было самое главное.

Поэтому Моше «записал отправления в путь». Отправления, которые приближали к Израилю. Ведь только там возможно полноценное исполнение заповедей. Только через Тору и заповеди — лежит путь к истинной свободе… 

на основе комментария рава Иегошуа из Кутны

(автор книги «Йешуот Малко», Польша, 1821-1893 гг.)

 

 

3. О каком переходе сынов Израиля Моше «забыл» написать?

В Торе описаны все перемещения сынов Израиля, начиная от Исхода из Египта и до вступления в Эрец Исраэль (на Землю Израиля). Наша глава так и называется — «Странствия» (переходы). В ней перечислены сорок два перехода, которые совершили евреи в пустыне за сорок лет пребывания там. Все это записал Моше. Как сказано: «И записал Моше их отправления в странствия по велению Всевышнего» (Бамидбар, гл. 33, ст. 2). 

Среди перемещений, среди переходов с места на место, упомянутых в нашей главе — есть большие и малые, длительные, продолжительные и совсем короткие. Моше скрупулезно отметил каждое движение, каждый шаг в пустыне. 

— Позвольте! — воскликнет пытливый читатель. — Но здесь нет самого главного, самого важного перехода! Где в нашей главе написано о прибытии в пустыню? Об этом сказано в другой книге Торы — «И прибыли в пустыню Синай и расположились напротив горы» (Шемот, гл. 19, ст. 2).

Говорится в Талмуде (трактат Берахот, лист 32), что слова, переданные Всевышним через пророка — «Но Я не забуду тебя» (книга пророка Йешаягу, гл. 49, ст. 15) — относятся к Синайскому откровению.

Так неужели, самое главное Моше и не записал?

Попробуем ответить на этот вопрос.

Список переходов, совершенных сынами Израиля, в какой-то мере, если так можно выразиться — «исторический документ», в котором увековечены былые события. Память о них Всевышний счел важным сохранить. И если бы не эта запись Моше — кто бы сейчас знал о Тарахе и Митке?

Но о даровании Торы на Синае сказано, что «это — жизнь наша» (второе благословение перед чтением вечерней молитвы Шма). Да и вообще, само существование нашего мира обусловлено Торой. Как написано: «Если бы не соблюдение Завета Моего (Торы) днем и ночью, небо и земля не существовали бы» (книга пророка Йермиягу, гл. 33, ст. 25).

Для чего Земля имеет форму шара?

Чтобы в то время, когда в одном полушарии наступает ночь, время отдыха и сна, в другом начинался день, и люди всех возрастов могут сесть за изучение Торы. Таким образом, мир ни на секунду, ни на мгновение не остается без Торы. Поэтому он, мир, и существует.

Напоминать о том, в чем состоит непременное условие бытия, конечно же — не обязательно…

на основе комментария рава Мордехая-Иегуды-Лейба Закса

(раввин района Зихрон Моше в Иерусалиме, главы йешивы «Бейт Звуль»)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Об «этнических» евреях. О физике и — вере в Творца…


Поиск по сайту:


Кирк Дуглас: возвращение домой


Женщина и еврейская традиция


Наш мир — не только реальность


Роль первого пилота — в семье


Заповеди — средство или награда?


Что такое двойная печать


Вечная жизнь — не товар...


Как кашеруют бурдюки

New Page 1



 


 

Rambler's Top100


 
New Page 1

Главная страница  |   Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда  |   Женский дневник   
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |   Почта
Отзывы и предложения  |   English


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля