ВАЙЕРА 
"ВАЙЕРА"
ВАЙЕРА 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ВАЙЕРА"

Октябрь 22, 2018   13 Хешван 5779

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Женский   
дневник
   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Отзывы и    предложения   
Почта   
English   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(10 - 11.09.18)
Йом Кипур
10 Тишри
(19.09.18)
Суккот
15-21 Тишри
(24 - 30.09.18)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(1.10.18)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(1 - 2.10.18)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(03.12 - 10.12.18)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(18.12.18)
Ту би-Шват
15 Шват
(21.01.19)
Пурим
14 Адара
(21.03.19)
в Иерусалиме -
15 Адара
(22.03.19)
Песах
15-21 Нисана
(20.04 - 26.04.19)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(20.04 - 27.04.19)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(2.05.19)
День памяти павших 
3 Ияра
(08.05.19)
День независимости Израиля
4 Ияра
(09.05.19)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(23.05.19)

День Иерусалима
28 Ияра
(02.06.19) 
Шавуот
6 Сивана
(09.06.19)
В диаспоре 6-7 Сивана
(09.06 - 10.06.19)
Девятое Ава
 9 Ава
(11.08.19)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Семнадцатый цикл обсуждения

Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «НОАХ»

Место в Торе: Берешит , гл. 6, ст. 9 — гл.11, ст. 32.

Почему она так называется?

В первой фразе недельной главы говорится: «Вот житие Ноаха — Ноах был человеком праведным и непорочным...».

Обсуждение главы Ноах

1. У нечестивцев рождались дочери, у праведника — сыновья

Недельная глава Ноах начинается, как легко догадаться — с Ноаха, с него самого и описания его родословной. И мы читаем: «Вот родословие Ноаха: Ноах — праведным человеком был, цельным в своих поколениях. С Всевышним ходил Ноах. И родил Ноах трех сыновей» ( Берешит, гл. 6, ст. 9-10).

Тора подчеркивает чистоту и непорочность Ноаха, объясняя этим — почему он был спасен от вод Потопа. Ведь праведник, в отличие от нечестивца, получает оправдание на суде Всевышнего. Как сказано: «И оправдают праведного, и обвинят виновного» (Дварим, гл. 25, ст. 1).

В Талмуде (трактат Бава Батра, лист 16) говорится, что поколение Потопа погрязло в разврате. И чтобы не плодились развратники, Творец сделал так, что в том поколении рождались исключительно девочки. Как написано: «И было, когда стал человек умножаться на земле, и дочери родились у них» (Берешит, гл. 6, ст. 1).

Но у Ноаха рождались сыновья, а не дочери, как у тех, кто жил, так сказать, «в свое удовольствие». И это — было свидетельством праведности Ноаха. В заслугу его праведности были спасены от наказания водами Потопа его сыновья и все члены его семьи. Ведь если бы кто-то из них пострадал — это стало бы и для него карой.

Впрочем, видимо, все члены семьи Ноаха были праведниками. Потому что он, Ноах, учил и воспитывал их.

Об этом в Мидраше Сефер hа-Яшар сказано: «И следовали сыновья Ноаха путями Создателя, как обучили их прадед Метушелах и отец Ноах».

Уровень праведности Ноаха обсуждается в Талмуде (трактат Сангедин, лист 108). Весь вопрос в том — как понимать слова Торы, что Ноах был праведным «в своих поколениях»? Только в своих? А в других поколениях, скажем, в поколении Авраама, он уже не считался бы праведным?

Действительно, сказано, что «Ноах ходил с Всевышним». В этой фразе в оригинале использовано Имя Творца, обозначающее меру суда. То есть Ноах взаимодействовал с мерой суда. И на этом уровне — обрел благоволение в глазах Всевышнего. Но перевернуть меру суда в меру милосердия, Ноах уже не мог. И в этом он уступал Аврааму и Ицхаку, о которых написано — «Всевышний, перед Которым ходили мои отцы, Авраам и Ицхак» (Берешит, гл. 48, ст. 15).

Написано: «перед Которым». То есть, Авраам и Ицхак были способны взаимодействовать не только с мерой суда, но и с тем, что стоит перед ней. А перед судом находится — милосердие.

Авраам и Ицхак, образно говоря, могли «отключить» меру суда и задействовать меру милосердия. То есть — «перевернуть» суд на милость. И в этом они превосходили Ноаха.

на основе комментариев Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.),

и рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

2. Когда не судят внизу — судят наверху

В нашей недельной главе Всевышний называет Ноаху основную причину грядущего Потопа. Как написано: «И сказал Всевышний Ноаху: конец всякой плоти настал предо Мною, поскольку наполнилась земля кривдой из-за них, и вот я истребляю их с земли» (Берешит, гл. 6, ст. 13).

В Талмуде (трактат Сангедрин, лист 108) Учителя разъясняют, что поколение Потопа преступило все мыслимые и немыслимые запреты. Но их приговор не был скреплен печатью, пока они не наполнили землю кривдой.

Кривда (в тексте оригинала — «хамас») включает в себя также кражи по мелочам, при которых невозможно для восстановления справедливости даже обратиться в суд.

Кражи по мелочам стали в поколении людей, которые жили перед Потопом — самым распространенным преступлением. Иначе говоря — настоящим бичом того времени.

Например, продавец приносил на рынок корзину с плодами. А люди, сговорившись, подходили к нему по одному, якобы для того, чтобы прицениться, и — пробовали товар.

Продавец надеялся, что кто-нибудь из них купит у него плоды, и поэтому разрешал попробовать, каковы они на вкус. А, в конце концов — оставался с пустой корзиной. И спросить за это ему было не с кого.

Этот «хамас» совершался открыто, при свете дня. И принял тотальный характер. Настолько, что люди перестали видеть в нем зло. Все воровали друг у друга.

Впрочем, в открытую воровали так, чтобы не нести за это ответственность, то есть — на сумму, не подлежащую возврату.

Но когда земной суд бессилен или бездействует, за дело принимается Суд Небесный.

Говорится в Мидраше Танхума (на недельную главу Мишпатим): если нет суда внизу, начинается Суд наверху. Пусть злодей не думает, что сумеет избежать наказания. Удалось перехитрить суд земной — не спеши радоваться. Ведь теперь за дело возьмется Небесный Суд.

Поэтому и сказано: «Конец всякой плоти настал передо Мною».

«Передо Мною» — перед Всевышним, но — не перед земным судом.

Почему, спрашивается.

Потому что «наполнилась земля кривдой из-за них самих».

С одной стороны, кривда, хамас, с другой — бездействующий земной суд, неспособный наказать злодеев.

Ситуация — тупиковая. И выйти из этого тупика поможет Потоп. Из которого надо — выплыть. И это удастся далеко не всем.

на основе комментариев Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

и рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

О борьбе разума и чувств


Поиск по сайту:


Тора передает ощущения?..


Почему евреи захотели вернуться?


Неожиданный комплимент


Можно ли спланировать сон


Книги раввина Хаима Сабато


Фараон сам снарядил колесницу?..


Однобокая Амнистия


Тора передает ощущения?..

New Page 1



 


 

Rambler's Top100


 
New Page 1

Главная страница  |   Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда  |   Женский дневник   
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |   Почта
Отзывы и предложения  |   English


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля