КРАТКИЙ СЛОВАРЬ
НА СУККОТ
Суккот
начинается вечером

23 сентября
"Суккот. Шаббат холь а-моэд"
Чтение
Мегилат Коэлет
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"Суккот. Шаббат холь а-моэд"

Сентябрь 24, 2018   15 Тишрей 5779

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Женский   
дневник
   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Отзывы и    предложения   
Почта   
English   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(10 - 11.09.18)
Йом Кипур
10 Тишри
(19.09.18)
Суккот
15-21 Тишри
(24 - 30.09.18)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(1.10.18)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(1 - 2.10.18)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(03.12 - 10.12.18)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(18.12.18)
Ту би-Шват
15 Шват
(21.01.19)
Пурим
14 Адара
(21.03.19)
в Иерусалиме -
15 Адара
(22.03.19)
Песах
15-21 Нисана
(20.04 - 26.04.19)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(20.04 - 27.04.19)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(2.05.19)
День памяти павших 
3 Ияра
(08.05.19)
День независимости Израиля
4 Ияра
(09.05.19)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(23.05.19)

День Иерусалима
28 Ияра
(02.06.19) 
Шавуот
6 Сивана
(09.06.19)
В диаспоре 6-7 Сивана
(09.06 - 10.06.19)
Девятое Ава
 9 Ава
(11.08.19)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Семнадцатый цикл обсуждения

Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «ВАИКРА»

 

Место в Торе: книга Ваикра, гл. 1, ст. 1 — гл. 5, ст. 26.

 

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: «И воззвал к Моше...» (Ваикра, гл. 1, ст. 1).

И воззвал на иврите — ваикра.

 

Обсуждение главы Ваикра

 

1. Маленький алеф — пропуск к Всевышнему

 

Книга Торы Ваикра начинается словами: «И воззвал Всевышний к Моше…» (Ваикра, гл. 1, ст. 1).

В свитке Торы последнюю букву «алеф» в слове «ваикра» («и воззвал») по традиции пишут меньшего размера, чем остальные буквы.

Учителя указывают на связь нашего фрагмента с другим — «А Моше Он сказал: Взойди к Всевышнему» (Шемот, гл. 24, ст. 1). 

Итак, первый фрагмент (из нашей недельной главы) сообщает о том, что Всевышний обратился к Моше, то есть — воззвал к нему. А второй, приглашение к Творцу — это самое важное обращение Всевышнего к Моше за всю историю их общения. Оно представляет собой квинтэссенцию их отношений.

Теперь остается выяснить, как со всем этим связано уменьшение буквы алеф.

Когда человек исполняет заповедь или совершает доброе дело, это привлекает к нему внимание Свыше. Внимание в нашем мире, вообще — очень дорого, а тем более — такое. Поэтому человек теперь будет постоянно стремиться повторить то, что однажды даровало ему внимание Небес.

В книге Зогар говорится, что Моше очень хотел приблизиться к Творцу. Все его усилия были направлены на то, чтобы преуспеть именно в этом —  сделать еще один шаг, или хотя бы шажок в правильном направлении. Поэтому в словах — «А Моше Он сказал: Взойди к Всевышнему» и выражено стремление Моше приблизиться к Нему («Взойди!»).

Нужно учесть, что одного стремления приблизиться к Творцу мира все же — недостаточно. Известно, что Творец далеко не всякого согласен приблизить к Себе. О гордеце, как написано в Талмуде (трактат Сота, лист 5), сказано, что Всевышний не желает с ним жить вместе. Иными словами, чтобы приблизиться к Всевышнему, необходима работа по совершенствованию качеств характера. Ведь гордец, как бы ни пыжился — и на йоту не приблизится к Творцу. 

Моше же сумел добиться своей цели, потому что его главным качеством была скромность. И в этом плане Моше, нужно признать, весьма преуспел. Он был не просто скромным, но, как написано в Торе, скромнейшим из всех людей. Об этом читаем: «А этот муж, Моше — скромнейший из всех людей, что на земле» (Бамидбар, гл. 12, ст. 3).

Свидетельством этому и была маленькая буква алеф в слове ваикра. 

Подведем сказанному некий итог.

Стремлением Моше, целью его жизни была близость к Всевышнему. И он не сидел в сладкой полудреме, погруженный в маниловские мечты. Как было бы здорово, если бы однажды, томным летним вечером, Творец улыбнулся бы с Небес и ласково пригласил выкушать вместе чашечку чая... Но нет, Моше работал, не покладая рук. Работал над собой, преображал мир вокруг. И у него все получилось.

Видели маленькую буковку алеф? И это — не мечты, это — реальность. Или, если хотите — мечты, воплотившиеся в реальность.

Написано в Торе: «А Моше Он сказал: Взойди к Всевышнему». И это — тоже реальность.  

 

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

      

2. Сперва разбогатей — тогда сможешь и скромничать

 

Написано в самом начале нашей недельной главы: «И воззвал Всевышний к Моше. И говорил ему из Шатра Откровения» (Ваикра, гл. 1, ст. 1).

Слово «ваикра» («и воззвал»), написанное на иврите, заканчивается буквой алеф. В Торе, при написание этого слова, как уже говорилось выше, используется буква алеф, которая по размеру — меньше остальных букв.

Как это объясняется? 

Бааль а-Турим (раби Яаков бен Ашер, один из крупнейших раввинов Германии и Франции, автор предварительного текста Шульхан Аруха и многих комментариев к Торе; вторая половина 13-го – первая половина 14-го вв.) в своем комментарии к этому фрагменту пишет, что Моше вообще не хотел писать букву алеф в слове «ваикра». Чтобы получилось «вайикр». Так Всевышний призывал Билама (нееврейского пророка), подчеркивая случайность своего выбора.

Моше хотел показать, что тоже ничем не заслужил особого к себе отношения Всевышнего. Но Творец велел написать «ваикра» — с «алефом» в конце, что означало обращение с уважением и любовью.

Тогда Моше написал букву «алеф», но — меньшего размера.

Интересно, что выражение «ваикра» мы уже встречали ранее. Например, во фразе: «А Моше взошел к Всевышнему, и воззвал (ваикра) к нему Творец» (Шемот, гл. 19, ст. 3). Причем, буква «алеф» там — обычного размера. 

Напрашивается вопрос: почему Моше проявил свою скромность только здесь, в книге Ваикра? Ведь он мог это сделать еще в книге Шемот.

Чтобы ответить на этот вопрос нам придется заглянуть в Талмуд. А там (трактат Недарим, лист 38) сказано, что Всевышний простирает Шехину (Присутствие Всевышнего) только над сильным, богатым, мудрым и скромным. Наличие этих качеств условие для обретения пророческого дара. 

Почему выбор пал именно на эти качества?

Потому что ими обладал Моше.

Но разве так важно, чтобы пророк был богатым? Ведь не за деньги он покупает свои способности!? И уж, тем более, непонятно требование физической силы. Как сила может отразиться на пророчестве? 

Определяющим качеством пророка была скромность, — объясняет Магарша (комментатор Талмуда, Польша, 16-й век). — Только если человек не богат и не силен — трудно понять, действительно ли он скромен, или ему просто нечем гордиться. Выходит, сила и богатство, по большому счету, требуются для того, чтобы выявить скромность или отсутствие таковой.

В Талмуде (трактат Недарим, лист 38) сказано также, что Моше по-настоящему разбогател, выполняя повеление Всевышнего о вторых Скрижалях. Как написано: «И сказал Всевышний Моше: Вытеши себе две скрижали каменные, как первые» (Шемот, гл. 34, ст. 1).

Эти скрижали были из редкого драгоценного камня. И Всевышний велел Моше взять себе все, что осталось после обработки Скрижалей, весь, так сказать, «производственный мусор». И стоит этот «мусор» — целое состояние. Так Моше стал весьма богатым человеком. 

Когда Всевышний первый раз воззвал к Моше, того нельзя было назвать даже обеспеченным. 

— Какой смысл писать «алеф» в уменьшенном виде? — подумал Моше тогда. — Ведь все решат, что моя скромность вызвана безденежьем.

Поэтому буква алеф там осталась обычного размера. Но здесь, в книге Ваикра, когда Моше уже был богат, появился резон продемонстрировать необходимую пророку скромность. Так буква «алеф» в начале книги Ваикра стала маленькой.

 

на основе комментария рава Шмуэля Давида Валкина

(ученик Хафец Хаима, член Комитета Спасения — ваад hа-hацала; Белоруссия – Польша – США, умер в 1979 г.)

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Евреи с «прозрачной» кипой…


Поиск по сайту:


Разрыв, который потряс весь Израиль


Почему провалилась миссия Ноаха?


Голубь убил лист оливы?


После Йом Кипура исчезают проблемы?


Истина дороже мира?


Добрые дела как дань памяти


Спасение Ноаха — чудо?


Америка и Шестидневная война

New Page 1



 


 

Rambler's Top100


 
New Page 1

Главная страница  |   Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда  |   Женский дневник   
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |   Почта
Отзывы и предложения  |   English


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля