ШОФТИМ 
"ШОФТИМ"
ШОФТИМ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ШОФТИМ"

Август 22, 2017   30 Ав 5777

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Женский   
дневник
   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио-уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Отзывы и    предложения   
Почта   
English   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Девятое Ава
 9 Ава
(01.08.17)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(21 - 22.09.17)
Йом Кипур
10 Тишри
(30.09.17)
Суккот
15-21 Тишри
(05 - 11.10.17)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(12.10.17)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(12 - 13.10.17)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(13.12 - 20.12.17)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(28.12.17)
Ту би-Шват
15 Шват
(31.01.18)
Пурим
14 Адара
(01.03.18)
в Иерусалиме -
15 Адара
(02.03.18)
Песах
15-21 Нисана
(31.03 - 06.04.18)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(31.03 - 07.04.18)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(12.04.18)
День памяти павших 
5 Ияра
(20.04.18)
День независимости Израиля
6 Ияра
(21.04.18)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(3.05.18)

День Иерусалима
28 Ияра
(13.05.18) 
Шавуот
6 Сивана
(20.05.18)
В диаспоре 6-7 Сивана
(20.05 - 21.06.18)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Семнадцатый цикл обсуждения

Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «ВАЙЕХИ»

 

Место в Торе: книга Берешит, гл. 47, ст. 28 (в конце книги).

Почему глава так называется?

По первому слову первой фразы главы: «И жил Яаков в Египте...».

«И жил» в тексте оригинала — вайехи.

Обсуждение главы Вайехи

1. Неслучайное сравнение

В нашей недельной главе читаем, что Йосеф, прихватив с собой сыновей, навещает больного Яакова и просит, чтобы тот благословил внуков. И в благословении Яакова звучит такая фраза: «И вот, двое твоих сыновей... — мои они: Эфраим и Менаше, как Реувен и Шимон» (Берешит, гл. 48, ст. 5).

Мы видим, что Яаков уподобляет сыновей Йосефа своим старшим сыновьям — Реувену и Шимону. О чем говорит это сравнение?

Наши Учителя отмечают в Талмуде (трактат Бава Батра, лист 123), что Йосеф приобрел статус первенца и, как всякий первенец — получил двойную долю наследства.

Прямого свидетельства этому в Торе нет. Такой вывод напрашивается на основанииз слов Яакова — «Эфраим и Менаше, как Реувен и Шимон, будут моими». 

Еще одно доказательство того, что Йосеф обладал статусом первенца, находим в Танахе, в первой книге Диврей hа-Ямим («Хроники дней»; гл. 5, ст. 1).

Там говорится, в частности, что «отдано было первенство сыновьям Йосефа, сына Израиля». То есть, сыновья Йосефа — стали прародителями двух самостоятельных колен народа Израиля. А отсюда следует, что Йосеф получил в наследство — двойную долю. Двойную долю первенца. Как сказано в другой книге Танаха: «Йосефу — две части» (книга пророка Йехезкеля, гл. 47, ст. 14).

Когда земля Израиля была разделена между коленами, ее поделили на 12 равных частей. И самое малочисленное колено, колено Шимона, получило такой же надел, как самое большое колено — колено Йегуды. И колена Эфраима и Менаше получили такие же наделы, «как Реувен и Шимон».

В уподоблении сыновей Йосефа Эфраима и Менаше Реувену и Шимону содержится и еще более глубокий духовный смысл.

Йосефу соответствует созвездие рыбы и месяц Адар. В високосный год по еврейскому календарю — два Адара: один — Эфраима, другой — Менаше.

Реувену и Шимону соответствуют месяцы Нисан и Ияр. В Нисане празднуют первый Песах, а в Ияре — второй.

Выходит, первый и второй Адар — как Эфраим и Менаше, а первый и второй Песах — как Реувен и Шимон.

Есть такое правило: начало заповеди содержит в себе и окончание. 

Где же начало?

Самая первая из 613-и заповедей Торы начинается словами: «Этот месяц для вас — Глава месяцев» (Шемот, гл. 12, ст. 2).

Тора должна была начинаться с этих слов, — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).

Значит, начало — это Песах.

А что же тогда окончание?

Чтение Мегилат (свитка) Эстер в Пурим.

В Песах евреи спаслись от фараона, а в Пурим — от Амана.

Принято присоединять одну геулу (спасение, избавление) — к другой. Поэтому Яаков и уподобил Эфраима и Менаше — Реувену и Шимону, АдарНисану, а Пури — Песаху.

на основе комментариев Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

и рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

2. Благословение детей — благословение отца

Итак, в нашей недельной главе говорится, что Йосеф приводит своих сыновей к Яакову и просит благословить их. Яаков соглашается. Он кладет свою правую руку на голову Эфраима, а левую — на голову Менаше, и благословляет... Йосефа.

По крайней мере, именно так — «И благословил он Йосефа» (Берешит, гл. 48, ст. 15) — написано в Торе.

Но ведь Яаков благословлял сыновей Йосефа. Как же вышло, что с берахой (благословением) оказался Йосеф?

Дело в том, что для отца хорошие, успешные, талантливые дети — самое лучшее благословение. Яаков благословил сыновей Йосефа, Эфраима и Менаше, сказав, что в них наречется его имя и имена Авраама и Ицхака. А это значит, что Эфраим и Менаше продолжат традиции семьи, не опозорят своих предков, не растворятся среди чужаков, не канут в безвестности.

Да, это — бераха. Самое желанное благословения для Йосефа, как и для любого отца, радеющего о своих сыновьях.

Но где гарантия, что благословение Яакова действительно «сработает»?

Несомненно, бераха такого праведника — не пустой звук. К тому же, Яаков благословлял своих внуков, конечно же, от всего сердца. А слова, исходящие из самого сердца — способны творить чудеса.

Кроме того, это были не просто слова, не обычное пожелание. Яаков вложил в них скрытый смысл.

Попытаемся приоткрыть секрет благословения Яакова.

Дедушка уподобляет своих внуков — рыбам. Как написано: «И как рыбы умножатся они среди народов земли» (Берешит, гл. 48, ст. 16). 

Почему именно рыбам?

Рыбы обладают интересным свойством. Если рыба относится к виду «чистых» (в духовном смысле), кашерных рыб — она таковой и останется, как бы в дальнейшем не сложилась ее рыбья судьба.

О животном или птице такого не скажешь. Даже будучи абсолютно кашерной, корова или, допустим, курица — может вдруг подхватить какую-нибудь опасную болезнь. Или — получить травму. У нее может появиться физический изъян. Или, к примеру — ошибется шохет (специалист, осуществляющий шехиту — когда животное режут безболезненным, обусловленным законами Торы способом). Любой из перечисленных неожиданностей — достаточно для того, чтобы животное и/или птица утратили свою кашерность.

Поэтому, благословляя своих внуков Эфраима и Менаше, Яаков сравнил их именно с рыбами. Ведь рыбы скрыты под водой, и над ними не властвует дурной глаз (в нашей традиции — аин а-ра). И вообще, появившись на свет кашерными, рыбам, гораздо проще, нежели животным и птицам сберечь свою кашерность. А сыновьям Йосефа, соответственно — свою аутентичность, свое еврейство среди других народов. 

на основе комментария раби Иешаягу а-Леви Горовица

(автор глубоких комментариев к Торе, в том числе, и к закрытой ее части — Каббале, и Талмуду, под общим названием Шней Лухот а-Брит, сокращенно, по аббревиатуре — А-Шла; был главным раввином ашкеназских евреев в Иерусалиме; Чехия – Польша – Германия – Израиль, вторая половина 16-го – первая половина 17 вв.)

 

 

 

3. Яаков благословляет, Моше подтверждает

Из содержания нашей недельной главы мы узнаем, что Йосеф наносит визит своему отцу. Цель этого визита — навестить больного Исраэл (Яакова)я и заручиться его благословением.

Не для себя. Йосеф просит бераху (благословение) для Эфраима и для Менаше — для своих сыновей.

Яаков удовлетворяет просьбу сына. И в тексте Торы читаем: «И благословил он их в тот день, говоря…» (Берешит, гл. 48, ст. 20).

Если выделить начальные буквы слов, составляющих эту фразу на иврите — из них можно составить имя hэвель. Как известно, hэвеля убил его старший брат Каин. Через цепь поколений часть души hэвеля вернулась в наш мир, возродившись в лидере и наставнике еврейского народа — Моше Рабейну.

Тора не случайно прячет в берахе Яакова ниточки, ведущие к Моше. Наверняка, существует нечто, что объединяет это благословение с Моше. И наша задача — попытаться выяснить, что именно.

Йосеф, представив сыновей Исраэлю, поставил Менаше, который был первенцем, по правую руку отца, а младшего Эфраима — по левую. Но Яаков, благословляя, положил правую руку на голову Эфраима и левую на Менаше.

Йосеф был недоволен этим жестом отца. Он даже попытался снять правую руку Яакова с головы Эфраима и переместить ее на голову Менаше.

Возможно, это было вызвано тем, что Йосеф больше любил Менаше. Ведь тот был его первенцем. И его покоробило, что отец возложил на голову старшего сына левую руку.

Впрочем, он, скорее всего, решил, что отец просто ошибся. 

Но ведь можно было и не обратить внимания на такую ошибку, или, по крайней мере — сделать вид...

Но Йосеф не желал, чтобы в бераху вкралась ошибка. Быть может, небезупречно осуществленное благословение — не окажет желаемого воздействия.

Однако Исраэль не позволил сыну что-либо менять.

— Знаю, сын мой, знаю, — молвил он, — что старший тоже станет народом, и будет великим, но брат его младший будет больше него, и славой его потомства наполнятся все племена (Берешит, гл. 48, ст.19).

Услышав это, Йосеф понял, что нет ошибки. Отец сознательно выбрал такое положение рук. Значит, нужно это принять и смириться.

Спустя много лет, когда потомки Яакова и потомки Йосефа покидали Египет, Моше поставил колено Эфраима во главе, у западного флага, а колено Менаше — за ним. В Торе об этом написано: «Знамя стана Эфраима по их ратям — к западу... А после него колено Менаше» (Бамидбар, гл. 2, ст. 18-20).

Так Моше утвердил решение Исраэля. Хотя, нет, точнее будет сказать: Яаков решил, Йосеф принял, а Моше — подтвердил.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль) 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Нашу общину склоняют к «либеральному иудаизму»…


Поиск по сайту:


Однобокая Амнистия


Тора передает ощущения?..


Тора передает ощущения?..


Почему евреи захотели вернуться?


Зачем нам подробности?


Ради чего создан мир?


Книги раввина Хаима Сабато


Фараон сам снарядил колесницу?..

New Page 1



 


 

Rambler's Top100


 
New Page 1

Главная страница  |   Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда  |   Женский дневник   
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |   Почта
Отзывы и предложения  |   English


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля