ВАИШЛАХ 
"ВАИШЛАХ"
ВАИШЛАХ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ВАИШЛАХ"

5.12.2022, 11 Kislev, 5783

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Суккот
15-21 Тишри
(10 - 16.10.22)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(17.10.22)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(17 - 18.10.22)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(19.12 - 26.12.22)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(03.01.23)
Ту би-Шват
15 Шват
(06.02.23)
Пурим
14 Адара
(07.03.23)
в Иерусалиме -
15 Адара
(08.03.23)
Песах
15-21 Нисана
(06 - 12.04.23)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(06 - 13.04.23)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(18.04.23)
День памяти павших 
3 Ияра
(24.04.23)
День независимости Израиля
4 Ияра
(25.04.23)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(09.05.23)

День Иерусалима
28 Ияра
(19.05.23) 
Шавуот
6 Сивана
(26.05.23)
В диаспоре 6-7 Сивана
(26 - 2.05.23)
Девятое Ава
 9 Ава
(26.07.23)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(16 - 17.09.23)
Йом Кипур
10 Тишри
(25.09.23)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Бехукотай»

Место в Торе: Ваикра, гл. 26, ст. 3 — конец книги Ваикра.

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: «Если по Моим законам пойдете…». Бе-Хукотай в переводе с иврита — по Моим законам.

Обсуждение главы Бехукотай

1. Два типа служителей — два типа ответственности 

Написано в нашей недельной главе: «И если ходить станете со Мною непостоянно и не захотите слушать Меня, то накажу Я вас всемеро, против прегрешений ваших» (Ваикра, гл. 26, ст. 21).

В своем комментарии к этому фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что в нем идет речь о спорадическом, от случая к случаю, выполнении заповедей. То есть, имеется в виду человек, который не выполняет заповеди постоянно. 

Магид из Дубно (раби Яаков бар Зэев Кранц, 1741—1804 гг.) добавляет к этому деталь, важную для понимания смысла данного фрагмента.

В этом отрывке, — подчеркивает он, — говорится о человеке, который не избегает заповедей. Он даже их выполняет — если предоставляется такая возможность. Впрочем, особо он их и не ищет. И все то время, что он не занят заповедями, он абсолютно «отключен» от служения Всевышнему. 

Но, что это нам добавляет? В чем значимость этой детали? 

Попытаемся в этом разобраться.

Существует два типа служителей.

Бывает, человек служит по призванию, живет для того, чтобы исполнять волю своего владыки. И в этом видит смысл своего существования. Служение его не ограничивается непосредственным исполнением своих обязанностей. Он ни на минуту не перестает думать о своем господине, заботится о нем. Его мозг постоянно ищет, что еще можно сделать для его блага, а сердце с каждым ударом отсчитывает безграничную преданность.

Другой служитель тоже работает на хозяина. Но относится к своей работе как к повинности. Поэтому у него, хоть он и не отказывается исполнять приказы — нет рвения. А в часы, что он не занят на службе, он старается, чтоб ничто не напоминало о ней. Его мозг работает над тем, как бы свести к минимуму опостылевшую работу. И сердце подсказывает уловки. Никто не скажет, что он служитель по призванию. Его, скорее, назовут нерадивым слугой.

На эти две категории можно поделить и служителей Всевышнего. 

Одни преданы Ему душей и телом, постоянно настроены на служение Творцу. Никогда не забывают о Нем. Их служение — не только во время молитвы или выполнения той или иной заповеди. Каждым своим действием они стремятся доставить удовольствие Всевышнему. Это — истинные служители Творца.

Другие, оказавшись перед запретом Торы, сделают все возможное, чтобы не преступить его. И если за это потребуется отдать жизнь — они ее отдадут. Когда представится возможность выполнить заповедь — они выполнят ее, и даже, бывает — с радостью. Но в промежутках — почему бы не позаботиться лично о себе? Почему бы не насладиться жизнью, не пожить в свое удовольствие?

При всем уважении к этим людям, мы — не назовем их преданными и верными. Ведь это только в одноименной пьесе Гольдони можно быть слугой двух господ. И получается, что такие люди в первую очередь служат — себе, а при случае — еще и Всевышнему. 

Преданным, верным Ему людям Творец может многое простить. Но тех, кто, прежде всего, служит себе — наказывает в семикратном «размере».

на основе комментария Магида из Дубно

(раби Яаков бар Зэев Кранц, 1741—1804 гг.)

 

 

2. Разное отношение

В нашей недельной главе читаем: «И если ходить станете со Мною непостоянно и не захотите слушать Меня, то накажу Я вас всемеро, против прегрешений ваших» (Ваикра, гл. 26, ст. 21).

Из этой фразы видно, что существует два типа служения Творцу. И здесь говорится о семикратном наказании, которое получат те, кто «стал ходить непостоянно». И поскольку есть такие, значит, должны быть и постоянные.

В соответствии с этим есть два вида Управления нашим миром. Тот, кто до конца, безгранично предан Творцу, того Создатель постоянно оберегает, ни на минуту не лишая своего покровительства. Те же, что выполняют заповеди от случая к случаю, их Всевышний бережет по принципу мида кенегед мида («мера за меру»), то есть — от случая к случаю.

Рамбан (Рабейну Моше бен НахманНахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.) пишет, что Всевышний по-разному руководит (управляет, направляет) обычным человеком и — праведником.

В земном мире, нижнем из миров, Творец, управляя обычными людьми — стремится сохранять законы природы: законы экономики, статистики, психологии и т.п. Словом — все те законы и правила, согласно которым развивается мир и человеческое общество в нем.

Для праведников — Всевышний может раздвинуть устоявшиеся рамки существующих законов. 

В качестве доказательства Рамбан приводит фразу из включенной в Танах книги Иова (гл. 36, ст. 7): «Не отвращает Своих глаз от праведника». То есть, праведник постоянно находится в поле зрения Всевышнего, постоянно — под Его защитой. И даже, если законы природы войдут в противоречие с праведником — Творец будет на стороне праведника, и законам природы придется отступить.

Но в отношении к обычному человеку такого обещания нет. Поэтому законы природы, открытые испокон веков и дошедшие до наших дней, включая законы подлости — довлеют над обычным человеком.

Как-то один еврей решил заработать на продаже бочонка водки. Но потерпел неудачу. За неуплату акциза заветный бочонок — конфисковали, а ему самому грозил штраф.

В расстроенных чувствах еврей приплелся к праведнику раби Элимелеху из Лижинска. 

— Мне нужно дочь замуж выдать, а тут такая напасть, — изложил свою проблему незадачливый негоциант. — Помогите, ребе!

— Скажи держимордам, чтоб попробовали из бочонка, — откликнулся на просьбу еврея праведник.

— А чего нам пробовать? — удивились держиморды. — Чай собаку на водке съели. Водка она и есть водка.

Но все же глотнули. Сперва — один, потом — другой.

В бочонке оказалась чистейшая вода. Еврея отпустили, бочонок вернули, штраф аннулировали. Ведь на воду акциз не налагается. 

— Так я ж хотел дочку замуж выдать, — застонал еврей перед праведником. — А теперь, что? Это же вода, как ни крути.

— Вода? — улыбнулся ребе. — А ты попробуй…

Еврей глотнул и почувствовал, как по всему телу разливается радость, радость предстоящей свадьбы его единственной дочери.

на основе комментариев Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

и рава Дова Яффе

(Израиль, 1928-2017 гг.)

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Соблюдать ли праздник, если не ощущаешь его духовность?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля