Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «КИ ТЕЦЕ»
Место в Торе: Дварим,
гл. 21, ст. 10 — гл. 25, ст. 19.
Почему она так называется?
По первому слову первой фразы: «Когда
выйдешь на войну на врагов своих…».
Когда выйдешь на иврите — ки теце.
Обсуждение главы Ки Теце
1. Жрущий сын
Есть заповеди, выполнение которых связано
с голосом, звуком.
Например — различные благословения (на
иврите — берахот; множественное число
от слова бераха).
В этих заповедях главное — произнесение.
И даже если человек сам не произносит бераху,
но слышит, как кто-то ее говорит — ему, как
написано в Талмуде (трактат Сукка,
лист 38) тоже засчитывается выполнение этой
заповеди. Согласно правилу — «Слушающий,
подобен говорящему».
Заповедь трубления в шофар, хоть и
связана со звуком — стоит в этой группе
заповедей особняком. В ней главное — не
извлекать звук, не трубить, но — слушать эти
трубления.
Рамбам (раби Моше бен Маймон, великий
Учитель, комментатор Мишны и составитель
полного кодекса еврейских законов Мишнэ
Тора; Испания – Египет, 12 век) пишет, что,
если у трубящего в шофар будут закрыты
уши, так, что он сам не слышал своих
трублений — ему не будет засчитана
заповедь. Трубить в шофар — это все
равно, что строить сукку. Слышать
трубления — как будто бы в этой сукке
сидеть. У человека может быть самая
роскошная сукка, но если он в течение
праздника Суккот ни разу в ней не сидел —
заповедь о сукке он так и не выполнил.
Это вступление нам понадобиться, чтобы
лучше понять слова Торы о буйном и
непослушном сыне (на иврите — бен сорер
уморе), которые мы читаем в нашей
недельной главе (Дварим, гл. 21, ст. 18).
Если подросток растет обжорой и пьяницей,
и, несмотря на увещевания родителей —
продолжает воровать, объедаться мясом и
напиваться вином, то родители имеют право
привести непокорного в суд, и его накажут по
всей строгости закона.
Но почему этого строптивого отрока Тора
называет непокорным и непослушным сыном?
Ведь его сущность можно обозначить точнее:
сын жрущий и пьянствующий.
Дело в том, что за обжорство и даже за
пьянство, едва ли полагается смертная казнь.
А в Торе о «бен сорер уморе» сказано: «И
побьют его камнями, и он умрет, и устранишь
ты зло из среды твоей. И все сыны Израиля
услышат и устрашатся» (Дварим, гл. 21,
ст. 21).
Если человек ошибся, совершил прегрешение,
ступил на дорогу злодейства и преступлений
— все еще есть надежда, что он со временем
внемлет голосу увещеваний и наставлений,
одумается и вернется на путь истинный. Но
если человек стал непослушным и непокорным
(сорер уморе) и не желает никого слушать
— тут уже нет никакой надежды, такого
наказывают по всей строгости.
Выходит, вина непокорного сына, главным
образом в том, что он отказался слушаться
голоса родительских наставлений.
Месяц элуль, на который обычно
выпадает чтение главы Ки Теце —
месяц духовного самоанализа. Человек
заглядывает в самое нутро свое и поражается
— сколько всего испорчено, сколько
нуждается в исправлении и улучшении, как
далек он от совершенства. А ведь в Рош hа-Шана
ему держать ответ перед самим Творцом мира.
С чем придет он на суд?
И все же не стоит отчаиваться. Пока он
слушает и прислушивается к голосу раввина,
к голосу наставника, пока не стал
непокорным, пока не стал «сорер уморе»
— есть надежда на возвращение.
Процесс тешувы — раскаяния,
возвращения на пути, указанные Всевышним —
может быть длительным.
Рабейну Йона (один из крупнейших
комментаторов Талмуда, автор многих книг;
Испания, 13-й век) насчитал в нем двадцать
этапов. От трепета и содрогания перед
совершенными прегрешениями, от прекращения
совершать дурные поступки и — до вершины.
Когда человек не только сам возвращается на
дорогу Торы, но еще и других старается
убедить поступить так же.
Это — долгий и непростой путь тешувы.
Но существует заповедная тропа, которая
намного короче. Ее тоже указал рабейну Йона.
Кто хочет быстро достичь цели — пусть
изучает мусар (книги, содержащие
размышления о сущности жизни, о том, как ее
строить, о шкале ценностей, об улучшении
свойств характера и т.п.) и слушает
наставления Учителей. Пусть впустит их
слова в свое сердце.
С этой минуты он уже — не пленник своего
дурного начала. Слова Учителей услышанные,
понятые и принятые — очень быстро выведут
его из темноты к великому Свету. И человек
грешащий превратится в человека слышащего.
Тот же, кто намеренно лишил себя духовного
слуха, обязательно превратится в сорера
уморе.
Звуки шофара помогают услышать
собственную душу. Поэтому так важно
выполнить заповедь «слушать голос шофара».
на основе комментариев Рамбама
(раби Моше бен Маймон, великий
Учитель, комментатор Мишны и составитель
полного кодекса еврейских законов Мишнэ
Тора; Испания – Египет, 12 век),
Сефорно
(раби Овадия Сефорно; известный
комментатор Торы, Италия, 16-й век)
и рабейну Йоны
(один из крупнейших комментаторов
Талмуда, автор многих книг; Испания, 13-й век)
2. Буйный сын — как машина без тормозов
Одна из заповедей нашей недельной главы —
заповедь о непокорном сыне. Здесь мы читаем:
«Если будет у человека буйный и непокорный
сын...» (Дварим, гл. 21, ст. 18).
В Талмуде (трактат Сангедрин, лист
70) разъясняется, что подросток, который
совершил кражу, купил на краденное мяса и
вина и устроил трапезу — по приговору суда
подвергается телесному наказанию. И если
его это не образумит, и он не прекратит
воровать, обжираться и пьянствовать — суд
может приговорить его к смертной казни.
Но разве воровство, обжорство и пьянство
наказывают смертью?
«Бен сорер уморе» — беспутный и
строптивый сын, предается смерти, — пишет Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век),
— потому что его образ жизни приведет к
тому, что рано или поздно он растратит
отцовское достояние, продолжая искать
удовольствия, к которым привык. А когда они
окажутся ему не по карману, он, чтобы
обеспечить себе прежний уровень жизни —
выйдет на большую дорогу и станет грабить
людей и совершать преступления, наказуемые
смертью.
Поэтому в Талмуде и говорится: пусть лучше
умрет, не совершив тяжких преступлений,
нежели потом умрет закоренелым
преступником (трактат Сангедрин,
лист 71). Ибо печальный конец этого молодого
человека — очевиден. В Торе по этому поводу
нет сомнений.
А у нас?
Для тех, кому смертная казнь юноши,
именуемого в Торе — бен сорер уморе, не
кажется столь бесспорной, приведем еще
несколько доводов.
Из непокорного сына вырастет апикойрес,
отрицающий основы Торы. Ведь он живет лишь
для того, чтобы получать материальные
удовольствия и наслаждения, в основном, от
еды и алкоголя. Того, кто поставил во главу
своих приоритетов вкусно поесть и напиться,
невозможно исправить. Можно только пустить
в расход.
Разумному человеку следует знать, что мир
сотворен не просто так. У Творения есть
назначение, цель. Кроме вина и мяса, и прочих
вкусностей, нужно иметь представление и о
духовности — о Торе и заповедях. Надо
понимать, что есть жизнь после смерти, и к
ней необходимо подготовиться загодя. Есть
закон и есть Судья, требующий соблюдения
этого закона.
Хорошо, когда у человека есть желания. Это
— залог развития. Важно при этом, чтобы он
умел ограничивать свои желания, умел
останавливаться. Машина без тормозов рано
или поздно попадет в аварию. Так же — и
человек.
Значит, тормоза — необходимы. Иначе
пострадаешь сам и люди вокруг тебя.
У филистимлян было развитое общество с
передовой культурой, но Авраам все равно
опасался, что его убьют. Убьют, чтобы
завладеть красавицей-женой. Как сказано: «Только
нет страха перед Всевышним в этом месте, и
убьют меня из-за моей жены» (Берешит,
гл. 20, ст. 11).
В передовой стране того времени было все:
и музыка, и философия и литература. Была
богатая культура и разветвленная,
всеобъемлющая юриспруденция. Единственное,
чего не было — «страха перед Всевышним». И
Авраам понял, что в этом месте его убьют.
Ведь, если нет богобоязненности, значит, нет
ничего, что может остановить человека в его
стремлении потакать своим желаниям и
страстям, нет тормозов.
Культура и философия, не основанные на
богобоязненности — не предотвратят
преступления. И даже юстиция с правосудием
здесь не помогут.
Закон Торы, предвидя, что у буйного сына
нет, и никогда не будет тормозов — во благо
ему и во благо окружающим, велит казнить его.
Авраам, увидев, что в Граре «нет страха
перед Творцом», чтобы не убили его —
объявляет Сару своей сестрой.
Такие вот параллели...
на основе комментариев рава
Авраама ибн Эзры
(великий комментатор Торы; Испания;
конец 11-го — начало 12-го вв.)
и рава Эльханана Вассермана
(один из наиболее известных
Учителей Торы прошлого поколения; погиб во
время Второй мировой войны от рук нацистов;
Литва)
3. Можно бить, нельзя казнить
Написано в нашей недельной главе: «Если
будет у человека сын непокорный и беспутный...»
(Дварим, гл. 21, ст. 18).
Буйный сын на языке Торы назван — «бен
сорер уморе». Далее он упомянут снова. И
мы читаем: «И скажут они (родители)
старейшинам его города: этот наш сын
беспутен и строптив (сорер уморе), не
слушает нашего голоса» (Дварим, гл.
21, ст. 20).
Отметим, что здесь написание слова «уморе»
в выражении «сорер уморе» отличается от
того, как оно обозначено в предыдущей фразе
— в нем отсутствует буква «вав».
Мы знаем, что в Торе каждая буква имеет
значение. Стало быть, нам предстоит
выяснить, почему вначале слово «уморе»
написано с буквой «вав», а потом — без
нее.
В Талмуде (трактат Санuедрин, лист
4) приведены разные условия, при которых,
даже если подросток ведет себя как буйный и
непокорный сын, его таковым не объявляют и,
соответственно — не казнят.
Так, например, если родители проблемного
сына страдают глухотой или другим
физическим изъяном (слепотой, немотой и т.п.),
или, если в городе, где они живут нет
старейшин (мудрецов) — провинившегося
юношу, непослушного обжору и пьяницу, не
подвергают смертной казни.
Всего перечислено шесть таких условий. Гематрия
(числовое значение) буквы «вав», как ни
странно — тоже шесть.
Первый раз непокорный сын упоминается в
связи с телесным наказанием — поркой. Как
сказано: «Если будет у человека сын
непокорный и беспутный... и наказывали они
его». В этом случае неважно — слышат
родители или они глухие, есть в городе
старейшины или их нет — бен сорер уморе
все равно будет бит. Поэтому слово «уморе»
написано с буквой «вав».
Затем в Торе повторно упоминается
непокорный сын. За повторное нарушение его
могут приговорить к смертной казни. Но
здесь вступают в силу шесть исключений, при
которых этого сына не казнят, даже если он —
буйный.
На эти исключения и намекает отсутствие в
слове буквы «вав».
Теперь объясним, почему сына глухих
родителей — не приговаривают к смертной
казни. Даже если он отвечает всем критериям,
определяющим понятие «бен сорер уморе».
Если человек увидел в другом какую-то
отрицательную черту или был свидетелем его
негативного поступка — он должен проверить
себя. Наверняка в нем самом, хотя бы отчасти,
присутствует то же дурное качество.
Недостаток в моральном облике ближнего
продемонстрирован ему — неспроста. Это —
намек Свыше на его собственный изъян,
который он должен исправить, прежде всего, а
уже потом — думать, как помочь ближнему
исправить его.
Вина непокорного сына в том, что он «не
слушается голоса отца своего и голоса
матери своей» (Дварим, гл. 21, ст. 18).
Глухие родители сами не слышат ничьих
голосов, и они не в силах исправить этот
свой изъян. Значит, и сыну помочь они — не в
состоянии.
на основе комментариев рава Шломо
hа-Коэна из Вильно
(автор книги «Биньян Шломо», Литва,
1828-1905 гг.)
и раби Авраама-Мордехая Алтера
(Ребе Гурских хасидов; чаще
упоминается под “псевдонимом”,
образованным от названия серии его книг —
Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го
века)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «КИ ТЕЦЕ»
Место в Торе: Дварим,
гл. 21, ст. 10 — гл. 25, ст. 19.
Почему она так называется?
По первому слову первой фразы: «Когда
выйдешь на войну на врагов своих…».
Когда выйдешь на иврите — ки теце.
Обсуждение главы Ки Теце
1. Жрущий сын
Есть заповеди, выполнение которых связано
с голосом, звуком.
Например — различные благословения (на
иврите — берахот; множественное число
от слова бераха).
В этих заповедях главное — произнесение.
И даже если человек сам не произносит бераху,
но слышит, как кто-то ее говорит — ему, как
написано в Талмуде (трактат Сукка,
лист 38) тоже засчитывается выполнение этой
заповеди. Согласно правилу — «Слушающий,
подобен говорящему».
Заповедь трубления в шофар, хоть и
связана со звуком — стоит в этой группе
заповедей особняком. В ней главное — не
извлекать звук, не трубить, но — слушать эти
трубления.
Рамбам (раби Моше бен Маймон, великий
Учитель, комментатор Мишны и составитель
полного кодекса еврейских законов Мишнэ
Тора; Испания – Египет, 12 век) пишет, что,
если у трубящего в шофар будут закрыты
уши, так, что он сам не слышал своих
трублений — ему не будет засчитана
заповедь. Трубить в шофар — это все
равно, что строить сукку. Слышать
трубления — как будто бы в этой сукке
сидеть. У человека может быть самая
роскошная сукка, но если он в течение
праздника Суккот ни разу в ней не сидел —
заповедь о сукке он так и не выполнил.
Это вступление нам понадобиться, чтобы
лучше понять слова Торы о буйном и
непослушном сыне (на иврите — бен сорер
уморе), которые мы читаем в нашей
недельной главе (Дварим, гл. 21, ст. 18).
Если подросток растет обжорой и пьяницей,
и, несмотря на увещевания родителей —
продолжает воровать, объедаться мясом и
напиваться вином, то родители имеют право
привести непокорного в суд, и его накажут по
всей строгости закона.
Но почему этого строптивого отрока Тора
называет непокорным и непослушным сыном?
Ведь его сущность можно обозначить точнее:
сын жрущий и пьянствующий.
Дело в том, что за обжорство и даже за
пьянство, едва ли полагается смертная казнь.
А в Торе о «бен сорер уморе» сказано: «И
побьют его камнями, и он умрет, и устранишь
ты зло из среды твоей. И все сыны Израиля
услышат и устрашатся» (Дварим, гл. 21,
ст. 21).
Если человек ошибся, совершил прегрешение,
ступил на дорогу злодейства и преступлений
— все еще есть надежда, что он со временем
внемлет голосу увещеваний и наставлений,
одумается и вернется на путь истинный. Но
если человек стал непослушным и непокорным
(сорер уморе) и не желает никого слушать
— тут уже нет никакой надежды, такого
наказывают по всей строгости.
Выходит, вина непокорного сына, главным
образом в том, что он отказался слушаться
голоса родительских наставлений.
Месяц элуль, на который обычно
выпадает чтение главы Ки Теце —
месяц духовного самоанализа. Человек
заглядывает в самое нутро свое и поражается
— сколько всего испорчено, сколько
нуждается в исправлении и улучшении, как
далек он от совершенства. А ведь в Рош hа-Шана
ему держать ответ перед самим Творцом мира.
С чем придет он на суд?
И все же не стоит отчаиваться. Пока он
слушает и прислушивается к голосу раввина,
к голосу наставника, пока не стал
непокорным, пока не стал «сорер уморе»
— есть надежда на возвращение.
Процесс тешувы — раскаяния,
возвращения на пути, указанные Всевышним —
может быть длительным.
Рабейну Йона (один из крупнейших
комментаторов Талмуда, автор многих книг;
Испания, 13-й век) насчитал в нем двадцать
этапов. От трепета и содрогания перед
совершенными прегрешениями, от прекращения
совершать дурные поступки и — до вершины.
Когда человек не только сам возвращается на
дорогу Торы, но еще и других старается
убедить поступить так же.
Это — долгий и непростой путь тешувы.
Но существует заповедная тропа, которая
намного короче. Ее тоже указал рабейну Йона.
Кто хочет быстро достичь цели — пусть
изучает мусар (книги, содержащие
размышления о сущности жизни, о том, как ее
строить, о шкале ценностей, об улучшении
свойств характера и т.п.) и слушает
наставления Учителей. Пусть впустит их
слова в свое сердце.
С этой минуты он уже — не пленник своего
дурного начала. Слова Учителей услышанные,
понятые и принятые — очень быстро выведут
его из темноты к великому Свету. И человек
грешащий превратится в человека слышащего.
Тот же, кто намеренно лишил себя духовного
слуха, обязательно превратится в сорера
уморе.
Звуки шофара помогают услышать
собственную душу. Поэтому так важно
выполнить заповедь «слушать голос шофара».
на основе комментариев Рамбама
(раби Моше бен Маймон, великий
Учитель, комментатор Мишны и составитель
полного кодекса еврейских законов Мишнэ
Тора; Испания – Египет, 12 век),
Сефорно
(раби Овадия Сефорно; известный
комментатор Торы, Италия, 16-й век)
и рабейну Йоны
(один из крупнейших комментаторов
Талмуда, автор многих книг; Испания, 13-й век)
2. Буйный сын — как машина без тормозов
Одна из заповедей нашей недельной главы —
заповедь о непокорном сыне. Здесь мы читаем:
«Если будет у человека буйный и непокорный
сын...» (Дварим, гл. 21, ст. 18).
В Талмуде (трактат Сангедрин, лист
70) разъясняется, что подросток, который
совершил кражу, купил на краденное мяса и
вина и устроил трапезу — по приговору суда
подвергается телесному наказанию. И если
его это не образумит, и он не прекратит
воровать, обжираться и пьянствовать — суд
может приговорить его к смертной казни.
Но разве воровство, обжорство и пьянство
наказывают смертью?
«Бен сорер уморе» — беспутный и
строптивый сын, предается смерти, — пишет Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век),
— потому что его образ жизни приведет к
тому, что рано или поздно он растратит
отцовское достояние, продолжая искать
удовольствия, к которым привык. А когда они
окажутся ему не по карману, он, чтобы
обеспечить себе прежний уровень жизни —
выйдет на большую дорогу и станет грабить
людей и совершать преступления, наказуемые
смертью.
Поэтому в Талмуде и говорится: пусть лучше
умрет, не совершив тяжких преступлений,
нежели потом умрет закоренелым
преступником (трактат Сангедрин,
лист 71). Ибо печальный конец этого молодого
человека — очевиден. В Торе по этому поводу
нет сомнений.
А у нас?
Для тех, кому смертная казнь юноши,
именуемого в Торе — бен сорер уморе, не
кажется столь бесспорной, приведем еще
несколько доводов.
Из непокорного сына вырастет апикойрес,
отрицающий основы Торы. Ведь он живет лишь
для того, чтобы получать материальные
удовольствия и наслаждения, в основном, от
еды и алкоголя. Того, кто поставил во главу
своих приоритетов вкусно поесть и напиться,
невозможно исправить. Можно только пустить
в расход.
Разумному человеку следует знать, что мир
сотворен не просто так. У Творения есть
назначение, цель. Кроме вина и мяса, и прочих
вкусностей, нужно иметь представление и о
духовности — о Торе и заповедях. Надо
понимать, что есть жизнь после смерти, и к
ней необходимо подготовиться загодя. Есть
закон и есть Судья, требующий соблюдения
этого закона.
Хорошо, когда у человека есть желания. Это
— залог развития. Важно при этом, чтобы он
умел ограничивать свои желания, умел
останавливаться. Машина без тормозов рано
или поздно попадет в аварию. Так же — и
человек.
Значит, тормоза — необходимы. Иначе
пострадаешь сам и люди вокруг тебя.
У филистимлян было развитое общество с
передовой культурой, но Авраам все равно
опасался, что его убьют. Убьют, чтобы
завладеть красавицей-женой. Как сказано: «Только
нет страха перед Всевышним в этом месте, и
убьют меня из-за моей жены» (Берешит,
гл. 20, ст. 11).
В передовой стране того времени было все:
и музыка, и философия и литература. Была
богатая культура и разветвленная,
всеобъемлющая юриспруденция. Единственное,
чего не было — «страха перед Всевышним». И
Авраам понял, что в этом месте его убьют.
Ведь, если нет богобоязненности, значит, нет
ничего, что может остановить человека в его
стремлении потакать своим желаниям и
страстям, нет тормозов.
Культура и философия, не основанные на
богобоязненности — не предотвратят
преступления. И даже юстиция с правосудием
здесь не помогут.
Закон Торы, предвидя, что у буйного сына
нет, и никогда не будет тормозов — во благо
ему и во благо окружающим, велит казнить его.
Авраам, увидев, что в Граре «нет страха
перед Творцом», чтобы не убили его —
объявляет Сару своей сестрой.
Такие вот параллели...
на основе комментариев рава
Авраама ибн Эзры
(великий комментатор Торы; Испания;
конец 11-го — начало 12-го вв.)
и рава Эльханана Вассермана
(один из наиболее известных
Учителей Торы прошлого поколения; погиб во
время Второй мировой войны от рук нацистов;
Литва)
3. Можно бить, нельзя казнить
Написано в нашей недельной главе: «Если
будет у человека сын непокорный и беспутный...»
(Дварим, гл. 21, ст. 18).
Буйный сын на языке Торы назван — «бен
сорер уморе». Далее он упомянут снова. И
мы читаем: «И скажут они (родители)
старейшинам его города: этот наш сын
беспутен и строптив (сорер уморе), не
слушает нашего голоса» (Дварим, гл.
21, ст. 20).
Отметим, что здесь написание слова «уморе»
в выражении «сорер уморе» отличается от
того, как оно обозначено в предыдущей фразе
— в нем отсутствует буква «вав».
Мы знаем, что в Торе каждая буква имеет
значение. Стало быть, нам предстоит
выяснить, почему вначале слово «уморе»
написано с буквой «вав», а потом — без
нее.
В Талмуде (трактат Санuедрин, лист
4) приведены разные условия, при которых,
даже если подросток ведет себя как буйный и
непокорный сын, его таковым не объявляют и,
соответственно — не казнят.
Так, например, если родители проблемного
сына страдают глухотой или другим
физическим изъяном (слепотой, немотой и т.п.),
или, если в городе, где они живут нет
старейшин (мудрецов) — провинившегося
юношу, непослушного обжору и пьяницу, не
подвергают смертной казни.
Всего перечислено шесть таких условий. Гематрия
(числовое значение) буквы «вав», как ни
странно — тоже шесть.
Первый раз непокорный сын упоминается в
связи с телесным наказанием — поркой. Как
сказано: «Если будет у человека сын
непокорный и беспутный... и наказывали они
его». В этом случае неважно — слышат
родители или они глухие, есть в городе
старейшины или их нет — бен сорер уморе
все равно будет бит. Поэтому слово «уморе»
написано с буквой «вав».
Затем в Торе повторно упоминается
непокорный сын. За повторное нарушение его
могут приговорить к смертной казни. Но
здесь вступают в силу шесть исключений, при
которых этого сына не казнят, даже если он —
буйный.
На эти исключения и намекает отсутствие в
слове буквы «вав».
Теперь объясним, почему сына глухих
родителей — не приговаривают к смертной
казни. Даже если он отвечает всем критериям,
определяющим понятие «бен сорер уморе».
Если человек увидел в другом какую-то
отрицательную черту или был свидетелем его
негативного поступка — он должен проверить
себя. Наверняка в нем самом, хотя бы отчасти,
присутствует то же дурное качество.
Недостаток в моральном облике ближнего
продемонстрирован ему — неспроста. Это —
намек Свыше на его собственный изъян,
который он должен исправить, прежде всего, а
уже потом — думать, как помочь ближнему
исправить его.
Вина непокорного сына в том, что он «не
слушается голоса отца своего и голоса
матери своей» (Дварим, гл. 21, ст. 18).
Глухие родители сами не слышат ничьих
голосов, и они не в силах исправить этот
свой изъян. Значит, и сыну помочь они — не в
состоянии.
на основе комментариев рава Шломо
hа-Коэна из Вильно
(автор книги «Биньян Шломо», Литва,
1828-1905 гг.)
и раби Авраама-Мордехая Алтера
(Ребе Гурских хасидов; чаще
упоминается под “псевдонимом”,
образованным от названия серии его книг —
Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го
века)
4. Где могила непокорного сына?
В нашей недельной главе говорится о
наказании непокорного сына. Об этом в
тексте читаем: «Если будет у человека сын
непокорный и беспутный... И побьют его
камнями, и он умрет, и устранишь ты зло из
среды твоей. И все сыны Израиля услышат и
устрашатся» (Дварим, гл. 21, ст. 18, 21).
Обсуждая эту тему в Талмуде (трактат Сангедрин,
лист 71), Учителя приводят множество
различных оговорок, не просто затрудняющих
вынесение смертного приговора для «бен
сорер уморе» (так на языке Торы
называется непокорный сын), но — делающих
его (вынесение смертного приговора)
практически невозможным.
Поэтому, подводя итог, Учителя заключают,
что ни один суд никогда не приговаривал
буйного сына к смерти, и никогда уже и не
приговорит.
Но почему тогда о нем говорится в Торе?
Чтобы люди изучали эти законы и получали
награду за свою учебу.
Однако раби Йонатан (Учитель Мишны, 3-й
век) говорит, что знает случай, когда бен
сорера уморе — казнили. И он сам, раби
Йонотан видел его могилу.
Вывод Учителей, что законы, относящиеся к
непокорному сыну, имеют только
гипотетический характер, а на практике
никогда не применялись и применяться не
будут, и опровержение его раби Йонатаном —
вызывают непростые вопросы.
Прежде всего, что означает — чтобы
изучали эти законы и получили награду за их
изучение?
Ведь изучение Торы должно привести к
реализации ее законов. Стало быть, не должно
быть учебы только ради учебы.
Каждая заповедь Торы и даже каждая ее
буква имеют духовную интерпретацию в
высших духовных мирах. Намек на это
содержится в Танахе, в книге Иова (гл.
28, ст. 23), где написано: «Всевышний понимает
путь его и знает место его».
«Понимает путь и знает место», то есть —
видит соответствие, понимает корреляцию и
знает, с каким местом, с какой частью, с
какой функцией Всевышнего соотносится та
или иная заповедь, тот или иной фрагмент
Торы.
Ведь что такое Тора?
Всевышний передал сынам Израиля свои
указания. Поэтому тот, кто занимается Торой
(даже сугубо теоретическими вопросами) —
направляет свой ум к Творцу, сближается с
Ним.
Когда Всевышний решил дать Тору сынам
Израиля, этому воспротивились малахим (мн.
ч. от малах, в условном переводе — «ангел»).
Они требовали оставить Тору у них.
Но зачем малахим Тора? Ведь они не
могут исполнять ее заповеди (для них не
актуален кашрут, законы, относящиеся к
земледелию, супружеской жизни и т.п.).
Затем, что они хотели, постигая ее —
достичь нового уровня близости с Творцом,
ранее им недоступного.
Теперь вернемся к непокорному сыну.
Понятие «бен сорер уморе» существует
в нашем материальном мире и имеет духовный
источник. Множество ограничений, столь
свойственных материи, не позволяют этому
понятию достичь полной реализации, полного
раскрытия в нашем мире. В духовном же мире
материальных ограничений нет.
Раби Йонатан был коэном (коэн —
прямой потомок Аарона по отцовской линии;
его роль — осуществление служения в Храме).
Поэтому не только не мог приближаться к
могиле, но даже входить на кладбище коэну
по нашим законам — запрещено.
Так как же понимать сказанное раби
Йонатаном?
Можно предположить, что раби Йонатан знал
подростка, у которого были серьезные
проблемы с родителями. Юноша их совершенно
не слушал, не поддавался воспитанию, словом
— был буйным и непокорным сыном, во всей
своей неприглядной «красе».
Однажды этот подросток свалился с крыши и
разбился насмерть.
Раби Йоханан пришел к месту его
захоронения и сидел в раздумьях на
расстоянии четырех локтей от его могилы. Не
нарушив, таким образом, ни одного запрета
Торы.
Но есть и другое объяснение, основанное на
внутренней Торе.
Раби Йонатан настолько углубился в
изучение темы о «бен сорер уморе», что
смог проникнуть в самую суть этого понятия,
постичь его духовные корни. А в духовных
мирах, как мы уже сказали — нет
материальных ограничений. Поэтому там — и коэну
можно «приближаться к могиле непокорного
сына».
Таким образом, слова раби Йонатана
означают, что он — полностью изучил это
понятие и постиг его духовную суть.
на основе комментария рава Ицхака-Менахема
Вайнберга
(духовный наставник хасидов из
Тольны; Израиль, род. в 1952 году)
5. Гнездо на голове
Рав Эзра Атия (Халеб, Сирия – Иерусалим,
Израиль, 1887-1970 гг.), будучи главой важнейшей
сефардской йшивы «Порат Йосеф» — не
забывал и о своих соседях. Он ежедневно
после утренней молитвы преподавал им лист
Талмуда.
Однажды у него на уроке произошел
чудесный случай, усиливший во многих
простых евреях интерес к Торе и укрепивший
их веру в истинность каждого высказывания
Учителей.
Но обо всем — по порядку.
Изучая трактат Хуллин, рав дошел
до 139-го листа, где разбирается заповедь «шилуах
hа-кен» (запрет забирать из гнезда птицу,
высиживающую яйца).
Эта заповедь Торы сформулирована в нашей
недельной главе. И мы читаем: «Если
попадется тебе птичье гнездо на дороге, на
каком-либо дереве или на земле, с птенцами
или с яйцами, а мать сидит на птенцах или на
яйцах — не бери мать вместе с детьми.
Отпусти мать, а детей возьми себе, чтобы
было тебе хорошо, и продлились дни твои» (Дварим,
гл. 22, ст. 6-7).
В этом фрагменте говорится о птичьем
гнезде, найденном путником на земле или на
дереве. А если гнездо, — задаются вопросом
Учителя, — находится на голове человека —
что об этом говорит закон?
— Гнездо на человеческой голове? —
выразил вслух свое удивление один из
слушателей урока рава Атии. — Да, где такое
видано!? Неужели в Талмуде рассматриваются
гипотетические проблемы, совершенно
оторванные от реальности?!
— Слова Учителей Талмуда — кодеш
кадашим (святая святых), — парировал рав
Эзра, и мы не вправе подвергать их сомнению.
Только Хаим (так звали несогласного
слушателя) продолжал спорить, повышая голос.
Его лоб покраснел, ноздри раздувались, и
никакие аргументы и увещевания рава уже не
могли его остановить.
Он оседлал своего конька и все
пришпоривал и пришпоривал...
В какой-то момент рав Эзра почувствовал,
что разговаривает со стенкой. Дискуссия
теряла всякий смысл.
Тогда рав прекратил реагировать на
язвительные выпады оппонента, прикрыл
глаза и всем сердцем обратился к Всевышнему.
— Творец мира! Единственное, о чем молю
Тебя, чтобы этому заблуждающемуся не
удалось посеять сомнения в остальных моих
учениках, чтобы его неосторожные слова не
задели чести Учителей Талмуда и не
подорвали веру в их слова!
Вдруг распахнулась дверь, и в помещение
вошел Дани. Дани раньше регулярно посещал
молитвы и уроки рава, но вот уже почти
полгода его не было видно. Наверное,
переехал в другой район, — думал рав.
— Дани, проходи, садись! Где ты пропадал
все это время?
— Меня отправили в длительную
командировку в Индию, страну, полную
диковин и загадок. Там йоги занимаются
медитацией, и, как вы понимаете — не простой,
а самой трансцендентной!
Такой йог усядется в лотос и часами, будто
бы окаменел — его ничто с места не сдвинет.
Да, что там часами — днями напролет! Я видел
одного, у него птица на голове свила гнездо,
а он даже не пошевелился. Там уже птенцы
вылупились, а он все так и сидит с гнездом на
голове. Я даже начал думать, можно ли
заповедь «шилуах hа-кен» выполнить? Но в
последний момент засомневался. А что на это
скажет рав?
— Что рав скажет? — живо откликнулся рав
Атия. — Рав скажет, что Моше — истина, и Тора
его — истинна и справедлива!
И все присутствующие в один голос
произнесли: «Моше— истина, и Тора его —
истинна – истина, и Тора его — истинна!".
на основе комментария рава Эзры
Атии
(глава йешивы «Порат Йосеф», Халеб,
Сирия – Иерусалим, Израиль, 1887-1970 гг.)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|