New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «МЕЦОРА»
Место в Торе:
книга Ваикра
— гл. 14, ст. 1 — гл. 15, ст. 33.
Почему глава так называется?
В первой определяющей фразе говорится: «Вот
законы (о человеке в статусе) мецора,
день, когда он перейдет в статус таѓор…»
(Ваикра, 14:2).
Обсуждение главы Мецора
1. Почему Мецора не молится о себе сам?
Наша недельная глава называется Мецора.
Мецора — это человек, на теле которого
появилась язва цараат. Как написано: «Это
будет учением о мецоре (в условном
переводе — человек, на теле которого
появились язвы цараат, заболевание
духовного характера)» (Ваикра, гл. 14,
ст. 2).
Мецора сидел за пределами стана в
разорванной одежде, с распущенными
волосами, и кричал: «Нечист, нечист!» (там же,
гл. 13, ст. 45).
Для чего он это выкрикивал?
Он должен громко предупреждать о том, что
«нечист», — объясняют Учителя в Талмуде (трактат
Моэд катан, лист 5), — чтобы люди
сторонились его.
В другом трактате Талмуда (трактат Шаббат,
лист 67) Учителя называют и другую причину.
Мецора, — говорят они, — должен
рассказать о своей беде людям. Чтобы те
попросили для него милосердия, помолились о
нем.
Но разве сам он не способен о себе
позаботиться? Почему он не просит о
милосердии и не молится сам?
Вспомним, что произошло с Ишмаэлем.
Авраам отослал его вместе с Агарью из
своего дома. И вот в пустыне кончились у них
вода и съестные припасы. Тогда стали они,
Агарь и Ишмаэль, плакать и взывать к
Всевышнему.
И в Торе (Берешит, гл. 21, ст. 17) мы
читаем, что Творец «услышал голос отрока»,
то есть — Ишмаэля.
Проанализировав это событие, Учителя в
Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит,
гл. 53) приходят к выводу, что молитва
больного о себе — действеннее молитвы
других о его исцелении. Такой молитве
внимает Всевышний, прежде всего.
Так почему же мецора, пораженный
язвами, вместо того, чтобы помолиться
самому — должен просить других людей о
помощи?
Мецору называют еще и — «мусгар» (закрытый).
Потому что для него — закрыты врата молитвы.
Как бы горячо и искренне он не молился — его
молитва не будет услышана.
Поэтому ему остается только уповать на
других людей. Вот он и кричит: «нечист,
нечист!». Чтобы привлечь к себе и своему
бедственному положению внимание
окружающих.
на основе комментария рава
Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы; Польша–Германия, первая половина 18-го
века)
2. Эликсир жизни
Написано в нашей недельной главе: «Это
будет учением о мецоре (в условном
переводе — человек, на теле которого
появились язвы цараат, заболевание
духовного характера) в день очищения его» (Ваикра,
гл. 14, ст. 2).
Рассказывают, что был такой торговец,
который ходил по еврейским поселениям в
районе Ципория продавал эликсир жизни.
Как то-раз он проходил мимо дома раби Яная
(великий Учитель Талмуда; 3-й век), который
сидел во дворе своего дома, погруженный в
изучении Торы. Услышав выкрики торговца,
раби Янай пригласил его войти и попросил
показать товар.
— Не для тебя мой товар, раби, — улыбнулся
торговец, — у тебя и так он уже есть.
С этими словами он достал книгу «Псалмов»,
раскрыл ее и прочел: «Человек, желающий
жизни, любящий долголетие... Береги язык
свой от зла и уста – от лживых слов» (Теилим
— Псалмы царя Давида, гл. 34, ст. 13-14).
— Сколько раз я читал эти слова, —
удивился раби Янай, — и не задумывался,
насколько они просты и в то же время —
глубоки. Ведь о том же говорит и Моше: «Это
будет учением о мецоре (человек,
страдающий заболеванием духовного
характера, когда на его теле появляются
язвы под названием — цараат)». Учение о мецоре
— оно о том, кто «моци шем ра» (возводит
напраслину на людей, говорит о них гадости).
Но что именно стало причиной удивления
раби Яная?
Он понял, что торговец, рекламируя свой
товар, не подразумевал жизнь в Будущем мире,
ведь получить удел в нем можно только при
помощи Торы, заповедей и добрых дел. И
говорил не о самой жизни, но — об эликсире.
Эликсир же подобен консерванту. Консервант
позволяет дольше хранить продукты,
продлить их свежесть.
В данном контексте эликсир жизни помогает
человеку удержать Тору и заповеди, и добрые
дела — гаранты, обеспечивающие ему хорошее
место в Грядущем мире.
«Береги язык свой от зла» — это и есть
рецепт эликсира жизни.
В книге Шаар бат рабим
рассказывается удивительный случай.
Некий праведный человек, посвятивший всю
жизнь изучению Торы и постижению ее
Мудрости, в конце своих дней — не выдержал и
резко отозвался о злодее. Когда его душа
отлетела и предстала перед Высшим Судом, ее
стали обвинять в разных тяжелых
прегрешениях. Осквернение субботы, связь с
замужней женщиной и т.д. (список оказался
весьма длинным).
— Наглая ложь! — в сердцах воскликнул наш
горемыка, — Я всю жизнь занимался только
Торой, строго соблюдал субботы и праздники,
и с той женщиной, даже не был знаком.
— Ты — не был знаком. Зато тот злодей, о
котором ты негативно отозвался и которого
прилюдно унизил — очень хорошо был с ней
знаком…
И тут же появились малахей хабала (в
условном переводе — ангелы, занимающиеся
наказанием виновных и возмездием) и
подвергли праведника тяжелым наказаниям. А
злодей был отправлен в Ган Эден (в
условном переводе — рай), ибо дурные
поступки за ним уже не числились, и перешли
к нему добрые дела и заповеди, которые
осуществлял праведник.
Из этой поучительной истории следует, что
человек даже одним нарушением законов
лашон hа-ра (комплекс запретов на злословие)
может в худшую сторону изменить приговор
Небесного Суда (ибо ошибки, совершенные тем,
о ком он плохо отозвался, перейдут к нему).
Чтобы такого не произошло и нужен особый
эликсир — эликсир жизни. А он — в
практической реализации слов Торы: «Береги
язык свой от зла, и уста — от лживых слов».
на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида
Азулая
(Хида; Эрец Исраэль,18-й век)
3. Мецора порочит имя —
чужое и свое
В нашей недельной главе говорится об
очищении мецоры (в условном переводе —
человек, на теле которого появились язвы цараат,
заболевание духовного характера): «Это
будет учением о мецоре в день очищения
его» (Ваикра, гл. 14, ст. 2).
В Талмуде (трактат Эрахин, лист 15) Реш
Лакиш (раби Шимон бен Лакиш; величайший
Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век)
разъясняет, что Учение о мецоре —
учение о том, кто «моци шем ра» (возводит
напраслину на людей, плохо отзывается о них).
Язвы царат поражали того, кто
распространял лашон hа-ра. То есть —
злословил, говоря плохое об окружающих.
«Кто хранит уста свои и язык свой, тот
хранит от бед душу свою» — написано в Мишлей,
в Притчах царя Шломо (гл. 21, ст. 23).
На первый взгляд, может показаться, что
речь здесь идет лишь об обидчике, о человеке,
который оскорбляет, очерняет другого. Мол,
если он будет хранить свои уста от лашон hа-ра
— то спасет свою душу от геинома (в
условном переводе — ад). Но на самом-то деле
сказанное относится и к пострадавшему — к
тому, кто подвергся словесному нападению
злоязычного грубияна. Ведь если он «хранит
уста свои и язык свой», то есть не отвечает
оскорблением на оскорбление, наветом на
навет, тем самым он — «хранит от бед душу
свою».
Беды, которые грозили ему за прошлые
прегрешения, теперь обрушатся на его
обидчика, сквернослова. Поскольку
ответственность за них перешла на него.
Теперь вернемся к определению Реш Лакиша,
который говорил, что Учение о мецоре —
учение о том, кто «моци шем ра» (возводит
напраслину на людей, плохо отзывается о них,
порочит имя).
Конечно же, порочит он чужое имя. Впрочем
— не только чужое, но и — свое. Ведь все его
заслуги переходят к тому, кого он унизил,
кого оговорил. И — принимает на себя все
прегрешения своей «жертвы».
Рассказывают, что рав Цви-Давид hа-Леви
(глава раввинского суда Кракова, Польша)
очень страдал от клеветы и сплетен, что
возводили на него пустые, малообразованные
людишки. Дурацкие истории и анекдоты об
уважаемом раввине рассказывались за чаркой
водки на постоялых дворах, в корчмах и банях.
Как-то в шаббат, выступая перед
общиной, рав Цви процитировал слова царя
Давида: «Говорят обо мне сидящие во вратах,
и песни насмешливые поют пьющие спиртное» (Теилим
— Псалмы царя Давида, гл. 69, ст. 13). И объяснил,
что Давид сетует на негодяев и сплетников,
говорящих о нем дурное. Что царь Давид тут
подчеркивает, что эти люди ведут праздный
образ жизни.
Возникает вопрос: Давиду было бы легче,
если бы о нем злословили не гуляки и пьяницы,
но — мудрецы Торы?
Действительно, тогда бы ему отошли все их
заслуги. А с этих пустобрехов — что взять?
То же самое можно сказать и о моей
ситуации, — подытожил раввин.
на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида
Азулая
(Хида; Эрец Исраэль,18-й век)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «МЕЦОРА»
Место в Торе:
книга Ваикра
— гл. 14, ст. 1 — гл. 15, ст. 33.
Почему глава так называется?
В первой определяющей фразе говорится: «Вот
законы (о человеке в статусе) мецора,
день, когда он перейдет в статус таѓор…»
(Ваикра, 14:2).
Обсуждение главы Мецора
1. Почему Мецора не молится о себе сам?
Наша недельная глава называется Мецора.
Мецора — это человек, на теле которого
появилась язва цараат. Как написано: «Это
будет учением о мецоре (в условном
переводе — человек, на теле которого
появились язвы цараат, заболевание
духовного характера)» (Ваикра, гл. 14,
ст. 2).
Мецора сидел за пределами стана в
разорванной одежде, с распущенными
волосами, и кричал: «Нечист, нечист!» (там же,
гл. 13, ст. 45).
Для чего он это выкрикивал?
Он должен громко предупреждать о том, что
«нечист», — объясняют Учителя в Талмуде (трактат
Моэд катан, лист 5), — чтобы люди
сторонились его.
В другом трактате Талмуда (трактат Шаббат,
лист 67) Учителя называют и другую причину.
Мецора, — говорят они, — должен
рассказать о своей беде людям. Чтобы те
попросили для него милосердия, помолились о
нем.
Но разве сам он не способен о себе
позаботиться? Почему он не просит о
милосердии и не молится сам?
Вспомним, что произошло с Ишмаэлем.
Авраам отослал его вместе с Агарью из
своего дома. И вот в пустыне кончились у них
вода и съестные припасы. Тогда стали они,
Агарь и Ишмаэль, плакать и взывать к
Всевышнему.
И в Торе (Берешит, гл. 21, ст. 17) мы
читаем, что Творец «услышал голос отрока»,
то есть — Ишмаэля.
Проанализировав это событие, Учителя в
Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит,
гл. 53) приходят к выводу, что молитва
больного о себе — действеннее молитвы
других о его исцелении. Такой молитве
внимает Всевышний, прежде всего.
Так почему же мецора, пораженный
язвами, вместо того, чтобы помолиться
самому — должен просить других людей о
помощи?
Мецору называют еще и — «мусгар» (закрытый).
Потому что для него — закрыты врата молитвы.
Как бы горячо и искренне он не молился — его
молитва не будет услышана.
Поэтому ему остается только уповать на
других людей. Вот он и кричит: «нечист,
нечист!». Чтобы привлечь к себе и своему
бедственному положению внимание
окружающих.
на основе комментария рава
Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы; Польша–Германия, первая половина 18-го
века)
2. Эликсир жизни
Написано в нашей недельной главе: «Это
будет учением о мецоре (в условном
переводе — человек, на теле которого
появились язвы цараат, заболевание
духовного характера) в день очищения его» (Ваикра,
гл. 14, ст. 2).
Рассказывают, что был такой торговец,
который ходил по еврейским поселениям в
районе Ципория продавал эликсир жизни.
Как то-раз он проходил мимо дома раби Яная
(великий Учитель Талмуда; 3-й век), который
сидел во дворе своего дома, погруженный в
изучении Торы. Услышав выкрики торговца,
раби Янай пригласил его войти и попросил
показать товар.
— Не для тебя мой товар, раби, — улыбнулся
торговец, — у тебя и так он уже есть.
С этими словами он достал книгу «Псалмов»,
раскрыл ее и прочел: «Человек, желающий
жизни, любящий долголетие... Береги язык
свой от зла и уста – от лживых слов» (Теилим
— Псалмы царя Давида, гл. 34, ст. 13-14).
— Сколько раз я читал эти слова, —
удивился раби Янай, — и не задумывался,
насколько они просты и в то же время —
глубоки. Ведь о том же говорит и Моше: «Это
будет учением о мецоре (человек,
страдающий заболеванием духовного
характера, когда на его теле появляются
язвы под названием — цараат)». Учение о мецоре
— оно о том, кто «моци шем ра» (возводит
напраслину на людей, говорит о них гадости).
Но что именно стало причиной удивления
раби Яная?
Он понял, что торговец, рекламируя свой
товар, не подразумевал жизнь в Будущем мире,
ведь получить удел в нем можно только при
помощи Торы, заповедей и добрых дел. И
говорил не о самой жизни, но — об эликсире.
Эликсир же подобен консерванту. Консервант
позволяет дольше хранить продукты,
продлить их свежесть.
В данном контексте эликсир жизни помогает
человеку удержать Тору и заповеди, и добрые
дела — гаранты, обеспечивающие ему хорошее
место в Грядущем мире.
«Береги язык свой от зла» — это и есть
рецепт эликсира жизни.
В книге Шаар бат рабим
рассказывается удивительный случай.
Некий праведный человек, посвятивший всю
жизнь изучению Торы и постижению ее
Мудрости, в конце своих дней — не выдержал и
резко отозвался о злодее. Когда его душа
отлетела и предстала перед Высшим Судом, ее
стали обвинять в разных тяжелых
прегрешениях. Осквернение субботы, связь с
замужней женщиной и т.д. (список оказался
весьма длинным).
— Наглая ложь! — в сердцах воскликнул наш
горемыка, — Я всю жизнь занимался только
Торой, строго соблюдал субботы и праздники,
и с той женщиной, даже не был знаком.
— Ты — не был знаком. Зато тот злодей, о
котором ты негативно отозвался и которого
прилюдно унизил — очень хорошо был с ней
знаком…
И тут же появились малахей хабала (в
условном переводе — ангелы, занимающиеся
наказанием виновных и возмездием) и
подвергли праведника тяжелым наказаниям. А
злодей был отправлен в Ган Эден (в
условном переводе — рай), ибо дурные
поступки за ним уже не числились, и перешли
к нему добрые дела и заповеди, которые
осуществлял праведник.
Из этой поучительной истории следует, что
человек даже одним нарушением законов
лашон hа-ра (комплекс запретов на злословие)
может в худшую сторону изменить приговор
Небесного Суда (ибо ошибки, совершенные тем,
о ком он плохо отозвался, перейдут к нему).
Чтобы такого не произошло и нужен особый
эликсир — эликсир жизни. А он — в
практической реализации слов Торы: «Береги
язык свой от зла, и уста — от лживых слов».
на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида
Азулая
(Хида; Эрец Исраэль,18-й век)
3. Мецора порочит имя —
чужое и свое
В нашей недельной главе говорится об
очищении мецоры (в условном переводе —
человек, на теле которого появились язвы цараат,
заболевание духовного характера): «Это
будет учением о мецоре в день очищения
его» (Ваикра, гл. 14, ст. 2).
В Талмуде (трактат Эрахин, лист 15) Реш
Лакиш (раби Шимон бен Лакиш; величайший
Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век)
разъясняет, что Учение о мецоре —
учение о том, кто «моци шем ра» (возводит
напраслину на людей, плохо отзывается о них).
Язвы царат поражали того, кто
распространял лашон hа-ра. То есть —
злословил, говоря плохое об окружающих.
«Кто хранит уста свои и язык свой, тот
хранит от бед душу свою» — написано в Мишлей,
в Притчах царя Шломо (гл. 21, ст. 23).
На первый взгляд, может показаться, что
речь здесь идет лишь об обидчике, о человеке,
который оскорбляет, очерняет другого. Мол,
если он будет хранить свои уста от лашон hа-ра
— то спасет свою душу от геинома (в
условном переводе — ад). Но на самом-то деле
сказанное относится и к пострадавшему — к
тому, кто подвергся словесному нападению
злоязычного грубияна. Ведь если он «хранит
уста свои и язык свой», то есть не отвечает
оскорблением на оскорбление, наветом на
навет, тем самым он — «хранит от бед душу
свою».
Беды, которые грозили ему за прошлые
прегрешения, теперь обрушатся на его
обидчика, сквернослова. Поскольку
ответственность за них перешла на него.
Теперь вернемся к определению Реш Лакиша,
который говорил, что Учение о мецоре —
учение о том, кто «моци шем ра» (возводит
напраслину на людей, плохо отзывается о них,
порочит имя).
Конечно же, порочит он чужое имя. Впрочем
— не только чужое, но и — свое. Ведь все его
заслуги переходят к тому, кого он унизил,
кого оговорил. И — принимает на себя все
прегрешения своей «жертвы».
Рассказывают, что рав Цви-Давид hа-Леви
(глава раввинского суда Кракова, Польша)
очень страдал от клеветы и сплетен, что
возводили на него пустые, малообразованные
людишки. Дурацкие истории и анекдоты об
уважаемом раввине рассказывались за чаркой
водки на постоялых дворах, в корчмах и банях.
Как-то в шаббат, выступая перед
общиной, рав Цви процитировал слова царя
Давида: «Говорят обо мне сидящие во вратах,
и песни насмешливые поют пьющие спиртное» (Теилим
— Псалмы царя Давида, гл. 69, ст. 13). И объяснил,
что Давид сетует на негодяев и сплетников,
говорящих о нем дурное. Что царь Давид тут
подчеркивает, что эти люди ведут праздный
образ жизни.
Возникает вопрос: Давиду было бы легче,
если бы о нем злословили не гуляки и пьяницы,
но — мудрецы Торы?
Действительно, тогда бы ему отошли все их
заслуги. А с этих пустобрехов — что взять?
То же самое можно сказать и о моей
ситуации, — подытожил раввин.
на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида
Азулая
(Хида; Эрец Исраэль,18-й век)
4. Мецора : как исправить
Мецора , как
сказано выше — человек, за злоязычие
наказанный духовной болезнью. Он пытался
запятнать, опорочить других. И вот теперь —
язвы цараат появились на его теле.
Кроме того, все его заслуги: изучение Торы,
заповеди, что он исполнял, добрые дела,
которые он осуществлял — все это отойдет
пострадавшему от его злого языка. Сам же он,
как сказано в книге Ховот а-Левавот
(«обязанности сердец»), составленной
рабейну Бахье бен Пакудой (один из
выдающихся Учителей Торы, Испания, 13-14 вв.) —
приобретет ответственность за прегрешения
и проступки, которые он лично не совершал,
но их совершил тот, кого он пытался словесно
унизить.
Незавидное положение. Но может, все-таки
есть выход, может, есть путь к исправлению?
В нашей недельной главе читаем: «Это будет
учением о мецоре в день очищения его» (Ваикра,
гл. 14, ст. 2).
В Талмуде (трактат Эрахин, лист 15) раби
Хама бар Ханина задается вопросом: в чем
состоит исправление того, кто говорил
лашон hа-ра (злословил) направо и налево, а
теперь покрыт язвами цараат? И отвечает:
если нарушитель был знатоком Торы — пусть
Торой и займется. Если же он не изучал Тору,
и в ее законах Торы не сведущ — пусть
обуздает свои страсти и вожделения,
принизит себя, сломает свою гордыню.
Итак, в чем исправление мецоры?
Обратите внимание: не тешува, не
раскаяние, но именно — исправление.
Поскольку злоязычный записал на свой счет
прегрешения жертв нарушений им законов лашон
hа-ра, о прегрешениях, которые он не
совершал, он не имеет никакого понятия.
Стало быть, у него нет возможности
раскаяться в них и сделать тешуву (вернуться
на пути Всевышнего). Ведь, чтобы раскаяться,
нужно знать — в чем ты провинился. Поэтому
раби Хама употребляет слово — «исправление».
И если возможности тешувы у мецоры
нет — что же ему остается?
В Танахе есть такая фраза: «И поэтому
поклялся Я дому Эли, что не искупится вина
дома Эли приношением вовек» (Первая книга
пророка Шмуэля, гл. 3, ст. 14).
В Талмуде (трактат Рош hа-Шана, лист
18) Рава (величайший Учитель Талмуда;
Вавилон, 4-й век) уточняет: приношением не
искупится, но — искупится Торой.
Написано в книге Зогар, что
изучение Торы приравнивается к
осуществлению всех приношений.
Как же в исправлении мецоры может
помочь сломленная гордыня?
Об этом мы узнаем в трактате Талмуда Сота
(лист 5), со слов раби Иегошуа бен Леви (великий
Учитель Талмуда; Эрец Исраэль, середина
3-го века). Когда существовал Бейт hа-Микдаш
(в условном переводе — Храм), — говорит он,
— человек совершал в нем приношение ола (всесожжение)
и получал соответствующую награду.
Приносил минху (хлебное приношение), и
мог рассчитывать на награду за него. Но тот,
кто обуздал свою гордость, как будто
совершил все приношения, которые
реализовывались в Храме. Ведь сказано в Теилим
(Псалмы царя Давида, гл. 51, ст. 19), что лучшее
приношение Всевышнему — сокрушенный дух.
Изучение Торы и исправление дурных
наклонностей, гордыни — дают мецоре
надежду на выход из его затруднительного
положения.
на основе комментария рава
Рефаэля hа-Коэна
(раввин Гамбурга, Германия, 1722-1803
гг.)
5. Мецора : возможно ли
прощение?
Нашу недельную главу открывает «Учение о мецоре».
И мы читаем: «Это будет учением о мецоре в
день очищения его» (Ваикра, гл. 14, ст.
2).
Мецора — это человек, на коже которого в
наказание за злословие появились пятна,
язвы цараат (заболевание духовного
характера).
Слово, которое мы перевели как «учение», в
оригинале — Тора. Значит, наша фраза может
быть прочитана и так: «Это станет Торой мецоры
в день очищения его». Иначе говоря — Тора,
которую изучал мецора, вернется к нему в
день очищения его, в день, когда он
очистится.
О чем идет речь?
В книге Ховот а-Левавот («обязанности
сердец»), составленной рабейну Бахье бен
Пакудой (один из выдающихся Учителей Торы,
Испания, 13-14 вв.) сказано, что тот, кто плохо
отзывается о людях, приобретает
ответственность за прегрешения и проступки
этих людей, хотя сам он их и не совершал.
Более того, его собственные заслуги и
достижения в изучении Торы, в осуществлении
добрых дел и выполнении заповедей —
переходят тому, кого он оговорил. Потеря,
согласитесь — очень существенная.
Однако есть возможность вернуть все в
прежнее состояние. Для этого нужно как
следует осознать содеянное, раскаяться, а
самое главное — добиться прощения своей
жертвы. Чтобы человек, которому в качестве
компенсации достался весь духовный капитал
мецоры — искренне простил того, кто
злословил на его счет.
На самом ли деле это возможно?
Допустим, Реувену повезло. О нем, в кои-то
веки, говорил не какой-нибудь пустобрех-биндюжник,
не базарная торговка, а сам Шимон — человек
в высшей степени достойный, изучающий Тору,
занимающий соответствующее положение в
обществе. И вот он, Шимон, блеснув
остроумием, подшутил над Реувеном.
Только самому ему после этого должно
быть не до смеху. Ведь теперь весь духовный
капитал Шимона, собранный им за долгие годы,
целиком перешел во владение Реувена. А
взамен Шимон получил прегрешения, которые в
жизни не совершал. Их совершил Реувен. Но
ответственность за них отныне — на Шимоне.
Так вот, если Шимон решит извиниться —
неужели Реувен его простит? Ведь приняв
извинения, он в ту же секунду расстанется с
жирным кушем, столь нежданно свалившимся на
него. А прегрешения, с которыми он так легко
расстался — снова вернутся к нему. Так
неужели же Реувен согласится простить?
Говорится в Талмуде (трактат Рош hа-Шана,
лист 17), что тот, кто поднимается выше обид,
того поднимают выше его прегрешений. Как
сказано в Танахе: «Прощает прегрешение и
проходит мимо, не вменяет в вину
преступления» (Миха, гл. 7, ст. 18).
Кому Всевышний не вменяет в вину
преступления? Тому, кто умеет прощать.
Кто не держит зла на своих обидчиков, но
легко их прощает, — пишет Раши (раби
Шломо бен Ицхак — величайший комментатор
Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — того не
беспокоит мера Суда, пропуская одни
нарушения и позволяя легко отделаться за
другие.
Таким образом, если Реувен простит Шимона,
его собственные прегрешения не вернутся к
нему. Всевышний их простит и спишет.
Ну, хорошо — о возвращении к нему
прегрешений Реувен может не волноваться. А
что с заслугами?
Есть такое изречение Учителей: «По
затраченным усилиям — и награда» (трактат
Авот, гл. 5, мишна 23), — наставляют нас
Учителя.
То есть, сколько усилий и затрат человек
вложит в исполнение заповеди — в
соответствии с этим он и получит награду.
Таким образом, все шимоновы заповеди и
добрые дела, в буквальном смысле,
свалившиеся на Реувена с Неба без особых
усилий с его стороны, наверняка, не многого
будут стоить в Будущем мире.
Но когда Реувен сознательно прощает
Шимона, который высмеял его и публично
унизил, понимая, что прощая, он кое-что
теряет — такое прощение имеет очень
высокую цену в глазах Творца. Поэтому
Реувен, прощая, на самом-то деле — ничего не
теряет. Наоборот — многое выигрывает.
Одна из заповедей Торы обязывает нас
вернуть потерю ее хозяину. Выполняя эту
заповедь, человек получает награду.
Очевидно, что награда будет зависеть, в том
числе, и от величины потери. Так, тот, кто
вернул хозяину потерянный мешок овса,
безусловно, заслуживает награду Всевышнего.
Но его награда несравнима с той, которую
получит нашедший и вернувший законному
владельцу мешочек с редкими драгоценными
камнями.
Теперь вернемся к Реувену и Шимону.
Шимон, произнеся лашон hа-ра — потерял
свой духовный капитал. А Реувен, прощая его,
выступает в роли вернувшего потерю ее
хозяину.
Отметим, что изучение Торы, выполнение
заповедей и осуществление добрых дел —
ценятся намного выше, нежели рубины,
изумруды и бриллианты, даже если это —
бриллианты чистой воды. Поэтому трудно себе
представить размеры награды, ожидающей
того, кто вернет такую потерю. Значит\.
Шимону нужно сделать все, чтобы добиться
прощения. А в интересах Реувена — простить.
на основе комментариев рава Хаима-Йосефа-Давида
Азулая
(Хида; Эрец Исраэль,18-й век)
и раби Йосефа Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы,
открытой ее части и закрытой — каббалы,
автор десятков книг, в том числе — краткого
кодекса законов, под названием Бен Иш Хай;
Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века –
первая половина 20-го)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|