ВАЯКЭЛЬ 
"а-ХОДЕШ"
ВАЯКЭЛЬ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"а-ХОДЕШ"

Март 8, 2021   24 Адар1 5781

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Песах
15-21 Нисана
(28.03 - 03.04.21)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(28.03 - 04.04.21)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(08.04.21)
День памяти павших 
3 Ияра
(14.04.21)
День независимости Израиля
4 Ияра
(15.04.21)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(30.04.21)

День Иерусалима
28 Ияра
(10.05.21) 
Шавуот
6 Сивана
(17.05.21)
В диаспоре 6-7 Сивана
(17.05 - 18.05.21)
Девятое Ава
 9 Ава
(18.07.21)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(07.09 - 08.09.21)
Йом Кипур
10 Тишри
(16.09.21)
Суккот
15-21 Тишри
(21 - 27.09.21)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(28.09.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(28 - 29.09.21)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Девятнадцатый цикл обсуждения

Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «ТЕЦАВЕ»

 

Место в Торе: книга Шемот, гл. 28, ст. 1 - гл. 29, ст. 46.

 

Почему глава так называется?

По начальным словам: «И ты вели сынам Израиля» (гл. 27, ст. 20).

Вели на иврите - тецаве.

 

Обсуждение главы Тецаве

 

1. Моше и после смерти — во главе народа

 

Мы читаем, что Всевышний обращается к Моше с такими словами: «И ты вели сынам Израиля…» (Шемот, гл. 27, ст. 20).

Тут мы видим, что Всевышний обращается к Моше, не называя его по имени.

Так — не только в приведенной фразе. Во всей главе, вы не встретите упоминаний Моше по имени. 

Дело в том, Всевышний, когда был создан золотой телец (об этом — см. к примеру, в обзоре недельной главы Ки Тиса, первый годовой цикл обсуждения) — хотел уничтожить народ Израиля и произвести новый народ от Моше.

Но Моше вступился за своих собратьев. «Тогда и меня сотри из Твоей книги» (Шемот, гл. 32, ст. 32), — с разбитым сердцем произнес он.

Важно, чтобы читатели поняли: то, что не записано в Торе, как будто бы и — не существует. Если Моше не упомянут в Торе, это не значит, что он живет в безвестности. Если о нем не написано в Торе — его как бы нет. Нигде. 

Выходит, Моше ради еврейского народа был готов пожертвовать собой.

За это он удостоился руководить сынами Израиля и после своей смерти. Поэтому сказано: «И ты вели сынам Израиля…».

Даже, когда умрешь и больше не будешь упомянут — все равно ты будешь во главе Израиля.

Намек на это содержится в первых двух словах текста нашей недельной главы в оригинале — «Вэ-ата тецаве» (и ты вели).

«Вэ-ата», как написано в Танахе — это аббревиатура начальных букв слов «И душа возвратится к Всевышнему» (Коэлет, в русских текстах нередко — «Экклезиаст»; гл. 12, ст. 7). То есть, даже когда твоя душа вернется к Творцу — ты продолжишь повелевать (тецаве).

Не случайно Всевышний стер имя Моше именно из недельной главы Тецаве. Ведь седьмое адара (день рождения и смерти Моше) — всегда выпадает на ту неделю, когда читают эту главу.

Уточню, что на самом-то деле Всевышний не стер имя Моше из нашей недельной главы, но — сделал присутствие Моше здесь неявным.

Наша недельная глава включает в себя 101 фразу. Гематрия (числовое значение) букв, наполняющих имя Моше (если мы запишем названия букв, составляющих имя Моше, то буквы, добавленные к уже имеющимся будут называться - наполняющими) — тоже равна 101-му.

 

на основе комментариев рабейну Бехае

(раби Бехае бар Ашер; известный комментатор Торы, автор нескольких трудов по вопросам еврейской этики; Испания, 14-й век),

Роша

(рабейну Ашер бен Йехиэль, конец 13-го – начало 14-го вв.)

и Виленского Гаона

(раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность)

 

 

2. Нет Моше, есть Михаэль

 

Наша недельная глава начинается словами Всевышнего: «И ты вели сынам Израиля…» (Шемот, гл. 27, ст. 20).

Эти слова адресованы Моше, хотя он здесь и не упомянут. Впрочем, упоминание о нем отсутствует не только здесь (в этой фразе), но и — во всей недельной главе.

Это объясняется тем, что Всевышний стер из нее имя Моше. Причем, Моше сам захотел этого. И этим — спас еврейский народ от уничтожения.

Когда Всевышний в гневе из-за золотого тельца, хотел завершить проект под названием «сыны Израиля» и, вместо него, приступить к созданию нового, который должен был произойти от Моше — Моше выступил против этого.

«Тогда и меня сотри из Твоей книги» (Шемот, гл. 32, ст. 32), — не задумываясь, самоотверженно заявил он.

И Всевышний стер имя Моше из недельной главы Тецаве.

В Мидраше (Ялкут Шимони на книгу пророка Йеhошуа, гл. 5) говорится, что Творец накануне Исхода евреев из Египта — хотел дать Моше в помощь малаха (в условном переводе — «ангела»), малаха по имени Михаэль.

Но Моше отказался принять его помощь. Он настоял, чтобы Всевышний сам, лично возглавил Исход. Как сказано: «Если Ты Сам не пойдешь с нами — не выводи нас отсюда. В чем же выражается милость, которую я обрел — я и народ Твой — если не в том, что Ты сам пойдешь с нами, и будем мы выделены — я и Твой народ — из всех народов земли» (Шемот, гл. 33, ст. 15-16).

После этих слов Моше и Михаэль не могли быть вместе.

И действительно, все время, пока Моше возглавлял народ, малах Михаэль не приближался к нему.

Но вот власть перешла к Йеhошуа (ученику и преемнику Моше). И тут же на сцену выходит Михаэль. Как написано в Танахе: «Сейчас пришел я» (книга пророка Йеhошуа, гл. 5, ст. 4).

Получается так: когда есть Моше — нет Михаэля, есть Михаэль, значит — нет Моше.

Но ведь в нашей недельной главе нет Моше. И согласно этому правилу — в ней должен быть Михаэль. 

Где же он?

Постараемся найти его.

В недельной главе Тецаве — 101 фраза. Гематрия (числовое значение) имени Михаэль — 101.

Михаэль, конечно же, не мог появиться в нашей недельной главе явно, не мог быть упомянут прямо. Ведь в ней описываются события периода, когда Моше был еще жив.

Но как только исчезает имя Моше — сразу же начинает проявляться имя Михаэль. Пусть и намеком...  

 

на основе комментария рава Авраама-Йеhошуа Гешеля из Кракова

(автор книги «Ханукат hа-Тора», Польша, 1595-1663 гг.)

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Что ответить ученому на утверждение, что Септуагинта — аутентичнее традиционного текста?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда    
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля