БО 
"БО"
БО 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"БО"

Январь 27, 2020   1 Шват 5780

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Женский   
дневник
   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Отзывы и    предложения   
Почта   
English   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ту би-Шват
15 Шват
(10.02.20)
Пурим
14 Адара
(10.03.20)
в Иерусалиме -
15 Адара
(11.03.19)
Песах
15-21 Нисана
(09.04 - 15.04.20)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(09.04 - 16.04.20)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(21.04.20)
День памяти павших 
3 Ияра
(28.04.20)
День независимости Израиля
4 Ияра
(29.04.20)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(12.05.20)

День Иерусалима
28 Ияра
(22.05.20) 
Шавуот
6 Сивана
(22.05.20)
В диаспоре 6-7 Сивана
(29.05 - 30.05.20)
Девятое Ава
 9 Ава
(30.07.20)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(19.09 - 20.10.20)
Йом Кипур
10 Тишри
(28.09.20)
Суккот
15-21 Тишри
(03 - 09.10.20)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(10.10.20)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(10 - 11.10.20)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(11.12 - 17.12.20)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(25.12.20)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Девятнадцатый цикл обсуждения

Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Вайешев»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 37, ст. 1 — гл. 40, ст. 23.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: «И поселился Яаков в стране проживания своего отца, в стране Кенаан...».

И поселился на иврите — вайешев.

 

Обсуждение главы Вайешев

 

1. От любви до ненависти

 

Йосеф видит сны и пересказывает их братьям. Об их реакции на это в нашей недельной главе читаем: «И возненавидели его... И стали ему завидовать» (Берешит, гл. 36, ст. 4, 11).

Мы знаем, что в основе отношений Йосефа и его братьев лежат глубокие духовные явления. Почему же в Торе чувства братьев характеризуются такими понятиями как «ненависть» и «зависть»?

Рабейну Нисим (Ран; один из основных комментаторов Талмуда; Барселона, Испания, 14-й век) во время видуя (видуй — особая покаянная молитва, в которой молящийся выражает раскаяние в своих проступках и прегрешениях) в канун Йом Кипура произнес: "Если Ты станешь судить мои дела и поступки, то горе мне и беда на душу мою. А если решишь очистить меня, подобно тому, как выплавляют чистое серебро, отделяя его от примесей — не останется от меня ни клочка».

Если Всевышний решит проверить, насколько человек освоил Тору, и его поступки, — говорит Ран, предлагая начать проверку с себя, — Он не найдет в нем ничего ценного: ни серебра, ни золота. Останется одна лишь пустая руда, один лишь шлак.

Раби Нисим был выдающимся раввином, знатоком Торы и праведником. Как же он мог сказать о себе во время видуя — «шлак» и «пустая руда»?

Просто он открыл нам, как это видится Свыше.

Братья смотрели на сны Йосефа «земными» глазами. Но ведь сны ему были ниспосланы Свыше. А духовная шкала, шкала Небес — несравнима с материальной системой ценностей.

Не следует рассматривать каплю воды через лупу. Если хочешь увидеть в ней бактерии — вооружись микроскопом.

Используя неподходящие мерки, братья скатились до низменных чувств — ненависть и зависть.

Впрочем, нужно внести некоторые уточнения. Если мы  еще раз внимательно прочтем текст нашей недельной главы — нам откроется, что ненависть братьев к Йосефу существовала и до его снов. Сначала сказано: «И возненавидели его» (Берешит, гл. 36, ст. 4). И только потом — «И приснился Йосефу сон» (там же, ст. 5).

Так что, после того, как Йосеф поведал братьям, что ему снилось — ненависть братьев лишь возросла. Как написано: «И они еще больше возненавидели его» (там же, ст. 8).

Когда братья узнали, что видел Йосеф в своем втором сне — к их ненависти добавилась еще и зависть. И мы об этом читаем: «И завидовали ему его братья» (Берешит, гл. 36, ст. 11).

Так за что же братья ненавидели Йосефа?

Может, за то, что он наушничал отцу? Как сказано: «И приносил Йосеф о них славу худую их отцу» (Берешит, гл. 36, ст. 2).

Но нет, дальше читаем: «И увидели братья Йосефа, что его любит их отец больше всех... и возненавидели его» (там же, ст. 4).

Получается, что братья возненавидели Йосефа не за доносительство — они об этом попросту ничего не знали. Ведь Яаков свои беседы с сыном держал в тайне.

Причиной их ненависти стала отцовская любовь.

Так, очевидно, появилось на свет выражение: «От любви до ненависти — один шаг».

Расстояние от любви Яакова к Йосефу до братской ненависти к нему — оказалось слишком коротким.

Итак, братья вначале возненавидели Йосефа, а после того, как он рассказал им свой сон — стали ненавидеть его еще сильнее.

Но ведь они могли улучшить качества своей души, развить и укрепить в себе свойства доброты, которое, как правило, «растворяет» ненависть. Почему же они об этом не позаботились?

Дело в том, что братья были уверены в своей правоте, поэтому и продолжали путь по дороге ненависти.

Когда человек убежден, что он прав — он с легкостью двигается в этом направлении (от ненависти — к большей ненависти, а от нее — к зависти). А оттуда — очень трудно вернуться.

 

на основе комментария рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера

(Сфат Эмет; Ребе Гурских хасидов, Польша, 19 в.)

 

 

 

 

2. Шалом — фальшивый и искренний

 

Написано в нашей недельной главе об отношении братьев к Йосефу: «И возненавидели его. И не могли сказать ему шалом» (Берешит, гл. 37, ст. 4).

В этом фрагменте, — пишет в своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — братья Йосефа показаны, казалось бы, не с лучшей стороны. Только это — при поверхностном прочтении. На самом же деле эту фразу можно трактовать и им в заслугу.

Слово «шалом» написано здесь без буквы «вав», то есть — в усеченной форме.

Когда же Яаков отправляет Йосефа к братьям, попросив его проверить, все ли в порядке с ними и со скотом (Берешит, гл. 37, ст. 14) — в этом отрывке тоже использовано слово «шалом», причем — дважды, и оба раза — в полном написании (с буквой «вав»).

Попытаемся понять, чем объясняется такое различие в написании?

Когда один человек ненавидит другого, его приветствие звучит неискренне. Ведь то, что он говорит, не соответствует тому, что он чувствует и о чем думает. Получается на устах одно, а в сердце — совсем другое.

Понятно, что такой «шалом» будет — ущербным. И это находит отражение в неполном написании.

Но братья — и это в Торе ставится им в заслугу — не лицемерили в общении с Йосефом. Если уж приветствовать — то искренне, без фальши, — считали они. Поэтому и написано: «не могли сказать ему шалом» (неискренний шалом, что отображено в тексте неполным написанием).

Сказано в Талмуде, что в ситуации, когда прощаешься с товарищем, не надо говорить ему — «иди в мире (лех бе-шалом)», скажи — «ступай с миром (лех ле-шалом)» (трактат Берахот, лист 64).

И действительно, Итро пожелал Моше идти с миром (ле-шалом) — и тот преуспел. А Давид сказал своему сыну Авшалому: «Иди в мире». И тот — погиб.

Поэтому, обращаясь к живым людям, принято говорить — «ле-шалом». И «бе-шалом» говорят в адрес умершего.

Написано в Танахе: «Как в воде лицо – к лицу, так сердце человека – к человеку» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 27, ст. 19).

Братья Йосефа испытывали ненависть к нему. И, помня правило «лицо к лицу, человек к человеку» — были уверены, что Йосеф платит им той же монетой. Но на самом деле, сердце Йосефа было свободно от ненависти. Более того, изо дня в день, он сердечно приветствовал своих братьев, желая им мира и спокойствия. И это злило их еще больше. Братья не могли вынести эти добрые пожелания Йосефа.

В свете этого, наш фрагмент приобретает дополнительный смысл.

Братья не могли сказать Йосефу «шалом» и не могли перенести искренние пожелания мира от Йосефа. Ведь это противоречило их уверенности, что Йосеф испытывает к ним ответную ненависть.

 

на основе комментария рава Мордехая Друкера

(автор книги «Тхелет Мордехай», наше время)

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Счет Омера и время ужина


Поиск по сайту:


Что такое — молитва?


Что такое счастье


Кому принадлежит жизнь ребенка?


Путь — к ошибкам…


Откуда — традиция седера?


Пойти на работу?


Секрет Агады


В Каире — весна?

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |   Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда  |   Женский дневник   
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля