ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

New Page 3


ГЛАВА “Ваишлах”

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 32, ст. 4 - гл. 36, ст. 43.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: “И послал Яаков посланников перед собой, к Эсаву, брату своему...”.

И послал на иврите - ваишлах.

Обсуждение главы Ваишлах

17.11.02

Наша недельная глава продолжает тему предыдущей.

Сразу же подчеркнем, что перипетиями жизни отца двенадцати сыновей - будущих предводителей колен Израиля, она не исчерпывается. Ибо все описанные здесь события определяют дальнейший ход истории, влияют на судьбу всех потомков Яакова в отношениях с народами земли.

Но прежде чем приступить к непосредственному анализу сути главы, сделаем небольшое отступление.

На протяжении всей своей истории всегда стремились постичь науку жизни, проявляя готовность учиться у любого.

Наши Учителя говорят, что даже у вора можно научиться нескольким хорошим вещам. К примеру, ловкости и быстроте в исполнении своей работы.

Это, конечно, не означает, что следует идти к вору в ученики. Традиция настоятельно рекомендует нам держаться подальше от людей сомнительного поведения, а в учителя выбирать - знающего и по-настоящему праведного человека.

Смысл парадоксального высказывания мудрецов в том, что учиться всю следует жизнь, извлекая уроки из всякого опыта -позитивного и негативного, своего и чужого.

Именно для этого и отправлена душа на землю - чтобы изучением и исполнением совершенствовать свои качества, исправляя себя и мир.

Но, разумеется, главное учение - познание Торы, которой душа, как говорят мудрецы, начинает обучаться еще в утробе матери, чтобы потом реализовывать ее законы в делах всю жизнь...

Итак, вернемся к нашей главе и рассмотрим ее с позиций отношений евреев с другими народами.

Мы читаем о том, что Яаков, встретив гонцов брата, говорит им: «Так скажите господину моему, Эсаву, так сказал раб твой...» (гл. 32, ст. 5).

Слов «господину моему» Эсав не услышит - они сказаны для посланников. Зачем же Яаков произносит их? И вообще, вся фраза выстроена, как кажется, странно.

Если бы в ней было лишь выражение «господину моему» (на иврите - адони) и дальне слов «раб твой» - не было, его можно было бы понимать как вежливую форму обращения, не более того. Мы и сегодня нередко обращаемся к мужчинам - «адони!..».

Если бы Яаков стремился подчеркнуть идею подчинения, ему достаточно было бы произнести - «так сказал раб твой».

Может быть, «избыточность» фразы надо объяснять еврейским принципом - «посланника принимай, как того, кто его послал»?

Ясно одно: Яакову необходимо было проникнуться этой идеей, чтобы внушить, передать это чувство («подчиненности») посланникам. Ему важно, чтобы и у гонцов и у Эсава не возникли в этом сомнения.

Но нас интересует вопрос: зачем в принципе ему это было нужно?..


18.11.02

Эйсав, как мы знаем из предыдущих глав, воевал с за первенство и наследство, за абсолютное преимущество, за благословение отца и Всевышнего.

И неважно, что он не собирался служить Творцу - не собирался ради Него от чего-то отказываться, что-то делать, чтобы исполнить Его Волю. Для него главное - «принцип». Что это за «принцип» такой, наши отцы и деды узнали из собственного опыта - у нацистов-солдат на пряжках ремней была гравировка: «Готт мит унц» (с нами - Бог)... Германия, кстати говоря, тоже считается духовным преемником Эдома - Рима.

Эсав прямо говорит Яакову о своем, назовем это так - равнодушии к Творцу. Когда он уступает брату право первенства - за чечевичную похлебку, он еще и дает своему поступку объяснение. Смысл его слов таков: зачем мне эти обременительные обязанности, если все равно все помрем; нужно жить в свое удовольствие, ничем себя не ограничивая.

Учитывая «психологические особенности» брата, Яаков решил, что умиротворить его, можно было только прямым выражением подчинения и признания его власти: «он (Эсав) - господин, а Яаков - его раб».

Этот поступок Яакова на века проецировался в дальнейшую еврейскую историю.

Впоследствии, после первых уничтожений евреев под руководством самого Мухаммеда, многие мусульманские правители в своих государствах, требовали признания своего господства над ними, довольствуясь унижением евреев и позволяя им жить, согласно еврейской традиции. Справедливости ради скажем, что иногда они все-таки начинали вынуждать евреев принимать свою веру.

Позднее, в 20-м веке, когда евреи стали добиваться создания собственного государства, ситуация ухудшилась. Ибо по их представлениям, это было посягательством на «господство» их религии и культуры. В какой-то степени еще и поэтому сейчас их главная цель - уничтожить нас.

Итак, правильно ли поступил Яаков, признавая господство Эсава?

Ведь на самом-то деле для Яакова, конечно же, кроме Творца, не было иного господина.

Так и осталось в нашей традиции - никому не кланяться, ни перед кем не «ломать» шапку... Только после того, как Яаков продемонстрировал брату «минутную слабость», нееврейский мир не хочет признавать это еврейское правило. Вплоть до того, что оно порой стоит евреям жизни.

Была, к примеру, в нашей истории (события Пурима - см. на сайте материалы о празднике Пурим) ситуация, когда отказ Мордехая поклониться Аману привел к тому, что в Персии был издан указ о тотальном уничтожении еврейского народа во всей огромной империи Ахашвероша...


19.11.02

Эта независимость, нежелание склонить голову перед идолами чужих народов и перед их авторитетами, - одна из причин ненависти к евреям, которая не раз проявлялась в разные времена и в разных странах.

Казалось бы, эта «жестоковыйность», как переводят не раз упоминаемое в Торе порицание евреев ( на иврите - ам кшей ареф - «упрямый народ»), давно должна была привести евреев к гибели. Однако недаром говорят, что пороки человека - продолжение его достоинств. И Всевышний, упрекая евреев за упрямство, в то же время постоянно повторяет, что избрал именно евреев среди других народов.

Именно такой, упрямый, народ, способный противостоять влиянию враждебного окружения, и нужен Всевышнему.

Чудесным образом эта несгибаемость не привела к исчезновению евреев во всем мире, как замышлял потомок Амалека, Аман, но, наоборот, привела к падению Амана, а евреев - к спасению от уничтожения, от ассимиляции, потери источника жизненной силы - своей традиции.

Это для нас - важный урок.

Яаков, как мы читаем далее в этой главе, при встрече семь раз поклонился Эсаву (как мы помним, его называли и другим именем - Эдом), и за это, по мнению некоторых комментаторов, мы получили двухтысячелетнее эдомское изгнание, которое длится до сих пор.

Какой мы можем сделать вывод? - «Разумная» осторожность нередко грозит человеку непредвиденными опасностями, а «безрассудная» прямота, которая являет собой выражение Воли Творца, - спасает.

Однако очень непросто решить, как следует поступить в каждом конкретном случае. И в том, что Яаков поклонился Эсаву, как нетрудно догадаться, есть и другой план (см. на сайте обзор недельной главы Ваишлах, первый годовой цикл).

Так, к примеру, события Хануки повествуют о том, как евреи восстали и победили греков (см. на сайте материалы о празднике Ханука). А во времена Второго Храма - восстали и потерпели от поражение, которое привело к разрушению Храма и тысячелетнему изгнанию...


20.11.02

Однако между этими событиями, подчеркнем, была весьма существенная принципиальная разница. Греки запрещали изучать Тору, делать обрезание, приносить жертвы в Храме, они старались сделать евреев идолопоклонниками. Здесь не могло быть никакого компромисса, и восстание подняли коэны, сам Матитьяу Хашмонай - первосвященник.

А во время Второго Храма война шла не за Тору, потому что соблюдению законов Торы римляне не мешали, их (по определению мудрецов, потомков Эдома) интересовала только власть и дань. И наши Учителя были против этого восстания. Так что результат можно было предугадать заранее.

Впрочем, и здесь все не просто. Второе восстание против римлян под руководством Бар Кохбы, многие мудрецы все же поддерживали.

Да, в этот период после первой войны против римлян, Храм был разрушен, Храмовая гора распахана, и евреям было запрещено селиться в Иерусалиме. Так что приношения прекратились, и многие заповеди из-за римлян невозможно было исполнять.

Сам раби Акива собирал деньги на борьбу Бар Кохбы и вдохновлял восставших, считая их вождя Машиахом, помазанником, будущим царем еврейского народа. Но кончилось все еще трагичнее...

Значит, во всем есть разумный предел, и некая грань отделяет разумное от безрассудного. Но как ее ощутить, если даже мудрецы могут заблуждаться?

Вернемся еще раз к обстоятельствам событий Хануки и восстания Бар Кохбы.

Перед приходом римлян в период Второго Храма в народе был раскол. Два брата из царской семьи боролись за власть, и один из них, чтобы победить, привел в страну римлян. Так была заложена основа для будущего поражения.

Раскол был и во мнениях. Евреи обвиняли друг друга, доносили один на другого. «Беспричинная ненависть» и лашон а-ра (в переводе на русский - «дурной язык»), как учит традиция, стали причиной разрушения Храма. В этих условиях победа была невозможной.

Кроме того, есть тут и еще одно, очень важное, обстоятельство. Несомненно, у Бар Кохбы был огромный потенциал. Но, как говорят наши Учителя - не оставляй сомнений до последнего дня жизни. Бар Кохба не выдержал испытания властью и славой, забыл, Кто (и только Он один) дает успех и победу.

Бар Кохба заявил, что «с такими воинами» ему не нужна поддержки Творца - лишь бы Он не помешал. Это предопределило трагический исход восстания. Мудрецы назвали Бар Кохбу (Сына Звезды) Бар Козивой (Сыном Лжи) - он обманул чаяния народа и навлек на Израиль изгнание...


21.11.02

Вспомним события Пурима. Традиция передает нам, что еврейский народ нашел спасение, благодаря всеобщему раскаянию и нескольким дням всенародного поста - единению народа в стремлении к общей цели. То же и в Хануку. Народ объединился в порыве - «встать за Всевышнего», как призвал коэн Хашмонай. И этот его призыв ассоциируется с обращением Моше Рабейну к левитам - «Кто за Всевышнего - ко мне».

В восстаниях против Рима этот принципиально важный элемент отсутствовал.

Но как же все-таки оценивать поклоны Эсаву?

Некоторые комментаторы говорят, что Яакову следовало поклониться Эсаву, но - только один раз. Другие - полностью поддерживают линию поведения Яакова.

В этой связи стоит вспомнить слова Яакова, которые он произнес, когда пришел к египетскому фараону. Фараона Яаков тоже называет господином. А заканчивается эта история двухсотлетним рабством евреев в Египте.

Однако давайте разберемся в позициях комментаторов. Что имеют в виду те, кто говорит - хватило бы и одного поклона?

Яаков при встрече с Эсавом отказывается от его предложения идти вместе или послать с ним провожатых, мотивируя свой отказ тем, что дети и скот еще малы и не могут поспевать за взрослыми людей. Поэтому его люди будут двигаться «поступью детей». Мы еще встретимся, говорит Яаков.

Разумеется, это - пророчество. Эта встреча состоится, но спустя много лет (рассказ об этой встрече можно найти на сайте - в обзоре недельной главы Ваишлах, первый годовой цикл).

Смысл слов Яакова заключается в том, что дети - будущий еврейский народ, еще не окрепли, настолько, чтобы противостоять Эсаву. А столкновение неизбежно, потому что миролюбие брата было лишь кратковременным и обусловленным разными факторами, прежде всего - поражением малаха (некая духовная субстанция, осуществляющая связь Неба с землей - см. обзор недельной главы Ваишлах, первый годовой цикл), который оказывал Эсаву поддержку.

Не сумев победить Яакова, Эсав хочет дождаться более благоприятного момента. Но Яаков это хорошо понимает и уходит своей дорогой.

Мы уже говорили: от злодея нужно держаться подальше. Исходя из любых соображений. Это не вопрос страха перед ним или бесстрашия, или соотношения сил в данный момент. Если не убьет сейчас, так нанесет ущерб, если не физический, так духовный, если не открыто, то - незаметно и непредсказуемо.

Многие века евреи придерживались этого принципа. Первое гетто в Венеции было создано самими евреями, чтобы жить за стеной, отдельно от другого народа - с иной верой, с их привычками, пороками и антисемитизмом. Чтобы рожать детей, жить и умирать по Закону Всевышнего.

И сегодня по всему миру религиозные евреи стараются селиться вместе, создавая вокруг синагог и иешив небольшие сплоченные общины. В больших городах таких еврейских районов обычно бывает несколько.

Можно это наблюдать и в Израиле.

Религиозные люди селятся рядом, чтобы поддерживать друг друга - духовно и материально. Кроме того, в таких районах практически нет преступности и наркомании. Окружение помогает родителям правильно воспитывать детей.

По тем же причинам и Яаков не пошел с Эсавом. «Поклонился» ему и отправился дальше.

Что же имели в виду комментаторы, отмечающие, что Яакову следовало бы поклониться Эсаву только один раз?

Они дали понять, что слишком много поклонов закрепляют в сознании противника ощущение, что потенциальная жертва Используем слова знаменитого баснописца Крылова - «виновата уж тем, что хочется мне кушать»...

Автор текста Гедалия Спинадель


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Мы любим друг друга, но…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля