Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «ТАЗРИА»
Место в Торе:
книга Ваикра, гл. 12, ст.
1 — гл. 13, ст. 59.
Почему глава так
называется?
По первым словам фразы: “Если женщина зачнет
(тазриа) и родит сына...” (Ваикра, гл. 12, ст. 2).
И зачнет
на иврите — тазриа.
Обсуждение
главы Тазриа
1.
Связь между нашей недельной главой и предыдущей
Наша недельная глава начинается
обращением Всевышнего: «И говорил Всевышний, обращаясь к Моше: Скажи сынам
Израиля…» (Ваикра, гл. 12, ст. 1-2).
В предыдущей недельной главе (Шмини)
рассматривается тема кашрута. И написано, что можно человеку употреблять в пищу,
и что — нельзя, мясо каких животных есть разрешается, и каких — запрещено.
В нашей недельной главе
говорится об особом заболевании духовного происхождения, которое носит название,
цараат. Ее признаки могли появиться на стенах дома, на домашней утвари, на
одежде и, наконец — на теле человека.
Цараат,
повторю — чисто духовное явление, не имеющее ничего общего с проказой. В
наше время всеобщего огрубления и торжества материальности, цараат не
встречается.
Известно, что язвы цараат
были наказанием, в частности — за злословие и сплетни.
Конечно же, недельные главы
Шмини и Тазриа соседствуют не случайно. В них Тора нас
учит, что разрешено и что запрещено впускать в себя через рот, а также — какие
слова разрешено, и какие запрещено выпускать изо рта.
Так, начав с законов кашрута в
Шмини, в Тазриа Тора показывает, каково наказание за
злословие.
Соблюдая кашрут,
человек хранит себя в духовной чистоте, не допуская в себя нечистое. Избегая
злословия, он не только не загрязняет окружающий мир непотребством, но и бережет
свою душу незапятнанной.
Всевышний, в свою очередь, идет
людям навстречу и побуждает их блюсти духовную и нравственную чистоту. Он
установил день, в который даже Сатан (о нем — см. на сайте, к примеру, в
ответе «Сатана и его место в иудаизме», № 1410) не злословит, не
обвиняет, но говорит о людях только хорошее. День этот — Йом Кипур, день
искупления, день очищения.
Человек зовется плотью. Как
сказано: «Придет всякая плоть поклониться Мне — слова Всевышнего» (Танах, книга
пророка Йешаягу, гл. 66, ст. 23).
Израиль назван — живым. Написано
в Торе: «И вы, присоединившиеся к Творцу, живы все сегодня» (Дварим,
гл. 4, ст. 4).
Злодеи,
как говорится в Талмуде (трактат Берахот, лист 18), еще при жизни
считаются «мертвыми». Тогда как сыны Израиля — «живая плоть». Благодаря
тешуве (раскаянию), которой они посвящают себя в Йом Кипур, их прегрешения
переворачиваются в заслуги, а красная нить, символизирующая нарушения,
наказания и строгость закона — белеет (трактат Йома, лист 67).
Об этом в Танахе (книга пророка
Йешаягу, гл. 1, ст. 18) сказано: «Если будут прегрешения ваши
красны, как багрянец, то станут белыми, как снег».
Один из законов, относящихся к
тому, кто поражен духовными язвами цараат, гласит: «Если живая плоть
вновь обратится в белую, то придет он к коэну.
И осмотрит его коэн... и признает чистым» (Ваикра, гл. 13,
ст. 16-17).
В выражении «живая плоть» —
намек на сына Израиля. «Обратится», то есть — вернется на путь Творца, сделает
тешуву. И его прегрешения «станут белыми, как снег».
«И осмотрит его коэн».
Всевышний читает в наших сердцах — только Он может проверить искренность
тешувы. «И признает чистым» — очистит от прегрешений, превратив их в
заслуги.
на основе комментария раби Йосефа Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор
десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием «Бен Иш
Хай»; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)
2.
Почему плачет новорожденный
Написано в нашей недельной
главе: «Если женщина зачнет и родит сына…» (Ваикра, гл. 12, ст.
2).
Почему новорожденный младенец
всегда плачет?
Ответ на этот вопрос находим в
Мидраше Танхума.
Младенец находился в материнской
утробе в уюте и комфорте, но ему пришлось покинуть это убежище. Вот он и
оплакивает утрату своего мира, к которому он успел привыкнуть. Теперь его ждет
жизнь, в течение которой ему суждено пройти через семь этапов.
В начале своего пути, примерно,
до года — младенец подобен царю. Им все любуются, каждый мечтает на него
взглянуть, а взглянув, торопится выразить любовь, преданность и восхищение. Он
всегда в центре внимания, на него устремлены все глаза. Его окружают заботой, он
живет на всем готовом, на полном обеспечении.
После года ребенок начинает
активно ползать, он всегда найдет, чем испачкаться. Его нельзя оставить без
присмотра — сбежит.
Для родителей этот второй этап
жизни младенца подразумевает не только кормления и купания, но и — погони,
бессонные ночи.
На третьем этапе он завален
игрушками, подарками, его первые, неуверенные шажочки в глазах родителей —
прекрасный танец. И он танцует на радость всей своей родне.
Четвертый этап многие называют —
лучшими годами. Словно породистый жеребец он гарцует по жизни. Его молодость и
здоровье притягивают одних и вызывают зависть у других. Когда тебе восемнадцать
— глаза сияют, на щеках румянец, и все дается легко. Жизнь кажется приятной
прогулкой, только успевай получать удовольствие.
В роли навьюченного осла
предстает он перед нами на пятом этапе. Его поклажа — жена и дети, словом —
семья, которую нужно содержать, кормить и заботиться о ней. Оглянуться не успел,
а ему уже стукнуло сорок.
Умудренный опытом пес встречает
нас на шестом этапе. Он знает, где урвать кусок пожирнее, кому оставить сладкую
кость. Хитрые уловки и запутанные комбинации не вызывают ни робости, ни стыда.
Он чувствует себя в своей тарелке. Это его территория, поэтому хвост пистолетом
и — вперед, пока еще зубы крепки и лапы не поводят.
Последний седьмой этап —
старость. По своим возможностям он все больше начинает походить на младенца.
Даже с обыденными вещами, такими, как еда и питье, он уже не справляется без
посторонней помощи. Он заговаривается, многое позабыл, часто отвечает невпопад.
Дряхлая обезьяна, вызывающая чувство жалости, а порой и брезгливости — вот во
что он превратился.
Родным и близким он уже не в
радость, но — в тягость. Они поправляют ему подушки, возят в инвалидном кресле,
вздыхают, печально подают лекарство... И далее, как у классика.
В момент появления на свет, все
эти семь этапов
проходят перед взором новорожденного. Поэтому он плачет. Невозможно не плакать.
А на восьмой день ему делают
обрезание. И участие в заповеди ложится бальзамом ему на сердце. И уже не так
страшны все эти ослы и собаки. И даже обезьяна отходит далеко на задний план.
Всевышний велит отцу
новорожденного на восьмой день обрезать ему крайнюю плоть. Но Он не требует
закатывать по этому поводу пир на весь мир. Устраивая трапезу и приглашая
гостей, родители ребенка показывают, насколько им дороги заповеди Творца. И сам
ребенок на подсознательном уровне понимает, что в противовес всем зверюшкам его
жизни, есть еще нечто необычайно ценное — заповеди Всевышнего.
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
3. Почему у евреев день
начинается с ночи?
Написано в нашей недельной
главе: «Если женщина зачнет и родит сына…» (Ваикра, гл. 12, ст.
2).
Комментируя этот фрагмент,
Учителя приводят фразу из Псалмов царя Давида: «Сзади и спереди Ты объемлешь
меня и возложил на меня руку Твою» (Тeилим,
гл. 139, ст. 5).
Известно, что у сынов Израиля
день начинается ночью. Например, шаббат наступает в пятницу, после захода
солнца. А народы мира отмечают начало дня утром. И хотя формально у них дата
сменяется в полночь, но реальную силу это имеет только раз в году, при
наступлении первого января. Его действительно отмечают в полночь. Все же
остальные дни, включая праздничные даты, входят в силу с утра. Так, например,
парад 9-го мая проходит утром, а не в полночь.
С чем это связано?
В книге Иова (гл.
8, ст. 7) есть такие слова: «И то, что малым было в начале твоем, впоследствии
умножится у тебя весьма».
Учителя в Талмуде (трактат
Кидушин, лист 40) выводят из этого, что Всевышний посылает
праведникам испытания и даже страдания в этом мире, чтобы унаследовали они мир
Грядущий. А злодеям из народов мира Творец платит сиюминутными наслаждениями
здесь и сейчас (ведь даже злодеи порой совершают поступки, за которые положено
вознаграждение), чтобы в будущем они унаследовали Геином (в условном
переводе — ад). Как сказано: «И воздающий Своим ненавистникам в лицо, чтобы
погубить» (Дварим, гл. 7, ст. 10).
Ночь ассоциируется с испытаниями
и с нашим миром сокрытия. День символизирует Будущий мир.
У сынов Израиля ночь испытаний
предшествует дню избавления. А народы мира предпочитают начать с наслаждений, ну
а потом — хоть потоп.
Еще испытания нашего мира
уподоблены посеву.
Сеятель бросает зерна в землю, и
через какое-то время из них вырастает новый урожай, количеством во много раз
превосходящий посев. Как сказано: «Сеющие в слезах, будут с радостью собирать
урожай» (Тeилим,
гл. 126, ст. 5).
Тот, кто преодолевает испытания,
подобен фермеру, выращивающему зерновые. Нелегок его труд, зато в будущем он
будет вознагражден обильным урожаем.
Написано: «если женщина
зачнет...».
Слово «тазриа» (зачнет),
выведенное в название нашей недельной главы, созвучно со словом «зриа»
(посев).
Таким образом, если женщина
хочет в радости родить сына, она сначала должна пройти через испытания, слезы и
боль.
Говорится в Мидраше Плиа,
что Иов, столкнувшись с невероятными испытаниями и страданиями, долго не мог
найти им объяснение. И от этого еще больше страдал. Но когда он прочел нашу
недельную главу, на него снизошло понимание. Он понял, что после посева в слезах
— его будет ждать большая радость и обильный урожай.
на основе комментария Хатам Софера
(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина
19-го вв.)
4. Обрезание подобно
приношению
В нашей недельной главе о
заповеди обрезания сказано: «А на восьмой день обрежет крайнюю плоть его» (Ваикра,
гл. 12, ст. 3).
Но почему именно на восьмой
день?
Обрезание в некоторых аспектах
подобно корбану (приношению в Храме).
Осуществляя приношение, коэн
окроплял мизбеах (в условном переводе — жертвенник) кровью животного, и
это служило искуплением.
Точно так же и кровь обрезания
служит искуплению.
С теленком, ягненком или
козленком можно совершать приношение не раньше, чем на восьмой день после их
рождения (см. Ваикра, гл. 22, ст. 27). По аналогии с этим правилом
и обрезание разрешено делать, начиная с восьмого дня с момента рождения
мальчика.
Определенные части корбана
съедали, и их употребление в пищу способствовало искуплению (см. Шемот,
гл. 27, ст. 33).
Поэтому после завершения
обрезания принято устраивать особую радостную трапезу.
Если сравнить приношение
Всевышнему и обрезание, то обрезание в некотором смысле — имеет преимущество.
Ведь корбан человек приобретает за деньги, а обрезание — ценой
собственной плоти и крови.
В этом аспекте обрезание в
какой-то мере подобно акeде,
то есть — приношению себя. Как сказано: «Соберите Мне благочестивых Моих,
заключивших союз со Мной над приношением» (Тeилим
— Псалмы царя Давида, гл. 50, ст. 5).
Кроме того, обрезание
способствует ослаблению вожделений и спасает от запретных мыслей.
Нужно понимать, что в случае,
если еврей по какой-либо причине не сделал обрезание, он все равно считается
обрезанным — обрезанным потенциально. А вот нееврей, даже если ему хирургически
удалят крайнюю плоть — останется необрезанным. Ибо не обрезано его сердце.
И если человек примет обет не
пользоваться услугами необрезанных, ему все же будет разрешено прибегать к
помощи евреев, еще не сделавших обрезание. Но нельзя пользоваться услугами
неевреев, прошедших тот или иной обряд обрезания — скажем мусульман или тех,
кому сделали обрезание по медицинским показаниям (трактат Недарим,
лист 31).
Если перевести рассматриваемую
нами фразу из Торы дословно, получится — «обрежет мясо крайней плоти».
Так в Торе дается намек на то,
что еврей рождается с заложенными в нем определенными качествами, необходимыми
для духовного роста. Рождается с высоким потенциалом, который может реализовать
на благо мира. Появляется на свет — с обрезанным сердцем. То есть — со
способностью сострадать и сопереживать чужой беде.
Единственное, что ему нужно —
это срезать лишний кусочек кожи.
Нееврей, в свою очередь, может
хирургически избавиться от лишней кожицы на детородном органе, но сердце его от
этого не перестанет быть необрезанным.
на основе комментарияна рава Авраама-Шмуэля-Биньямина Софера
(глава знаменитой йешивы
города Пресбурга; известен и как Ктав
Софер —
по названию написанной им
книги «Ктав Софер»; Словакия – Венгрия, 1815-1871 гг.)
5. Обрезание как подвиг
Написано в нашей недельной
главе: «А на восьмой день обрежет крайнюю плоть его» (Ваикра, гл.
12, ст. 3).
Заповедь обрезания стала
краеугольным камнем еврейской самоидентификации. Евреи в тяжелейших, а порой — в
нечеловеческих условиях, самоотверженно старались ее исполнить.
Во время Второй мировой войны
раби Исраэль Шапиро попал в концентрационный лагерь, где его заставляли
заниматься подневольным трудом. Однажды во время работы к нему обратилась
женщина и попросила нож. Раввин понял, что она больше не в силах переносить
лишения лагерного существования и решила свести счеты с жизнью. За разговоры во
время работы уже не один человек получал пулю от охраны. Но рав Шапиро
почувствовал, что просто обязан хоть как-то приободрить несчастную. И не
поднимая головы и не глядя на женщину, раввин сказал, что жизнь — это бесценный
дар Всевышнего, и мы не вправе ею распоряжаться. Только Он дает ее, и лишь по
Его желанию ее можно вернуть.
Тут к ним подскочил
солдат-охранник:
— Что она хочет? О чем тебя
просила?
— Нож, мне нужен нож, —
взмолилась несчастная женщина.
— А, хочешь вскрыться? Что ж,
вот тебе нож!
И ловким движением он вытащил
очень остро заточенную бритву из золингеновской стали.
Женщина взяла ее и отошла в
сторону. Там, на ящике, лежал сверток. Женщина развернула его, и все увидели
красивого малыша с румяными щечками.
Женщина быстрым и точным
движением обрезала младенцу крайнюю плоть.
В воздухе повисла тишина, а
женщина вернула нож оторопевшему охраннику, перевязала сыночка, запеленала его и
пошла прочь.
А вот, еще одна история.
В начале 20-х годов прошлого
века, в Советской России не было недостатка в моэлях (специалистах,
делающих обрезание). В большинстве случаев в местечках и деревнях можно было
обрезать новорожденных без особых проблем. Но большевикам и ответственным
советским работникам это не позволялось.
У молодых, недавно поженившихся
евреев родился сын. К несчастью, они оба состояли в партии. Чтобы сделать
ребенку обрезание, они пошли на хитрость — объявили всем, что у них родилась
девочка. И на восьмой день, в глубокой тайне, «дочери» сделали обрезание.
Все складывалось хорошо, малыш
оказался крепеньким.
Только через месяц в гости к
паре приехала лучшая подруга жены. И она быстро выяснила, что чудесная девочка
на самом-то деле — чудесный мальчик, причем, чудесным образом обрезанный.
Дружеские чувства лучшей подруги
пересилил долг перед партией.
Родителей исключили из ее рядов,
а дальше их следы затерялись в Гулаге. Ребенок вырос в детском доме. И всю жизнь
его сопровождала заповедь, за выполнение которой, родители заплатили столь
высокую цену...
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «ТАЗРИА»
Место в Торе:
книга Ваикра, гл. 12, ст.
1 — гл. 13, ст. 59.
Почему глава так
называется?
По первым словам фразы: “Если женщина зачнет
(тазриа) и родит сына...” (Ваикра, гл. 12, ст. 2).
И зачнет
на иврите — тазриа.
Обсуждение
главы Тазриа
1.
Связь между нашей недельной главой и предыдущей
Наша недельная глава начинается
обращением Всевышнего: «И говорил Всевышний, обращаясь к Моше: Скажи сынам
Израиля…» (Ваикра, гл. 12, ст. 1-2).
В предыдущей недельной главе (Шмини)
рассматривается тема кашрута. И написано, что можно человеку употреблять в пищу,
и что — нельзя, мясо каких животных есть разрешается, и каких — запрещено.
В нашей недельной главе
говорится об особом заболевании духовного происхождения, которое носит название,
цараат. Ее признаки могли появиться на стенах дома, на домашней утвари, на
одежде и, наконец — на теле человека.
Цараат,
повторю — чисто духовное явление, не имеющее ничего общего с проказой. В
наше время всеобщего огрубления и торжества материальности, цараат не
встречается.
Известно, что язвы цараат
были наказанием, в частности — за злословие и сплетни.
Конечно же, недельные главы
Шмини и Тазриа соседствуют не случайно. В них Тора нас
учит, что разрешено и что запрещено впускать в себя через рот, а также — какие
слова разрешено, и какие запрещено выпускать изо рта.
Так, начав с законов кашрута в
Шмини, в Тазриа Тора показывает, каково наказание за
злословие.
Соблюдая кашрут,
человек хранит себя в духовной чистоте, не допуская в себя нечистое. Избегая
злословия, он не только не загрязняет окружающий мир непотребством, но и бережет
свою душу незапятнанной.
Всевышний, в свою очередь, идет
людям навстречу и побуждает их блюсти духовную и нравственную чистоту. Он
установил день, в который даже Сатан (о нем — см. на сайте, к примеру, в
ответе «Сатана и его место в иудаизме», № 1410) не злословит, не
обвиняет, но говорит о людях только хорошее. День этот — Йом Кипур, день
искупления, день очищения.
Человек зовется плотью. Как
сказано: «Придет всякая плоть поклониться Мне — слова Всевышнего» (Танах, книга
пророка Йешаягу, гл. 66, ст. 23).
Израиль назван — живым. Написано
в Торе: «И вы, присоединившиеся к Творцу, живы все сегодня» (Дварим,
гл. 4, ст. 4).
Злодеи,
как говорится в Талмуде (трактат Берахот, лист 18), еще при жизни
считаются «мертвыми». Тогда как сыны Израиля — «живая плоть». Благодаря
тешуве (раскаянию), которой они посвящают себя в Йом Кипур, их прегрешения
переворачиваются в заслуги, а красная нить, символизирующая нарушения,
наказания и строгость закона — белеет (трактат Йома, лист 67).
Об этом в Танахе (книга пророка
Йешаягу, гл. 1, ст. 18) сказано: «Если будут прегрешения ваши
красны, как багрянец, то станут белыми, как снег».
Один из законов, относящихся к
тому, кто поражен духовными язвами цараат, гласит: «Если живая плоть
вновь обратится в белую, то придет он к коэну.
И осмотрит его коэн... и признает чистым» (Ваикра, гл. 13,
ст. 16-17).
В выражении «живая плоть» —
намек на сына Израиля. «Обратится», то есть — вернется на путь Творца, сделает
тешуву. И его прегрешения «станут белыми, как снег».
«И осмотрит его коэн».
Всевышний читает в наших сердцах — только Он может проверить искренность
тешувы. «И признает чистым» — очистит от прегрешений, превратив их в
заслуги.
на основе комментария раби Йосефа Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор
десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием «Бен Иш
Хай»; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)
2.
Почему плачет новорожденный
Написано в нашей недельной
главе: «Если женщина зачнет и родит сына…» (Ваикра, гл. 12, ст.
2).
Почему новорожденный младенец
всегда плачет?
Ответ на этот вопрос находим в
Мидраше Танхума.
Младенец находился в материнской
утробе в уюте и комфорте, но ему пришлось покинуть это убежище. Вот он и
оплакивает утрату своего мира, к которому он успел привыкнуть. Теперь его ждет
жизнь, в течение которой ему суждено пройти через семь этапов.
В начале своего пути, примерно,
до года — младенец подобен царю. Им все любуются, каждый мечтает на него
взглянуть, а взглянув, торопится выразить любовь, преданность и восхищение. Он
всегда в центре внимания, на него устремлены все глаза. Его окружают заботой, он
живет на всем готовом, на полном обеспечении.
После года ребенок начинает
активно ползать, он всегда найдет, чем испачкаться. Его нельзя оставить без
присмотра — сбежит.
Для родителей этот второй этап
жизни младенца подразумевает не только кормления и купания, но и — погони,
бессонные ночи.
На третьем этапе он завален
игрушками, подарками, его первые, неуверенные шажочки в глазах родителей —
прекрасный танец. И он танцует на радость всей своей родне.
Четвертый этап многие называют —
лучшими годами. Словно породистый жеребец он гарцует по жизни. Его молодость и
здоровье притягивают одних и вызывают зависть у других. Когда тебе восемнадцать
— глаза сияют, на щеках румянец, и все дается легко. Жизнь кажется приятной
прогулкой, только успевай получать удовольствие.
В роли навьюченного осла
предстает он перед нами на пятом этапе. Его поклажа — жена и дети, словом —
семья, которую нужно содержать, кормить и заботиться о ней. Оглянуться не успел,
а ему уже стукнуло сорок.
Умудренный опытом пес встречает
нас на шестом этапе. Он знает, где урвать кусок пожирнее, кому оставить сладкую
кость. Хитрые уловки и запутанные комбинации не вызывают ни робости, ни стыда.
Он чувствует себя в своей тарелке. Это его территория, поэтому хвост пистолетом
и — вперед, пока еще зубы крепки и лапы не поводят.
Последний седьмой этап —
старость. По своим возможностям он все больше начинает походить на младенца.
Даже с обыденными вещами, такими, как еда и питье, он уже не справляется без
посторонней помощи. Он заговаривается, многое позабыл, часто отвечает невпопад.
Дряхлая обезьяна, вызывающая чувство жалости, а порой и брезгливости — вот во
что он превратился.
Родным и близким он уже не в
радость, но — в тягость. Они поправляют ему подушки, возят в инвалидном кресле,
вздыхают, печально подают лекарство... И далее, как у классика.
В момент появления на свет, все
эти семь этапов
проходят перед взором новорожденного. Поэтому он плачет. Невозможно не плакать.
А на восьмой день ему делают
обрезание. И участие в заповеди ложится бальзамом ему на сердце. И уже не так
страшны все эти ослы и собаки. И даже обезьяна отходит далеко на задний план.
Всевышний велит отцу
новорожденного на восьмой день обрезать ему крайнюю плоть. Но Он не требует
закатывать по этому поводу пир на весь мир. Устраивая трапезу и приглашая
гостей, родители ребенка показывают, насколько им дороги заповеди Творца. И сам
ребенок на подсознательном уровне понимает, что в противовес всем зверюшкам его
жизни, есть еще нечто необычайно ценное — заповеди Всевышнего.
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
3. Почему у евреев день
начинается с ночи?
Написано в нашей недельной
главе: «Если женщина зачнет и родит сына…» (Ваикра, гл. 12, ст.
2).
Комментируя этот фрагмент,
Учителя приводят фразу из Псалмов царя Давида: «Сзади и спереди Ты объемлешь
меня и возложил на меня руку Твою» (Тeилим,
гл. 139, ст. 5).
Известно, что у сынов Израиля
день начинается ночью. Например, шаббат наступает в пятницу, после захода
солнца. А народы мира отмечают начало дня утром. И хотя формально у них дата
сменяется в полночь, но реальную силу это имеет только раз в году, при
наступлении первого января. Его действительно отмечают в полночь. Все же
остальные дни, включая праздничные даты, входят в силу с утра. Так, например,
парад 9-го мая проходит утром, а не в полночь.
С чем это связано?
В книге Иова (гл.
8, ст. 7) есть такие слова: «И то, что малым было в начале твоем, впоследствии
умножится у тебя весьма».
Учителя в Талмуде (трактат
Кидушин, лист 40) выводят из этого, что Всевышний посылает
праведникам испытания и даже страдания в этом мире, чтобы унаследовали они мир
Грядущий. А злодеям из народов мира Творец платит сиюминутными наслаждениями
здесь и сейчас (ведь даже злодеи порой совершают поступки, за которые положено
вознаграждение), чтобы в будущем они унаследовали Геином (в условном
переводе — ад). Как сказано: «И воздающий Своим ненавистникам в лицо, чтобы
погубить» (Дварим, гл. 7, ст. 10).
Ночь ассоциируется с испытаниями
и с нашим миром сокрытия. День символизирует Будущий мир.
У сынов Израиля ночь испытаний
предшествует дню избавления. А народы мира предпочитают начать с наслаждений, ну
а потом — хоть потоп.
Еще испытания нашего мира
уподоблены посеву.
Сеятель бросает зерна в землю, и
через какое-то время из них вырастает новый урожай, количеством во много раз
превосходящий посев. Как сказано: «Сеющие в слезах, будут с радостью собирать
урожай» (Тeилим,
гл. 126, ст. 5).
Тот, кто преодолевает испытания,
подобен фермеру, выращивающему зерновые. Нелегок его труд, зато в будущем он
будет вознагражден обильным урожаем.
Написано: «если женщина
зачнет...».
Слово «тазриа» (зачнет),
выведенное в название нашей недельной главы, созвучно со словом «зриа»
(посев).
Таким образом, если женщина
хочет в радости родить сына, она сначала должна пройти через испытания, слезы и
боль.
Говорится в Мидраше Плиа,
что Иов, столкнувшись с невероятными испытаниями и страданиями, долго не мог
найти им объяснение. И от этого еще больше страдал. Но когда он прочел нашу
недельную главу, на него снизошло понимание. Он понял, что после посева в слезах
— его будет ждать большая радость и обильный урожай.
на основе комментария Хатам Софера
(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина
19-го вв.)
4. Обрезание подобно
приношению
В нашей недельной главе о
заповеди обрезания сказано: «А на восьмой день обрежет крайнюю плоть его» (Ваикра,
гл. 12, ст. 3).
Но почему именно на восьмой
день?
Обрезание в некоторых аспектах
подобно корбану (приношению в Храме).
Осуществляя приношение, коэн
окроплял мизбеах (в условном переводе — жертвенник) кровью животного, и
это служило искуплением.
Точно так же и кровь обрезания
служит искуплению.
С теленком, ягненком или
козленком можно совершать приношение не раньше, чем на восьмой день после их
рождения (см. Ваикра, гл. 22, ст. 27). По аналогии с этим правилом
и обрезание разрешено делать, начиная с восьмого дня с момента рождения
мальчика.
Определенные части корбана
съедали, и их употребление в пищу способствовало искуплению (см. Шемот,
гл. 27, ст. 33).
Поэтому после завершения
обрезания принято устраивать особую радостную трапезу.
Если сравнить приношение
Всевышнему и обрезание, то обрезание в некотором смысле — имеет преимущество.
Ведь корбан человек приобретает за деньги, а обрезание — ценой
собственной плоти и крови.
В этом аспекте обрезание в
какой-то мере подобно акeде,
то есть — приношению себя. Как сказано: «Соберите Мне благочестивых Моих,
заключивших союз со Мной над приношением» (Тeилим
— Псалмы царя Давида, гл. 50, ст. 5).
Кроме того, обрезание
способствует ослаблению вожделений и спасает от запретных мыслей.
Нужно понимать, что в случае,
если еврей по какой-либо причине не сделал обрезание, он все равно считается
обрезанным — обрезанным потенциально. А вот нееврей, даже если ему хирургически
удалят крайнюю плоть — останется необрезанным. Ибо не обрезано его сердце.
И если человек примет обет не
пользоваться услугами необрезанных, ему все же будет разрешено прибегать к
помощи евреев, еще не сделавших обрезание. Но нельзя пользоваться услугами
неевреев, прошедших тот или иной обряд обрезания — скажем мусульман или тех,
кому сделали обрезание по медицинским показаниям (трактат Недарим,
лист 31).
Если перевести рассматриваемую
нами фразу из Торы дословно, получится — «обрежет мясо крайней плоти».
Так в Торе дается намек на то,
что еврей рождается с заложенными в нем определенными качествами, необходимыми
для духовного роста. Рождается с высоким потенциалом, который может реализовать
на благо мира. Появляется на свет — с обрезанным сердцем. То есть — со
способностью сострадать и сопереживать чужой беде.
Единственное, что ему нужно —
это срезать лишний кусочек кожи.
Нееврей, в свою очередь, может
хирургически избавиться от лишней кожицы на детородном органе, но сердце его от
этого не перестанет быть необрезанным.
на основе комментарияна рава Авраама-Шмуэля-Биньямина Софера
(глава знаменитой йешивы
города Пресбурга; известен и как Ктав
Софер —
по названию написанной им
книги «Ктав Софер»; Словакия – Венгрия, 1815-1871 гг.)
5. Обрезание как подвиг
Написано в нашей недельной
главе: «А на восьмой день обрежет крайнюю плоть его» (Ваикра, гл.
12, ст. 3).
Заповедь обрезания стала
краеугольным камнем еврейской самоидентификации. Евреи в тяжелейших, а порой — в
нечеловеческих условиях, самоотверженно старались ее исполнить.
Во время Второй мировой войны
раби Исраэль Шапиро попал в концентрационный лагерь, где его заставляли
заниматься подневольным трудом. Однажды во время работы к нему обратилась
женщина и попросила нож. Раввин понял, что она больше не в силах переносить
лишения лагерного существования и решила свести счеты с жизнью. За разговоры во
время работы уже не один человек получал пулю от охраны. Но рав Шапиро
почувствовал, что просто обязан хоть как-то приободрить несчастную. И не
поднимая головы и не глядя на женщину, раввин сказал, что жизнь — это бесценный
дар Всевышнего, и мы не вправе ею распоряжаться. Только Он дает ее, и лишь по
Его желанию ее можно вернуть.
Тут к ним подскочил
солдат-охранник:
— Что она хочет? О чем тебя
просила?
— Нож, мне нужен нож, —
взмолилась несчастная женщина.
— А, хочешь вскрыться? Что ж,
вот тебе нож!
И ловким движением он вытащил
очень остро заточенную бритву из золингеновской стали.
Женщина взяла ее и отошла в
сторону. Там, на ящике, лежал сверток. Женщина развернула его, и все увидели
красивого малыша с румяными щечками.
Женщина быстрым и точным
движением обрезала младенцу крайнюю плоть.
В воздухе повисла тишина, а
женщина вернула нож оторопевшему охраннику, перевязала сыночка, запеленала его и
пошла прочь.
А вот, еще одна история.
В начале 20-х годов прошлого
века, в Советской России не было недостатка в моэлях (специалистах,
делающих обрезание). В большинстве случаев в местечках и деревнях можно было
обрезать новорожденных без особых проблем. Но большевикам и ответственным
советским работникам это не позволялось.
У молодых, недавно поженившихся
евреев родился сын. К несчастью, они оба состояли в партии. Чтобы сделать
ребенку обрезание, они пошли на хитрость — объявили всем, что у них родилась
девочка. И на восьмой день, в глубокой тайне, «дочери» сделали обрезание.
Все складывалось хорошо, малыш
оказался крепеньким.
Только через месяц в гости к
паре приехала лучшая подруга жены. И она быстро выяснила, что чудесная девочка
на самом-то деле — чудесный мальчик, причем, чудесным образом обрезанный.
Дружеские чувства лучшей подруги
пересилил долг перед партией.
Родителей исключили из ее рядов,
а дальше их следы затерялись в Гулаге. Ребенок вырос в детском доме. И всю жизнь
его сопровождала заповедь, за выполнение которой, родители заплатили столь
высокую цену...
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|