ЦАВ 
"ПАРА"
ЦАВ 
Чтение текста
Афтары

"ПАРА"

29.03.2024, 19 Adar II, 5784

До субботы - 1 день

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «ДВАРИМ»

 

Место в Торе: Пятая, последняя книга Торы — Дварим, гл. 1, ст. 1 — гл. 3, ст. 22.

 

Почему она так называется?

По первой фразе: «Вот слова, которые говорил Моше всем сынам Израиля...» (гл. 33, ст. 1).

На иврите «слова» — дварим

 

Обсуждение главы «Дварим»

 

1. Мы в книге

 

Наша глава и вся книга Дварим начинается фразой — «Вот речения, с которыми обратился Моше ко всему Израилю» (Дварим, гл. 1, ст. 1).

Книга Дварим, как известно — наполнена мусаром (этическими нормами и установками), моралью и наставлениями. Но в чем ее квинтэссенция?

В Талмуде (трактат Бава Батра, лист 165) Учителя делают вывод, что большинство людей, в той или иной мере — виновны в воровстве. Меньшая их часть — запуталась в запрещенных связях. И абсолютно все погрязли в злословии (на иврите — лашон hа-ра).

И действительно. Кто-то звонил в рабочее время по личным делам. Кто-то случайно прихватил из офиса шариковую ручку или маркер. Кто-то некорректно вел переговоры и снизил размер прибыли. Кто-то не доплатил маклеру, не заплатил за проезд и т.д.

Иначе говоря, кто-то украл время, кто-то похитил сон… Трудно найти человека, который ни разу ничего не украл. Ведь даже если один человек ввел другого в заблуждение — это тоже считается воровством.

Ну, а с лашон hа-ра, что? Неужели все — любители позлословить?

Может, и не все, но пыль (авак) от лашон hа-ра лежит на всех. И намек на это содержится в рассматриваемой нами фразе — «Вот речения, с которыми обратился Моше ко всему Израилю».

Буквы, образующие первое слово в ней, слово эле (вот) — начальные буквы в выражении «авак лашон hа-ра» (пыль злословия).

Поскольку пыль от лашон hа-ра лежит на всех — Моше и обратился с критикой и наставлениями ко всему Израилю.

Это — в узком, конкретном смысле. В более общем, можно сказать, что у каждого еврея есть свой удел в Торе — заповедь, закон, понятие, слово или буква, связанные с корнем его души. Но с книгой Дварим существует особая связь, особенная близость, потому что Моше, чтобы донести ее до сердец сынов Израиля — вложил все свои силы. Как сказано: «вот hа-дварим» — вот книга Дварим, которой Моше обучал весь Израиль. Обучал так — будто делал это в последний раз.

И действительно. Завершив свое обращение к народу Израиля, Моше умер.

Книгу Дварим называют еще и Мишне Тора (повторение, изучение Торы).

Слово мишне созвучно со словом мешане — меняет.

Книга Дварим меняет человека — и того, кто ее изучает, и того, кто обучает ей.

Чем глубже речения Моше входили в сердца всего Израиля — тем сильнее становился Моше. Что, в свою очередь — позволяло ему еще эффективнее преподавать.

Подобная связь между учителем и учеником хорошо отображена на примере пророка Элиягу и его ученика Элиши.

Когда Элиягу пришло время расстаться с Элишей, он спросил, что тот хотел бы от него получить? И Элиша ответил: «пусть дух, который на тебе, будет на мне вдвойне» (Вторая книга Мелахим — Царей, гл. 2, ст. 9).

Благодаря стараниям и усилиям Моше, сегодня любой еврей способен изучать Тору. Ведь, Моше вложил ее не только в сердца своих непосредственных слушателей и учеников, но и в сердца их потомков, во всех грядущих поколениях.

Поэтому у Торы — семьдесят лиц, чтобы каждый смог найти то, что повернуто к нему. И она объяснена на семидесяти языках — чтобы не забылась даже в галуте (изгнании), среди семидесяти народов.

 

на основе комментария раби Авраама-Мордехая Алтера (Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

 

 

2. Почему Ту би-Шват — 15-го Адара

 

В нашей недельной главе указано время, когда Моше начал говорить, обращаясь к сынам Израиля, и место, где это происходило. Об этом читаем: «И вот, в сороковом году, в одиннадцатом месяце, в первый день месяца, говорил Моше сынам Израиля обо всем, что велел ему Всевышний о них. За Иорданом, в стране Моав, начал Моше объяснять Учение это, говоря…» (Дварим, гл. 1, ст. 3, 5).

Итак, мы видим, что Моше начал этот курс обучения Торе первого швата. Поэтому, имеет смысл, первого швата быть вызванным к Торе, получить алию (вызов к Торе) и слушать ее чтение.

В Талмуде (трактат Рош hа-Шана, лист 2) Учителя выясняют, когда наступает начало года деревьев, когда обновляется плодородная сила земли?

Ученики и последователи школы Шамая (выдающийся Учитель Мишны, 1-й век) считают, что это происходит с началом месяца шват, первого числа. А последователи школы Гилеля (выдающийся Учитель Мишны, 1-й век) открывают другую грань Истины, говоря, что новый год деревьев наступает пятнадцатого швата, то есть — в ту би-шват.

Чтобы лучше понять слова Учителей, обратимся к высказыванию в Торы о том, что «человек — это дерево, растущее в поле» (Дварим, гл. 20, ст. 19).

Чтобы дерево росло и плодоносило, его, как известно, нужно поливать водой, иначе оно засохнет. Человек тоже не в состоянии жить без воды. Об этом, например, в Танахе читаем: «Всякий жаждущий, пусть идет к воде» (книга пророка Йешаягу, гл. 55, ст. 1).

Учителя в Талмуде (трактат Таанит, лист 7) приходят к выводу, что Тора уподоблена воде. Следовательно, изучение Торы соответствует утолению жажды, а поливу, благодаря которому появляются вкусные плоды — исполнение заповедей и осуществление добрых дел.

Первое швата — день, когда человеку, как мы выяснили, следует стремиться к тому, чтобы его вызвали к Торе.

Представители школы Шамая говорят, что Моше неспроста начал в этот день свой последний курс обучения Торе. Именно тогда Всевышний проверяет отношение человека к Торе и выносит Свой вердикт его стремлению и усердию в ее изучении. 

Человек изучает Тору Всевышнего, и Всевышний записывает примечание, что человека выучил. Таким образом, первого швата происходит некий аналог суда. А суд всегда связан с началом года. И поскольку человек уподоблен дереву, а Тора — воде, которая поливает это дерево, первое швата — это новый год для деревьев.

Представители школы Гилеля открывают иную грань Истины.

Моше начал интенсивно сеять Тору в сердцах сынов Израиля первого швата. Но разве можно сразу же устраивать суд? Нужно дать время, чтобы Тора усвоилась, чтобы ее семена прижились и проросли, чтобы Тора дала всходы.

Говорится в Талмуде (трактат Рош hа-Шана, лист 10), что среднее время созревания семени в земле, прежде чем оно прорастет — четырнадцать дней.

Последователи школы делают вывод, что словам Торы нужно дать время, чтобы прорасти. Только тогда можно судить о человеке в Торе, или о Торе в человеке.

Поэтому новый год деревьев нужно отмечать не первого, но пятнадцатого швата.

В Талмуде, кстати сказать — нет речи о новом годе деревьев. Там сказано — рош hа-шана ле-илан — начало года для дерева (в единственном числе).

Так Учителя подчеркивают, что в этот день Всевышний обращается к каждому человеку лично и судит его, и выносит свой вердикт, отмечая, насколько Тора проросла и укоренилась в человеке.

И в заключение поясню, что, хотя представители школ Шамая и Гилеля называют разные дни празднования нового года деревьев (начало месяца шват или его середина) — неправильно думать, что кто-то из них ошибается. Ведь, в нашем мире только спустя две недели можно увидеть, начал ли прорастать посев. Но в Грядущем мире, в мире Истины — все известно с первого дня.

Поэтому в земном мире закон установлен в соответствии с решением школы Гилеля, а в Будущем мире у истоков законодательства будет стоять школа Шамая.

 

на основе комментария рава Элиэзера Бергера

(автор книги «Зихрон Элиэзер»; Венгрия, Израиль, 20-й век)

 

 

 

3. Тора в субботнем режиме

 

Написано в нашей недельной главе: «На берегу Иордана, на земле Моава начал Моше, разъяснять Тору» (Дварим, гл. 1, ст. 5).

В Мидраше Ялкут Шимони Учителя добавляют детали. И открывают, что Моше тогда объявил, что ему уже мало осталось, поэтому он займется повторением и разъяснением Торы, чтобы тот, кто что-то позабыл, смог восстановить свои знания.

То есть Моше на последнем этапе своей жизни не обучал сынов Израиля чему-то новому, но — только помогал вспомнить забытое или разобраться в непонятом.

Моше, как известно, умер в шаббат (см. комментарий Тосафот к трактату Менахот, лист 30). В том году 7-е адара выпало на субботу. Следовательно, 7-е швата было в пятницу, а первое, выходит — суббота. Запомним, что Моше начал обучение Торе в шаббат.

В галахическом кодексе Шульхан Арух (раздел Йоре Деа, гл. 245, п. 14) установлен закон, смысл которого в том, что с детьми в субботу — не следует изучать что-то новое, так как это связано с приложением умственных усилий, напряжением, а субботний день предназначен для отдыха.

Исходя из этого, Моше преподавал Тору сынам Израиля, которые были ему как дети, в субботнем режиме, а именно — напоминал забытое, объяснял непонятое, разжевывал плохо понятое, расширял и дополнял уже выученное. Но совсем новых тем — не касался.

Моше открывал новые грани уже известных положений Торы, демонстрировал семьдесят ликов Торы, излагал ее на семидесяти основных языках человечества.

Так Моше готовил еврейский народ к галуту (изгнанию), когда они окажутся среди семидесяти народов. Поэтому, сказано, что Моше обратился ко всему Израилю — ко всем поколениям, включая и те, что попадут в галут.

Нужно подчеркнуть, что Моше разъяснял Тору на семидесяти языках не ради народов мира — не для того, чтобы и те могли ее изучать. Думать так — заблуждение.

Всевышний предлагал Тору народам мира, и те ее решительно отвергли. С того момента, у них нет удела в Торе и никакой связи с ней.

Обучать нееврея Торе, как говорится — не в коня корм.

Почему же тогда Моше использовал преподавание на иностранных языках? Почему в Талмуде встречаются греческие слова? Почему Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) для объяснения некоторых понятий использует французский, а у Хафец Хаима (раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) в его книге Мишна Брура можно встретить слова на русском?

Дело в том, что Моше видел, что за время последнего страшного галута некоторые евреи ассимилируются настолько, что практически не будут отличаться от народов, среди которых им доведется жить. Вот этим евреям и понадобятся объяснения на русском и разъяснения по-французски, с переводом на английский и примечанием по-сицилийски.

Порой человеку бывает трудно объяснить то или иное понятие. И тогда он призывает на помощь всевозможные аллегории. Аллегории хороши своей образностью, но если их переводить на другой язык — легко можно уйти от первоначального смысла. Ведь в каждом языке — свои аллегории. Я уже не говорю о том, что при переводе теряются тончайшие смыслы, нюансы и оттенки. И только простая и незамысловатая правда с легкостью переводится на любой язык.

Возможно, переводя на разные языки свое объяснение Торы, Моше проверял, насколько точно и просто он излагает. Ведь в этом случае, при переводе не должен пропадать смысл.

 

на основе комментариев рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)

и рав Иегуды-Арье-Лейба Алтера

(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.)

 

 

 

4. Освятить Имя Всевышнего в мире

 

Моше напоминает, что вскоре после получения Торы Всевышний велит сынам Израиля покинуть гору Синай и отправиться в пустыню. Как сказано: «Довольно вам оставаться у этой горы» (Дварим, гл. 1, ст. 6).

Но чем плоха гора Синай, место дарования Торы? Почему нужно оттуда уйти?

Во время дарования Торы сыны Израиля достигли небывалых духовных высот. Они слушали слова Торы, стоя лицом к лицу с Всевышним, они видели Шехину (Его Присутствие в нашем мире) и удостоились небывалой ранее близости с Ним.

Конечно же, у них не было никакого желания покидать это место и спускаться с высочайших духовных вершин.

Но Всевышний обратился к ним — «Довольно вам оставаться на этой горе». И объяснил, что цель дарования Торы — не только в том, чтобы евреи  имели возможность духовно расти и самосовершенствоваться, но еще и в том — чтобы распространять ее слова, нести в мир ее Свет. Дабы возвеличить Творца, и чтобы, отвергшие Тору народы мира устыдились и осознали свою ошибку. Чтобы блуждающие в темноте своих выдуманных суеверий, могли, наконец, отбросить идолопоклонство и встать на путь Истины.

Всевышний призывает сынов Израиля приступить к выполнению своей миссии, говоря: «Повернитесь, и отправляйтесь в путь, и идите к горам эмореев и ко всем их соседям» (Дварим, гл. 1, ст. 7).

Мы видим, что желание Творца — распространить знание о Нем по горам и степям, по долам и весям — везде, где ступает нога человека. Это повеление актуально, когда сыны Израиля изгнаны со своей земли, или же еще не обосновались на ней. Когда же народы мира не чинят препятствий евреям в реализации их задачи — жить в Эрец Исраэль (на Земле Израиля), обязанность каждого еврея поселиться там, и оттуда служить примером и источником знаний и мудрости.

В наше время Израиль — еле заметная точка на картах мира. Вместе с тем, он в фокусе мировых СМИ. Не проходит и дня без новостей из Иерусалима. Миллионы людей стремятся здесь побывать, чтобы воздать должное Святой земле, на которой покоится взгляд Всевышнего от начала года и до его окончания, чтобы поучиться мудрости у народа, обитающего на ней, набраться духовности, восславить Творца.

А, что делают израильтяне?

Они отправляются за духовностью в Индию, ищут мудрость в Европе, а богатство — в США, едут в Бразилию за романтикой и в Таиланд за экзотикой.

В эти летние дни аэропорт переполнен, его службы плохо справляются с безумным наплывом пассажиров и начинают говорить о коллапсе.

Что об этом можно сказать? Что можно сказать о тех, кто готов часами мыкаться в аэропорту в ужасной давке, чтобы лететь за тридевять земель за тем, что есть здесь, у них под самым носом, причем несравнимо лучше?

Риторические вопросы. Наверняка и Всевышний задает их. Единственное место, где еврею пристало жить — Эрец Исраэл. Все доводы хуцников (евреев, проживающих в диаспоре) — яйца выеденного не стоят.

Всевышний обращается к нам, говорит с нами на Хореве (см. Дварим, гл. 1, ст. 6).

Слово Хорев имеет тот же корень, что и слово хурбан (разрушение, в данном контексте — разрушение Храма).

Таким образом, Творец обращается к нам через хурбан — в надежде, что Его услышат.

Вы считаете, что с вас хватит, что вам довольно? «Вы уже сыты галутом?» — спрашивает Он. И объясняет, что делать.

Слово шевет (мы перевели его, как оставаться) по смыслу тоже может быть связано с возвращением, с тешувой (раскаянием).

Голос Всевышнего постоянно звучит в хрустальной тишине пространства. Его очень важно услышать.

Если вы уже сыты испытаниями галута, если с вас довольно, — говорит Он, — то оставьте ваши предрассудки, отрекитесь от химер, выдуманных и навязанных вам нечистыми на руку интересантами, от всех этих толерантностей, мультикультурностей и прочих «особенностей» демократии.

Все, что придумал человек, что идет вразрез с желанием Творца, записанным в Торе — противно Ему. Всевышний ждет, когда мы, наконец, вспомним, что получили на «этой горе», и начнем жить так, чтобы Его Имя постоянно освящалось.

 

на основе комментария рава Элиэзера Папо

(автор книги «Пеле Йоэц»; Босния, Болгария, 1785-1828 гг.)

 

 

5. Одиннадцать дней, которые потрясли мир

 

Написано в нашей недельной главе: «Всевышний обратился к нам на Хореве, говоря — Довольно вам сидеть на этой горе. Повернитесь, и отправляйтесь в путь, и идите к горам эмореев и ко всем их соседям в степях, в горах и на равнине, и на юге, и по берегу моря... До реки великой, реки Евфрат... Не под силу Мне одному управлять вами» (Дварим, гл. 1, ст. 6-9). 

А перед этим упомянуты еще «одиннадцать дней от Хорева» (см. там же, ст. 2).

Текст этого отрывка можно понимать иносказательно.

Слово хорев имеет тот же корень, что и хурбан (разрушение, а в данном контексте — разрушение Храма). Тогда одиннадцать дней — это те дни в году, когда скорбь о разрушении Бейт hа-Микдаша (Иерусалимского Храма) проявляется с особой силой. Это — первые девять дней месяца ав, пост 17-го тамуза и пост 10-го тевета.

Таким образом, Творец, решив разрушить Бейт hа-Микдаш, объявил сынам Израиля — довольно вам сидеть на этой горе, вы больше не достойны того, чтобы служить Всевышнему на Храмовой горе. Поэтому «повернитесь, и отправляйтесь в путь» — покиньте Израиль и отправляйтесь в изгнание.

Но почему? В чем причина?

Потому — что вы находитесь в степи.

Слово арава (степь), также можно перевести и как — «ива». Веточки ивы мы, как известно, используем в Суккот — для выполнения заповеди о четырех видах растений.

Об иве сказано, что она не имеет ни вкуса, ни запаха.

Всевышний постановил, что заслуги сынов Израиля за изучение Торы, выполнение заповедей и совершение добрых дел, исчерпаны. Евреи стали банкротами и лишились своего главного достояния — Иерусалимского Храма.

С тех пор, на какой бы уровень еврей ни поднимался, чего бы он в жизни ни добился — ему не скрыться от бедствий и испытаний изгнания. Даже если он взобрался на самый верх и стоит на вершине карьерной лестницы — его всегда может настичь внезапная ненависть и вражда со стороны коренного населения. И уж, тем более — если он ничего не добился и находится в глубокой низине.

Греется ли он в лучах славы на морском берегу или мыкается в пустыне народов — как бы он не пытался срастись с местной культурой и обычаями, он всегда будет оставаться чужаком. А чужаков не любят, они всегда страдают в первую очередь. Для постоянно избиваемых и унижаемых чужаков есть только один способ спастись — держаться великой реки Евфрат, подразумевающей Тору.

Еще слово Прат (так в оригинале звучит название великой реки) намекает на повеление Всевышнего «пру у-рву» — плодитесь и размножайтесь (см. трактат Берахот, лист 59).    

В самом конце нашего фрагмента содержится важное пророчество.

На протяжении галута евреи выживали, в том числе, и благодаря мудрому управлению раввинов и наставников, глав поколений. Но в конце времен, накануне прихода Машиаха, наглость возобладает настолько, что юнцы станут глумиться над старцами, и большинство перестанет прислушиваться к их советам и указаниям.

Так что, слова Моше — «не под силу мне одному управлять вами» — вновь станут актуальными.

Поэтому наша задача — добраться до великой реки Прат, добраться до Торы и закрепиться на ее берегах.

Причем, осваивая Тору, Письменную и Устную — нужно не забывать и о Торе внутренней. Ведь грядущая геула (освобождение) будет связана именно с ней.

 

на основе комментария раби Эфраима-Шломо бар Аарона Лунчица

(возглавлял общину и был главой йешивы в Праге; известен и как Кли Якар — по названию написанной им книги комментариев к Торе, 1550-1619 гг. ) 

 

 

  

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «ДВАРИМ»

 

Место в Торе: Пятая, последняя книга Торы — Дварим, гл. 1, ст. 1 — гл. 3, ст. 22.

 

Почему она так называется?

По первой фразе: «Вот слова, которые говорил Моше всем сынам Израиля...» (гл. 33, ст. 1).

На иврите «слова» — дварим

 

Обсуждение главы «Дварим»

 

1. Мы в книге

 

Наша глава и вся книга Дварим начинается фразой — «Вот речения, с которыми обратился Моше ко всему Израилю» (Дварим, гл. 1, ст. 1).

Книга Дварим, как известно — наполнена мусаром (этическими нормами и установками), моралью и наставлениями. Но в чем ее квинтэссенция?

В Талмуде (трактат Бава Батра, лист 165) Учителя делают вывод, что большинство людей, в той или иной мере — виновны в воровстве. Меньшая их часть — запуталась в запрещенных связях. И абсолютно все погрязли в злословии (на иврите — лашон hа-ра).

И действительно. Кто-то звонил в рабочее время по личным делам. Кто-то случайно прихватил из офиса шариковую ручку или маркер. Кто-то некорректно вел переговоры и снизил размер прибыли. Кто-то не доплатил маклеру, не заплатил за проезд и т.д.

Иначе говоря, кто-то украл время, кто-то похитил сон… Трудно найти человека, который ни разу ничего не украл. Ведь даже если один человек ввел другого в заблуждение — это тоже считается воровством.

Ну, а с лашон hа-ра, что? Неужели все — любители позлословить?

Может, и не все, но пыль (авак) от лашон hа-ра лежит на всех. И намек на это содержится в рассматриваемой нами фразе — «Вот речения, с которыми обратился Моше ко всему Израилю».

Буквы, образующие первое слово в ней, слово эле (вот) — начальные буквы в выражении «авак лашон hа-ра» (пыль злословия).

Поскольку пыль от лашон hа-ра лежит на всех — Моше и обратился с критикой и наставлениями ко всему Израилю.

Это — в узком, конкретном смысле. В более общем, можно сказать, что у каждого еврея есть свой удел в Торе — заповедь, закон, понятие, слово или буква, связанные с корнем его души. Но с книгой Дварим существует особая связь, особенная близость, потому что Моше, чтобы донести ее до сердец сынов Израиля — вложил все свои силы. Как сказано: «вот hа-дварим» — вот книга Дварим, которой Моше обучал весь Израиль. Обучал так — будто делал это в последний раз.

И действительно. Завершив свое обращение к народу Израиля, Моше умер.

Книгу Дварим называют еще и Мишне Тора (повторение, изучение Торы).

Слово мишне созвучно со словом мешане — меняет.

Книга Дварим меняет человека — и того, кто ее изучает, и того, кто обучает ей.

Чем глубже речения Моше входили в сердца всего Израиля — тем сильнее становился Моше. Что, в свою очередь — позволяло ему еще эффективнее преподавать.

Подобная связь между учителем и учеником хорошо отображена на примере пророка Элиягу и его ученика Элиши.

Когда Элиягу пришло время расстаться с Элишей, он спросил, что тот хотел бы от него получить? И Элиша ответил: «пусть дух, который на тебе, будет на мне вдвойне» (Вторая книга Мелахим — Царей, гл. 2, ст. 9).

Благодаря стараниям и усилиям Моше, сегодня любой еврей способен изучать Тору. Ведь, Моше вложил ее не только в сердца своих непосредственных слушателей и учеников, но и в сердца их потомков, во всех грядущих поколениях.

Поэтому у Торы — семьдесят лиц, чтобы каждый смог найти то, что повернуто к нему. И она объяснена на семидесяти языках — чтобы не забылась даже в галуте (изгнании), среди семидесяти народов.

 

на основе комментария раби Авраама-Мордехая Алтера (Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

 

 

2. Почему Ту би-Шват — 15-го Адара

 

В нашей недельной главе указано время, когда Моше начал говорить, обращаясь к сынам Израиля, и место, где это происходило. Об этом читаем: «И вот, в сороковом году, в одиннадцатом месяце, в первый день месяца, говорил Моше сынам Израиля обо всем, что велел ему Всевышний о них. За Иорданом, в стране Моав, начал Моше объяснять Учение это, говоря…» (Дварим, гл. 1, ст. 3, 5).

Итак, мы видим, что Моше начал этот курс обучения Торе первого швата. Поэтому, имеет смысл, первого швата быть вызванным к Торе, получить алию (вызов к Торе) и слушать ее чтение.

В Талмуде (трактат Рош hа-Шана, лист 2) Учителя выясняют, когда наступает начало года деревьев, когда обновляется плодородная сила земли?

Ученики и последователи школы Шамая (выдающийся Учитель Мишны, 1-й век) считают, что это происходит с началом месяца шват, первого числа. А последователи школы Гилеля (выдающийся Учитель Мишны, 1-й век) открывают другую грань Истины, говоря, что новый год деревьев наступает пятнадцатого швата, то есть — в ту би-шват.

Чтобы лучше понять слова Учителей, обратимся к высказыванию в Торы о том, что «человек — это дерево, растущее в поле» (Дварим, гл. 20, ст. 19).

Чтобы дерево росло и плодоносило, его, как известно, нужно поливать водой, иначе оно засохнет. Человек тоже не в состоянии жить без воды. Об этом, например, в Танахе читаем: «Всякий жаждущий, пусть идет к воде» (книга пророка Йешаягу, гл. 55, ст. 1).

Учителя в Талмуде (трактат Таанит, лист 7) приходят к выводу, что Тора уподоблена воде. Следовательно, изучение Торы соответствует утолению жажды, а поливу, благодаря которому появляются вкусные плоды — исполнение заповедей и осуществление добрых дел.

Первое швата — день, когда человеку, как мы выяснили, следует стремиться к тому, чтобы его вызвали к Торе.

Представители школы Шамая говорят, что Моше неспроста начал в этот день свой последний курс обучения Торе. Именно тогда Всевышний проверяет отношение человека к Торе и выносит Свой вердикт его стремлению и усердию в ее изучении. 

Человек изучает Тору Всевышнего, и Всевышний записывает примечание, что человека выучил. Таким образом, первого швата происходит некий аналог суда. А суд всегда связан с началом года. И поскольку человек уподоблен дереву, а Тора — воде, которая поливает это дерево, первое швата — это новый год для деревьев.

Представители школы Гилеля открывают иную грань Истины.

Моше начал интенсивно сеять Тору в сердцах сынов Израиля первого швата. Но разве можно сразу же устраивать суд? Нужно дать время, чтобы Тора усвоилась, чтобы ее семена прижились и проросли, чтобы Тора дала всходы.

Говорится в Талмуде (трактат Рош hа-Шана, лист 10), что среднее время созревания семени в земле, прежде чем оно прорастет — четырнадцать дней.

Последователи школы делают вывод, что словам Торы нужно дать время, чтобы прорасти. Только тогда можно судить о человеке в Торе, или о Торе в человеке.

Поэтому новый год деревьев нужно отмечать не первого, но пятнадцатого швата.

В Талмуде, кстати сказать — нет речи о новом годе деревьев. Там сказано — рош hа-шана ле-илан — начало года для дерева (в единственном числе).

Так Учителя подчеркивают, что в этот день Всевышний обращается к каждому человеку лично и судит его, и выносит свой вердикт, отмечая, насколько Тора проросла и укоренилась в человеке.

И в заключение поясню, что, хотя представители школ Шамая и Гилеля называют разные дни празднования нового года деревьев (начало месяца шват или его середина) — неправильно думать, что кто-то из них ошибается. Ведь, в нашем мире только спустя две недели можно увидеть, начал ли прорастать посев. Но в Грядущем мире, в мире Истины — все известно с первого дня.

Поэтому в земном мире закон установлен в соответствии с решением школы Гилеля, а в Будущем мире у истоков законодательства будет стоять школа Шамая.

 

на основе комментария рава Элиэзера Бергера

(автор книги «Зихрон Элиэзер»; Венгрия, Израиль, 20-й век)

 

 

 

3. Тора в субботнем режиме

 

Написано в нашей недельной главе: «На берегу Иордана, на земле Моава начал Моше, разъяснять Тору» (Дварим, гл. 1, ст. 5).

В Мидраше Ялкут Шимони Учителя добавляют детали. И открывают, что Моше тогда объявил, что ему уже мало осталось, поэтому он займется повторением и разъяснением Торы, чтобы тот, кто что-то позабыл, смог восстановить свои знания.

То есть Моше на последнем этапе своей жизни не обучал сынов Израиля чему-то новому, но — только помогал вспомнить забытое или разобраться в непонятом.

Моше, как известно, умер в шаббат (см. комментарий Тосафот к трактату Менахот, лист 30). В том году 7-е адара выпало на субботу. Следовательно, 7-е швата было в пятницу, а первое, выходит — суббота. Запомним, что Моше начал обучение Торе в шаббат.

В галахическом кодексе Шульхан Арух (раздел Йоре Деа, гл. 245, п. 14) установлен закон, смысл которого в том, что с детьми в субботу — не следует изучать что-то новое, так как это связано с приложением умственных усилий, напряжением, а субботний день предназначен для отдыха.

Исходя из этого, Моше преподавал Тору сынам Израиля, которые были ему как дети, в субботнем режиме, а именно — напоминал забытое, объяснял непонятое, разжевывал плохо понятое, расширял и дополнял уже выученное. Но совсем новых тем — не касался.

Моше открывал новые грани уже известных положений Торы, демонстрировал семьдесят ликов Торы, излагал ее на семидесяти основных языках человечества.

Так Моше готовил еврейский народ к галуту (изгнанию), когда они окажутся среди семидесяти народов. Поэтому, сказано, что Моше обратился ко всему Израилю — ко всем поколениям, включая и те, что попадут в галут.

Нужно подчеркнуть, что Моше разъяснял Тору на семидесяти языках не ради народов мира — не для того, чтобы и те могли ее изучать. Думать так — заблуждение.

Всевышний предлагал Тору народам мира, и те ее решительно отвергли. С того момента, у них нет удела в Торе и никакой связи с ней.

Обучать нееврея Торе, как говорится — не в коня корм.

Почему же тогда Моше использовал преподавание на иностранных языках? Почему в Талмуде встречаются греческие слова? Почему Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) для объяснения некоторых понятий использует французский, а у Хафец Хаима (раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) в его книге Мишна Брура можно встретить слова на русском?

Дело в том, что Моше видел, что за время последнего страшного галута некоторые евреи ассимилируются настолько, что практически не будут отличаться от народов, среди которых им доведется жить. Вот этим евреям и понадобятся объяснения на русском и разъяснения по-французски, с переводом на английский и примечанием по-сицилийски.

Порой человеку бывает трудно объяснить то или иное понятие. И тогда он призывает на помощь всевозможные аллегории. Аллегории хороши своей образностью, но если их переводить на другой язык — легко можно уйти от первоначального смысла. Ведь в каждом языке — свои аллегории. Я уже не говорю о том, что при переводе теряются тончайшие смыслы, нюансы и оттенки. И только простая и незамысловатая правда с легкостью переводится на любой язык.

Возможно, переводя на разные языки свое объяснение Торы, Моше проверял, насколько точно и просто он излагает. Ведь в этом случае, при переводе не должен пропадать смысл.

 

на основе комментариев рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)

и рав Иегуды-Арье-Лейба Алтера

(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.)

 

 

 

4. Освятить Имя Всевышнего в мире

 

Моше напоминает, что вскоре после получения Торы Всевышний велит сынам Израиля покинуть гору Синай и отправиться в пустыню. Как сказано: «Довольно вам оставаться у этой горы» (Дварим, гл. 1, ст. 6).

Но чем плоха гора Синай, место дарования Торы? Почему нужно оттуда уйти?

Во время дарования Торы сыны Израиля достигли небывалых духовных высот. Они слушали слова Торы, стоя лицом к лицу с Всевышним, они видели Шехину (Его Присутствие в нашем мире) и удостоились небывалой ранее близости с Ним.

Конечно же, у них не было никакого желания покидать это место и спускаться с высочайших духовных вершин.

Но Всевышний обратился к ним — «Довольно вам оставаться на этой горе». И объяснил, что цель дарования Торы — не только в том, чтобы евреи  имели возможность духовно расти и самосовершенствоваться, но еще и в том — чтобы распространять ее слова, нести в мир ее Свет. Дабы возвеличить Творца, и чтобы, отвергшие Тору народы мира устыдились и осознали свою ошибку. Чтобы блуждающие в темноте своих выдуманных суеверий, могли, наконец, отбросить идолопоклонство и встать на путь Истины.

Всевышний призывает сынов Израиля приступить к выполнению своей миссии, говоря: «Повернитесь, и отправляйтесь в путь, и идите к горам эмореев и ко всем их соседям» (Дварим, гл. 1, ст. 7).

Мы видим, что желание Творца — распространить знание о Нем по горам и степям, по долам и весям — везде, где ступает нога человека. Это повеление актуально, когда сыны Израиля изгнаны со своей земли, или же еще не обосновались на ней. Когда же народы мира не чинят препятствий евреям в реализации их задачи — жить в Эрец Исраэль (на Земле Израиля), обязанность каждого еврея поселиться там, и оттуда служить примером и источником знаний и мудрости.

В наше время Израиль — еле заметная точка на картах мира. Вместе с тем, он в фокусе мировых СМИ. Не проходит и дня без новостей из Иерусалима. Миллионы людей стремятся здесь побывать, чтобы воздать должное Святой земле, на которой покоится взгляд Всевышнего от начала года и до его окончания, чтобы поучиться мудрости у народа, обитающего на ней, набраться духовности, восславить Творца.

А, что делают израильтяне?

Они отправляются за духовностью в Индию, ищут мудрость в Европе, а богатство — в США, едут в Бразилию за романтикой и в Таиланд за экзотикой.

В эти летние дни аэропорт переполнен, его службы плохо справляются с безумным наплывом пассажиров и начинают говорить о коллапсе.

Что об этом можно сказать? Что можно сказать о тех, кто готов часами мыкаться в аэропорту в ужасной давке, чтобы лететь за тридевять земель за тем, что есть здесь, у них под самым носом, причем несравнимо лучше?

Риторические вопросы. Наверняка и Всевышний задает их. Единственное место, где еврею пристало жить — Эрец Исраэл. Все доводы хуцников (евреев, проживающих в диаспоре) — яйца выеденного не стоят.

Всевышний обращается к нам, говорит с нами на Хореве (см. Дварим, гл. 1, ст. 6).

Слово Хорев имеет тот же корень, что и слово хурбан (разрушение, в данном контексте — разрушение Храма).

Таким образом, Творец обращается к нам через хурбан — в надежде, что Его услышат.

Вы считаете, что с вас хватит, что вам довольно? «Вы уже сыты галутом?» — спрашивает Он. И объясняет, что делать.

Слово шевет (мы перевели его, как оставаться) по смыслу тоже может быть связано с возвращением, с тешувой (раскаянием).

Голос Всевышнего постоянно звучит в хрустальной тишине пространства. Его очень важно услышать.

Если вы уже сыты испытаниями галута, если с вас довольно, — говорит Он, — то оставьте ваши предрассудки, отрекитесь от химер, выдуманных и навязанных вам нечистыми на руку интересантами, от всех этих толерантностей, мультикультурностей и прочих «особенностей» демократии.

Все, что придумал человек, что идет вразрез с желанием Творца, записанным в Торе — противно Ему. Всевышний ждет, когда мы, наконец, вспомним, что получили на «этой горе», и начнем жить так, чтобы Его Имя постоянно освящалось.

 

на основе комментария рава Элиэзера Папо

(автор книги «Пеле Йоэц»; Босния, Болгария, 1785-1828 гг.)

 

 

5. Одиннадцать дней, которые потрясли мир

 

Написано в нашей недельной главе: «Всевышний обратился к нам на Хореве, говоря — Довольно вам сидеть на этой горе. Повернитесь, и отправляйтесь в путь, и идите к горам эмореев и ко всем их соседям в степях, в горах и на равнине, и на юге, и по берегу моря... До реки великой, реки Евфрат... Не под силу Мне одному управлять вами» (Дварим, гл. 1, ст. 6-9). 

А перед этим упомянуты еще «одиннадцать дней от Хорева» (см. там же, ст. 2).

Текст этого отрывка можно понимать иносказательно.

Слово хорев имеет тот же корень, что и хурбан (разрушение, а в данном контексте — разрушение Храма). Тогда одиннадцать дней — это те дни в году, когда скорбь о разрушении Бейт hа-Микдаша (Иерусалимского Храма) проявляется с особой силой. Это — первые девять дней месяца ав, пост 17-го тамуза и пост 10-го тевета.

Таким образом, Творец, решив разрушить Бейт hа-Микдаш, объявил сынам Израиля — довольно вам сидеть на этой горе, вы больше не достойны того, чтобы служить Всевышнему на Храмовой горе. Поэтому «повернитесь, и отправляйтесь в путь» — покиньте Израиль и отправляйтесь в изгнание.

Но почему? В чем причина?

Потому — что вы находитесь в степи.

Слово арава (степь), также можно перевести и как — «ива». Веточки ивы мы, как известно, используем в Суккот — для выполнения заповеди о четырех видах растений.

Об иве сказано, что она не имеет ни вкуса, ни запаха.

Всевышний постановил, что заслуги сынов Израиля за изучение Торы, выполнение заповедей и совершение добрых дел, исчерпаны. Евреи стали банкротами и лишились своего главного достояния — Иерусалимского Храма.

С тех пор, на какой бы уровень еврей ни поднимался, чего бы он в жизни ни добился — ему не скрыться от бедствий и испытаний изгнания. Даже если он взобрался на самый верх и стоит на вершине карьерной лестницы — его всегда может настичь внезапная ненависть и вражда со стороны коренного населения. И уж, тем более — если он ничего не добился и находится в глубокой низине.

Греется ли он в лучах славы на морском берегу или мыкается в пустыне народов — как бы он не пытался срастись с местной культурой и обычаями, он всегда будет оставаться чужаком. А чужаков не любят, они всегда страдают в первую очередь. Для постоянно избиваемых и унижаемых чужаков есть только один способ спастись — держаться великой реки Евфрат, подразумевающей Тору.

Еще слово Прат (так в оригинале звучит название великой реки) намекает на повеление Всевышнего «пру у-рву» — плодитесь и размножайтесь (см. трактат Берахот, лист 59).    

В самом конце нашего фрагмента содержится важное пророчество.

На протяжении галута евреи выживали, в том числе, и благодаря мудрому управлению раввинов и наставников, глав поколений. Но в конце времен, накануне прихода Машиаха, наглость возобладает настолько, что юнцы станут глумиться над старцами, и большинство перестанет прислушиваться к их советам и указаниям.

Так что, слова Моше — «не под силу мне одному управлять вами» — вновь станут актуальными.

Поэтому наша задача — добраться до великой реки Прат, добраться до Торы и закрепиться на ее берегах.

Причем, осваивая Тору, Письменную и Устную — нужно не забывать и о Торе внутренней. Ведь грядущая геула (освобождение) будет связана именно с ней.

 

на основе комментария раби Эфраима-Шломо бар Аарона Лунчица

(возглавлял общину и был главой йешивы в Праге; известен и как Кли Якар — по названию написанной им книги комментариев к Торе, 1550-1619 гг. ) 

 

 

  


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Зоѓар — кем и когда написан?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля