ЦАВ 
"ПАРА"
ЦАВ 
Чтение текста
Афтары

"ПАРА"

28.03.2024, 18 Adar II, 5784

До субботы - 2 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «МАСЕЙ»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 33, ст. 1 — конец книги

 

Почему она так называется?

По первой фразе, где сказано: «Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта...» (гл. 33, ст. 1).

На иврите «этапы продвижения» — масаим, а если за этим словом следует дополнение (в данном случае это — «сынов Израиля»), оно принимает грамматическую форму масей.

 

Обсуждение главы Масей

 

1. Чудеса ради потомков

 

Моше скрупулезно записал маршрут, по которому двигались сыны Израиля. Об этом в нашей недельной главе читаем: «И записал Моше их выступления в их переходы по слову Всевышнего, и вот их переходы по выступлениям их…» (Бамидбар, гл. 33, ст. 2).

Форма этой записи вызывает вопрос: почему сперва написано выступления в переходы, а потом — переходы по выступлениям?

После чуда с морем Суф (ныне оно называется — Красное), многие из сынов Израиля решили, что они оказались в этом месте, потому что таков маршрут. Что Всевышний рассек перед ними море, так как не представилось другой возможности избавиться от назойливых преследователей.

Только это — лишь часть Истины. Отныне и вовеки, если праведнику нужно будет преодолеть водную преграду — он сможет, подобно Моше, заставить воду расступиться перед ним.

В Талмуде (трактат Хуллин, лист 7) рассказывается, например, о раби Пинхасе сыне Яира. Когда он шел спасать своих плененных собратьев, ему надо было переправиться через реку. Он приказал воде расступиться, и в реке образовался проход. Пропустив праведника, воды снова сошлись, и река продолжила свое извечное течение.

Но тут Пинхас бен Яир заметил, что к реке вышел еврей, который нес пшеницу для выпечки мацы. Известно, что в ситуации, если зерна намокнут, пшеница станет непригодной для приготовления мацы. И праведник вновь приказал реке расступиться, и она позволила пройти тому еврею посуху, чтобы ни капли воды не попало на пасхальную пшеницу.

На этом эпопея с рассечением реки не закончилась. В третий раз реке пришлось расступаться перед арабом, сопровождавшим их в дороге.

Мы видим, что Пинхас бен Яир без особых усилий трижды заставлял реку рассечься и пропустить людей. Моше же проделал подобное лишь один раз, правда — не с рекой, но — с морем. И это ему далось не легко, потребовалось напряжение всех сил — духовных, разумеется.

Так что же? Выходит, Пинхас бен Яир в духовном плане был сильнее самого Моше?

Дело в том, что Моше действовал еще до дарования Торы, а именно благодаря ей, обладанию ею, приобретенными знаниями в ней — и происходит рассечение водной стихии.

Кроме того, нужно признать, что Моше был первым в рассечении моря, и этим он подал пример и создал возможность для остальных. Все последующие рассекатели, включая и Пинхаса, опирались на тот первый раз Моше и черпали из него силы.

Таким образом, все события и чудеса, произошедшие с евреями за время их переходов по пустыне, были предназначены не только для них, но и для их потомков в будущих поколениях.

Выйдя из Египта, сыны Израиля считали, что их выступления происходят ради переходов. То есть — что маршрут и особенности пути определяют происходящее в дороге.

Но по слову Всевышнего, согласно Его Замыслу, их переходы, то, что с ними происходило на пути из Египта — случилось ради их выступлений. Причем, не только тогдашних, но и будущих. Чтобы вписать чудеса в законы природы. Ведь, тогда их потомки смогут ими пользоваться.

 

на основе комментария рава Йегуды Асода

(автор книги «Йегуда Йале»; Венгрия, 1794-1866 гг.)

 

2. Странствие в пустыне и его отголоски

 

Написано в нашей недельной главе: «И записал Моше их выступления в их переходы по слову Всевышнего, и вот их переходы по выступлениям их…» (Бамидбар, гл. 33, ст. 2).

В Торе записаны все места, через которые прошли сыны Израиля — где они делали остановки и которые покидали во время переходов по пустыне.

Среди них встречаются и неприятные, с отталкивающими названиями.

Например — Мара (в переводе — «горькая»), что связано с нехорошими событиями. Или — Рефидим. Там не было питьевой воды. Там же сыны Израиля подверглись нападению амалекитян.

Но были и чудесные оазисы, вроде Эйлима, где евреев ждали 12 источников кристально чистой воды и 70 финиковых пальм.

Так вот, чтобы не сложилось впечатление, что сыны Израиля сами выбирали себе маршрут и спешили покинуть неприятные места, а в хороших старались задержаться подольше — в Торе находим свидетельства, что все это происходило в точности «по слову Всевышнего». То есть — именно Творец, и только Он, направлял евреев в пустыне.

Сыны Израиля во время своих переходов по пустыне попадали в разные передряги. Некоторые из них намеком представлены в названиях мест, через которые пролег их путь, о других в Торе непосредственно рассказывается.

Мы уже упоминали отсутствие воды для питья и враждебные поползновения со стороны амалекитян. Но было еще нашествие ядовитых змей и скорпионов.

Возникает вопрос: если евреев вел Всевышний — почему же Он не позаботился о том, чтобы сыны Израиля обошли опасные места с недружественной флорой и фауной?

Здесь следует принять во внимание, что в мире ничто не происходит случайно. Все происходящее — реализация Замысла Творца. Если внизу, на земле человек ушиб палец — значит, на Небе вынесли соответствующий приговор.

Выходит, тогда в пустыне и горькая вода, и воинственные амалекитяне, и змеи со скорпионами — осуществление Плана Творца. Но ради чего Он это устроил?

Ответ на этот вопрос мы находим в следующей книге Торы, в той, к чтению которой мы приступим по завершении чтения нашей недельной главы.

Итак, в книге Дварим (гл. 8, ст. 3) читаем: «И смирял Он тебя, и дал тебе голодать, и питал тебя маном (см. на сайте в ответе «Что такое ман (манна)?», № 706), о котором ты не знал и не знали твои отцы. Чтобы дать тебе возможность познать, что не хлебом одним живет человек, но — всем, что исходит из уст Всевышнего, он живет».

Получается, что Всевышний ставил нас перед испытаниями, чтобы научить нас жизни, чтобы преодолевая препятствия и невзгоды — мы извлекли правильные уроки, чтобы исправили и взрастили в себе определенные качества.

Теперь мы можем лучше понять наш фрагмент.

Сказано: «И записал Моше их выступления в их переходы».

Моше скрупулезно записал маршрут, по которому двигались сыны Израиля, и все, что с ними случилось в дороге. Только не следует заблуждаться, — предупреждает нас Тора, — что произошедшее с вами — это лишь стечение обстоятельств. Знайте, что все случается «по слову Всевышнего».

Творец провел евреев через те места, чтобы с нами произошло то, что произошло — в этом заключался Его авторский курс обучения.

Представим себе, что человек едет на поезде, пьет чай и читает газету, и вдруг поезд сталкивается с другим, происходит жуткая авария, люди гибнут, получают травмы, а наш герой, даже чаем не обжегся.

Тот, у кого есть разум — поймет, что человек оказался в этом поезде смерти не случайно. И уж совсем не случайно он вышел из него невредимым.

То же самое можно сказать и о переходях сынов Израиля по пустыне.

 

на основе комментария рава Дова Левловича

(автор книги «Дивувей хен»; Венгрия, 1899-1942 гг.)

 

 

 

 

3. Не только в пустыне — но и в духовности

 

Написано в нашей недельной главе: «И записал Моше их выступления (в оригинале — моцаэйhем) в их переходы по слову Всевышнего, и вот их переходы по выступлениям их» (Бамидбар, гл. 33, ст. 2).

Здесь идет речь о переходах сынов Израиля по пустыне после Исхода из Египта.

Возникает вопрос: почему путешествие из Египта в Израиль превратилось в длительное блуждание с места на место. И если целью Исхода было расселение в Эрец Исраэль (на Земле Израиля) — почему столько внимания уделяется в Торе промежуточным пунктам, которые в ней скрупулезно учтены и перечислены?

Слово «моцаэйhем» (выступления) можно перевести и как — «находки».

Если так — о каких находках идет речь?

Об искрах святости, которые в результате определенных поломок, произошедших в духовных мирах, попали в наш материальный мир и ждут возвращения.

Вернуть их способны только сыны Израиля. В этом состоит их основная задача. Об этом в Танахе сказано: «Потому что они — жизнь для того, кто нашел их» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 4, ст. 22).

Процесс поднятия и возвращения искр святости в духовные миры называется — «бирур» (отбор). Бирур может осуществляться с помощью рта или ног.

Рот, как известно, участвует в изучении Торы и в процессе еды. Речь идет, в первую очередь, о трапезе по случаю исполнения заповеди, скажем, обрезания, или завершения изучения трактата Талмуда, но не только. Во время обычной трапезы тоже может быть осуществлен бирур и поднятие искр святости, содержащихся в еде. При условии, что пища была приготовлена в соответствии с законами кашрута, произнесены соответствующие благословения на еду, и во время трапезы звучали слова Торы.

Бирур осуществляется во время ходьбы, связанной с выполнением заповеди — когда человек идет, например, в синагогу на молитву, или изучать Тору.

В Талмуде (трактат Сота, лист 22) рассказывается о вдове, возле дома которой была синагога, но она предпочитала ходить молиться в ту, что располагалась на отдалении. Раби Йоханан (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, составитель Иерусалимского Талмуда; 3-й век) удивился и спросил женщину — почему она не молится рядом с домом?

— Разве вознаграждение за шаги, пройденные ради исполнения заповеди, уже отменили? — в свою очередь удивилась вдова.

— Хотя Тора заповедала всячески помогать и поддерживать вдову, но порой и вдова может вознаградить. Ведь знание — это лучшая награда! — с улыбкой резюмировал раби Йоханан.

О подъеме искр святости с помощью хождения сказано: «Счастливы прямодушные, идущие по Торе Всевышнего» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 119, ст. 1).

Здесь подразумеваются те, кто идет выполнять заповедь, по велению Торы. Они идут, и этим поднимают искры святости, лежащие на их пути.

Известно, что каждая часть человеческого тела связана с одним из аспектов духовных понятий. Так правая нога связана с аспектом нецах (победный порыв), левая с hод (умение держать удар). 

Таким образом, поднятие искр святости благодаря ходьбе в первую очередь активизирует аспекты нецах и hод. Не удивительно, что с этими же аспектами связаны и Моше с Аароном, под предводительством которых евреи шли по пустыне.

Выходит, что целью этих странствий было извлечение искр святости из тех мест, в которые их направлял Творец.

 

на основе комментария раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)

 

 

4. От злословия — через окно

 

В нашей недельной главе перечисляются все места, в которых побывали евреи по пути в Эрец Исраэль (на Землю Израиля). Многие из них имеют «говорящие».

Например — «И отправились из Хацерота, и расположились в Ритме» (Бамидбар, гл. 33, ст. 18).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет о Ритме, что это место названо так в связи со злословием разведчиков, посланных оттуда и возвратившихся туда.

И еще, о нем сказано: «Что даст тебе и что прибавит тебе лживый язык? Остры стрелы богатыря с углями дроковыми (ретамим)» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 120, ст. 3).

Суровое наказание разведчиков не может никого оставить равнодушным. Раввины и духовные наставники во всех поколениях тщательно следили за тем, чтобы то, что они произносят и то, что слышат — не попадало под запрет на лашон hа-ра (злословие).

Праведник и глава поколения раби Исраэль Салантер (основатель движения «Мусар», приверженцы которого особое внимание уделяли этической стороне поведения человека; Литва, 19-й век), выступая перед учениками или даже, просто беседуя, часто прерывал свою речь на полуслове. И тут же подходил к книжной полке, брал оттуда книгу Хафец Хаима Шмират hа-лашон (законы лашон hа-ра) и погружался в ее изучение.

— Я должен проверить не нарушаем ли мы законы злословия, — объяснял он удивленному собеседнику. — Ты уверен, что в наших словах нет лашон hа-ра? А насчет авак лашон hа-ра (пыль от злословия, то есть, высказывание, еще не попадающее под запрет, но все же очень близко к нему находящееся)?

Величайший раввин, живший на стыке 19-го и 20-го веков, раби Исраэль Меир hа-Коэн, увидел, что злословие — настоящий бич последнего времени. Поэтому он написал книги о том, что можно говорить, и что запрещено, сформулировал законы достойной речи.

Одна из его книг под названием Хафец Хаим стала настолько популярной, что ее название стало его именем, под которым его знает большинство людей в еврейском мире.

Хафец Хаим не остановился только на написании книг. Он много ездил по городам и весям, распространяя эти книги. Чтобы знание о законах лашон hа-ра прочно вошло в массы.

В одной из таких поездок он оказался в польском городе Едвабне. В канун субботы евреи наперебой предлагали ему свое гостеприимство, и он решил остановиться у шохета (резника).

Шаббат проходил чудесно — в покое и гармонии. Но когда пришло время омыть руки перед третьей трапезой, Хафец Хаим услышал, как шохет рассказывает жене о мяснике, говоря, что он — пройдоха, ибо обманывает покупателей.

- Представляешь, перед шабатом под видом мяса высшей кашерности он продал нашему соседу- простачку просто кашерное.

В ту же секунду Хафец Хаим выскочил из дома, прямо через распахнутое окно, благо было невысоко.    

Хозяин уже собрался преломить хлеб и начать трапезу. Но вдруг заметил, что его именитый гость куда-то пропал.

Шохет не пожелал мириться с пропажей и отправился на поиски.

Вскоре он нашел известного раввина в доме у софера (переписчик святых текстов). Хафец Хаим сидел за столом.

— Почему рав решил сменить свое расположение? Ему пришелся не по душе мой прием?

— После того, как ты нелестно отозвался о мяснике, я больше не мог оставаться в твоем доме. Если у тебя есть к нему претензии — можешь либо вызвать его на суд Торы, либо, находясь с ним с глазу на глаз, попытаться наставить его на истинный путь. В любом случае, у тебя нет никакого права рассказывать о мяснике жене. Я покинул свой дом, чтобы научить людей законам лашон hа-ра. И уж точно, мне не пристало находиться в доме, где эти законы нарушают...

 

на основе комментария Хафец Хаима

(раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) 

 

 

5. Почему буква «цадик» обозначает праведника

 

Вот один из фрагментов маршрута, которым шли сыны Израиля из Египта в Эрец Исраэль (в Страну Израиля): «И отправились в путь из Хор-hа-Гидгада, и расположились станом в Йотвате» (Бамидбар, гл. 33, ст. 33).

В Торе не просто так перечисляются географические названия — за каждым из них кроется важный урок.

Попытаемся понять смысл названия Гидгад.

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 104) говорится о сущностном смысле букв. Например, буквы алеф и бет означают — постижение мудрости. А гимел и далет — помощь бедным. hей и вав — Имя Всевышнего.

Таким образом, тот, кто развивает свой разум и поддерживает бедняков — удостаивается награды Всевышнего. Творец обеспечит его пропитанием и отметит приязнью, наделит наследством и увенчает короной в Грядущем мире.

Исходя из этого, Гидгад (слово, состоящее из двух пар букв гимел и далет) намекает на помощь бедным. Причем — не случайную, не разовую, но — постоянную и систематическую.

 Об этом свидетельствует удвоение пары букв гимел-далет. 

Слово «хор», составляющее часть названия Хор-hа-Гидгад, можно перевести, как — «дыра».

И действительно — серьезная, интенсивная помощь беднякам может сделать дыру в кармане или в голове. Ведь благотворительная деятельность на благо общества, порой, может сопровождаться финансовыми тратами, в том числе, и весьма внушительными (дыра в кармане), а иногда требует внимания, умения слушать и сопереживать (дыра в голове). Но в итоге, если все делается не ради саморекламы, а во Имя Небес, Всевышний приведет мицената в Йотвату. То есть — сполна отблагодарит и вознаградит за проявленную доброту и сердечную щедрость.

Когда все дела и поступки человека по отношению к Всевышнему и к людям наполнены добром, смыслом и совершенством — такого человека мы называем цадик (праведник).

Цадик, как известно — название буквы. Но почему буква бет или гимел, или какая-либо другая — не удостоилась, стать именем праведника? 

Согласно правилам написания Свитка Торы, буква цадик состоит из двух частей, из двух букв. Когда софер (переписчик святых текстов) хочет написать букву цадик, он сначала пишет нун, потом пририсовывает к ней сверху букву йод. Получается, что он, как бы сажает йод на спину нун. И этим превращает букву нун в цадик.

Букву йод также называют — юд. А юд — это еврей (йегуди).

Тот, кто способен взвалить себе на спину нужды другого еврея — цадик, праведник. 

Но ведь и буква алеф включает в себя вав, на спине которой сидит юд. Так почему же буква алеф не удостоилась, чтобы ею обозначали праведника?

Дело в том, что вав в алефе действительно посадила себе на спину один юд, но  другой она — топчет...

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «МАСЕЙ»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 33, ст. 1 — конец книги

 

Почему она так называется?

По первой фразе, где сказано: «Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта...» (гл. 33, ст. 1).

На иврите «этапы продвижения» — масаим, а если за этим словом следует дополнение (в данном случае это — «сынов Израиля»), оно принимает грамматическую форму масей.

 

Обсуждение главы Масей

 

1. Чудеса ради потомков

 

Моше скрупулезно записал маршрут, по которому двигались сыны Израиля. Об этом в нашей недельной главе читаем: «И записал Моше их выступления в их переходы по слову Всевышнего, и вот их переходы по выступлениям их…» (Бамидбар, гл. 33, ст. 2).

Форма этой записи вызывает вопрос: почему сперва написано выступления в переходы, а потом — переходы по выступлениям?

После чуда с морем Суф (ныне оно называется — Красное), многие из сынов Израиля решили, что они оказались в этом месте, потому что таков маршрут. Что Всевышний рассек перед ними море, так как не представилось другой возможности избавиться от назойливых преследователей.

Только это — лишь часть Истины. Отныне и вовеки, если праведнику нужно будет преодолеть водную преграду — он сможет, подобно Моше, заставить воду расступиться перед ним.

В Талмуде (трактат Хуллин, лист 7) рассказывается, например, о раби Пинхасе сыне Яира. Когда он шел спасать своих плененных собратьев, ему надо было переправиться через реку. Он приказал воде расступиться, и в реке образовался проход. Пропустив праведника, воды снова сошлись, и река продолжила свое извечное течение.

Но тут Пинхас бен Яир заметил, что к реке вышел еврей, который нес пшеницу для выпечки мацы. Известно, что в ситуации, если зерна намокнут, пшеница станет непригодной для приготовления мацы. И праведник вновь приказал реке расступиться, и она позволила пройти тому еврею посуху, чтобы ни капли воды не попало на пасхальную пшеницу.

На этом эпопея с рассечением реки не закончилась. В третий раз реке пришлось расступаться перед арабом, сопровождавшим их в дороге.

Мы видим, что Пинхас бен Яир без особых усилий трижды заставлял реку рассечься и пропустить людей. Моше же проделал подобное лишь один раз, правда — не с рекой, но — с морем. И это ему далось не легко, потребовалось напряжение всех сил — духовных, разумеется.

Так что же? Выходит, Пинхас бен Яир в духовном плане был сильнее самого Моше?

Дело в том, что Моше действовал еще до дарования Торы, а именно благодаря ей, обладанию ею, приобретенными знаниями в ней — и происходит рассечение водной стихии.

Кроме того, нужно признать, что Моше был первым в рассечении моря, и этим он подал пример и создал возможность для остальных. Все последующие рассекатели, включая и Пинхаса, опирались на тот первый раз Моше и черпали из него силы.

Таким образом, все события и чудеса, произошедшие с евреями за время их переходов по пустыне, были предназначены не только для них, но и для их потомков в будущих поколениях.

Выйдя из Египта, сыны Израиля считали, что их выступления происходят ради переходов. То есть — что маршрут и особенности пути определяют происходящее в дороге.

Но по слову Всевышнего, согласно Его Замыслу, их переходы, то, что с ними происходило на пути из Египта — случилось ради их выступлений. Причем, не только тогдашних, но и будущих. Чтобы вписать чудеса в законы природы. Ведь, тогда их потомки смогут ими пользоваться.

 

на основе комментария рава Йегуды Асода

(автор книги «Йегуда Йале»; Венгрия, 1794-1866 гг.)

 

2. Странствие в пустыне и его отголоски

 

Написано в нашей недельной главе: «И записал Моше их выступления в их переходы по слову Всевышнего, и вот их переходы по выступлениям их…» (Бамидбар, гл. 33, ст. 2).

В Торе записаны все места, через которые прошли сыны Израиля — где они делали остановки и которые покидали во время переходов по пустыне.

Среди них встречаются и неприятные, с отталкивающими названиями.

Например — Мара (в переводе — «горькая»), что связано с нехорошими событиями. Или — Рефидим. Там не было питьевой воды. Там же сыны Израиля подверглись нападению амалекитян.

Но были и чудесные оазисы, вроде Эйлима, где евреев ждали 12 источников кристально чистой воды и 70 финиковых пальм.

Так вот, чтобы не сложилось впечатление, что сыны Израиля сами выбирали себе маршрут и спешили покинуть неприятные места, а в хороших старались задержаться подольше — в Торе находим свидетельства, что все это происходило в точности «по слову Всевышнего». То есть — именно Творец, и только Он, направлял евреев в пустыне.

Сыны Израиля во время своих переходов по пустыне попадали в разные передряги. Некоторые из них намеком представлены в названиях мест, через которые пролег их путь, о других в Торе непосредственно рассказывается.

Мы уже упоминали отсутствие воды для питья и враждебные поползновения со стороны амалекитян. Но было еще нашествие ядовитых змей и скорпионов.

Возникает вопрос: если евреев вел Всевышний — почему же Он не позаботился о том, чтобы сыны Израиля обошли опасные места с недружественной флорой и фауной?

Здесь следует принять во внимание, что в мире ничто не происходит случайно. Все происходящее — реализация Замысла Творца. Если внизу, на земле человек ушиб палец — значит, на Небе вынесли соответствующий приговор.

Выходит, тогда в пустыне и горькая вода, и воинственные амалекитяне, и змеи со скорпионами — осуществление Плана Творца. Но ради чего Он это устроил?

Ответ на этот вопрос мы находим в следующей книге Торы, в той, к чтению которой мы приступим по завершении чтения нашей недельной главы.

Итак, в книге Дварим (гл. 8, ст. 3) читаем: «И смирял Он тебя, и дал тебе голодать, и питал тебя маном (см. на сайте в ответе «Что такое ман (манна)?», № 706), о котором ты не знал и не знали твои отцы. Чтобы дать тебе возможность познать, что не хлебом одним живет человек, но — всем, что исходит из уст Всевышнего, он живет».

Получается, что Всевышний ставил нас перед испытаниями, чтобы научить нас жизни, чтобы преодолевая препятствия и невзгоды — мы извлекли правильные уроки, чтобы исправили и взрастили в себе определенные качества.

Теперь мы можем лучше понять наш фрагмент.

Сказано: «И записал Моше их выступления в их переходы».

Моше скрупулезно записал маршрут, по которому двигались сыны Израиля, и все, что с ними случилось в дороге. Только не следует заблуждаться, — предупреждает нас Тора, — что произошедшее с вами — это лишь стечение обстоятельств. Знайте, что все случается «по слову Всевышнего».

Творец провел евреев через те места, чтобы с нами произошло то, что произошло — в этом заключался Его авторский курс обучения.

Представим себе, что человек едет на поезде, пьет чай и читает газету, и вдруг поезд сталкивается с другим, происходит жуткая авария, люди гибнут, получают травмы, а наш герой, даже чаем не обжегся.

Тот, у кого есть разум — поймет, что человек оказался в этом поезде смерти не случайно. И уж совсем не случайно он вышел из него невредимым.

То же самое можно сказать и о переходях сынов Израиля по пустыне.

 

на основе комментария рава Дова Левловича

(автор книги «Дивувей хен»; Венгрия, 1899-1942 гг.)

 

 

 

 

3. Не только в пустыне — но и в духовности

 

Написано в нашей недельной главе: «И записал Моше их выступления (в оригинале — моцаэйhем) в их переходы по слову Всевышнего, и вот их переходы по выступлениям их» (Бамидбар, гл. 33, ст. 2).

Здесь идет речь о переходах сынов Израиля по пустыне после Исхода из Египта.

Возникает вопрос: почему путешествие из Египта в Израиль превратилось в длительное блуждание с места на место. И если целью Исхода было расселение в Эрец Исраэль (на Земле Израиля) — почему столько внимания уделяется в Торе промежуточным пунктам, которые в ней скрупулезно учтены и перечислены?

Слово «моцаэйhем» (выступления) можно перевести и как — «находки».

Если так — о каких находках идет речь?

Об искрах святости, которые в результате определенных поломок, произошедших в духовных мирах, попали в наш материальный мир и ждут возвращения.

Вернуть их способны только сыны Израиля. В этом состоит их основная задача. Об этом в Танахе сказано: «Потому что они — жизнь для того, кто нашел их» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 4, ст. 22).

Процесс поднятия и возвращения искр святости в духовные миры называется — «бирур» (отбор). Бирур может осуществляться с помощью рта или ног.

Рот, как известно, участвует в изучении Торы и в процессе еды. Речь идет, в первую очередь, о трапезе по случаю исполнения заповеди, скажем, обрезания, или завершения изучения трактата Талмуда, но не только. Во время обычной трапезы тоже может быть осуществлен бирур и поднятие искр святости, содержащихся в еде. При условии, что пища была приготовлена в соответствии с законами кашрута, произнесены соответствующие благословения на еду, и во время трапезы звучали слова Торы.

Бирур осуществляется во время ходьбы, связанной с выполнением заповеди — когда человек идет, например, в синагогу на молитву, или изучать Тору.

В Талмуде (трактат Сота, лист 22) рассказывается о вдове, возле дома которой была синагога, но она предпочитала ходить молиться в ту, что располагалась на отдалении. Раби Йоханан (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, составитель Иерусалимского Талмуда; 3-й век) удивился и спросил женщину — почему она не молится рядом с домом?

— Разве вознаграждение за шаги, пройденные ради исполнения заповеди, уже отменили? — в свою очередь удивилась вдова.

— Хотя Тора заповедала всячески помогать и поддерживать вдову, но порой и вдова может вознаградить. Ведь знание — это лучшая награда! — с улыбкой резюмировал раби Йоханан.

О подъеме искр святости с помощью хождения сказано: «Счастливы прямодушные, идущие по Торе Всевышнего» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 119, ст. 1).

Здесь подразумеваются те, кто идет выполнять заповедь, по велению Торы. Они идут, и этим поднимают искры святости, лежащие на их пути.

Известно, что каждая часть человеческого тела связана с одним из аспектов духовных понятий. Так правая нога связана с аспектом нецах (победный порыв), левая с hод (умение держать удар). 

Таким образом, поднятие искр святости благодаря ходьбе в первую очередь активизирует аспекты нецах и hод. Не удивительно, что с этими же аспектами связаны и Моше с Аароном, под предводительством которых евреи шли по пустыне.

Выходит, что целью этих странствий было извлечение искр святости из тех мест, в которые их направлял Творец.

 

на основе комментария раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)

 

 

4. От злословия — через окно

 

В нашей недельной главе перечисляются все места, в которых побывали евреи по пути в Эрец Исраэль (на Землю Израиля). Многие из них имеют «говорящие».

Например — «И отправились из Хацерота, и расположились в Ритме» (Бамидбар, гл. 33, ст. 18).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет о Ритме, что это место названо так в связи со злословием разведчиков, посланных оттуда и возвратившихся туда.

И еще, о нем сказано: «Что даст тебе и что прибавит тебе лживый язык? Остры стрелы богатыря с углями дроковыми (ретамим)» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 120, ст. 3).

Суровое наказание разведчиков не может никого оставить равнодушным. Раввины и духовные наставники во всех поколениях тщательно следили за тем, чтобы то, что они произносят и то, что слышат — не попадало под запрет на лашон hа-ра (злословие).

Праведник и глава поколения раби Исраэль Салантер (основатель движения «Мусар», приверженцы которого особое внимание уделяли этической стороне поведения человека; Литва, 19-й век), выступая перед учениками или даже, просто беседуя, часто прерывал свою речь на полуслове. И тут же подходил к книжной полке, брал оттуда книгу Хафец Хаима Шмират hа-лашон (законы лашон hа-ра) и погружался в ее изучение.

— Я должен проверить не нарушаем ли мы законы злословия, — объяснял он удивленному собеседнику. — Ты уверен, что в наших словах нет лашон hа-ра? А насчет авак лашон hа-ра (пыль от злословия, то есть, высказывание, еще не попадающее под запрет, но все же очень близко к нему находящееся)?

Величайший раввин, живший на стыке 19-го и 20-го веков, раби Исраэль Меир hа-Коэн, увидел, что злословие — настоящий бич последнего времени. Поэтому он написал книги о том, что можно говорить, и что запрещено, сформулировал законы достойной речи.

Одна из его книг под названием Хафец Хаим стала настолько популярной, что ее название стало его именем, под которым его знает большинство людей в еврейском мире.

Хафец Хаим не остановился только на написании книг. Он много ездил по городам и весям, распространяя эти книги. Чтобы знание о законах лашон hа-ра прочно вошло в массы.

В одной из таких поездок он оказался в польском городе Едвабне. В канун субботы евреи наперебой предлагали ему свое гостеприимство, и он решил остановиться у шохета (резника).

Шаббат проходил чудесно — в покое и гармонии. Но когда пришло время омыть руки перед третьей трапезой, Хафец Хаим услышал, как шохет рассказывает жене о мяснике, говоря, что он — пройдоха, ибо обманывает покупателей.

- Представляешь, перед шабатом под видом мяса высшей кашерности он продал нашему соседу- простачку просто кашерное.

В ту же секунду Хафец Хаим выскочил из дома, прямо через распахнутое окно, благо было невысоко.    

Хозяин уже собрался преломить хлеб и начать трапезу. Но вдруг заметил, что его именитый гость куда-то пропал.

Шохет не пожелал мириться с пропажей и отправился на поиски.

Вскоре он нашел известного раввина в доме у софера (переписчик святых текстов). Хафец Хаим сидел за столом.

— Почему рав решил сменить свое расположение? Ему пришелся не по душе мой прием?

— После того, как ты нелестно отозвался о мяснике, я больше не мог оставаться в твоем доме. Если у тебя есть к нему претензии — можешь либо вызвать его на суд Торы, либо, находясь с ним с глазу на глаз, попытаться наставить его на истинный путь. В любом случае, у тебя нет никакого права рассказывать о мяснике жене. Я покинул свой дом, чтобы научить людей законам лашон hа-ра. И уж точно, мне не пристало находиться в доме, где эти законы нарушают...

 

на основе комментария Хафец Хаима

(раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) 

 

 

5. Почему буква «цадик» обозначает праведника

 

Вот один из фрагментов маршрута, которым шли сыны Израиля из Египта в Эрец Исраэль (в Страну Израиля): «И отправились в путь из Хор-hа-Гидгада, и расположились станом в Йотвате» (Бамидбар, гл. 33, ст. 33).

В Торе не просто так перечисляются географические названия — за каждым из них кроется важный урок.

Попытаемся понять смысл названия Гидгад.

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 104) говорится о сущностном смысле букв. Например, буквы алеф и бет означают — постижение мудрости. А гимел и далет — помощь бедным. hей и вав — Имя Всевышнего.

Таким образом, тот, кто развивает свой разум и поддерживает бедняков — удостаивается награды Всевышнего. Творец обеспечит его пропитанием и отметит приязнью, наделит наследством и увенчает короной в Грядущем мире.

Исходя из этого, Гидгад (слово, состоящее из двух пар букв гимел и далет) намекает на помощь бедным. Причем — не случайную, не разовую, но — постоянную и систематическую.

 Об этом свидетельствует удвоение пары букв гимел-далет. 

Слово «хор», составляющее часть названия Хор-hа-Гидгад, можно перевести, как — «дыра».

И действительно — серьезная, интенсивная помощь беднякам может сделать дыру в кармане или в голове. Ведь благотворительная деятельность на благо общества, порой, может сопровождаться финансовыми тратами, в том числе, и весьма внушительными (дыра в кармане), а иногда требует внимания, умения слушать и сопереживать (дыра в голове). Но в итоге, если все делается не ради саморекламы, а во Имя Небес, Всевышний приведет мицената в Йотвату. То есть — сполна отблагодарит и вознаградит за проявленную доброту и сердечную щедрость.

Когда все дела и поступки человека по отношению к Всевышнему и к людям наполнены добром, смыслом и совершенством — такого человека мы называем цадик (праведник).

Цадик, как известно — название буквы. Но почему буква бет или гимел, или какая-либо другая — не удостоилась, стать именем праведника? 

Согласно правилам написания Свитка Торы, буква цадик состоит из двух частей, из двух букв. Когда софер (переписчик святых текстов) хочет написать букву цадик, он сначала пишет нун, потом пририсовывает к ней сверху букву йод. Получается, что он, как бы сажает йод на спину нун. И этим превращает букву нун в цадик.

Букву йод также называют — юд. А юд — это еврей (йегуди).

Тот, кто способен взвалить себе на спину нужды другого еврея — цадик, праведник. 

Но ведь и буква алеф включает в себя вав, на спине которой сидит юд. Так почему же буква алеф не удостоилась, чтобы ею обозначали праведника?

Дело в том, что вав в алефе действительно посадила себе на спину один юд, но  другой она — топчет...

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Методы изучения Талмуда-«Бриск»


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля