МЕЦОРА 
ПЕСАХ
начинается с вечера

22 апреля
"ШАББАТ а-ГАДОЛЬ"
МЕЦОРА 
Чтение текста
Афтары

"ШАББАТ а-ГАДОЛЬ"

16.04.2024, 8 Nisan, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «ВАИКРА»

 

Место в Торе: книга Ваикра, гл. 1, ст. 1 — гл. 5, ст. 26.

 

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: «И воззвал к Моше...» (Ваикра, гл. 1, ст. 1).

И воззвал на иврите — ваикра.

 

Обсуждение главы Ваикра

 

1. Алеф — показатель духовной энтропии

 

Книга Ваикра начинается с обращения Всевышнего к Моше: «И воззвал к Моше. И говорил...» (Ваикра, гл. 1, ст. 1).

Принято, что в Свитке Торы, в слове «ваикра» (и воззвал), выведенном в название нашей недельной главы и всей книги, последняя буква алеф изображается меньшей по размеру, по сравнению с остальными буквами. Таким образом, это слово можно прочесть и как «ваикар». В слове «ваикар» содержится намек на случайный характер происходящего.

Людям в течение жизни приходится преодолевать различные проблемы: от мелких неприятностей до серьезных бед и напастей. Все они ниспосланы с одной конкретной целью — встряхнуть, разбудить, обратить к Творцу.

Но если они этого не понимают, считая произошедшее случайностью, Всевышний поднимает градус, и удары судьбы в виде всевозможных напастей становятся все ощутимее.

Некоторые и после этого предпочитают видеть лишь неблагоприятное стечение обстоятельств.

Тогда Творец интенсифицирует процесс обучения. И так до тех пор, пока человек, наконец, не осознает, что все — не случайно, что так Всевышний так взывает к его сердцу и разуму.

Выходит, чем раньше человек услышит голос Творца, взывающий к нему — тем меньше ноток строгости будет звучать в нем. Урок, усвоенный на раннем этапе — избавляет от излишних страданий.

Буква алеф в слове «ваикра», изменением размера, показывает духовный уровень человека. Когда он считает свою жизнь потоком случайных событий — алеф уменьшается и ваикра превращается в ваикар. Но если человек умеет во всем разглядеть направляющую руку Творца, то алеф вырастает, преобразуя ваикар в ваикра.

Таким образом, алеф — как бы прообраз духовной энтропии.

Для иллюстрации расскажу притчу.

Группа охотников преследовала лиса. Поняв, что его обложили со всех сторон, хитрый лис решил притвориться мертвым — в надежде, что охотники не станут трогать падаль.

Увидев лежащего без движения рыжего красавца, охотники склонились над добычей и начали ее делить.

— Из лисьих зубов можно сделать очень действенные амулеты, — сказал один из охотников, — и они очень ценятся.

С этими словами он начал вырывать лису зубы. Тому хоть и было ужасно больно, но он терпел, изображая мертвого.

— Смотрите, какой у него прекрасный хвост! — воскликнул другой охотник. — Мне как раз на зимнюю шапку будет.

И он отрезал лису хвост. Тот даже и взвыть не успел.  

— А я, пожалуй, возьму себе его мех, — размышлял вслух третий охотник.

Тут лис окончательно понял, что выбранная им линия поведения не доведет до добра, что  так он погибнет. Лис вскочил на ноги и что есть мочи бросился бежать. Благодаря замешательству охотников, ему удалось оторваться от них и скрыться из виду. Убедившись, что шаги преследователей не слышны, лис остановился перевести дух.

Как жаль, что я не сообразил сбежать, сразу, когда они подошли, — подумал лис. — Сейчас был бы с зубами и хвостом…

Когда Всевышний хочет пробудить человека, Он сперва посылает испытания его ближайшему окружению — друзьям, приятелям, однокашникам. Если тот не реагирует, испытания начинают фокусироваться на нем. Вначале в виде житейских неприятностей — теряется кошелек или, допустим, выходит из строя стиральная машина. Продолжает спать — на него обрушиваются беды.

В конце концов, у него не остается выбора, кроме как раскаяться, сделать тешуву (вернуться на пути, указанные Творцом).

Только лучше сделать это в самом начале, пока не случилось ничего серьезного.

Когда у Хатам Софера (раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв.) оторвалась пуговица на плаще, он сказал:

— Владыка мира! Спасибо, я все понял и в дополнительных напоминаниях не нуждаюсь…

 

на основе комментария рава Яакова Кули

(автор книги «Меам Лоэз», Оттоманская империя, 1689-1732 гг.)

 

      

2. Самоотверженность в служении Всевышнему

 

В нашей недельной главе о приношениях сказано: «Когда человек, один из вас, захочет совершить приношение…» (Ваикра, гл. 1, ст. 2).

Если переводить дословно, то может показаться, что имеются в виду «приношения из вас». И действительно, Тора, таким образом, учит нас, что один из аспектов служения Всевышнему — готовность к самопожертвованию ради Него.

Когда человек всецело посвящает себя исполнению заповедей и старается изо всех сил, он гарантировано обретет в своих дела помощь Свыше — помощь, не ограниченную законами природы.

Раби Элиэзер Шах (один из еврейских духовных лидеров последней трети 20-го века) связывал свои успехи в воспитании учеников и того, что йешива Понивеж, духовным руководителем которой он являлся, стала одной из самых значимых в мире йешив - неукоснительному следованию этому правилу.

Однажды в йешиву поступил новый ученик, парень из светской семьи. Он, как и многие неофиты придерживался максималистских взглядов и не признавал компромиссов. Понятное дело, что такая позиция приводила только к росту розни, непонимания и отчуждения между ним и его родителями.

В ту пору рав Шах заболел и слег. Температура поднялась до сорока. Его пришел проведать зять, рав Меир Цви Бергман. И среди прочего, он рассказал, что новый ученик после очередной крупной ссоры с родителями, нарезает круги по улице, не решаясь пойти домой.

— Мы должны ему помочь! — сказал рав Шах и начал одеваться.

— Но это явно не соответствует Вашему статусу — бегать за учениками. И уж точно — Вам не по силам. Давайте лучше я приглашу его к вам.

— Я пока не знаю, как помочь этому парню и что ему сказать. Но уверен, что если, невзирая на слабость и болезнь, пойду ему на выручку, Творец вложит в мои уста правильные слова, так, что он пересмотрит свои отношения с родителями.

И действительно, ученик был поражен самоотверженностью учителя, у него словно открылись глаза. Он смог увидеть всю ситуацию под другим углом зрения, и мир в семье, к радости всех сторон, был полностью восстановлен.

Расскажу еще одну историю, наглядно иллюстрирующую чего можно добиться самоотверженностью в служении Всевышнему.

Свояки, рав Ицхак Зильберштейн и раби Хаим Каневский (оба живут в Израиле в наши дни) склонились над книгами в преддверии наступления субботы. Вдруг дверь распахнулась и в комнату вошла заплаканная женщина в сопровождении рабанит. Она рассказала, что после долгих лет ожидания и тщетных надежд наступила долгожданная беременность. Но, вот, теперь, врачи говорят, что ребенок с сильным дефектом. Поэтому они рекомендуют пройти тяжелую и рискованную процедуру, которая может исправить положение, но может и ухудшить его.

Рав Ицхак Зильберштейн предложил прочесть Теилим (Псалмы царя Давида), что и было сделано. После этого раби Хаим произнес:

— Врачи ошибаются, ребенок здоров, не нужно никакой процедуры.

— Но ведь есть результаты проверок... — попыталась возразить рабанит.

Но Ицхак Зильберштейн прервал ее.

— Рав сейчас заверил, что ребенок родится здоровым. К чему подвергать сомнению его слова?!

Когда ободренная будущая мать ушла, раввин Зильберштейн обратился к своему свояку раву Каневскому:

— Я бы понял, если бы ты благословил ее, чтобы ребенок родился здоровым. Но ты уверенно заявил, что так будет. Откуда эта уверенность?

— Врачи уверенно заявили, — ответил рав Каневский, — что ребенок родится с  серьезным дефектом и что необходимо провести опасную процедуру. Их слова были подкреплены результатами исследований и анализов. Почему же эта женщина все-таки решила обратиться ко мне? Потому что больше чем диагноз врачей, ее интересует постановление раввина. И каким бы оно ни было, она готова его самоотверженно исполнять. Благодаря этой преданности законам Торы, я уверен, что она удостоится родить абсолютно здорового ребенка, что бы там ни говорили врачи.

Вскоре, так и произошло, и рав Каневский был сандаком на обрезании розовощекого, упитанного малыша…

 

на основе комментария рава Ицхака Зильберштейна

(Израиль, наше время)

 

 

 

3. Приношения Всевышнему — только из домашних животных

 

Написано в нашей недельной главе: «Когда человек, один из вас, захочет совершить приношение Всевышнему, то из крупного или мелкого скота приносите его» (Ваикра, гл. 1, ст. 2).

Но почему для приношений можно брать только скот, почему не диких зверей?

На это есть три причины.

Во-первых, скотину люди разводят и держат в своих домах — она всегда под рукой. А дикие звери потому и названы дикими, что избегают обжитых мест, скрываясь в лесах и степях.

Всевышний не хотел заставлять людей рыскать по долам и весям в поисках живности для приношений, не хотел их чрезмерно утруждать.

Во-вторых, сказано: «Всевышний желает преследуемого» (Танах, книга Коэлет, гл. 3, ст. 15).  

Животный мир так устроен, что в роли преследователей могут быть только дикие звери. Скот же всегда — объект преследования, всегда жертва нападения. Значит, именно он и желаем Творцом для приношений.

И, наконец, в-третьих, по своему нраву дикие звери злей и грубее, чем домашний скот. Поэтому Всевышний для приношений и служения избрал скотину. Эта причина — основная и решающая.

В будущем, по словам пророка, дикие звери будут обитать ближе к человеку и не станут больше нападать на скот. Как сказано: «И волк будет жить рядом с ягненком, и леопард будет лежать с козленком; и телец, и молодой лев, и вол будут вместе; и маленький мальчик будет водить их. И пастись будут корова с медведем; детеныши их лежать будут вместе» (Танах, книга пророка Йешаягу, гл. 11, ст. 6-7).

Тем не менее, это не сделает ни волка, ни медведя пригодными для приношений.

И еще о будущем сказано: «Приношения Всевышнему — дух сокрушенный, сердце сокрушенное и укрощенное Он презирать не станет. Сделай добро Сиону по благоволению Твоему, отстрой стены Иерусалима. Тогда захочешь Ты приношения справедливости и всесожжения, тогда возложат на мизбеах (в условном переводе — «жертвенник») Твой быков» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 51, ст. 19-21).

«Приношения Всевышнему — дух сокрушенный, сердце сокрушенное и укрощенное Он презирать не станет»… Именно домашние животные, в отличие от диких, являются укрощенными. Поэтому их и использовали для приношений.

И даже в будущем, когда «Сиону будет оказано добро, и Всевышний отстроит стены Иерусалима", и дикие звери будут в изобилии селиться рядом с домашними и перестанут на них нападать — даже тогда «возложат на мизбеах Твой быков».

Если хозяин объявит, что его бык предназначается для приношения, тот моментально приобретает статус кадош (выделенный). И его запрещено использовать для чего-то другого, например, на нем нельзя пахать.

Так же и сам человек должен постоянно помнить, что его предназначение — служить Творцу. И тогда все, что связано с чужим служением (авода зара) — станет для него неприемлемым, и он сможет уберечься от прегрешений.

 

на основе комментария раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)

.

 

на основе комментария Хатам Софера

(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

 

 

4. Смысл и цели приношений

 

Написано в нашей недельной главе: «Если всесожжение приношение его» (Ваикра, гл. 1, ст. 3).

Итак, центральная тема нашей недельной главы, да и всей книги Ваикра — приношения и служение в Мишкане (Переносном Храме).

Но в чем смысл приношений (на иврите — корбанот; множественное число от слова корбан — приношение)? Для чего они нужны? 

Уже в самом названии карбанот (приношения) содержится намек на сближение (каров, значит — близкий), приближение, установление связи с Всевышним. 

Кроме того принесением корбанот, как известно, занимались коэны. А у них не было своего земельного надела. Так отдельные части животных, приносимых в качестве корбана, по закону доставались коэнам. Таким образом, корбанот помогали им решить вопрос с пропитанием.

Еще у приношений было большое воспитательное значение.

Человек, совершивший прегрешение, для искупления вины должен был принести корбан — то, или иное животное, которое резали у него на глазах. И он понимал, что животное — лишь замена ему. Его самого должны были бы зарезать. Ведь прегрешение — это нарушение Воли Всевышнего. И, значит — бунт против Него. А бунтарей против царской власти обычно казнят.

Осознание этого, должно привести к полному раскаянию. 

Приношение ола (всесожжение) полностью сжигали. И коэнам от него ничего не доставалось. 

Написано: «Ведь Ты не желаешь, чтобы я принес всесожжение. Приношение Всевышнему — сокрушенный дух. Кроткое и удрученное сердце Он не отвергнет» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 51, ст. 18-19).

Здесь уточняется, что забота о пропитании коэнов все же — не главная цель приношений. Ведь тогда не должно было бы быть всесожжений. Но Творец ждет от нас укрощения наших сердец. И это явно коэнов не насытит. 

Впрочем, и пропитание не забыто. Ведь, все остальные виды приношений из крупного и мелкого скота частично принадлежат коэнам.

И еще. Когда человек приносит корбан, он ведет и несет его только до входа в Шатер Откровения. Внутрь, в Кодеш Кодашим (Святая Святых — центральная часть Храма) его не может внести даже коэн. И если внесет — приношение не будет засчитано. Всевышний его не примет. А вот, укрощенное сердце, то есть, раскаяние, Творец не отвергнет. Это приношение достигает Его Трона.

 

на основе комментария Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

 

 

 

5. Главное — не возгордиться

 

В нашей недельной главе о приношениях (корбанот — мн. ч. от слова корбан), совершаемых в Мишкане (Переносном Храме), читаем: «И заколет (в оригинале — шахат) молодого теленка перед Всевышним» (Ваикра, гл. 1, ст. 5).

Возникает вопрос: почему здесь не используется слово, созвучное со словом «корбан», но написано — шахат (заколет)?

Для иллюстрации ответа расскажу притчу.

Один богач промышлял торговлей. Он хорошо поставил и развил свое дело. На него работало множество представителей, которые отправлялись с товарами в разные страны и, удачно все распродав, возвращались с немалой прибылью.

Но однажды его предприятие постигла беда. Торговые агенты отправились в очередной вояж с очень крупной партией дорогих товаров. В дороге они проявили халатность, и их обокрали. Похитили весь товар, причинив ущерб на громадную сумму. Осознав случившееся, они боялись предстать перед своим боссом. Но делать нечего. И вот они готовые от стыда провалиться сквозь землю, рассыпаются в извинениях и обещаниях постепенно покрыть убытки.

Богач очень расстроился. Но ничего не поделаешь — нужно как-то исправлять эту неприятную ситуацию и двигаться дальше. Он понял, что всего ущерба эти горе-торговцы никогда не смогут покрыть. Поэтому он предложил им вернуть хотя бы один процент.

Но даже и это им было не под силу, и долг был разбит на платежи.

Вот подошло время первой выплаты. Один из агентов не смог собрать всей требуемой суммы, у него была только ее часть. Ему снова пришлось просить прощения и уповать на милость своего работодателя. Он пообещал, что в следующий раз он выплатит, что положено, и вдобавок возместит недостачу этого платежа.

Богач великодушно принял извинения и ободрил его по-доброму.

Вместе с тем, другой агент оказался более удачливым. Он уже в первый платеж перевыполнил норму и с гордостью передал сумму, превышающую ту, о которой договорились.

Но хозяин почему-то — рассердился, и принял деньги с негодованием. Его домашние удивились такому поведению и попросили объяснить.

— Те платежи, что я им назначил, не покрывают мои убытки. Я лишь хотел научить их не повторять свою ошибку в будущем. Тот, что заплатил мне меньше положенного, осознает вину и будет изо всех сил стараться не допустить нового промаха. А того, кто заплатил больше, распирает гордыня. Если бы я на него не рассердился, он бы работал спустя рукава. 

Теперь вернемся к приношениям (корбанот).

Человек, совершивший прегрешение, принес разрушение в духовные миры. Его приношение не может покрыть причиненный ущерб. Всевышнему важны раскаяние и укрощение сердца, этому приношению сопутствующие. 

Тот, кто не в состоянии принести молодого теленка, а тем более — быка, и поэтому приносит более дешевых ягненка или козленка, испытывает стыд и неловкость.

Этот стыд служит надежной прививкой от прегрешений в будущем.

Человек, который привел для приношения быка, думает, что обогатил Всевышнего. Он возвращается домой, считая, что купил себе прощение и за будущие прегрешения, и что ему теперь все дозволено.

Поэтому о дорогостоящем приношении сказано не hикрив (от корбан), но шахат. Всевышний не приближает к себе гордецов.

 

на основе комментария Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «ВАИКРА»

 

Место в Торе: книга Ваикра, гл. 1, ст. 1 — гл. 5, ст. 26.

 

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: «И воззвал к Моше...» (Ваикра, гл. 1, ст. 1).

И воззвал на иврите — ваикра.

 

Обсуждение главы Ваикра

 

1. Алеф — показатель духовной энтропии

 

Книга Ваикра начинается с обращения Всевышнего к Моше: «И воззвал к Моше. И говорил...» (Ваикра, гл. 1, ст. 1).

Принято, что в Свитке Торы, в слове «ваикра» (и воззвал), выведенном в название нашей недельной главы и всей книги, последняя буква алеф изображается меньшей по размеру, по сравнению с остальными буквами. Таким образом, это слово можно прочесть и как «ваикар». В слове «ваикар» содержится намек на случайный характер происходящего.

Людям в течение жизни приходится преодолевать различные проблемы: от мелких неприятностей до серьезных бед и напастей. Все они ниспосланы с одной конкретной целью — встряхнуть, разбудить, обратить к Творцу.

Но если они этого не понимают, считая произошедшее случайностью, Всевышний поднимает градус, и удары судьбы в виде всевозможных напастей становятся все ощутимее.

Некоторые и после этого предпочитают видеть лишь неблагоприятное стечение обстоятельств.

Тогда Творец интенсифицирует процесс обучения. И так до тех пор, пока человек, наконец, не осознает, что все — не случайно, что так Всевышний так взывает к его сердцу и разуму.

Выходит, чем раньше человек услышит голос Творца, взывающий к нему — тем меньше ноток строгости будет звучать в нем. Урок, усвоенный на раннем этапе — избавляет от излишних страданий.

Буква алеф в слове «ваикра», изменением размера, показывает духовный уровень человека. Когда он считает свою жизнь потоком случайных событий — алеф уменьшается и ваикра превращается в ваикар. Но если человек умеет во всем разглядеть направляющую руку Творца, то алеф вырастает, преобразуя ваикар в ваикра.

Таким образом, алеф — как бы прообраз духовной энтропии.

Для иллюстрации расскажу притчу.

Группа охотников преследовала лиса. Поняв, что его обложили со всех сторон, хитрый лис решил притвориться мертвым — в надежде, что охотники не станут трогать падаль.

Увидев лежащего без движения рыжего красавца, охотники склонились над добычей и начали ее делить.

— Из лисьих зубов можно сделать очень действенные амулеты, — сказал один из охотников, — и они очень ценятся.

С этими словами он начал вырывать лису зубы. Тому хоть и было ужасно больно, но он терпел, изображая мертвого.

— Смотрите, какой у него прекрасный хвост! — воскликнул другой охотник. — Мне как раз на зимнюю шапку будет.

И он отрезал лису хвост. Тот даже и взвыть не успел.  

— А я, пожалуй, возьму себе его мех, — размышлял вслух третий охотник.

Тут лис окончательно понял, что выбранная им линия поведения не доведет до добра, что  так он погибнет. Лис вскочил на ноги и что есть мочи бросился бежать. Благодаря замешательству охотников, ему удалось оторваться от них и скрыться из виду. Убедившись, что шаги преследователей не слышны, лис остановился перевести дух.

Как жаль, что я не сообразил сбежать, сразу, когда они подошли, — подумал лис. — Сейчас был бы с зубами и хвостом…

Когда Всевышний хочет пробудить человека, Он сперва посылает испытания его ближайшему окружению — друзьям, приятелям, однокашникам. Если тот не реагирует, испытания начинают фокусироваться на нем. Вначале в виде житейских неприятностей — теряется кошелек или, допустим, выходит из строя стиральная машина. Продолжает спать — на него обрушиваются беды.

В конце концов, у него не остается выбора, кроме как раскаяться, сделать тешуву (вернуться на пути, указанные Творцом).

Только лучше сделать это в самом начале, пока не случилось ничего серьезного.

Когда у Хатам Софера (раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв.) оторвалась пуговица на плаще, он сказал:

— Владыка мира! Спасибо, я все понял и в дополнительных напоминаниях не нуждаюсь…

 

на основе комментария рава Яакова Кули

(автор книги «Меам Лоэз», Оттоманская империя, 1689-1732 гг.)

 

      

2. Самоотверженность в служении Всевышнему

 

В нашей недельной главе о приношениях сказано: «Когда человек, один из вас, захочет совершить приношение…» (Ваикра, гл. 1, ст. 2).

Если переводить дословно, то может показаться, что имеются в виду «приношения из вас». И действительно, Тора, таким образом, учит нас, что один из аспектов служения Всевышнему — готовность к самопожертвованию ради Него.

Когда человек всецело посвящает себя исполнению заповедей и старается изо всех сил, он гарантировано обретет в своих дела помощь Свыше — помощь, не ограниченную законами природы.

Раби Элиэзер Шах (один из еврейских духовных лидеров последней трети 20-го века) связывал свои успехи в воспитании учеников и того, что йешива Понивеж, духовным руководителем которой он являлся, стала одной из самых значимых в мире йешив - неукоснительному следованию этому правилу.

Однажды в йешиву поступил новый ученик, парень из светской семьи. Он, как и многие неофиты придерживался максималистских взглядов и не признавал компромиссов. Понятное дело, что такая позиция приводила только к росту розни, непонимания и отчуждения между ним и его родителями.

В ту пору рав Шах заболел и слег. Температура поднялась до сорока. Его пришел проведать зять, рав Меир Цви Бергман. И среди прочего, он рассказал, что новый ученик после очередной крупной ссоры с родителями, нарезает круги по улице, не решаясь пойти домой.

— Мы должны ему помочь! — сказал рав Шах и начал одеваться.

— Но это явно не соответствует Вашему статусу — бегать за учениками. И уж точно — Вам не по силам. Давайте лучше я приглашу его к вам.

— Я пока не знаю, как помочь этому парню и что ему сказать. Но уверен, что если, невзирая на слабость и болезнь, пойду ему на выручку, Творец вложит в мои уста правильные слова, так, что он пересмотрит свои отношения с родителями.

И действительно, ученик был поражен самоотверженностью учителя, у него словно открылись глаза. Он смог увидеть всю ситуацию под другим углом зрения, и мир в семье, к радости всех сторон, был полностью восстановлен.

Расскажу еще одну историю, наглядно иллюстрирующую чего можно добиться самоотверженностью в служении Всевышнему.

Свояки, рав Ицхак Зильберштейн и раби Хаим Каневский (оба живут в Израиле в наши дни) склонились над книгами в преддверии наступления субботы. Вдруг дверь распахнулась и в комнату вошла заплаканная женщина в сопровождении рабанит. Она рассказала, что после долгих лет ожидания и тщетных надежд наступила долгожданная беременность. Но, вот, теперь, врачи говорят, что ребенок с сильным дефектом. Поэтому они рекомендуют пройти тяжелую и рискованную процедуру, которая может исправить положение, но может и ухудшить его.

Рав Ицхак Зильберштейн предложил прочесть Теилим (Псалмы царя Давида), что и было сделано. После этого раби Хаим произнес:

— Врачи ошибаются, ребенок здоров, не нужно никакой процедуры.

— Но ведь есть результаты проверок... — попыталась возразить рабанит.

Но Ицхак Зильберштейн прервал ее.

— Рав сейчас заверил, что ребенок родится здоровым. К чему подвергать сомнению его слова?!

Когда ободренная будущая мать ушла, раввин Зильберштейн обратился к своему свояку раву Каневскому:

— Я бы понял, если бы ты благословил ее, чтобы ребенок родился здоровым. Но ты уверенно заявил, что так будет. Откуда эта уверенность?

— Врачи уверенно заявили, — ответил рав Каневский, — что ребенок родится с  серьезным дефектом и что необходимо провести опасную процедуру. Их слова были подкреплены результатами исследований и анализов. Почему же эта женщина все-таки решила обратиться ко мне? Потому что больше чем диагноз врачей, ее интересует постановление раввина. И каким бы оно ни было, она готова его самоотверженно исполнять. Благодаря этой преданности законам Торы, я уверен, что она удостоится родить абсолютно здорового ребенка, что бы там ни говорили врачи.

Вскоре, так и произошло, и рав Каневский был сандаком на обрезании розовощекого, упитанного малыша…

 

на основе комментария рава Ицхака Зильберштейна

(Израиль, наше время)

 

 

 

3. Приношения Всевышнему — только из домашних животных

 

Написано в нашей недельной главе: «Когда человек, один из вас, захочет совершить приношение Всевышнему, то из крупного или мелкого скота приносите его» (Ваикра, гл. 1, ст. 2).

Но почему для приношений можно брать только скот, почему не диких зверей?

На это есть три причины.

Во-первых, скотину люди разводят и держат в своих домах — она всегда под рукой. А дикие звери потому и названы дикими, что избегают обжитых мест, скрываясь в лесах и степях.

Всевышний не хотел заставлять людей рыскать по долам и весям в поисках живности для приношений, не хотел их чрезмерно утруждать.

Во-вторых, сказано: «Всевышний желает преследуемого» (Танах, книга Коэлет, гл. 3, ст. 15).  

Животный мир так устроен, что в роли преследователей могут быть только дикие звери. Скот же всегда — объект преследования, всегда жертва нападения. Значит, именно он и желаем Творцом для приношений.

И, наконец, в-третьих, по своему нраву дикие звери злей и грубее, чем домашний скот. Поэтому Всевышний для приношений и служения избрал скотину. Эта причина — основная и решающая.

В будущем, по словам пророка, дикие звери будут обитать ближе к человеку и не станут больше нападать на скот. Как сказано: «И волк будет жить рядом с ягненком, и леопард будет лежать с козленком; и телец, и молодой лев, и вол будут вместе; и маленький мальчик будет водить их. И пастись будут корова с медведем; детеныши их лежать будут вместе» (Танах, книга пророка Йешаягу, гл. 11, ст. 6-7).

Тем не менее, это не сделает ни волка, ни медведя пригодными для приношений.

И еще о будущем сказано: «Приношения Всевышнему — дух сокрушенный, сердце сокрушенное и укрощенное Он презирать не станет. Сделай добро Сиону по благоволению Твоему, отстрой стены Иерусалима. Тогда захочешь Ты приношения справедливости и всесожжения, тогда возложат на мизбеах (в условном переводе — «жертвенник») Твой быков» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 51, ст. 19-21).

«Приношения Всевышнему — дух сокрушенный, сердце сокрушенное и укрощенное Он презирать не станет»… Именно домашние животные, в отличие от диких, являются укрощенными. Поэтому их и использовали для приношений.

И даже в будущем, когда «Сиону будет оказано добро, и Всевышний отстроит стены Иерусалима", и дикие звери будут в изобилии селиться рядом с домашними и перестанут на них нападать — даже тогда «возложат на мизбеах Твой быков».

Если хозяин объявит, что его бык предназначается для приношения, тот моментально приобретает статус кадош (выделенный). И его запрещено использовать для чего-то другого, например, на нем нельзя пахать.

Так же и сам человек должен постоянно помнить, что его предназначение — служить Творцу. И тогда все, что связано с чужим служением (авода зара) — станет для него неприемлемым, и он сможет уберечься от прегрешений.

 

на основе комментария раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)

.

 

на основе комментария Хатам Софера

(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

 

 

4. Смысл и цели приношений

 

Написано в нашей недельной главе: «Если всесожжение приношение его» (Ваикра, гл. 1, ст. 3).

Итак, центральная тема нашей недельной главы, да и всей книги Ваикра — приношения и служение в Мишкане (Переносном Храме).

Но в чем смысл приношений (на иврите — корбанот; множественное число от слова корбан — приношение)? Для чего они нужны? 

Уже в самом названии карбанот (приношения) содержится намек на сближение (каров, значит — близкий), приближение, установление связи с Всевышним. 

Кроме того принесением корбанот, как известно, занимались коэны. А у них не было своего земельного надела. Так отдельные части животных, приносимых в качестве корбана, по закону доставались коэнам. Таким образом, корбанот помогали им решить вопрос с пропитанием.

Еще у приношений было большое воспитательное значение.

Человек, совершивший прегрешение, для искупления вины должен был принести корбан — то, или иное животное, которое резали у него на глазах. И он понимал, что животное — лишь замена ему. Его самого должны были бы зарезать. Ведь прегрешение — это нарушение Воли Всевышнего. И, значит — бунт против Него. А бунтарей против царской власти обычно казнят.

Осознание этого, должно привести к полному раскаянию. 

Приношение ола (всесожжение) полностью сжигали. И коэнам от него ничего не доставалось. 

Написано: «Ведь Ты не желаешь, чтобы я принес всесожжение. Приношение Всевышнему — сокрушенный дух. Кроткое и удрученное сердце Он не отвергнет» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 51, ст. 18-19).

Здесь уточняется, что забота о пропитании коэнов все же — не главная цель приношений. Ведь тогда не должно было бы быть всесожжений. Но Творец ждет от нас укрощения наших сердец. И это явно коэнов не насытит. 

Впрочем, и пропитание не забыто. Ведь, все остальные виды приношений из крупного и мелкого скота частично принадлежат коэнам.

И еще. Когда человек приносит корбан, он ведет и несет его только до входа в Шатер Откровения. Внутрь, в Кодеш Кодашим (Святая Святых — центральная часть Храма) его не может внести даже коэн. И если внесет — приношение не будет засчитано. Всевышний его не примет. А вот, укрощенное сердце, то есть, раскаяние, Творец не отвергнет. Это приношение достигает Его Трона.

 

на основе комментария Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

 

 

 

5. Главное — не возгордиться

 

В нашей недельной главе о приношениях (корбанот — мн. ч. от слова корбан), совершаемых в Мишкане (Переносном Храме), читаем: «И заколет (в оригинале — шахат) молодого теленка перед Всевышним» (Ваикра, гл. 1, ст. 5).

Возникает вопрос: почему здесь не используется слово, созвучное со словом «корбан», но написано — шахат (заколет)?

Для иллюстрации ответа расскажу притчу.

Один богач промышлял торговлей. Он хорошо поставил и развил свое дело. На него работало множество представителей, которые отправлялись с товарами в разные страны и, удачно все распродав, возвращались с немалой прибылью.

Но однажды его предприятие постигла беда. Торговые агенты отправились в очередной вояж с очень крупной партией дорогих товаров. В дороге они проявили халатность, и их обокрали. Похитили весь товар, причинив ущерб на громадную сумму. Осознав случившееся, они боялись предстать перед своим боссом. Но делать нечего. И вот они готовые от стыда провалиться сквозь землю, рассыпаются в извинениях и обещаниях постепенно покрыть убытки.

Богач очень расстроился. Но ничего не поделаешь — нужно как-то исправлять эту неприятную ситуацию и двигаться дальше. Он понял, что всего ущерба эти горе-торговцы никогда не смогут покрыть. Поэтому он предложил им вернуть хотя бы один процент.

Но даже и это им было не под силу, и долг был разбит на платежи.

Вот подошло время первой выплаты. Один из агентов не смог собрать всей требуемой суммы, у него была только ее часть. Ему снова пришлось просить прощения и уповать на милость своего работодателя. Он пообещал, что в следующий раз он выплатит, что положено, и вдобавок возместит недостачу этого платежа.

Богач великодушно принял извинения и ободрил его по-доброму.

Вместе с тем, другой агент оказался более удачливым. Он уже в первый платеж перевыполнил норму и с гордостью передал сумму, превышающую ту, о которой договорились.

Но хозяин почему-то — рассердился, и принял деньги с негодованием. Его домашние удивились такому поведению и попросили объяснить.

— Те платежи, что я им назначил, не покрывают мои убытки. Я лишь хотел научить их не повторять свою ошибку в будущем. Тот, что заплатил мне меньше положенного, осознает вину и будет изо всех сил стараться не допустить нового промаха. А того, кто заплатил больше, распирает гордыня. Если бы я на него не рассердился, он бы работал спустя рукава. 

Теперь вернемся к приношениям (корбанот).

Человек, совершивший прегрешение, принес разрушение в духовные миры. Его приношение не может покрыть причиненный ущерб. Всевышнему важны раскаяние и укрощение сердца, этому приношению сопутствующие. 

Тот, кто не в состоянии принести молодого теленка, а тем более — быка, и поэтому приносит более дешевых ягненка или козленка, испытывает стыд и неловкость.

Этот стыд служит надежной прививкой от прегрешений в будущем.

Человек, который привел для приношения быка, думает, что обогатил Всевышнего. Он возвращается домой, считая, что купил себе прощение и за будущие прегрешения, и что ему теперь все дозволено.

Поэтому о дорогостоящем приношении сказано не hикрив (от корбан), но шахат. Всевышний не приближает к себе гордецов.

 

на основе комментария Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

 

 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Значение числа «семь»


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля