ВАЭРА 
"ВАЭРА"
ВАЭРА 
Чтение текста
Афтары

"ВАЭРА"

24.01.2025, 24 Tevet, 5785

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(15.12. 25 - 22.12.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(30.12.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


25 цикл обсуждения

Прочесть двадцать пятый цикл обсуждения
Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения
Прочесть двадцать третий цикл обсуждения
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «ШЕМОТ»

 

Место в Торе: книга Шемот, гл. 1, ст. 1 – гл. 6, ст. 1.

 

Почему глава так называется?

        По первой фразе главы: “И вот имена…”.

        Имена на иврите — шемот.

 

Обсуждение главы Шемот

 

1. Всевышний не оставляет нас в трудностях и бедах

 

Начинаем изучать книгу Шемот с имен. Как написано: «И вот имена сынов Израиля, пришедших в Египет с Яаковом» (Шемот, гл. 1, ст. 1).

 

Всевышний не покидает сынов Израиля даже в галуте (изгнании). Он был с ними в Египте, не оставлял их в самые тяжелые годы рабства и угнетения, и в конце концов — спас и освободил их.

 

Нынешний галут — самый длинный. Ему, кажется — нет конца. Но и из него сыны Израиля будут спасены.

 

Имена израильских колен несут в себе свидетельства о непрерывной связи с Творцом, которая не ослабевает и в самые суровые годы.

 

Имя Реувен — производное от слова «видеть». Всевышний видит, когда евреи прозябают в нищете и поддерживает их.

 

Шимон — от слова «слышать». Творец внимает молитвам сынов Израиля.

 

Леви — от слова «сопровождать». Создатель сопровождает нас на протяжении всего галута. Как сказано: «С ним Я в бедствии, спасу его и прославлю его» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 91, ст. 15).

 

И далее говорится — «Долголетием насыщу его и дам ему увидеть спасение Мое» (там же, ст. 16).

 

Не написано «спасение его», написано — «спасение Мое». Получается, что Всевышний настолько объединен с нами, настолько сопереживает нам, что, как будто (конечно же — как будто) — тоже, как и мы, нуждается в геуле. То есть — в спасении, освобождении.

 

Человека бросили в застенки — Всевышний вместе с ним, в заключении.

 

Кто-то слег в больницу, а Шехина (Присутствие Всевышнего) — в изголовье его кровати. Даже в самой тяжелой беде Всевышний не оставляет человека.

 

Шехина оплакивает страдания последнего злодея, подвергшегося наказанию за свои прегрешения.

 

Йегуда — производное от слова «благодарить».

 

Мы должны благодарить Всевышнего за каждый прожитый день, за всякое действие, что удалось совершить и за то милосердие, которым Он постоянно одаривает нас…

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

2. Награда зависит от преодоления себя и перенесенных страданий

 

Наша недельная глава называется Шемот (имена). В ней перечислены все имена сынов Израиля, спустившихся в Египет. Здесь читаем: «И вот имена сынов Израиля, пришедших в Египет с Яаковом» (Шемот, гл. 1, ст. 1).

 

Раскроем внутренний смысл некоторых из них.

 

Имя Йиссахар олицетворяет плату, компенсацию за порабощение, за пребывание в рабстве, в галуте (изгнании).

 

Написано в Танахе: «И скажешь ты в тот день: благодарю Тебя, Всевышний, за то, что, хотя и гневался Ты на меня, но гнев Твой утихает, и Ты утешаешь меня» (книга пророка Йешаягу, гл. 12, ст. 1).

 

Обычно принято благодарить за услугу, за доброе дело, но за неприятности, как правило — не благодарят.

 

Почему же сказано — «благодарю Тебя, хотя и гневался Ты на меня»?

 

Объясню это с помощью притчи.

 

Сын царя связался с плохой компанией. Отец не раз предупреждал его, уговаривал по-хорошему и кричал, выходил из себя, пробовал наказывать. Но все — без толку. Принц скатывался все ниже и ниже. Однажды он со своими друзьями-разбойниками совершил ужасное преступление, которому не было оправдания. Царь велел всех преступников казнить, а сына сослал на отдаленный остров. Местные жители там оказались на редкость недружелюбными, они норовили поиздеваться над чужаком. Словом — отравляли ему жизнь, как могли. Но принц стойко держал удар. Он стал пастухом, жил обособленно, выработал в себе полезные качества, и постепенно избавился от вредных привычек. Молва о переменах, произошедших в бывшем гуляке и задире, дошла до царского дворца, и монарх решил проведать своего отпрыска. Сын лил горькие слезы на груди отца, а тот, еще пуще рыдал, обнимая сына. Царь сделал соответствующие распоряжения, и принца вернули во дворец

Однажды царь увидел, что у его сына глаза снова на мокром месте.

 

 

— О чем ты плачешь, что оплакиваешь? — спросил он.

 

— Плачу о безвозвратно ушедших годах моего изгнания.

 

— Составь мне подробный список всех бед и страданий, что тебе довелось хлебнуть в галуте. И за каждую позицию в этом списке, я награжу тебя по-царски.

 

Царь углубился в чтение, а принца снова сотрясли рыдания.

 

— О чем ты плачешь на этот раз, сын мой?

 

— Что не получил больше страданий…

 

Нужно понимать, что сыны Израиля получают награду не только за страдания, причиненные им их поработителями, но и за преодоление себя.

 

Написано: «Вознаграждение соответствует степени страданий» (трактат Авот, гл. 5, м. 21).

 

Человек почувствовал слабость, или боль в ногах, но все равно пошел в синагогу — его награда существенно возросла. Ему было трудно оторваться от дел, но он все отодвинул в сторону и отправился на урок Торы — за это он получит такую награду, которой можно только позавидовать.

 

Имя Зевулун означает — «пребудет со Мною». Когда произойдет освобождение, геула — Шехина (Присутствие Всевышнего) снова будет обитать среди нас.

 

Имя Биньямин — правая рука, если можно так выразиться, и опора Творца. Как сказано: «Правая рука Всевышнего вознесена, правая рука творит силу» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 118, ст. 16). В будущем мир будет управляться согласно мере милосердия, располагающейся справа.  

 

Имя Дан дает намек на меру суда, поэтому, все притеснители еврейского народа предстанут перед судом. В будущем Всевышний призовет к ответу всех правителей, порабощавших сынов Израиля. Об этом читаем: «Дабы свершить мщение над народами, наказание — над племенами» (Теилим, гл. 149, ст. 17).

 

Нафтали — свидетельство о притягательности Торы и заповедей для сынов Израиля. Как сказано: «Вожделенней золота и слаще меда они» (Теилим, гл. 18, ст. 11).

 

В будущем, за стремление к Торе и заповедям, Всевышний вознаградит нас изысканными блюдами. Он пошлет нам ман (см. на сайте ответ «Что такое ман (манна)?», № 706). Так что каждый сможет ощутить свой самый любимый вкус в еде.

 

Имя Ашер символизирует «счастье». Насколько народы мира притесняли и порабощали сынов Израиля — настолько они сделают их счастливыми. Израиль станет венцом человечества, и даже ООН прекратит поносить его и осуждать...

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время) 

 

 

3. Сыны Израиля не изменяли имена, стиль одежды и женам

 

В нашей недельной главе говорится о временном переселении в Египет семьи Яакова и о ее жизни там. И здесь читаем: «И вот имена сынов Израиля, пришедших в Египет, с Яаковом, каждый с домом своим пришли они» (Шемот, гл. 1, ст. 1).

 

Египтяне, как известно, постепенно поработили евреев, всячески притесняли их, нагружали тяжелой работой и вообще старались извести. Только у них ничего не вышло. Всевышний вступился за своих сыновей. В этом конфликте Он принял сторону евреев, спас их и освободил из дома рабства, а египтян сурово наказал.

 

Какие же заслуги сынов Израиля сыграли им на пользу?

 

На этот вопрос Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 1) отвечают: в заслугу того, что не изменили своих имен, не изменили своему стилю в одежде и не изменяли своим мужьям и женам.

 

Намеки на эти три фактора содержатся в самой первой фразе нашей главы: «И вот имена сынов Израиля» — они оставили себе прежние имена, по которым сразу было видно, что они сыны Израиля.

 

В СССР многие евреи меняли свои имена на не столь ярко выраженные, приглушали кричащие фамилии. В Египте же такого не случалось, притом, что египетский галут (изгнание) длился гораздо дольше советского.

 

«Пришедших в Египет, с Яаковом» — даже в Египте они носили ту же по стилю одежду, что и их прародитель Яаков.

 

Когда Яаков собирался предстать перед своим отцом Ицхаком, чтобы тот его благословил — он, по совету матери, Ривки, облачился в одеяние Эсава.

 

Таким образом, мы видим, что одежда Яакова отличалась от одежды его брата Эсава. Этот стиль в одежде сохранили и потомки Яакова, они не стали рядиться в местные «вышиванки», но сохранили свой привычный еврейский облик.

 

«Каждый с домом своим, пришли они» — как пришли в Египет со своим домом, так с ним и остались.

 

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 118) говорится, что «домом» раби Йоси называл свою жену. В нашей традиции женщина — не просто хранительница домашнего очага, она олицетворяет собой еврейский дом, стоящий на прочном фундаменте.

 

Оказавшись в Египте, еврейские мужчины, не стали менять жен на более молодых и красивых местных девушек. А еврейские жены строго хранили верность своим мужьям, невзирая на всевозможные блага, которыми пытались соблазнить их египтяне...

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

 

4. Беспокойные дни

 

Чтение нашей недельной главы знаменует наступление периода, который называют «беспокойными днями». Он состоит из шести недель, а в високосном году — растягивается на все восемь.

 

Пророк призывает: «Вернитесь непослушные (в оригинале — шовевим) дети» (книга пророка Йермиягу, гл. 3, ст. 14).

 

Слово «шовевим» (непослушные) — это аббревиатура названий глав от Шемот до Мишпатим. Недели, в которые читают эти главы, и есть — «беспокойные дни».

 

В этот период нужно проявлять особую осторожность — не рисковать, не совершать необдуманные поступки. Ибо в эти дни активизируются деструктивные силы.

 

Сыны Израиля спустились в Египет, чтобы собрать и вознести наверх искры святости, попавшие туда, еще со времен первого человека, Адама.

 

Так же и сейчас, основа служения Творцу в шесть недель «беспокойных дней» — сбор и поднятие искр святости, которые из-за наших прегрешений, ошибок и промахов были пленены и порабощены силами духовной нечистоты, то есть — силами тумы.

 

Мы помним, что сыны Израиля оказались в Египте вслед за Йосефом, которого они туда продали. Выходит, египетское изгнание было наказанием за продажу Йосефа. А Йосеф особенно трепетно относился к союзу с Творцом, всячески охранял и оберегал его. Поэтому именно его Учителя назвали — «цадик» (праведник).

 

Многие наши выдающиеся предки удостоились получить какой-то титул: Авраам — авину (наш отец), Моше — рабейну (наш Учитель), Аарон — коэн (служитель в Храме), Шмуэль — hа-нави (пророк) и т.п. Но только Йосефа называют праведником. Потому что он не поддался соблазну и устоял перед прегрешением. На нем, на его заслугах держится мир.

 

Когда Йосеф оказался перед выбором: поддаться искушению или сохранить свой союз с Творцом, он увидел перед собой лицо своего отца и камень, что лежит в основании мироздания. Тогда Всевышний предупредил его, что, если Йосеф не устоит, Он заберет этот камень, и мир начнет разваливаться.

 

Благословляя Йосефа перед смертью, Яаков намеком напомнил об этом. «Из рук воина Яакова, — произнес наш праотец, — он стал хранителем камня Израиля» (Берешит, гл. 49, ст. 24).

 

Итак, мир держится на камне Всевышнего, а камень этот Творец не убирает в заслугу праведности Йосефа, берегущего свой союз с Всевышним.

 

В дни, когда читают недельные главы, повествующие о египетском галуте, наступившем из-за продажи Йосефа братьями, у нас появляется уникальная возможность исправить наши прегрешения, связанные с нарушением союза с Творцом. Особенно благоприятны для этого ночь с четверга на пятницу и день пятницы — шестого дня недели...

 

на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая

(Хида; Эрец Исраэль,18-й век)

 

 

5. Почему левитов было меньше, чем представителей любого другого колена

 

Написано в нашей недельной главе: «И вот имена сынов Израиля, пришедших в Египет, с Яаковом, каждый с домом своим, пришли они.  Реувен, Шимон, Леви...» (Шемот, гл. 1, ст. 1-2).

В главе Бамидбар приводится численность каждого колена. И оказывается, что самое малочисленное из всех — колено Леви, насчитывающее лишь 22 тысячи человек.

Возникает вопрос — почему, какими причинами это обусловлено?

Дело в том, что левиты не испытали на себе всех ужасов рабства. Их не заставляли тяжело трудиться на стройках фараона.

В Египте жреческое сословие пользовалось всевозможными льготами и привилегиями, и было вознесено над всеми остальными. Фараон своим указом придал особый статус и колену левитов и коэнов.

Целью порабощения сынов Израиля было их уничтожение. Фараон поставил перед собой задачу — извести их.

Всевышний, видя это, решил расстроить планы жестокого египетского правителя. Он способствовал всплеску рождаемости в среде подвергшихся угнетению. Как сказано: «Но чем больше они его притесняли, тем больше он умножался и распространялся» (Шемот, гл. 1, ст. 12).

Левитов не притесняли, не порабощали, поэтому и рождаемость у них осталась в обычных пределах.

Известно также, что после введения жестоких антисемитских указов, в частности — распоряжения топить новорожденных мальчиков в Ниле, отец Моше, Амрам, развелся со своей женой.

Он был у левитов одним из лидеров. И его примеру последовали многие отцы семейств колена Леви. Понятно, что отстранение от жен — не способствовало росту рождаемости...

 

на основе комментария Ор hа-Хаим

(раби Хаим бен Атар; один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль, первая половина 18-го века)

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «ШЕМОТ»

 

Место в Торе: книга Шемот, гл. 1, ст. 1 – гл. 6, ст. 1.

 

Почему глава так называется?

        По первой фразе главы: “И вот имена…”.

        Имена на иврите — шемот.

 

Обсуждение главы Шемот

 

1. Всевышний не оставляет нас в трудностях и бедах

 

Начинаем изучать книгу Шемот с имен. Как написано: «И вот имена сынов Израиля, пришедших в Египет с Яаковом» (Шемот, гл. 1, ст. 1).

 

Всевышний не покидает сынов Израиля даже в галуте (изгнании). Он был с ними в Египте, не оставлял их в самые тяжелые годы рабства и угнетения, и в конце концов — спас и освободил их.

 

Нынешний галут — самый длинный. Ему, кажется — нет конца. Но и из него сыны Израиля будут спасены.

 

Имена израильских колен несут в себе свидетельства о непрерывной связи с Творцом, которая не ослабевает и в самые суровые годы.

 

Имя Реувен — производное от слова «видеть». Всевышний видит, когда евреи прозябают в нищете и поддерживает их.

 

Шимон — от слова «слышать». Творец внимает молитвам сынов Израиля.

 

Леви — от слова «сопровождать». Создатель сопровождает нас на протяжении всего галута. Как сказано: «С ним Я в бедствии, спасу его и прославлю его» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 91, ст. 15).

 

И далее говорится — «Долголетием насыщу его и дам ему увидеть спасение Мое» (там же, ст. 16).

 

Не написано «спасение его», написано — «спасение Мое». Получается, что Всевышний настолько объединен с нами, настолько сопереживает нам, что, как будто (конечно же — как будто) — тоже, как и мы, нуждается в геуле. То есть — в спасении, освобождении.

 

Человека бросили в застенки — Всевышний вместе с ним, в заключении.

 

Кто-то слег в больницу, а Шехина (Присутствие Всевышнего) — в изголовье его кровати. Даже в самой тяжелой беде Всевышний не оставляет человека.

 

Шехина оплакивает страдания последнего злодея, подвергшегося наказанию за свои прегрешения.

 

Йегуда — производное от слова «благодарить».

 

Мы должны благодарить Всевышнего за каждый прожитый день, за всякое действие, что удалось совершить и за то милосердие, которым Он постоянно одаривает нас…

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

2. Награда зависит от преодоления себя и перенесенных страданий

 

Наша недельная глава называется Шемот (имена). В ней перечислены все имена сынов Израиля, спустившихся в Египет. Здесь читаем: «И вот имена сынов Израиля, пришедших в Египет с Яаковом» (Шемот, гл. 1, ст. 1).

 

Раскроем внутренний смысл некоторых из них.

 

Имя Йиссахар олицетворяет плату, компенсацию за порабощение, за пребывание в рабстве, в галуте (изгнании).

 

Написано в Танахе: «И скажешь ты в тот день: благодарю Тебя, Всевышний, за то, что, хотя и гневался Ты на меня, но гнев Твой утихает, и Ты утешаешь меня» (книга пророка Йешаягу, гл. 12, ст. 1).

 

Обычно принято благодарить за услугу, за доброе дело, но за неприятности, как правило — не благодарят.

 

Почему же сказано — «благодарю Тебя, хотя и гневался Ты на меня»?

 

Объясню это с помощью притчи.

 

Сын царя связался с плохой компанией. Отец не раз предупреждал его, уговаривал по-хорошему и кричал, выходил из себя, пробовал наказывать. Но все — без толку. Принц скатывался все ниже и ниже. Однажды он со своими друзьями-разбойниками совершил ужасное преступление, которому не было оправдания. Царь велел всех преступников казнить, а сына сослал на отдаленный остров. Местные жители там оказались на редкость недружелюбными, они норовили поиздеваться над чужаком. Словом — отравляли ему жизнь, как могли. Но принц стойко держал удар. Он стал пастухом, жил обособленно, выработал в себе полезные качества, и постепенно избавился от вредных привычек. Молва о переменах, произошедших в бывшем гуляке и задире, дошла до царского дворца, и монарх решил проведать своего отпрыска. Сын лил горькие слезы на груди отца, а тот, еще пуще рыдал, обнимая сына. Царь сделал соответствующие распоряжения, и принца вернули во дворец

Однажды царь увидел, что у его сына глаза снова на мокром месте.

 

 

— О чем ты плачешь, что оплакиваешь? — спросил он.

 

— Плачу о безвозвратно ушедших годах моего изгнания.

 

— Составь мне подробный список всех бед и страданий, что тебе довелось хлебнуть в галуте. И за каждую позицию в этом списке, я награжу тебя по-царски.

 

Царь углубился в чтение, а принца снова сотрясли рыдания.

 

— О чем ты плачешь на этот раз, сын мой?

 

— Что не получил больше страданий…

 

Нужно понимать, что сыны Израиля получают награду не только за страдания, причиненные им их поработителями, но и за преодоление себя.

 

Написано: «Вознаграждение соответствует степени страданий» (трактат Авот, гл. 5, м. 21).

 

Человек почувствовал слабость, или боль в ногах, но все равно пошел в синагогу — его награда существенно возросла. Ему было трудно оторваться от дел, но он все отодвинул в сторону и отправился на урок Торы — за это он получит такую награду, которой можно только позавидовать.

 

Имя Зевулун означает — «пребудет со Мною». Когда произойдет освобождение, геула — Шехина (Присутствие Всевышнего) снова будет обитать среди нас.

 

Имя Биньямин — правая рука, если можно так выразиться, и опора Творца. Как сказано: «Правая рука Всевышнего вознесена, правая рука творит силу» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 118, ст. 16). В будущем мир будет управляться согласно мере милосердия, располагающейся справа.  

 

Имя Дан дает намек на меру суда, поэтому, все притеснители еврейского народа предстанут перед судом. В будущем Всевышний призовет к ответу всех правителей, порабощавших сынов Израиля. Об этом читаем: «Дабы свершить мщение над народами, наказание — над племенами» (Теилим, гл. 149, ст. 17).

 

Нафтали — свидетельство о притягательности Торы и заповедей для сынов Израиля. Как сказано: «Вожделенней золота и слаще меда они» (Теилим, гл. 18, ст. 11).

 

В будущем, за стремление к Торе и заповедям, Всевышний вознаградит нас изысканными блюдами. Он пошлет нам ман (см. на сайте ответ «Что такое ман (манна)?», № 706). Так что каждый сможет ощутить свой самый любимый вкус в еде.

 

Имя Ашер символизирует «счастье». Насколько народы мира притесняли и порабощали сынов Израиля — настолько они сделают их счастливыми. Израиль станет венцом человечества, и даже ООН прекратит поносить его и осуждать...

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время) 

 

 

3. Сыны Израиля не изменяли имена, стиль одежды и женам

 

В нашей недельной главе говорится о временном переселении в Египет семьи Яакова и о ее жизни там. И здесь читаем: «И вот имена сынов Израиля, пришедших в Египет, с Яаковом, каждый с домом своим пришли они» (Шемот, гл. 1, ст. 1).

 

Египтяне, как известно, постепенно поработили евреев, всячески притесняли их, нагружали тяжелой работой и вообще старались извести. Только у них ничего не вышло. Всевышний вступился за своих сыновей. В этом конфликте Он принял сторону евреев, спас их и освободил из дома рабства, а египтян сурово наказал.

 

Какие же заслуги сынов Израиля сыграли им на пользу?

 

На этот вопрос Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 1) отвечают: в заслугу того, что не изменили своих имен, не изменили своему стилю в одежде и не изменяли своим мужьям и женам.

 

Намеки на эти три фактора содержатся в самой первой фразе нашей главы: «И вот имена сынов Израиля» — они оставили себе прежние имена, по которым сразу было видно, что они сыны Израиля.

 

В СССР многие евреи меняли свои имена на не столь ярко выраженные, приглушали кричащие фамилии. В Египте же такого не случалось, притом, что египетский галут (изгнание) длился гораздо дольше советского.

 

«Пришедших в Египет, с Яаковом» — даже в Египте они носили ту же по стилю одежду, что и их прародитель Яаков.

 

Когда Яаков собирался предстать перед своим отцом Ицхаком, чтобы тот его благословил — он, по совету матери, Ривки, облачился в одеяние Эсава.

 

Таким образом, мы видим, что одежда Яакова отличалась от одежды его брата Эсава. Этот стиль в одежде сохранили и потомки Яакова, они не стали рядиться в местные «вышиванки», но сохранили свой привычный еврейский облик.

 

«Каждый с домом своим, пришли они» — как пришли в Египет со своим домом, так с ним и остались.

 

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 118) говорится, что «домом» раби Йоси называл свою жену. В нашей традиции женщина — не просто хранительница домашнего очага, она олицетворяет собой еврейский дом, стоящий на прочном фундаменте.

 

Оказавшись в Египте, еврейские мужчины, не стали менять жен на более молодых и красивых местных девушек. А еврейские жены строго хранили верность своим мужьям, невзирая на всевозможные блага, которыми пытались соблазнить их египтяне...

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

 

4. Беспокойные дни

 

Чтение нашей недельной главы знаменует наступление периода, который называют «беспокойными днями». Он состоит из шести недель, а в високосном году — растягивается на все восемь.

 

Пророк призывает: «Вернитесь непослушные (в оригинале — шовевим) дети» (книга пророка Йермиягу, гл. 3, ст. 14).

 

Слово «шовевим» (непослушные) — это аббревиатура названий глав от Шемот до Мишпатим. Недели, в которые читают эти главы, и есть — «беспокойные дни».

 

В этот период нужно проявлять особую осторожность — не рисковать, не совершать необдуманные поступки. Ибо в эти дни активизируются деструктивные силы.

 

Сыны Израиля спустились в Египет, чтобы собрать и вознести наверх искры святости, попавшие туда, еще со времен первого человека, Адама.

 

Так же и сейчас, основа служения Творцу в шесть недель «беспокойных дней» — сбор и поднятие искр святости, которые из-за наших прегрешений, ошибок и промахов были пленены и порабощены силами духовной нечистоты, то есть — силами тумы.

 

Мы помним, что сыны Израиля оказались в Египте вслед за Йосефом, которого они туда продали. Выходит, египетское изгнание было наказанием за продажу Йосефа. А Йосеф особенно трепетно относился к союзу с Творцом, всячески охранял и оберегал его. Поэтому именно его Учителя назвали — «цадик» (праведник).

 

Многие наши выдающиеся предки удостоились получить какой-то титул: Авраам — авину (наш отец), Моше — рабейну (наш Учитель), Аарон — коэн (служитель в Храме), Шмуэль — hа-нави (пророк) и т.п. Но только Йосефа называют праведником. Потому что он не поддался соблазну и устоял перед прегрешением. На нем, на его заслугах держится мир.

 

Когда Йосеф оказался перед выбором: поддаться искушению или сохранить свой союз с Творцом, он увидел перед собой лицо своего отца и камень, что лежит в основании мироздания. Тогда Всевышний предупредил его, что, если Йосеф не устоит, Он заберет этот камень, и мир начнет разваливаться.

 

Благословляя Йосефа перед смертью, Яаков намеком напомнил об этом. «Из рук воина Яакова, — произнес наш праотец, — он стал хранителем камня Израиля» (Берешит, гл. 49, ст. 24).

 

Итак, мир держится на камне Всевышнего, а камень этот Творец не убирает в заслугу праведности Йосефа, берегущего свой союз с Всевышним.

 

В дни, когда читают недельные главы, повествующие о египетском галуте, наступившем из-за продажи Йосефа братьями, у нас появляется уникальная возможность исправить наши прегрешения, связанные с нарушением союза с Творцом. Особенно благоприятны для этого ночь с четверга на пятницу и день пятницы — шестого дня недели...

 

на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая

(Хида; Эрец Исраэль,18-й век)

 

 

5. Почему левитов было меньше, чем представителей любого другого колена

 

Написано в нашей недельной главе: «И вот имена сынов Израиля, пришедших в Египет, с Яаковом, каждый с домом своим, пришли они.  Реувен, Шимон, Леви...» (Шемот, гл. 1, ст. 1-2).

В главе Бамидбар приводится численность каждого колена. И оказывается, что самое малочисленное из всех — колено Леви, насчитывающее лишь 22 тысячи человек.

Возникает вопрос — почему, какими причинами это обусловлено?

Дело в том, что левиты не испытали на себе всех ужасов рабства. Их не заставляли тяжело трудиться на стройках фараона.

В Египте жреческое сословие пользовалось всевозможными льготами и привилегиями, и было вознесено над всеми остальными. Фараон своим указом придал особый статус и колену левитов и коэнов.

Целью порабощения сынов Израиля было их уничтожение. Фараон поставил перед собой задачу — извести их.

Всевышний, видя это, решил расстроить планы жестокого египетского правителя. Он способствовал всплеску рождаемости в среде подвергшихся угнетению. Как сказано: «Но чем больше они его притесняли, тем больше он умножался и распространялся» (Шемот, гл. 1, ст. 12).

Левитов не притесняли, не порабощали, поэтому и рождаемость у них осталась в обычных пределах.

Известно также, что после введения жестоких антисемитских указов, в частности — распоряжения топить новорожденных мальчиков в Ниле, отец Моше, Амрам, развелся со своей женой.

Он был у левитов одним из лидеров. И его примеру последовали многие отцы семейств колена Леви. Понятно, что отстранение от жен — не способствовало росту рождаемости...

 

на основе комментария Ор hа-Хаим

(раби Хаим бен Атар; один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль, первая половина 18-го века)

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать пятый цикл обсуждения
Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения
Прочесть двадцать третий цикл обсуждения
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Зачем вы проклинаете христиан и уничижаете женщин?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля