ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА “КЕДОШИМ”

Место в Торе: Ваикра, гл. 19, ст. 1 — гл. 20, ст. 27

Почему глава так называется?

По значимому слову первой фразы главы, в которой сказано: “И говорил Всевышний Моше: Обратись ко всей общине Израиля и скажи им возвышенными (кедошим) будьте, ибо возвышен Я — Всевышний...” (Ваикра, гл. 19, ст. 1).

Слово кедошим — множественное число от ивритского слова кадош, что в большинстве переводов Торы означает — “святой. Однако у слова кадош есть и другое значение — возвышенный, стремящийся вверх, духовный.

Обсуждение главы Кедошим

27.04.03

Рассмотрим первую фразу главы. В ней Всевышний передает через Моше повеление — “будьте возвышенными”. Эта заповедь воодушевляет. Не правда ли? Но что она означает?

Есть ли у нее свое, скрытое при поверхностном прочтении, содержание или это — предписание, обязывающее нас выполнять другие заповеди? Подразумевает ли эта заповедь приказ соблюдать все мицвот (заповеди) или это — предписание делать нечто конкретное? Что вообще означает понятие — быть возвышенным?

Предположим, в одно прекрасное утро я встал, полный желания стать возвышенным... Что я должен сделать для этого?..

По определению Рамбана (Рабейну Моше бен НахманНахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.), в этой заповеди — два аспекта. Во-первых, она определяет цель. Во-вторых — ставит перед нами собственную, автономную задачу.

Отметим, что в конце предыдущей главы Торы (Ахарей Мот) дается перечень запрещенных видов интимной связи, а в начале нашей главы дается эта заповедь. А в Торе все, в том числе — и последовательность глав, имеет значение. Так и в нашем случае. Тора подчеркивает: чтобы подняться, стать ближе к Всевышнему, нам необходимо возвыситься. А для этого недостаточно лишь отказаться от запретного, даже если границы дозволенного соблюдаются со всей строгостью.

Формальное соблюдение этой заповеди — “будьте возвышенными” — вовсе не предполагает отказ от всех благ материального мира. И все же дело тут обстоит не так просто, как кажется.

Мы можем, к примеру, открыть рестораны, и при этом, если они будут абсолютно кошерны, наши действия не нарушат законы Торы. Мы можем одеть наших жен и дочерей по самой последней моде и не нарушить при этом законов скромности. Мы можем жить в роскошной вилле, ездить в самом дорогом автомобиле и проводить свой отпуск в самых романтичных местах мира. И ни в коей мере не нарушать законы Торы, хотя...

Нерелигиозный человек, как правило, отдает себе отчет в том, что такой образ жизни не имеет ничего общего с духовностью. Другое дело — человек, соблюдающий заповеди. Он может решить, что точное выполнение заповедей Торы определяет его духовный уровень. А поскольку жизнь его наполнена духовностью, то не имеет значения, богат он (и погружен в заботы о материальных благах) или — беден.

Это — заблуждение, говорит Рамбан. И тот факт, что Тора побуждает быть возвышенными, не позволяет человеку пребывать в таком заблуждении. Ведь понятие “быть возвышенным” означает — отдалиться от материального, физического, приближаясь к Творцу.

Соблюдение заповедей — это не формальное принятие набора запретов. Ибо конечная цель соблюдения заповедей — связь с Всевышним.

Тот, кто действительно ставит перед собой такую цель, не допустит ошибки, не станет подменять возвышенное состояние формальным соблюдением заповедей. Такой человек ясно осознает, что единение с Творцом не сочетается со стремлением к обретению материальных благ. Этому учит нас Рамбан...

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим

28.04.03

Обратим внимание на тот факт, что предыдущая недельная глава (Ахарей Мот), как мы говорили выше, заканчивается перечнем запретных интимных отношений, которые перечислены также в конце нашей недельной главы — Кедошим. И этим подчеркивается глубокая связь между главами. На этом выстраивается логика объяснения понятия “быть духовно возвышенными”, которое дает Рамбан, а до него — Раши (раби Шломо бен Ицхак, величайший комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Франция, 11 век).

Иную грань Истины открывает в этом вопросе Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век). В шестой главе своей работы Восемь глав, предваряющей его труд Авот (“Этика отцов”), он излагает иной взгляд на концепцию Торы о возвышенном духовном состоянии человека.

Здесь он приводит конкретный пример устремлений двух индивидуумов.

Один из них от природы добр и имеет положительные наклонности. Он с энтузиазмом берется за добрые дела и от такого способа самовыражения получает радость.

Другой человек способен совершать добрые дела. Но — в результате тяжелой внутренней борьбы, ибо от природы он — недоброжелателен. Для этого второго добрые дела связаны с мучительным отречением от собственных интересов и внутренним конфликтом.

Оба индивидуума ведут добродетельную жизнь. Рамбам выдвигает вопрос: кто из них выше в “иерархии” духовности?

Рамбам рассматривает позиции философов, которые говорят, что дурные наклонности —духовный дефект. Поэтому праведника, совершающего добрые дела, одержав победу над своими дурными побуждениями, все же не сравнить с человеком, в душе которого от природы нет и следа зла. Подтверждение этой концепции Рамбам находит в Мишлей — Книге притч царя Шломо (Соломона), где сказано: “Душа нечестивого жаждет зла... Правый суд — радость для праведного” (Танах, Мишлей, гл. 21, ст. 10,15).

С другой стороны, Рамбам находит в Талмуде подтверждение и, казалось бы, противоположной точке зрения: “Вознаграждение всегда соизмеримо с усилиями” (трактат Пиркей Авот, гл. 5, ст. 23).

Однако он не усматривает в этом противоречия. У человека, — объясняет Рамбам, — есть два вида негативных побуждений. К первому виду относится его стремление к физическим удовольствиям и материальным ценностям. Ко второму — корыстолюбие и жестокость, удовлетворение которых может привести человека к убийству, воровству, клевете и т.д. Такой индивидуум в погоне за личной выгодой способен причинить вред другим людям...

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим

29.04.03

Соблюдение заповеди “будьте возвышенными”, — говорит Рамбам, — неизбежно потребует от человека, стремящегося к праведности, усилий на двух разных фронтах (соответственно двум видам негативных побуждений).

Во-первых, преодолевая стремление к физическим удовольствиям, ему придется бороться с собой, чтобы избегать запрещенных форм деятельности, связанных с этим стремлением.

Во-вторых, если человек хочет стать праведным, ему надо будет решительным образом подавить в себе само искушение делать что-либо в корыстных целях.

Попытаемся проанализировать эту точку зрения с рациональной стороны.

Данное нам природой стремление к удовольствиям в принципе не противоречит нашей способности “контактировать” с Творцом. Ибо контакт с Творцом поддерживает душа человека. Стремление к физическим удовольствиям выражено в желании нашего тела удовлетворить свои насущные потребности и заложено в нас Творцом. Поэтому нет необходимости стараться аннулировать способность тела находить удовлетворение в различных формах ощущений. Ибо это будет нарушением Воли Всевышнего, и в этом не будет ни малейшей заслуги.

Но человек может испытывать желание сделать что-то запретное, что с удовлетворением его физических потребностей не связано. К таким запрещенным действиям, побуждение к которым — порождение интеллекта, мы относим убийство, воровство или, к примеру, клевету. Поскольку это — порождение интеллекта, оно напрямую связано с душой. А если душа изуродована, поражена и ее способность к соединению с Творцом. Здесь речь уже идет о морали, что является функцией души. Тело в этом смысле, если можно так выразиться, от природы — “аморально”.

Следует отметить, что наше представление о высокой духовности и подход Торы к этой проблеме — диаметрально противоположны. Многие люди связывают достижение высокого уровня духовности с неким аскетизмом, отрицающим физические удовольствия, и воспринимают это как погружение в мир созерцания и размышления.

Однако Тора не находит противоречий между стремлением к удовлетворению физических потребностей и достижением высокого духовного уровня. Согласно Торе, только потворство чрезмерному стремлению к физическим наслаждениям может причинить ущерб нашему духовному “я”.

Чтобы не быть голословным, приведу конкретный пример. В книге Бамидбар говорилось о назире (человеке, который добровольно наложил на себя запрет, лишив себя удовольствия, скажем, пить вино). Устная Тора, в частности, Талмуд, рассматривает это как проступок — при определенных обстоятельствах, назир должен был совершить очистительное приношение в Храме (об этом см. в Талмуде — трактат Назир, лист 19).

Из этого факта мы можем сделать вывод: если считается, что назир, который воздерживался от одного-единственного удовольствия — пить вино, совершил проступок, насколько же более тяжкий проступок совершает человек, решивший воздерживаться от удовольствий вообще и принять на себя жизнь аскета...

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим

30.04.03

Рассматривая физический аспект жизни, Тора настаивает на том, что человек должен направить свою жизненную силу на стремление следовать заповедям Всевышнего. Сдерживая и контролируя соблюдением заповедей жизненную энергию, мы освящаем Имя Творца. Однако подавление самой жизненной силы — тяжкий проступок, ибо такого рода усилия обязательно уменьшают наши возможности жить согласно Его Воле.

В стремлении достигать все более высокого духовного уровня есть и еще один аспект, трудный для понимания современного человека. Тут следует отметить, что повышение этого уровня нереально в изоляции. Это — общественная функция.

Вспомним слова, в которые облечена обращенная к нам заповедь быть духовно возвышенными. В первой фразе нашей главы сказано: “...ибо возвышен Я — Всевышний... (гл. 19, ст. 1).

Многие комментаторы Торы задаются вопросом: каким образом Всевышний может сопоставлять Свою духовность с духовностью человеческой? Ведь Его уровень для человека недостижим. Никому не дано возвысится до уровня Творца. И объясняют, что здесь Всевышний говорит лишь о связи с Ним.

Поскольку контакт между Творцом и Его народом должен быть обусловлен обоюдным желанием Всевышнего и народа Израиля, то Творец заповедует нам быть возвышенными. И эта заповедь адресуется ко всему народу Израиля.

Рамбан указывает, что недельная глава Кедошим читалась раз в семь лет, когда собирался вместе весь народ и еврейский царь зачитывал сынам Израиля самые важные заповеди.

Факт, что заповедь — “будьте возвышенными” обращена ко всему еврейскому народу, становится очевидным к концу нашей главы, при перечислении последствий несоблюдения заповедей, где сказано: “Соблюдайте же уставы Мои и все Мои законы, и исполняйте их, дабы не изрыгнула вас земля, в которую Я веду вас, чтобы жить в ней. И не ходите путями народов, которых Я изгоню от вас... Я — Всевышний, который выделил вас из всех народов” (Ваикра, гл. 20, ст. 22-24).

Всевышний обращается как бы к каждому еврею в отдельности, но — в контексте всего народа Израиля. Например, всем известно, что чтение кадиша — молитвы, освящающей Имя Всевышнего, требует миньяна (присутствия не менее 10-ти взрослых, то есть — старше 13-ти лет, мужчин-евреев). Это означает, что для того, чтобы привести Шехину (Присутствие Творца), одного человека недостаточно — непременно должна присутствовать при этом какая-то часть еврейского народа.

Современному человеку это обстоятельство может показаться проблематичным. Ведь по его представлениям, наивысшая ценность в мире — гражданские свободы индивидуума. Духовные достижения для него — личное дело каждого. Разговор о моральных ценностях, которые касаются общества в целом, в сознании современных нерелигиозных людей воспринимается, по меньшей мере, бестактностью. Современный человек считает, что обществу не должно быть никакого дела до того, как он одевается, как разговаривает, как воспитывает своих детей. Короче говоря, общество не должны интересовать его моральные ценности и его жизненная философия. А уж его интимные отношения с кем бы то ни было — вообще не могут быть предметом “обсуждения” общественности.

Однако, с точки зрения Торы, подобные рассуждения в корне неверны...

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим

01.05.03

Современный человек, как правило, считает, что “вмешательство в частную жизнь соседа” — посягательство на его свободу. Но в еврейской общине — иначе. Все в ответе друг за друга. И если сосед предпринимает запрещенную Торой деятельность, это может привести к тому, что весь еврейский народ будет изгнан со своей земли. И все мы будем страдать от последствий аморальных проступков и ошибок соседа. Поэтому обстоятельства таковы, что никто из нас не может сказать, что поведение других евреев его не касается.

Но не слишком ли велика цена, которую мы должны платить? Не отнимает ли у нас стремление общества к морали возможность прогресса в сфере гражданских свобод, к которому человечество стремилось многие столетия и которого, наконец, достигло?

Ответ на этот вопрос зависит от наших представлений об общественной безопасность и всеобщем благополучии. Мы перенесли проблемы морали в частную сферу потому что сочли, что не можем оказывать влияние на право выбора каждого человека в отдельности, во всяком случае — в вопросах его сексуальных предпочтений и других жизненных сферах. Пока мы будем придерживаться такой линии рассуждений, наше представление о гражданских свободах вряд ли изменится.

Тора учит нас, что наша физическая безопасность во многом зависит от нашего морального выбора. Безопасность народа Израиля может быть полностью гарантирована, только если сильна связь между еврейским народом и Всевышним. А эта связь, в свою очередь, поставлена в зависимость от духовного уровня всего еврейского народа. Но, согласно Торе, состояние высокой духовности определяется в контексте того, что мы относим к “частной” и что мы называем общественной” сферами жизни.

Некоторое ограничение гражданских свобод — необходимая цена для построения духовно возвышенного общества. И это понятно и вполне естественно. Ведь и светское, нерелигиозное общество накладывает на каждого индивидуума определенные ограничения. К примеру, беспорядки в общественных местах расцениваются им как нарушение и караются законами. Таким нарушением для религиозного общества будет посягательство на возможность индивидуума и всей общины развиваться и повышать уровень своей духовности.

Еврейский народ, согласно Торе, приобретает свою уникальность и достоин Эрец Исраэль, только если выполняет взятое на себя обязательство осуществлять связь с Творцом, что возможно лишь в том случае, если община Израиля достигает определенного уровня духовности.

Когда существует связь между Всевышним и еврейским народом, вся планета, все человечество тоже связано с Творцом. Если же эта связь нарушена — из-за того, что часть еврейского народа не достигает необходимого духовного уровня, не только сыны Израиля могут лишиться своей земли, но и вся планета может остаться без живительной заботы Всевышнего.

Атмосфера высокой духовности — вещь тонкая, ее легко разрушить. При том, что связь с Творцом — феномен, представляющий собой важную часть нашего реального мира. В нашем современном нерелигиозном мире самая большая угроза такого разрушения исходит из мнимой необходимости сохранять гражданские свободы. Но мы не должны фокусироваться на этом и относиться к ним, как к чему-то неприкосновенному.

И это не означает, что мы обязаны помочь, к примеру, американцам избавиться от нищеты, невежества и преступности. У нас нет на это ни прав ни средств. Тора ставит перед еврейским народом более высокую цель — создание праведного, духовного общества, в котором сама атмосфера исключала бы определенные формы поведения.

Мы говорили выше, что Рамбам различал два типа праведности. В конце концов, они должны слиться воедино. Возвышенная духовность и чистота, освобождающая от порочных желаний, вполне совместимы с физическими желаниями. Не совместима она лишь с чрезмерным потворством этим желаниям.

Израиль сможет выполнить свое предназначение, если обретет способность установить и поддерживать связь с Творцом. А для этого он должен достичь высокого духовного уровня.

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Как провести третью трапезу в предпасхальный шаббат?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля