ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

New Page 3

ГЛАВА “Ваигаш”

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 44, ст. 18 - гл. 47, ст. 27.

Почему она так называется?

В первой фразе главы говорится: “И подошел к нему Иегуда и сказал...”.

И подошел на иврите - ваигаш.

Обсуждение главы Ваигаш

28.12.03

Наша недельная глава продолжает рассказ, который мы условно называем «Йосеф и его братья».

Итак, прежде чем воспользоваться приглашением Йосефа в Египет и спасти семью от голода, Яков решает пойти в Беэр Шеву и там спросить Всевышнего, можно ли ему покинуть Эрец Исраэль.

В Торе об этом читаем: «И отправился Исраэль со всем, что было у него, и пришел в Беэр Шеву, и совершил приношения Всевышнему... И сказал Всевышний Исраэлю в видениях ночных… Я - Всевышний отца твоего; не бойся сойти в Египет, ибо народом великим там сделаю тебя. Я сойду с тобою в Египет и выведу тебя обратно. И Йосеф положит руку свою на глаза твои» (Берешит, гл. 46, ст. 1-4).

Попробуем понять смысл этих слов, проникая в более глубокие слои текста Торы.

Яаков видел, - объясняет Рамбан (Рабейну Моше бен Нахман - Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания - Эрец Исраэль, конец 12-го - начало 13-го вв.), - что длинная ночь египетского изгнания опускается на еврейский народ, и это его пугало. Всевышний подтверждает его предположение, что в будущем народ действительно будет страдать в долгом египетском изгнании. Но, тем не менее, это не должно страшить Яакова, потому что это изгнание не только не ослабит народ, но сделает его - великим. И Он, Всевышний, гарантирует его выживание и возвращение в Эрец Исраэль.

Однако изгнание оказалось для народа суровым испытанием. Оно продолжалось более 200 лет. И весь этот огромный период евреи подвергались эксплуатации, терпели унижения. Сразу же приходит на память приказ фараона об уничтожении всех еврейских младенцев мужского пола. Однако в книге Шемот описываются и другие испытания египетского рабства.

Истинно верующий человек не подвергает сомнению, что создание этого мира Всевышним - акт проявления Его Милосердия. Отсюда - его понимание, что жизненные тяготы, выпадающие на его долю - не «козни» каких-то, не связанных с волей Творца злых сил. Но - знак, свидетельствующий, что он совершил ошибку и нуждается в тешуве (возвращении на путь Торы).

Следуя этой «схеме», попробуем понять, почему еврейский народ был изгнан в Египет и пережил в рабстве столь непомерные страдания.

Читая книги великих еврейских пророков Иешаягу, Иермиягу и Иехезкиэля (Танах, Невиим), нельзя не заметить, что их предупреждения, предсказания о будущих разрушениях и изгнаниях не связаны с естественными катастрофами. Пророки говорят народу о его ошибках и о необходимости скорейшего раскаяния, которое может избавить их от надвигающихся несчастий. Когда предсказания пророков материализовались, это, без всяких сомнений, было результатом духовных пороков, которые народ так и сумел исправить.

Однако египетское изгнание не вписывается в эту модель.

Всевышний принял решение об изгнании еврейского народа за несколько поколений до описываемых в нашей главе событий. Об этом знал еще Авраам (см. обзор недельной главы Лех Леха, третий годовой цикл). И в Торе об этом читаем: «И сказал Он Аврааму - знай, что пришельцами будут потомки твои в земле чужой, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет» (Берешит, гл. 15, ст. 13).

За что нашему праотцу Аврааму дано такое наказание, что дети его должны были томиться в рабстве столько лет? - спрашивает Талмуд, комментируя этот отрывок из Торы (трактат Недарим, лист 32).

За то, что мобилизовал своих учеников, - отвечает раби Элиэзер (тана, великий Учитель Мишны второго поколения, 1-й век).

Речь идет о войне между нееврейскими царствами, в результате которой царь Сдома потерпел поражение и все его люди были захвачены в плен. В их числе оказался Лот, племянник Авраама. И Авраам решил преследовать врагов, чтобы спасти Лота. Как сказано: «И услышал Аврам, что родственник его взят в плен, и вооружил воспитанников своих, рожденных в доме его» (Берешит, гл. 14, ст. 14).

Шмуэль (великий Учитель Талмуда первого поколения; 3-й век) усматривает в этой ситуации иную грань Истины.

…За то, - объясняет он, - что Авраам не до конца поверил Всевышнему и попросил гарантий исполнения Его обещания. Как написано: «Я, Всевышний, который вывел тебя из Ур Касдима, чтобы дать тебе землю эту в наследие. И он (Авраам) сказал: «Всевышний, как я узнаю, что буду наследовать ее?» (Берешит, гл. 15, ст. 8).

Он не привел к Всевышнему всех людей, которых мог бы привести, - говорит раби Йоханан (крупнейший амора, Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век). Ибо в Торе написано: «И сказал царь Сдома Аврааму - отдай мне души, а имущество возьми себе» (Берешит, гл. 14, ст. 21).

Как комментирует позиции Учителей Маѓараль (раби Иегуда Лива; один из величайших комментаторов Торы и Талмуда, автор многих основополагающих мировоззренческих книг, главный раввин Праги - Чехия; 16-й век)?..

29.12.03

В своем труде «Власть Всевышнего» Маѓараль отмечает, что общая мысль, которую высказывают в Талмуде Учителя, заключается в том, что причина, «побудившая» Всевышнего принять решение об изгнании - недостаточная вера Авраама (на иврите - эмуна) в то, что все - в Его власти.

(Будем иметь в виду, что Авраам - не обычный человек, пусть даже великий. Авраам - архетип проявления Творца в нашем мире, точнее Его качества хесед. И в силу непостижимости Творца, любая «критика» личности Авраама и его поведения в действительности невозможна. Когда наши Учителя говорят о тех или иных «недостатках» праотцев - Авраама, Ицхака, Яакова, Йосефа… они дают урок «методики» нашего поведения. - прим. ред.).

Аврааму недоставало веры в то, что не воины, а именно Всевышний воюет на поле битвы. Когда мы вооружаем свою армию и выходим на войну с врагами, мы понимаем, что все наши усилия - лишь проявление стремления одержать верх над противником. Но победа или поражение - в руках Всевышнего. И Аврааму не было смысла отвлекать учеников от изучения Торы, ибо только связь с Творцом, которая осуществляется благодаря этой учебе, может позволить нам победить врагов. Мобилизация учеников Торы в этом контексте - негативные усилия, которые могут лишь помешать успеху.

Просьба Авраама о гарантиях на наследования земли Кенаанской еще более очевидное проявление недостатка веры. Этой просьбой Авраам выразил желание осуществить контроль над выполнением обязательств Всевышним. То есть у Авраама не было уверенности, что Творец выполнит Им же и выдвинутое условие Договора. Тогда как любой вид «контроля» - иллюзия. Ибо человек не в состоянии добиться чего-либо без помощи Всевышнего. И потому единственная гарантия - сама вера. Истинно верующему человеку не нужны дополнительные гарантии. Ему достаточно «слова» Творца.

О недостатке веры говорит и раби Йоханан.

В Торе (Берешит, гл. 14) описывается война девятью царствами (пять - под руководством царя Сдома против четырех, под предводительством царя Кыдорлаомера). Победители захватили в плен побежденных и забрали все их имущество. Авраам, как уже говорилось, бросился выручать Лота, своего племянника, который был жителем Сдома. И отбил пленников и все их достояние. Царь Сдома предложил Аврааму сделку: вернуть ему людей, а имущество оставить себе - в качестве награды. Тут Авраам произносит свою знаменитую фразу: «…поднимаю руку мою ко Всевышнему, Владыке Неба и земли, что от нитки до ремешка от обуви - не возьму из всего твоего» (Берешит, гл. 14, ст. 22).

Решение Авраама возвратить пленных, с точки зрения раби Йоханана - по сути, еще одно проявление его недостаточной веры. Он должен был понять, что Всевышний не для того спас этих людей от жестокого плена таким чудесным образом, чтобы возвратить их под дурное влияние Сдомского царя. Аврааму было известно, что в Сдоме царили зло и несправедливость. И он должен был сделать все возможное, чтобы защитить людей, спасенных Творцом. Ведь ему, по существу, был предоставлен шанс вывести людей на верную дорогу, приблизить их к Творцу.

Однако Авраам вернул отбитых им пленников царю Сдома. А тринадцать лет спустя, во время разрушения Сдома, все они погибли. Вернув пленных, Авраам как бы вынес им смертельный приговор…

30.12.03

Несмотря ни на что, Авраам создал тот фундамент, на котором в дальнейшем будет формироваться еврейский народ.

Но ведь фундамент - основа, на которой держится вся структура. Поэтому даже небольшой дефект в нем следовало устранить. Средством устранения и стало египетское рабство.

Попытаемся во всем этом разобраться.

Устная Тора говорит об Аврааме как о духовном гиганте: «Почему Авраам считается духовным гигантом среди прочих людей? Потому что он должен был быть создан до Адама, но Всевышний сказал: Если он ошибется, не будет никого, кто смог бы исправить ошибку. Поэтому Я вначале создам Адама. Если Адам ошибется, Авраам скорректирует его ошибки» (Мидраш Берешит Раба, гл. 14, ст. 6).

Авраам, а не Адам должен был стать истинным праотцем человечества. Адам не обладал духовной силой, достаточной для исправления мира. Только Авраам мог исправить духовные «поломки», которые образовались в мире по вине Адама.

Стержнем в духовной силе Авраама, - объясняют Учителя, - была эмуна (вера в Творца).

Еще в младенчестве он начал мучительно думать о том, как может наш мир существовать без какой-либо силы, - пишет об Аврааме Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания - Египет, 12 век). Не может же он приходить в движение сам по себе!.. У Авраама не было ни учителя, ни вообще кого бы то ни было, с кем он мог бы делиться своими мыслями. Он жил в Ур Касдиме среди идолопоклонников. Его родители, как и все их окружение, были идолопоклонниками. Но Авраам продолжал искать ответы на свои вопросы, пока не нашел тропинку к Истине, самостоятельно, без посторонней помощи выдвинув единственно верную идею.

Он понял, что существует Единственный Творец, который создал этот мир (и все в нем) и приводит этот мир в движение. Авраам постиг, что Он - один и нет никого, кроме Него. Осознав, что весь идолопоклоннический мир ошибался (в то время ему было 40 лет) Авраам начал задавать вопросы другим людям и дискутировать с жителями Ур Касдима. Он разрушал идолов и убеждал людей, что единственный, кому следует служить - это Единый Всевышний. Многих ему удалось убедить. Обнаружив это, царь Ур Касдима решил убить его. Но Авраам чудесным образом был спасен. И уехал в Харан (Рамбам. Законы идолопоклонства 1:3).

Сила Авраама состояла в том, что он хотел жить в соответствии с Истиной. И готов был заплатить за это любую цену, - объясняет Устная Тора. Он был назван «Авраам иври» (в буквальном переводе - другая сторона). В то время, когда весь мир был по одну сторону, Авраам был - по другую (Мидраш Берешит Раба, гл. 42, ст. 8).

Для того, чтобы оценить, насколько велик был этот духовный гигант, достаточно вспомнить, что все монотеистические религии были основаны на открытии Авраама. Все монотеистические религии признают роль Авраама в распространении учения Всевышнего по всему миру. Это означает, что большая половина ныне живущего человечества, до сих пор черпает силу веры Авраама. И это - через много столетий после того, как он ходил по земле…

31.12.03

Итак, мы выяснили, что фундаментом формирования народа Израиля стала вера (эмуна) Авраама. Но те ошибки, которые он допустил, стали причиной изгнания его потомков в Египет.

Тут может возникнуть такой вопрос: почему именно Египет стал тем самым местом, где евреи стали народом?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, в чем состоит принципиальная разница между Египтом и Эрец Исраэль.

В Танахе сказано: «И будет вера сокровищем спасения твоего, мудрости и знания; богобоязненность - клад его» (книга пророка Иешаягу, гл. 33, ст. 6).

Комментируя этот отрывок, Учителя эпохи Тосафот (Франция, Германия, 12-13 вв.) указывают на существование тесной связи понятия «веры», о которой говорится в нем, с законами, регламентирующими сельскохозяйственные работы (посев семян, уход за растениями, сбор урожая). Выращивая урожай, земледелец, - говорят они, - «вкладывает (в свой труд) веру в Творца» (трактат Шаббат, лист 31). Ведь сам акт посева - свидетельство веры сеятеля. Ибо растения нуждаются в дожде, а дождь - одно из проявлений Воли Всевышнего. Поэтому тот, кто вкладывает средства, усилия и энергию в свое сельскохозяйственное предприятие, надеется и верит, что Всевышний поддержит его усилия и благословит его хорошим урожаем.

Это обстоятельство выделяет Моше Рабейну в своем обращении к народу Израиля: «Ибо земля, в которую ты придешь, чтобы завладеть ею, не похожа на землю Египетскую… Земля, в которую вы переходите, чтобы завладеть ею, это - Земля, о которой заботится Всевышний. Очи Всевышнего твоего, непрестанно на ней: от начала и до конца года» (Дварим, гл. 11, ст. 10-12).

В словах Моше дана основная характеристика Эрец Исраэль - только с верой в Творца человек может выжить на ней. Иначе говоря, спасение народа, населяющего Святую землю, которая находится под опекой Всевышнего - приходит с Небес. И если человек вынужден молиться Создателю, прося Его послать дождь, он неизбежно сосредотачивается на духовной стороне жизни.

В этом смысле Египет диаметрально противоположен Земле Израиля.

Урожай в Египте не зависит от дождей. Египетские поля получают влагу при ежегодных разливах реки Нил. Вместе с водой Нил поставляет сельскохозяйственным угодьям и слой перегноя. Таким образом, египетскому крестьянину не приходится заботиться даже о том, чтобы удобрить землю перед посевом. Египетский земледелец, не поднимает глаза к Небу - в ожидании дождя. И не нуждается в эмуне (вере). Сама земля дает ему все необходимое для того, чтобы собрать урожай. В этой ситуации духовность человека уходит на второй план, а на первый - выдвигается физический аспект человеческого существования.

И если Эрец Исраэль - средоточие духовности, то Египет в противоположность ей представляет собой физический мир, где физические стороны человеческого существования имеют наиболее яркое воплощение. Наглядный тому пример - египетские пирамиды. До сих пор ни один народ на земле не вложил столько средств и усилий в создание этих грандиозных «физических» монументов своим правителям…

01.01.04

Из этого принципиального различия между Эрец Исраэль и Египтом вытекают многие следствия. В частности, человек, попадая в такие жизненные условия, где его существование без веры - под угрозой, непременно начинает воспринимать себя «духовным созданием». Он осознает, что главное в нем - душа, а тело - лишь «оболочка». И если он в основном - существо духовное, то и свои отношения с другими людьми он выстраивает соответствующим образом, понимая, что человеческое общение происходит на уровне душ. Для такого человека интимные отношения - кульминация соединения двух душ в одну.

С другой стороны, человек без эмуны (веры) полагает, что главное в нем - тело. Отсюда физические отношения воспринимаются им как выражение его истинного «я». Поэтому для Египта, «не нуждавшегося» в эмуне, характерна физическая вседозволенность.

Теперь нам ясно, что изгнанием в Египет народ Израиля был помещен в среду безверия. Это понятно по определению - чтобы пережить изгнание нужно противостоять ассимиляции. А это возможно лишь том случае, если люди в изгнании будут ощущать себя не такими, как коренное население страны, в которой они оказались.

Евреи выжили в египетском рабстве, - говорит рав Ѓуна (великий Учитель Талмуда второго поколения, 3-й век), - благодаря четырем вещам. Они не называли своих детей египетскими именами, не общались на языке египтян, не выдавали друг друга властям и не вступали в интимные отношения с египтянами (Мидраш Ваикра Раба, гл. 32 ст. 5).

Имена, язык, преданность соплеменникам и интимные отношения - четыре основных проявления самоидентификации человеческой личности. Верность этим принципам - гораздо более сильная защита от ассимиляции, чем многие другие. Если я говорю на чужом языке, если я не идентифицирую себя со своим народом, если я полностью принял культуру страны, в которой живу, даже моя религиозная ориентация не спасет меня от ассимиляции.

Наша традиция свидетельствует, что в Египте еврейский народ упрямо отстаивал свое право на «уникальность». Ощущение этой еврейской уникальности - суть веры в особое предназначение народа.

Известный факт: бедствия и несчастья эффективно выстраивают характер человека. Если человек с трудной судьбой способен преодолеть поставленные перед ним преграды, он не просто выживает, но и обгоняет в своем развитии других, более избалованных фортуной людей.

Вера, которую Авраам не довел до полного совершенства, достигла подлинных высот именно в Египте. Эту задачу осуществили в тяжелейших условиях рабства его потомки.

Всевышний обещал Яакову, что евреи «спустятся» в Египет, чтобы стать там великим народом. Так и случилось. Евреи стали народом, обретя истинное величие. И величие это - не в численности населения, не в богатстве и не территориальных преимуществах. Это - величие духа, которое не знает границ.

После 210 лет египетского рабства, еврейский народ был готов войти в воды моря и заставить их расступиться. Заручившись поддержкой Всевышнего, он выжили в сорокалетних скитаниях по пустыне и смог победить народы, населявшие землю Кенаанскую, не имея военного опыта. И все это - благодаря неистребимой силе веры в Творца

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Почему в Йом Кипур меняется прочтение Шма?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля