ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «КЕДОШИМ»

Место в Торе: Ваикра, гл. 19, ст. 1 - гл. 20, ст. 27

Почему глава так называется?

По значимому слову первой фразы главы, в которой сказано: «И говорил Всевышний Моше: «Обратись ко всей общине Израиля и скажи им - возвышенными (кедошим) будьте, ибо возвышен Я - Всевышний...» (Ваикра, гл. 19, ст. 1).

Слово кедошим - множественное число от ивритского слова кадош, что в большинстве переводов Торы означает - «святой». Однако у слова кадош есть и другое значение - возвышенный, стремящийся вверх, духовный.

Обсуждение главы Кедошим

27.04.04

Наша недельная глава дает нам законы, регламентирующие интимные отношения. А так же - излагает последствия, которые ожидают тех, кто нарушает установленные запреты.

В современном, так называемом «светском» обществе, считается, что интимная жизнь - дело частное, за пределами любого постороннего вмешательства. Все, что происходит в спальне взрослых людей, никого не касается. К чему приводит распространение такой точки зрения?

К терпимости и официальному признанию таких сексуальных связей, которые еще совсем недавно не только квалифицировались как неприемлемые, но были законом - запрещены. Более того, сегодня в некоторых странах перестали быть редкостью браки между людьми одного пола.

Законы Торы - прямая противоположность терпимости в вопросах интимной жизни индивидуумов. Эти законы - выше установления моральных стандартов. В нашей недельной главе перечислены виды наказаний за нарушение запретов - вплоть до высшей меры. И это доказывает, что регулируемое законами Торы общество, должно иметь «административную машину», способную во имя соблюдения норм интимной жизни осуществлять правовое принуждение.

При этом, вмешательство в личные дела граждан не предполагается. Но тут следует отметить один весьма существенный нюанс: у Торы - свои представления о том, что считается «личным делом».

О чем мы, собственно, говорим?

Позиция современного «светского» общества в этих вопросах формулируется примерно таким образом:

1. Бессмысленно говорить о морали, когда речь идет об удовлетворении физических потребностей.

2. Если мужчина или женщина получают возможность удовлетворять свои физиологические потребности в обычном браке, почему же надо отказывать в такой привилегии людям одного пола, желающим «создать семью»?

3. Единственный критерий, который при установлении интимных отношений должен соблюдаться неукоснительно, это - обоюдное желание обоих партнеров. Никто не имеет права ради удовлетворения собственных желаний посягать на свободу выбора другого человека.

4. Любая попытка вторжения в интимные отношения - вопиющее нарушение права человека на частную жизнь.

Сторонники изложенной здесь позиции полагают, что введенные Торой ограничения - шаг назад, к примитивным формам существования человечества.

Попытаемся же объяснить логику Торы в вопросах интимных отношений таким образом, чтобы современный человек мог понять ее и принять.

Наша общая ориентация по поводу гуманности и человечности в обществе, безусловно, влияет и на наши представления об интимных отношениях. Логика показывает: прежде всего, нам следует рассмотреть взгляд Торы на человека и сравнить, чем и как он отличается от «светской» трактовки человеческой сути.

Сразу же скажем: основной пункт разногласий - различное понимание роли, которую играет в развитии человечества «свобода выбора». Однако сначала попробуем ответить на вопрос - кто мы в действительности?

С точки зрения «светского» общества, человек являет собой некую сумму побуждений, желаний и способностей, которые запрограммированы в его генетических кодах и скорректированы условиями среды обитания. На научном языке эти две составляющие называются - «генотип» и «фенотип».

Как «работает» эта комбинация?

Каждый человек появляется на свет с определенными врожденными данными. Они - тот потенциал, который подталкивает индивидуума к определенным действиям и находит свое выражение в поступках людей в течение жизни. Но человек не рождается и не живет в изоляции. Он рожден и воспитывается в конкретной семье, которая принадлежит определенному общественному и социальному слою, где бытуют определенные представление о цели жизни, ее смысле. Социальная среда, несомненно диктует ему и оценку тех или иных поступков. Некоторые из врожденных особенностей личности под воздействием среды поощряются и развиваются. Другие - сдерживаются и подавляются, поскольку окружение считает их, скажем, «анти-социальными».

Уникальность сочетания наследственности и влияния среды формируют личность с ее жизненными установками. Понятно, что индивидуальность, отличающая людей друг от друга - не продукт нашего выбора. Мы не выбираем себе генетические коды, а в раннем детстве, когда формируется в основном человеческий характер, лишены возможности выбрать среду.

К юношескому возрасту эти, неподконтрольные нам факторы уже сформировали человека. Иными словами, в нем уже запрограммированы определенные позиции и жизненные цели, составляющие его внутренний мир.

Только достигнув зрелости (когда около трети жизни уже прожита), человек обретает контроль над своей судьбой. И вот в этой жизненной точке - в начале взрослой жизни - и проявляются отличия.

Согласно Торе, человека в период юношества, как бы уникален он ни был, еще нельзя назвать сформировавшейся личностью, ибо он на этой стадии развития все лишь - продукт творения. Это Всевышний заложил в него определенный «генетический код» и создал ему определенные условия существования, в которых, по замыслу Творца, должна была формироваться его сущность.

Если человек ничего не предпринимает и живет, пользуясь тем, что было сформировано в нем к юношескому возрасту, он напоминает инертные обломки корабля, уносимые течением реки жизни.

Ну а теперь спросим себя: зачем Всевышнему создавать человека-марионетку, который будет вертеться в точно заданном Им направлении? Творец видит и знает - все. В том числе - и будущее. Ему не надо проверять, так ли, как полагается, идут запланированные Им дела. Всевышний привел нас в этот мир, чтобы мы могли осуществлять свой выбор, проявлять свободу воли. Он хочет, чтобы мы сами формировали и совершенствовали себя.

Когда мальчик становится юношей, он должен научиться анализировать свой характер и свои поступки. Ибо Творец ожидает от нас, что мы сумеем скорректировать наши недостатки. Если мы просто реагируем на ситуации, с которыми сталкиваемся - в рамках запрограммированных заранее характеров, какой смысл имеет наша жизнь? Самый мощный в мире «компьютер» Всевышнего точно разгадывает, что мы будем делать в той или иной ситуации и как вообще обойдемся с нашими жизнями. Но ждет от нас - большего…

28.04.04

Всевышний ждет от нас, чтобы мы анализировали и старались постичь окружающий мир, чтобы мы смогли понять цели и смысл нашего существования. А еще Он ожидает, чтобы мы жили в соответствии со сделанными в результате размышлений выводами. Нам не следует принимать себя и наш мир - как данность, которую нельзя изменить. Мы обязаны использовать заложенные в нас Творцом таланты на то, чтобы преобразовать себя и мир в соответствии с поставленными перед нами жизненными целями.

На практике преобразование мира означает, прежде всего, самосовершенствование каждого отдельного индивидуума. А оно начинается с переориентации наших устремлений и желаний. Если наши желания противоречат целям, которые мы перед собой ставим, Всевышний ждет от нас, что мы используем пожалованную нам свободу выбора, чтобы откорректировать или, как минимум - ограничить наши желания.

Преобразование собственного характера - необычайно трудный процесс. Ограничение порочных желаний достигается трудом еще большим. Но человек, который не в состоянии контролировать свои желания и лишь необдуманно тратит заложенные в нем от рождения «ресурсы», на самом деле - не свободен. В глазах Создателя он вообще - не личность. И не имеет значения, насколько он уникален, ибо Всевышний наполнил его внутренним содержанием, а сам он не приложил к этому усилий. За свою жизнь он не совершил ничего значительного и в конце возвратит Творцу изрядно поношенный, неусовершенствованный потенциал.

Виленский Гаон (раби Элиягу из города Вильно; Литва, вторая половина 18-го века; назван Гаоном - почетнейший титул - за исключительные знания всех разделов Торы и праведность) объяснял, что главная цель человека в этом мире - преобразование собственного характера. Наивысшая ценность и значимость каждой, уникальной человеческой личности состоит, в первую очередь, в том, что он имеет потенциальную способность развивать в себе и совершенствовать образ Всевышнего и сделать это своим собственным, уникальным путем. События нашей жизни выстроены Свыше так, чтобы мы получали возможность бороться с собой, преодолевать в себе дурное и культивировать - хорошее.

Чтобы наглядно все это представить, возьмем обыденный пример. Скажем, из области спорта.

Мы знаем, что многие интеллигентные люди болеют за выбранные ими команды, причем, многие из них сами никогда не пробовали заниматься спортом. На состязания, тренировки и сборы тратятся огромные средства, создаются целые, связанные со спортом организации… Как это можно объяснить?

Наверное, это происходит потому, что в нас заложен потенциал борьбы, стремление к приключениям, желание стать героем и принести «на копье» к родному порогу - победу. Большинство из нас в повседневной жизни не имеет возможности реализовать эти устремления. Если же мы подавляем их, то испытываем скуку и разочарование. Многие из нас находят выход такой энергии, идентифицируя себя со спортивной командой, и осуществляют свое желание вступить в борьбу в кресле болельщика.

Если «наша» команда выигрывает, мы испытываем душевный подъем, как будто бы и наша, собственная жажда приключений - реализована. И это, пусть на какое-то время, но все же одаривает нам ощущением жизненной полноты

То, о чем мы сейчас говорим, кстати, по крайней мере, частично объясняет довольно распространенную ныне потребность в насилии и агрессивном сексе, которая удовлетворяется с помощью огромного количества книг и фильмов на эту тему. Желания, которые мы не можем осуществить в реальности, запрятанные где-то в глубинах человеческого «я», безопасно выплескиваются с помощью воображения

Итак, речь идет о концепции жизненной цели. И здесь мы вплотную подходим к главной сфере разногласий.

Если мы воспринимаем себя и мир, как данность (то есть придерживаемся «светской» позиции), жизнь в целом глубокого смысла не имеет. И действительно. Мы появляемся на свет, рождаем детей, доживаем до появления внуков… и - умираем. Наши дети и дети наших детей дают жизнь новым поколениям и тоже умирают. Мы знаем, что каждому из нас дано от рождения уникальное содержание. Но вопрос - для чего? - так и остается без ответа. Вселенная тоже - уникальна, но и она когда-нибудь превратится в звездную пыль...

Обладающий интеллектом человек чувствует неудовлетворенность, если его жизнь не имеет особого смысла. Он мечтает сделать что-то значительное. Но - что?.. Мечта так и остается мечтой, если мы живем, используя только тот «генофонд», который заложен в нас изначально.

Человек способен воплотить свое устремление, если ему удается выразить себя. То есть самовыражение - это реализация наших основных устремлений и желаний. Каждая личность - уникальна, неповторима, и нет на земле другого такого человека, с такими же данными, с таким же характером. И если вы живете, не причиняя зла другим, в существующих обстоятельствах ваша жизнь уже содержательна и полна значения.

Не дать человеку возможность выразить свои основные устремления и желания - преступление. Мы должны иметь цель и прожить осмысленную жизнь. Если я запрещаю человеку осуществлять его желания, потому что считаю, что они - ошибочны, я лишаю его жизнь смысла. По сути, это равноценно духовному убийству. Реализация наших основных устремлений - то, ради чего стоит жить, и поэтому она может приобрести уровень духовного поиска.

Но тут-то и возникает главный вопрос: к чему стремится индивидуум?..

29.04.04

Теперь рассмотрим позицию Торы. Ее отличие от изложенной выше, так сказать, «светской» точки зрения - ключ к пониманию содержания нашей недельной главы.

Тора учит нас стремиться не к реализации собственных эмоций, но - к святости. Само слово «святость» (на иврите - кадош) в оригинале имеет и другое значение - «отделение», «отстраненность». Именно «отстраненность» от наших, заложенных в наших генетических кодах желаний позволяет нам не идентифицировать себя с ними и превратить их в средства достижения цели. И тогда перед нами открывается путь самостоятельного формирования собственной личности. В результате ее составляющими будет все то, чего нам удается достичь, воспользовавшись данной Свыше свободой выбора.

Прочтем еще раз приведенную в начале обзора цитату: «И велел Всевышний Моше - говори всей общине сынов Израиля и скажи им: святы будьте, ибо свят Я, Всевышний ваш» (Ваикра, гл. 19, ст. 1-2).

В приложении к содержанию этой недельной главы, - объясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак, величайший комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Франция, 11 век), - эти слова будут звучать так: «Не нарушайте запреты в интимных отношениях; воздвигая преграду проступку прелюбодеяния, найдете святость».

Еврейская традиция акцентирует: Всевышний дал нам устремления и желания, чтобы мы могли ставить перед собой цели и добиваться их реализации. Наша страсть к приключениям, например, по нашей воле способна превратиться в «мотор», который приводит в движение фантазию, направленную на то, чтобы придумывать новое, экспериментировать. Наше стремление одерживать победы укрепит в нас силы, чтобы подчинять вселенную нашей воле.

Желания даны человеку не для того, чтобы периодически снабжать нас удовольствиями. Они могут служить инструментами для самосовершенствования. В них содержится движущая сила, позволяющая нам достигать цели, которые ставит перед нами наш разум.

Стремление к сексуальным связям, пожалуй - самое сильное из наших желаний. И в этом нет ничего удивительного. Ведь все мы - люди, и наше основное побуждение - продолжить жизнь на земле. Сексуальные желания, по сути - выражение нашей жизненной силы.

В Торе и обсуждаются вопросы жизни и смерти. Прочтем: «В свидетели призываю ныне небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери же жизнь, дабы жил ты и потомство твое, чтобы любить Всевышнего твоего, слушая голос Его и прилепляясь к Нему; ибо Он - жизнь твоя и долгота дней твоих, в кои пребывать тебе на земле...» (Дварим, гл. 30, ст.19-20). И еще: «А вы, прилепившиеся к Всевышнему вашему, живы вы все ныне» (Дварим, гл. 4, ст. 4).

Пик разногласий между мировоззрением Торы и так называемым «светским» - не во взгляде на ценность жизни. Жизнь - наивысшая ценность в любой системе взглядов. Разночтения появляются там, где речь заходит о самой природе жизни, о том, что это такое и как это возникло.

Мидраш (Танхума) рассказывает такую историю.

Как-то раз знатная римлянка спросила у раби Йоси бен Халафты:

- Сколько дней понадобилось Всевышнему, чтобы создать мир?

- Шесть, - ответил раби Йоси.

- А что Он делал после того, как все было создано?

- Он подбирал супружеские пары. А еще одних делал бедными, других - богатыми, - объяснил раби.

- Но ведь это и я могу делать, - сказала женщина. - У меня много рабов мужского и женского пола. Займусь устройством семейных пар сегодня же вечером!.. То, что Всевышний делал с тех времен, когда завершил создание вселенной, я могу сделать за несколько минут.

- То, что кажется тебе столь легким, в глазах Всевышнего - столь же трудная работа, как рассечение морских вод, - предупредил ее раби Йоси. - Сказано в псалмах: «Всевышний поселяет одиноких в доме, выводит узников, что в оковах...» (Теилим, пс. 68, ст. 7).

Процитировал раби Йоси псалом и удалился. А женщина выстроила в две шеренги тысячу рабов и тысячу рабынь и приказала, чтобы те, кто оказался напротив друг друга, поженились. И отправилась спать, полагая, что ей удалось за считанные часы составить тысячу супружеских пар.

Но утром следующего дня, рабы и рабыни явились к ней, чтобы выразить свое недовольство. Выяснилось, что за ночь все они переругались, а некоторые - подрались…

Позвала к себе раби Йоси знатная римлянка и объявила:

- Что ж, я готова признать величие вашего Всевышнего. Что ваша Тора - истинна... Во всем, что ты сказал мне, ты был прав.

- Когда Всевышний соединяет людей, даже если они вначале сами того не желают, они становятся добрыми супругами, - сказал ей на это раби Йоси. - Он находит пару и соединяет мужчину и женщину, даже если он - на одном конце земли, а она - на другом. Как сказано: «Всевышний поселяет одиноких в доме, выводит узников, что в оковах...» (Мидраш Танхума к недельной главе Ки Тиса).

Интимная связи заставляет кровь быстрее бежать по жилам и приносит наслаждение, ощущение полноты жизни. Но это, тем не менее, остается физическим действием, которое Тора считает «танцем смерти». Как существа физического мира, мы начинаем умирать, едва родившись.

Настоящая жизнь - это соединение физического с духовным; установление связи нашей душой с Творцом. Далеко не каждая сексуальная связь может быть духовной и соединить душу с телом человека. Людям дано великое чудо - возможность воспроизводить новую жизнь. Всевышний послал нас в этот мир, чтобы мы «выбрали жизнь» - для себя и для наших потомков. Наше сексуальное влечение заложено в нас, как средство продолжения рода. Оно гарантирует, что мы не проигнорируем важнейшую задачу, которая поставлена перед нами Творцом. Но оно - всего лишь орудие, не более того. Удовлетворение сексуальных потребностей - инструмент для достижения цели, и целью быть не должно.

Тут следует подчеркнуть одну крайне важную вещь: только наши действия навстречу Всевышнему способны сделать так, что Всевышний примет участие в устройстве наших судеб. Как сказано: «Всевышний - страж твой, Всевышний - сень для тебя по правую руку твою» (Теилим, пс. 121, ст. 5). Творец - «страж», если мы стремимся к соединению с Ним.

Тора обучает нас тому, как жить в физическом мире и - «отделиться» от него, как наполнить чисто физические действия духовным содержанием. Поскольку стремление к продолжению жизни - самое сильное устремление человека, насыщение этой жизненной силы духовностью - самая значимая цель в жизни. В стремлении к реализации жизненной силы - ключ к святости. Умение воспользоваться этим ключом позволяет нам переступать пределы физического.

Законы Торы, касающиеся интимных отношений, и записаны в ней для того, чтобы направить нас в этой сфере человеческой жизни по верному пути. И если мы выбираем жизнь, мы непременно свернем на эту дорогу

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Какими галахическими сборниками пользуются бухарские евреи?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля