New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
New Page 4
ГЛАВА “Ваэра”
Место в Торе:
вторая книга Торы —
Шемот, гл. 6, ст. 2 — гл. 9, ст. 35
Почему глава так называется?
В первых двух фразах главы сказано: “И говорил Всевышний с Моше и сказал ему:
Я — а-Шем (Господин мира, вечный). Но открывался Аврааму, Ицхаку и
Яакову именем Эль Шадай (сверхъестественная сила), имя же — а-Шем
не раскрыл им”.
Открываться на иврите — ваэра.
Обсуждение главы Ваэра
22.01.06
Одна из центральных тем нашей недельной главы, как мы уже знаем (см. на
сайте обзоры недельной главы Ваэра,
первый,
второй,
третий,
четвертый и
пятый годовые циклы обсуждения) —
описание семи из десяти египетских казней. И это, несомненно — одна из самых
сложных для понимания, озадачивающих историй во всей Торе.
Тут возникает много вопросов. И, в первую очередь, если отбросить
соображения экономического характера (евреи, будучи рабами, приносили Египту
немалые прибыли) — какие принципы так отчаянно защищал фараон, не
соглашаясь отпустить еврейский народ?
И действительно. В относительно «спокойные» времена, когда в еврейской среде
еще не созрела идея освобождения из рабства, от их пребывания в стране фараон
извлекал явную выгоду. Но потом, после первых же казней, когда ситуация
обострилась до крайности, ему, казалось бы, надо было бы взвесить
обстоятельства и осознать, что дальнейшие попытки удерживать евреев в стране
чреваты для Египта огромными потерями. Почему же он продолжал упорствовать?
Быть может, объяснение такой иррациональности — в том, что Всевышний
«ожесточил» сердце фараона? Как сказано: «…Я ожесточу сердце Паро (фараона)»
(Шемот, гл. 7, ст. 3).
Но нет, в данном случае оно не годится, ибо, как отмечает большинство
комментаторов, это произошло лишь после пятой казни. А фараон не согласился
освободить евреев — ни после первой, ни после второй. Впрочем, и после пятой
казни, с «ожесточившимся сердцем», фараон все равно мог изменить решение и
спасти свою страну. Но он не сделал этого. Такое поведение владыки Египта
наводит нас на мысль, что у него были некие твердые убеждения, которые давали
ему силы противостоять столь опасному давлению (казням).
Что это за убеждения? Об этом мы и будем говорить в обзоре недельной главы
Ваэра этого года.
Чтобы лучше понять поведение фараона, представим, будто эти события
развиваются сегодня.
Итак, некий человек 80-ти лет сообщает народу, что он — известный знаток
Талмуда. Он просит аудиенции у американского президента Джорджа Буша. Плохо
владея английским, он все же умудряется объяснить Бушу, что представляет Творца.
Более того, его цель (такова, как он говорит, Воля Всевышнего) — в
сотрудничестве с президентом управлять Соединенными Штатами от Имени Всевышнего.
«Вам не о чем беспокоиться, — уточняет свою идею, обращаясь к президенту,
этот человек, — я не стремлюсь ни к богатству, ни к власти. Отдайте мне
население штата Калифорния (разумеется, с их имуществом), и мы, все вместе,
уйдем в пустыню, где осуществим приношения Всевышнему»…
Впрочем, приблизим эту ситуацию к еврейским реалиям.
Представьте, что этот человек направляется не к Бушу, а — в Международный
Еврейский Конгресс. И там объявляет, что долгий период ожидания пророчеств от
Всевышнего кончился. Что он пришел, чтобы известить евреев о приходе Машиаха.
Настало время, — говорит присутствующим этот человек, — когда все евреи
безотлагательно должны начать соблюдать все законы, записанные в Шульхан
Арухе (полный кодекс еврейских законов). Это станет первым шагом к
окончательному избавлению. И, поскольку евреям, чтобы постичь правила,
предписанные еврейской традицией, придется много учиться, всем следует в
срочном порядке уволиться с работы и отправиться в Израиль, где все будут
распределены по йешивам — для ежедневного интенсивного изучения законов
Торы. Занятия будут проводить сведущие в Шульхан Арухе раввины,
которые уже оставили свои прежние занятия, чтобы начать преподавать Тору вновь
прибывшим.
Задумайтесь: легко ли осуществить предложенный план?..
23.01.06
Воплотить описанный выше сценарий в жизнь — непосильная, как представляется,
задача. Тем не менее, то, что написано в Торе о завершающем этапе
материалистической истории человечества (ее продолжительность, максимум — 6
тысяч лет, а сейчас — 5766-й год), во многом напоминает картину, которую мы
представили в нашем воображаемом рассказе.
Нам, вероятно, легче будет все это представить, если мы подчеркнем, что
оплот нашего народа, самые главные люди в нем, как сообщает наша традиция —
ученые Торы.
В книге Берешит сказано, что весь мир со всем, что в нем
содержится, был создан ради них.
В какой-то момент до шестого дня еврейского месяца Сиван (день
дарования Торы у горы Синай), — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак —
величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), комментируя самое
начало книги — «И был вечер, и было утро, день шестой», — все творение как бы
замерло в ожидании. Если евреи примут Тору в этот день, творение продолжит свое
существование, если же нет — по Плану Всевышнего, продолжение существования
творения теряет всякий смысл.
Миру известна лишь та Тора, которую преподают нам Учителя. Только те люди,
которые посвятили свою жизнь изучению Торы, в состоянии обучать других ее
законам и разъяснять их суть и значение. Это означает, что лишь Учителя,
истинные исследователи текстов Торы и преподаватели, могут научить нас
следовать ее законам — без них мы не знали бы, как применять эти законы в
жизненной практике.
Таким образом, если мир действительно устроен по законам Торы, из этого
следует, что ученые Торы — самые главные люди на планете, ибо только благодаря
этим людям, человечеству дарована жизнь на земле.
Вывод из того, что здесь сказано, возможно, ошеломит многих. А заключается
он вот в чем. Если мир существует только благодаря заслугам ученых Торы, значит,
без них, и, прежде всего — тех, которые жили сотни лет назад и оставили нам в
наследие многие тома, содержащие мудрость, накопленную в течение всей еврейской
истории, не было бы ни телефонов, ни самолетов, ни компьютеров, ни
реакторов, ни городов, ни стран… Не было бы — ничего...
И если это так (а мы не должны в этом сомневаться, ибо данная идея — основа
еврейского мировоззрения, которое в конце материалистических времен примет все
человечество), мы неизбежно приходим к заключению, что подавляющее большинство
людей мира живут, слабо ориентируясь в реальности.
Но вернемся, наконец, к ситуации, в которую попал фараон. И вообразим:
Египет, с его «технологической мощью», с его достижениями (египетские пирамиды
и поныне считаются одним из чудес света), с его научными открытиями в областях
математики и астрономии… — должен выполнить требования никому в Египте
неизвестного 80-летнего (столько лет было Моше Рабейну, когда он предстал перед
фараоном в роли спасителя евреев) «ученого-талмудиста». Да еще, к тому же —
представителя порабощенного народа…
Как бы отреагировал на это любой из нас, окажись он на месте Паро?..
Поскольку мы только что восстановили логическую цепочку, согласно которой
ученый Торы (в случае с фараоном — Моше) — лучше знает, как нужно поступать,
нам известно, что его надо было послушаться. Но ведь фараон-то не имел об этом
никакого представления. Он жил, как многие — «плохо ориентируясь» в созданной
Творцом реальности.
Впрочем, если бы даже ему в тот момент и изложили основы еврейского
мировоззрения, мог ли он быть уверенным, что роль мудреца Торы в мире не
завышена?..
24.01.06
Во вступлении к своему фундаментальному труду Мишнэ Тора
Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса
еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) приводит
отрывок из Талмуда (Иерусалимский Талмуд, трактат Берахот, лист
9), который прекрасно иллюстрирует концепцию, которую мы здесь обсуждаем.
Однажды Бен Зома (раби Шимон бен Зома, великий Учитель Мишны, 2-й век)
во время одного из трех еврейских праздников, когда евреи нескончаемым потоком
шли в Иерусалим, стоял неподалеку от Храма. Видя толпы народа, устремляющиеся к
Храму, Бен Зома сказал: «Благословен Ты, Всевышний, создавший всех этих людей,
служащих мне» (см. на сайте
обзор второй части листа 58
трактата Берахот).
Если мир был создан ради ученых Торы, посвящающих свою жизнь изучению
законов Всевышнего, — пишет Рамбам, комментируя этот фрагмент, — какой же тогда
смысл в том, чтобы умножать людей на земле? И вот Бен Зома своим благословением
отвечает на этот вопрос: ученый Торы не смог бы всецело посвятить себя занятиям
Торы, если бы окружающий мир не поставлял бы ему все, что нужно для жизни.
Если бы человеку пришлось осваивать все профессии, необходимые ему для
выживания: стать столяром — чтобы сделать себе стол и стул, ткачом — чтобы
изготовить одежду, земледельцем — чтобы выращивать для себя пропитание, у него
не оставалось бы времени на изучение Торы. Но, к счастью, есть люди, которые,
занимаясь каждый своим делом, обеспечивают ученого, предоставляя ему
возможность постигать Мудрость Творца.
Кроме того, ученые Торы — тоже люди. Им тоже важно, к примеру, дружеское
общение — чтобы полноценно жить и достигать в познаниях все больших и больших
высот.
Таким образом, среда обитания ученого Торы — все человечество, в котором он
нуждается, быть может, не меньше, чем окружающие нуждаются в нем.
Как же нам отнестись к этому? Разве в таком суждении не проскальзывает некое
высокомерие? Разве нет в нем идеи социального неравенства?
Мы и в самом деле способны прийти к подобным выводам, если не сделаем
различие между целью и значимостью.
Когда евреи пели песнь, в которой славили Всевышнего, сотворившего для их
спасения от египетских преследователей чудо — расступились воды Тростникового
моря, и евреи прошли по образовавшемуся между водных стен «коридору», как по
суше (Шемот, гл. 15) — малахим (мн. ч. от слова малах
— духовная субстанция, осуществляющая связь Неба с землей) хотели
присоединиться к их песне. Но Творец остановил их, произнеся такие слова: «Сотворенные
Мною тонут в водах моря, а вы собрались петь?» (Мидраш Ялкут Шимони).
Еврейский народ мог петь — чтобы выразить Всевышнему свою благодарность за
чудесное спасение. Но ради этого спасения погибли египтяне, которые ничем не
угрожали малахим. Поэтому их песнь малахим была бы песнью радости
по весьма скорбному поводу, то есть — совершенно неуместной.
Сам Творец, несмотря на то, что египтяне могли погубить избранный Им народ,
считал, что гибель людей — не повод для радости. Он подчеркнул, что потеря
жизни — всегда трагедия, потому что в Его глазах каждая человеческая жизнь
— бесценна.
Мир зиждется на трех основах, — отмечает рав Хаим из Воложина (выдающийся
Учитель, Литва, конец 18-го – начало 19-го вв.). — Это — Тора, служение Творцу
и добрые дела (Мишна, Пиркей Авот, гл. 1).
Но как же тогда, — спрашивает он, — может ученый Торы успеть творить добрые
дела, если все его время посвящено постижению Мудрости Всевышнего?
И отвечает на этот вопрос — историей из Талмуда (трактат Таанит,
лист. 25).
Раби Ханина бен Доса был великим ученым Торы, и всю свою жизнь прожил в
бедности. Однажды его жена, изнемогая от тяжелой работы и беспросветной нищеты,
попросила раби Ханину помолиться Всевышнему, чтобы дал Он им хоть какое-то
облегчение. Пошел раби Ханина бен Доса в поле и молился Творцу. И вдруг видит:
с Неба прямо к нему спускается ножка от стола — из чистого золота.
Увидела жена дар Небес и велела мужу вернуть его. Ибо знала, что раби Ханина
видел сон: будто сидит его семья в Грядущем мире за столом с двумя ножками, а
соседи их — там же, за столом, у которого одной ножки не хватает.
Что же это значило?..
25.01.06
Золотая ножка от стола, переданная раву Ханине бен Доса, — объясняет рав
Хаим из Воложина, — представляет собой «деталь» треножника, олицетворяющего в
еврейской традиции добрые дела.
Всевышний хотел, чтобы все человечество могло жить в материальном
благополучии. Однако в реализации этого желания есть проблема. Действия людей
не заслуживают того материального обеспечения, к которому они стремятся. Так
вот, чтобы компенсировать этот недостаток, Всевышний распределяет материальные
блага, полагающиеся ученым Торы за их заслуги, между другими людьми, а
сами праведники порой, как раби Ханина бен Доса, например, живут в бедности.
Но было бы неправильным полагать, что Учителя при этом — обделены. Дело в
том, что они гораздо больше, чем другие люди, стараются обеспечить себе место в
Будущем мире. И — меньше других связаны с нашим, материальным миром. Поэтому
Всевышний и «организовал» такого рода обмен: мудрец Торы отдает заслуженную им
награду в этом мире, а взамен приобретает мир Грядущий. Эта готовность
отказаться от своих наград в нашем мире и есть один из самых высоко духовных
способов помощи окружающим.
В Талмуде (трактат Таанит, лист 24), в частности, сказано, что
каждый день Голос с Небес произносит: «Многие люди этого мира сыты, благодаря
заслугам сына моего Ханины, а сам он, от шаббата до шаббата,
довольствуется куском хлеба».
Эта концепция нам понятна, потому что мы сталкиваемся с ее аналогом в нашей
современной жизни. Человечество, каждый из нас, имеет возможность наслаждаться
комфортабельностью современного мира. Мы принимаем это, как должное. А ведь все
удобства, которыми мы располагаем, подарены нам относительно небольшой группой
гениальных людей, о которых многие из нас порой даже не знают или, во всяком
случае — не думают. Вспоминаем ли мы, включая свет, о Фарадее или Максвелле,
которые открыли для человечества электричество? Или — об Александре Флеминге,
который нашел средство спасения жизни — антибиотики?.. Человечество, тем не
менее, ежедневно и каждую минуту пользуется плодами их труда, их «добрыми
делами».
Эта размышления приводят нас к заключению, что истинная значимость человека
и признание — вещи, которые далеко не всегда между собой связаны. И это верно и
в сфере изучения Торы и в прочих областях человеческой деятельности.
Но ведь не может такого быть, чтобы весь мир в основном жил — неправильно?..
Ответ на этот вопрос дает Тора, описывая ситуацию, связанную с Исходом из
Египта. В ней ясно написано, что египтяне преследовали евреев за отказ
ассимилироваться в их среде, за их нежелание участвовать в благополучной жизни
Египта.
В Торе, к примеру, есть такие строки: «И встал новый царь над Египтом,
который не знал Йосефа. И сказал народу своему: вот, народ сынов Израиля —
многочисленнее и сильнее нас. Давайте перехитрим его, чтобы он не размножался;
иначе, когда случится война, присоединится и он к неприятелям нашим, и будет
воевать против нас, и выйдет из страны» (Шемот, гл. 1 ст. 8-10).
Еврейский народ, 210 лет прожив в Египте, сохранил свою самобытность. Евреи
не ассимилировались, потому что они чего-то ждали. Чего же?..
26.01.06
В Торе читаем: «И сказал Моше Всевышнему — кто я, чтобы мне идти к Паро и
чтобы я вывел сынов Израиля из Египта? И Он ответил: ведь Я буду с тобою, и вот
тебе знамение, что Я послал тебя — при выводе народа из Египта, совершите
служение Всевышнему на этой горе» (Шемот, гл. 3, ст. 11-12).
Отказ евреев от ассимиляции непосредственно связан с тем, что Всевышний
избрал сынов Израиля для выполнения особой миссии. Всевышний избрал евреев,
потому что они, придя к горе Синая, были готовы служить Ему и принять Его Тору.
Именно в ожидании Договора с Творцом еврейский народ не ассимилировался в среде
египтян и отказался принять «хорошую жизнь», которая им предлагалась в Египте.
А это и послужило поводом для преследований.
Здесь следует отметить, что еврейский народ не смог бы выполнить возложенную
на него задачу, если бы не поставил Учителей Торы на особый пьедестал.
Однако сам акт принятия Торы у горы Синай еще не гарантирует жизнь Торы в
народе. Тора — это книга, которую можно положить на полку. И — забыть о ней.
Вот тут-то и необходимы Учителя, которые посвящают свои жизни постижению тайн
Мудрости Творца, а потом — передают суть своих открытий народу.
Никто не приобретает ценности в вакууме. Наши ценности порождаются культурой,
которая окружает нас, школами, в которых мы учимся в детстве, книгами, которые
мы читаем, атмосферой определенной социальной среды и т.д. Все это создает фон,
формирующий наши характеры и мировоззрение.
Если во всем этом не находится места для Торы — нет ничего удивительного в
том, что люди живут, игнорируя ее законы. Но тогда, если мы принимаем Тору —
как жизненное руководство для всего человечества, мы вынуждены признать, что,
лишая себя Торы, люди избирают неправильный путь.
Кроме того, мы неизбежно приходим к мысли, что еврейский народ и поныне «остается
в Египте». Ибо Египет для нас — не только географическое, но и духовное
понятие, обозначающее чуждое окружение и «неправильное» восприятие реальности.
Двадцатое столетие, в течение которого человечество пережило две мировые войны,
в том числе — Катастрофу европейского еврейства, сыграло свою негативную роль,
оторвав многих евреев от их великого наследия.
Современная историческая эра началась после окончания Второй мировой войны.
И если подвести итоги, они окажутся весьма неутешительными: евреи, соблюдающие
законы Творца составляли тогда менее десяти процентов от общей численности
еврейского народа. После Катастрофы в живых осталось лишь несколько сотен
ученых Торы.
Наверное, не будет преувеличением сказать, что впервые в еврейской истории
после событий у горы Синай, еврейский народ оказался на историческом этапе «до
Торы», на котором он был перед Исходом из Египта. Если оценить ситуации с
практической точки зрения не имеет значения, что при Исходе из Египта народ еще
не получил Тору, а во второй — «забыл» о ней. По результатам — это две
совершенно идентичные ситуации .
Сегодня мы попали в такие обстоятельства, что наше дальнейшее выживание
снова зависит от того, сумеем ли мы отказаться ассимилироваться в западной («египетской»)
среде, игнорируя привлекательность условий жизни в ней, и ждать, когда нам
опять предоставят шанс восстановить наши отношения с Творцом мира.
На данном этапе — Всевышний проверяет, испытывает нас. Наивно полагать, что
выросшие без Торы поколения, современные люди, в одночасье отбросят культуру, в
которой они росли и формировались. Однако и в наших условиях мы можем
рассчитывать, по меньшей мере, на то, что современный человек захочет хотя бы
прикоснуться к великому наследию своего народа.
Соблюдение законов Торы и отношения с Творцом напоминают длинную лестницу, с
множеством ступенек. И каждый шаг по этой лестнице очень важен. При этом, никто
не ожидает от нас, что мы дойдем до самого верха. Всевышний ждет от нас, чтобы
мы начали этот подъем и двигались вверх, проявляя упорство…
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|