ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

New Page 3

ГЛАВА «МАСЕЙ»

Место в Торе: Бамидбар, гл. 33, ст. 1 — конец книги

Почему она так называется?

По первой фразе, где сказано: «Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта...». (гл. 33, ст. 1). На иврите «этапы продвижения» — масаим, а если за этим словом следует дополнение (в данном случае это — «сынов Израиля»), оно принимает грамматическую форму масей.

Обсуждение главы Масей

18.07.06

В нашей недельной главе, которой заканчивается книга Бамидбар, содержится, как это часто бывает в Торе, несколько тем. Но здесь это приобретает особый смысл, ибо это, можно сказать, «итоговая» глава, которая подводит черту странствиям евреев по пустыне. В следующей книге Торы разговор будет о жизни еврейского народа в Эрец Исраэль.

Речь в недельной главе Масей идет об этапах пути, длинною в сорок лет, который проделали евреи после Исхода из Египта и получения Торы (см. на сайте обзоры недельной главы Масей, первый и четвертый годовые циклы обсуждения). И о проблемах расселения евреев на территории Земли Израиля (см. на сайте обзор недельной главы Масей, пятый годовой цикл обсуждения).

Однако дается в нашей недельной главе и новый, уникальный в своем роде закон, который довольно труден для понимания современных людей. Это — закон о городах-убежищах.

В тексте читаем: «Когда вы перейдете через реку Иордан в землю Кенаанскую, выделите себе города, которые будут для вас городами-убежищами, и убежит туда убийца, который убил человека неумышленно. И будут у вас города эти убежищем от мстителя, и не умрет убийца, не представ перед общиной на суде... шесть городов для убежища будут у вас. Три города выделите по это сторону Иордана, и три выделите в земле Кенаанской: городами убежищами будут они…» (Бамидбар, гл. 35, ст. 10-14). И далее: «…И спасти должна община убийцу от руки мстителя, и должна возвратить его община… в город убежища его… чтобы он жил там до кончины коэна гадоль (главного коэна в Храме). Если же выйдет убийца за пределы города-убежища, куда он убежал, и найдет его мститель вне пределов города-убежища, и убьет мститель убийцу, нет на нем (мстителе) вины…» (Бамидбар, гл. 35, ст. 25-27).

Приведенная здесь цитата дает общее представление об этом необычном законе. А в другой книге Торы, в книге Дварим, он отчасти разъясняется на конкретном примере: «Если двое придут в лес рубить деревья, а один из них ударит топором по дереву так, что отскочит железо от дерева и второй (человек) будет убит, пусть скроется (тот, кто ударил по дереву) в городе-убежище» (Дварим, гл. 19, ст. 5).

И все равно в самой «формулировке» закона — множество неясностей.

В одном из предыдущих обзоров мы обсуждали основные аспекты проблем, связанных с этим повелением Торы (см. на сайте обзор недельной главы Масей, третий годовой цикл). Теперь же, в обзоре этого года, сконцентрируем внимание лишь на одном из них, который обозначен словами — «…чтобы он жил там до кончины коэна гадоль (или пока сам не умрет)».

Тому, кто совершил непреднамеренное убийство и перебрался на жительство в город-убежище, — сообщает Талмуд, проведя глубокий анализ текста Торы, — запрещается покидать город-убежище, даже в том случае, если в суде необходимы его свидетельские показания. Даже если в его услугах нуждается военачальник, он все равно не имеет права выйти за пределы города-убежища. И даже если в нем нуждается община Израиля (трактат Макот, лист 7; в размещенных на сайте обзорах листов трактата Макот фрагмент Мишны, касающейся данной темы, опущен).

То есть до самой смерти, как бы ни сложились обстоятельства, «нечаянный» убийца проживет в городе-убежище. При жизни он сможет свободно выбрать себе, где ему жить, только после того, как уйдет в иной мир коэн-гадоль (если такое при его жизни случится).

Это распоряжение Торы требует отдельного разъяснения, ибо на первый взгляд может показаться, что оно вступает в «противоречие» с еврейской традицией.

В самом деле. Почему человек, который по неосмотрительности стал причиной гибели другого, не вправе покинуть город-убежище и отправиться в суд, даже если от его свидетельских показаний зависит спасение другого человека от казни или куда-то еще — во имя спасения человеческой жизни?..

19.07.06

Это, безусловно, не праздные вопросы. Все дело в том, что спасение человеческой жизни в еврейской традиции — чрезвычайно важная заповедь. Ради этого допускается нарушение других заповедей. И это — не просто «допущение», но — непреложное требование.

Ради спасения жизни, — говорится в Талмуде, — нельзя нарушать лишь три запрета: на идолопоклонство, на неразрешенные Торой интимные связи и на кровопролитие (см. на сайте обзор листа 74 трактата Санѓедрин).

Если речь идет о спасении жизни и для этого надо совершить действия, которые квалифицируются как нарушение законов шаббата, — подчеркивает Талмуд, — каждый из нас обязан сделать то, что требуется, чтобы продлить человеческую жизнь, пусть даже и на короткий срок (см. на сайте обзор листа 85 трактата Йома).

То, что человеку, совершившему непреднамеренное убийство, не разрешается покидать пределы города-убежища, как будто бы не входит в число трех запретов, отмеченных выше. И, тем не менее, даже ради спасения жизни невольный убийца не вправе преступить наложенный на него запрет. Почему?

Анализируя данную ситуацию, наши Учителя раскрывают несколько граней Истины.

Допустим, у человека, совершившего непреднамеренное убийство, появилась возможность спасти кого-то от неминуемой гибели. Однако для этого ему нужно покинуть город-убежище.

За пределами этого места он оказывается беззащитным перед близкими родственниками своей жертвы. Если они встретят где-то этого человека, они могут его убить. Таким образом, он, вполне возможно, не только не осуществит высокую миссию по спасению, но сам расстанется с жизнью. Поэтому закон и ограждает его от риска.

И это — первое разъяснение.

Второе строится на исследовании установления, не допускающего ради спасения жизни нарушения запрета на кровопролитие (исключение составляют лишь те случаи, когда человеку приходится убивать преследователя, и нет ни малейшей возможности спастись самому, не убив — см. на сайте, к примеру, обзор листа 72 трактата Санѓедрин).

Покинув пределы города-убежища, невольный убийца как бы заведомо провоцирует родственников жертвы на «неоправданное» кровопролитие. Кроме того, он и сам пролил невинную кровь. Поэтому он и должен постоянно находится в том месте, где ему положено быть по закону.

Некоторые Учителя открывают в данном вопросе еще одну грань Истины.

Человек, который совершил непреднамеренное убийство, — говорят они, — попадая в город-убежище, лишен всякой связи с внешним миром. Поэтому для общины он не существует. А поскольку для общины его как будто бы и нет вовсе, из этого следует, что он не может давать свидетельские показания в суде и спасать чью-то жизнь за пределами своего убежища.

Открывают нам Учителя и такую грань Истины.

Сама Тора запрещает невольному убийце покидать город-убежище — даже для того, чтобы дать свидетельские показания или спасти чью-то жизнь, — говорят Учителя, исследовавшие интересующую нас тему под иным углом зрения. — И этого достаточно, чтобы не нарушать данный запрет, глубинный смысл которого нам неизвестен. Система Управления миром — чрезвычайно сложна. И многое в ней — за пределами человеческого понимания.

Но вернемся к нашей цитате и вспомним, что запрет, о котором мы здесь говорим (невольный убийца не должен выходить за пределы города-убежища), снимается, если уходит в иной мир коэн гадоль (главный служитель в Храме). Как сказано: «…чтобы он жил там (в городе-убежище) до кончины коэна гадоль» (Бамидбар, гл. 35, ст. 25).

Здесь естественным образом возникает вопрос: почему это, казалось бы, никак не связанное с положением нечаянного убийцы событие, в корне меняет его жизнь, освобождая его от пожизненной обязанности скрываться?

20.07.06

В действительности (хотя это и не лежит на поверхности) судьба невольного убийцы тесно «переплетается» с деятельностью коэна гадоль (главный служитель в Храме), — разъясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). — Всеми своими действиями главный коэн Храма способствует тому, чтобы обитала Шехина (см. на сайте ответ «Шехина — святой дух…») в среде народа Израиля. И тем самым продлевает жизнь каждого еврея. Убийство же, в том числе — непреднамеренное, уменьшает в мире сияние Шехины, сокращая продолжительность жизни.

Иными словами, коэн гадоль и человек, случайно, не желая того, совершивший убийство, представляют собой две модели противоположно направленных сил, которые как бы «исключают» друг друга.

Кроме того, главный коэн молился, чтобы с евреями (ни с кем из них) не случались несчастья. Обращаясь к Небу с просьбами оградить людей от несчастий, он сам должен был в своем поведении быть безупречным, примером для других. Если по нелепой случайности погибал человек, это в определенной мере означало, что или в его молитвах, или в поведении был какой-то изъян. И только его смерть могла искупить, «исправить» ошибку (результатом которой в нашем случае стало непреднамеренное убийство), вызвавшую «поломку» в духовных мирах. А поскольку с уходом коэна гадоль «поломка» исправлялась, невольный убийца мог вернуться домой и начать жизнь как бы «с чистого листа».

Человека, совершившего непреднамеренное убийство, может вернуть домой и смерть коэна, временно заменяющего главного служителя Храма. Ибо и он, пусть и временно, но берет на себя ответственность за все, что происходит в еврейском народе.

Тема высочайшей ответственности коэна перед Небом и людьми иллюстрируется в Талмуде рассказом о том, что матери главных коэнов (и тех, кто занимал эту должность сейчас, и тех, кто был главным коэном какое-то время до этого), снабжали обитателей городов-убежищ одеждой и продуктами питания. Дабы не молились они, чтобы скончались их выделенные из народа сыновья.

Но разве содержится в таких молитвах реальная опасность? Ведь главный коэн — человек высокого духовного уровня, опора всего народа Израиля. Никто не мог быть ближе к Творцу, чем коэн гадоль. Убийца же, пусть и лишил он жизни кого-то по чистой случайности, внес «повреждение» в духовные миры. Так неужели Всевышний способен исполнить то, о чем он просит?

Тщательно анализируя тексты первоисточников, Учителя приходят к выводу, что игнорировать такой поворот событий нельзя. Ибо коэн гадоль несет ответственность за людские проступки. Поэтому может ответить на молитвы нечаянного убийцы и «забрать» главного коэна раньше положенного ему срока (см. на сайте обзор листа 11 трактата Макот).

Но почему материальное снабжение обитателей городов-убежищ брали на себя именно матери главных коэнов? Почему не занимались этим сами коэны?

Если бы эту обязанность взяли бы на себя главные коэны, некоторые бедняки намеренно объявляли бы себя непреднамеренными убийцами. И жили бы в тепле и в сытости. А после того, как коэн гадоль уйдет в мир иной — пользовались бы полной свободой. Другое дело — мать коэна гадоль. Ее кончина не освобождала жителей города-убежища, не давала им возможность вернуться домой. Следовательно, возведя на себя из корыстных соображений напраслину, бедняк подвергал себя риску (после кончины матери главного коэна) на неопределенное время «застрять» в городе-убежище, не получая никаких материальных «добавок».

Более того, снабжая нечаянных убийц одеждой и едой, матери главных служителей в Храме, просили их молиться, чтобы Всевышний продлил дни жизни их сыновьям.

Но была ли в этом нужда? Разве молитвы человека, совершившего непреднамеренное убийство, «весомее» молитвы любого другого человека?

Ответ и на этот вопрос находим в концепции ответственности коэна гадоль за все, что происходит в еврейском народе. Рассматривая положение нечаянного убийцы с этой точки зрения, Учителя отмечают, что его в какой-то мере можно считать «жертвой» допущенной коэном гадоль ошибки. И, если уж сам «пострадавший» молит Творца продлить жизнь «обидчику», его молитва будет услышана Небом.

В заключении выделим и еще один важный момент: предполагалось, что в городе-убежище, вдали от жизни, которая заставляет людей трудом добывать себе пропитание, невольный убийца сможет гораздо больше времени, чем раньше, уделять изучению Торы. И это поможет ему найти и исправить в себе тот духовный изъян, результатом которого стало непреднамеренное убийство. Ведь сказал Всевышний: «Обретая Тору, вы как бы приобретаете Меня» (Устная Тора, Мидраш Шемот раба, гл. 33).

Это означает, что изучающий Тору и стремящийся жить по ее законам получает ключи от всех миров и, прежде всего — от собственного мира. С этими «ключами в руках» он может исправить и духовно возвысить себя. Эти «ключи» открывают ему путь и к душам других людей, с ними он обретает способность оказывать благотворное духовное влияние на окружающих…

Автор текста Мордехай Вейц

Иерусалим


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Считать себя русским или — евреем?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля