ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА ”Вайешев”

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 37, ст. 1 — гл. 40, ст. 23.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: “И поселился Яаков в стране проживания своего отца, в стране Кенаан...”.

И поселился на иврите — вайешев.

Обсуждение главы Вайешев

10.12.06

По первой фразе нашей недельной главы мы понимаем, что она — непосредственное продолжение предыдущих глав, и речь в ней, как прежде, пойдет о судьбе Яакова и его семьи. Но главным героем повествования становится Йосеф, любимый сын Яакова, в котором наш праотец видит своего главного преемника.

В начале недельной главы Вайешев читаем: «И приснился Йосефу сон, и рассказал он (о своем сне) братьям своим, и они еще больше возненавидели его» (Берешит, гл. 37, ст. 5).

Тема снов возникает и в заключительной части нашей недельной главы, где сказано: «И приснился обоим сон, каждому — свой сон, в одну ночь, со своим значением: виночерпию и пекарю царя египетского, заключенным в темнице» (Берешит, гл. 40, ст. 5). На «языке Торы» это может означать, что данная недельная глава в более глубоких смысловых слоях содержит информацию о снах и их значении в человеческой жизни. Этой теме мы и посвятим наш обзор.

Исследуя тему снов, Талмуд (трактат Санѓедрин, лист 30) рассказывает такую историю.

У одного человека умер отец. Человек этот знал, что отец оставил ему наследство, но понятия не имел, где оно хранится. И вот однажды приходит к нему сосед и сообщает, что видел сон, в котором ему открылось место, где отец основного действующего лица нашего повествования спрятал деньги. Однако в том сне открылось также соседу, что деньги эти имеют статус маасера шени (вторая десятина, которую каждый земледелец–еврей отделял от урожая; четыре раза за семилетний цикл, в великие еврейские праздники, продукты маасера шени или вырученные за них деньги отвозили в Иерусалим и там использовали, устраивая трапезы для всей семьи, друзей и бедных).

Как должен поступить наследник, отыскав спрятанные отцом деньги и отложенные им (отцом) для маасера шени? — спрашивают Учителя.

И, проанализировав ситуацию, отвечают: обнаружив эти деньги, он вправе потратить их, как ему заблагорассудится. Ибо сон, который видел сосед, ни к чему его не обязывает.

Иную грань Истины обнаруживают Учителя в другом трактате Талмуда (трактат Недарим, лист 8). Там, в частности, рассказывается, что человек увидел во сне, будто бы на него наложили нидуй (процедура отлучения от общины). Пошел этот человек к раввину, пересказал свой сон, и раввин вынес решение: этому человеку требуется ѓатара (специальная процедура, которая аннулирует нидуй).

Отсюда следует вывод, что сны все же имеют непосредственную связь с реальностью и способны оказывать влияние на поведение человека в жизненной практике. Но ведь это как будто бы противоречит тому выводу, который сделали Учителя в первом случае.

На самом же деле никакого противоречия между двумя выводами нет, — говорит рав Шимшон бар Цадок (Ташбец). — Содержание снов имеет статус сафек (то есть может истолковываться по-разному). В имущественных вопросах, то есть в таких, где речь идет о явлениях материального мира (в нашем случае — деньги) принято толковать соответствующий сон в пользу человека, который владеет или может завладеть увиденным кем-то во сне имуществом.

Поэтому в первой рассказанной здесь истории Учителя и оставляют решение проблемы на усмотрение наследника. Подчеркивая, что в подобных случаях у человека нет обязанности придавать значение снам.

Во второй ситуации, когда говорится о нидуе, речь идет о явлении, связанном с духовными мирами. Отлучение от еврейской общины может быть инициировано Свыше, и об этом человеку могут сообщить через его сон. Такой знак Небес нельзя игнорировать. Поэтому человеку, увидевшему такой сон, и требуется ѓатара

11.12.06

Исследуя столь сложное явление как человеческие сны, наши Учителя, стараясь оградить людей от ошибок в их отношении к снам, рассматривают самые разнообразные встречающиеся в жизненной практике ситуации. И обсуждают, к примеру, как быть, если кому-то приснилось, что он дал недер (обет).

Если некто дал во сне обет, — говорит, проанализировав этот случай, Рашба (раби Шломо бен Адрет, один из крупнейших комментаторов Талмуда; Испания, 13-й век), — ему, пробудившись, следует пойти к раввину и попросить, чтобы он организовал процедуру освобождения от обета. К такому выводу раби Шломо приходит, обнаруживая очевидные, казалось бы, параллели между недером во сне и приснившимся отлучением от общины (в истории, которая описана выше).

Однако Ран (рабейну Нисим, один из основных комментаторов Талмуда; Барселона, Испания, 14-й век) открывает в этом конкретном вопросе иную грань Истины.

Если человек во сне давал какой-либо обет, — отмечает он, — это его ни к чему не обязывает.

Как рабейну Нисим приходит к такому заключение? Ведь обет, данный во сне, и отлучение от общины, с точки зрения связи с духовными мирами — аналогичные ситуации.

Дело тут в том, — разъясняют Учителя. — что Ран, исследуя обет, данный во сне, подчеркивает, что процесс принятия недера состоит как бы из двух элементов: решение взять на себя обет и вербализация этого обета. Иными словами, чтобы обет вступил в силу, принятия решения о нем еще недостаточно. Надо вслух заявить о своем решении. Поэтому обет во сне силы не имеет, ибо у спящего человека нет возможности сформулировать его вслух. И, даже если человеку свойственно разговаривать во сне и он, не просыпаясь, все же сделал вслух заявление об обете, недером он не считается. Ибо во сне человек не осознает то, о чем говорит, поэтому взятое им на себя во сне обязательство не может быть «официально» признанным.

Кроме того, исследуя вопрос, Ран находит принципиальное отличие недера от нидуя. В том, что нидуй — явление, воздействующее на человека извне (индивидуум может быть отлучен от общины либо раввинским судом либо Свыше), недер же — явление «внутреннее» (только сам человек может дать обет, и никто за него это сделать не может). Отсюда следует, что недер во сне никакой реальной силы не имеет.

Проведя свое исследование ситуации с недером во сне под иным углом зрения, Рош (рабейну Ашер бен Йехиэль, конец 13-го – начало 14-го вв.) находит другое принципиальное отличие от ситуации с увиденным во сне отлучением от общины. Нидуй (отлучение) во сне, — объясняет он, — дурное предзнаменование, призванное показать человеку, что он отдалился от Всевышнего. Обратившись к раввину и пройдя процедуру ѓатары, этот человек тем самым проявляет свою готовность приблизиться к Творцу.

Тогда у нас возникает вопрос: почему же Рашба в том же случае с обетом все же настаивает на проведении процедуры его отмены?

Суть позиции Рашбы состоит в том, что он, рассматривая явление увиденного во сне недера, выделяет в нем две возможные ситуации.

Одна из них — когда человек во сне дает обещание, касающееся выполнения заповедей или связанное, например, с пожертвованием на высокие духовные цели. Такой недер, чтобы вступить в силу требует обязательной вербализации. И, поскольку, как мы уже говорили ранее, вербализация обета во сне исключается, то и процедура отмены обета в таких случаях не нужна.

Другая — когда человеку снится, допустим, что он решил никогда не входить в дом, принадлежащий кому-то из его знакомых. Обет такого рода вербализации не требует — достаточно мысленно принять решение, и недер уже вступает в силу. В этом случае процедура отмены недера — необходима.

Как видим, ситуация с приснившимися обетами гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. И наши Учителя продолжают исследовать данную проблему…

12.12.06

Ситуацию с обетом, который человеку приснился, можно рассматривать с различных точек зрения.

Хатам Софер (раби Моше Софер; вторая половина 18-го века - первая половина 19-го, Братислава, Словакия), например, подчеркивает, что случаи, когда человеку во сне видится, что он дает обет, могут быть очень близкими к реальности. Возможно, человек накануне днем действительно принял соответствующее решение, не зафиксировав это в своем сознании и, в сущности, не собираясь в ближайшее время его выполнять. А ночью Свыше ему об этом напомнили.

Следовательно, увидев во сне, что он что-либо пообещал, человек должен пройти процедуру отмены недера.

Радбаз (раби Давид бен Зимра, Египет, 16-й век), развивая данную концепцию, уточняет, что обеты, увиденные во сне, могут быть для человека «руководством к действию», показывая ему, что нужно делать и от чего воздержаться. Если, к примеру, человек во сне берет на себя обязательство уплатить долг (существующий в реальности) раньше срока, это может означать, что Свыше подсказывают, что ему действительно следует поспешить с погашением долга.

И не имеет значения в данном случае, — подчеркивает Радбаз, — что в действительности кредитор, положим, даже не собирался торопить своего должника. Если же досрочно вернуть предоставленный кредит по тем или иным причинам невозможно, человек должен снять с себя данный во сне (а может быть, как уже говорилось выше, и в реальности) обет.

Известный факт: наши Учителя иногда именно во сне находили решение тех или иных ѓалахических вопросов (проблем, касающихся практического применения закона). В какой же степени сны могли повлиять на их заключения?

Еврейская традиция проводит интересное исследование данной темы.

Рассказывается, что Рош, углубившись в анализ проблемы кошерности рыб, выяснил, что, к примеру, рабейну Эфраим поначалу причислил к кошерным один из видов обитателей вод, который как будто бы удовлетворял требованиям кошерности. Но вскоре после того, как он вынес это решение, ему приснился голос, который произнес, что он, рабейну Эфраим, хочет накормить еврейский народ пресмыкающимися (пресмыкающиеся, как мы знаем — некошерны).

Проснувшись поутру, рабейну Эфраим изменил решение и запретил употреблять этот вид рыб в пищу.

Однако, расширив рамки этого исследования, Рош все же пришел к выводу, что запрет рабейну Эфраима на данный вид рыб не получил широкого распространения и действовал лишь в узком кругу, близком рабейну Эфраиму. Ибо рыбы эти были названы кошерными и другими Учителями. И никому из них не приснился такой же или подобный сон.

В любом случае, — подчеркивают Учителя, — сон о рыбах, который увидел рабейну Эфраим, не может быть основанием для принятия ѓалахического постановления. И в нашем случае он послужил лишь поводом для индивидуального «устрожения».

Приводится также и такая история.

В свое время существовали два вида тефилин (см. на сайте ответ «Как правильно надевать тефилин» — в разделе «Спроси у раввина»): тефилин Раши (раби Шломо бен Ицхак; величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) и тефилин рабейну Тама (один из крупнейших Учителей эпохи Тосафот — Франция, Германия, 12-13 вв.). И отличались они друг от друга порядком размещения в них фрагментов из Торы. Общепринятым считается тефилин Раши.

Детально изучая проблемы, связанные с тефилин, Радбаз поставил перед собой цель исследовать вопрос: можно ли тефилин рабейну Тамма переделать в тефилин Раши, если последний пришел в негодность? И решил: можно. Но ночью ему приснилось, что его решение оказалось неправильным. Проснувшись, он вновь обратился к первоисточникам и проанализировал поднятую им проблему еще раз. В результате он вынес постановление, что поступать таким образом нельзя.

Как в данном случае сон повлиял на решение Радбаза?..

13.12.06

Сон, безусловно, оказал влияние на ход мыслей Радбаза. Но лишь в том смысле, что увиденное ночью посеяло в нем сомнение в правильности принятого решения.

Однако окончательное постановление по связанному с тефилин вопросу он принял все же на основании детального анализа проблем и более подробного изучения текстов еврейских первоисточников.

В нашей традиции описано множество аналогичных случаев.

Рабейну Меиру (великий Учитель эпохи Тосафот — Франция, Германия, 12-13 вв.) надо было дать заключение по вопросу, выплачивать ли полностью зарплату учителю Торы, который проболел часть учебного семестра. В конце концов, в соответствующем «циркуляре» он написал, что за те дни, которые учитель не работал, оплата ему не положена. И указал, что эта грань Истины открылась ему во сне.

Однако «исполнительные инстанции» его решение отвергли. Согласно их постановлению, сон не может быть основанием для принятия какого-либо постановления.

Когда Смаг завершил свой труд по написанию книги о заповедях, открылось ему во сне, что он допустил ошибку, не включив в число запретительных заповедей указание Торы — «Остерегайся, чтобы не забыл ты Всевышнего Всесильного твоего, не соблюдая заповеди Его и законы Его и установления Его, которые Я даю тебе сегодня» (Дварим, гл. 8, ст. 11).

Проснувшись, он написал об этом в предисловии к книге.

Рав Ицхак бен рав Моше из Вены (Австрия) в предисловии к своему труду Ор Заруа (Посеянный Свет) дает разъяснение, почему его книга имеет такое название. В какой-то момент он затруднился в написании имени «Акива» — не знал, какую букву следует писать в конце: алеф или ѓей. Так и не разрешив сомнений, он лег спать.

Ночью, во сне, чей-то голос прочел ему стих из Теилим (Псалмы царя Давида) — «Свет посеян для праведника, и для прямодушных — сердце радостное» (Теилим, гл. 36, ст. 11). Последние буквы этого стиха составили имя «Акива», а в конце стояла буква ѓей. Изумился рав Ицхак посетившему его во сне открытию. И, хотя на самом-то деле имя Акива, как он все же выяснил, оканчивалось на алеф, сон принес ему большую пользу. Он назвал свою книгу Ор Заруа — по первым словам пригрезившейся ему во сне цитаты.

О чем свидетельствуют рассказанные здесь истории?

О том, в первую очередь, что наши Учителя имели обширнейшие и глубочайшие знания в Торе и прекрасно ориентировались в других еврейских первоисточниках.

Нередко случалось так, что какие-либо решения и открытия днем, в процессе исследования, уже созревали в их сознании. И оставалось лишь «замкнуть» выстраиваемую ими логическую цепочку. Это и происходило порой во сне. Ибо на подсознательном уровне мыслительная работа продолжалась и ночью, в то время, когда они отдыхали…

В каком-то смысле правильнее было бы сказать: «когда человек спит, душа его бодрствует» и, следовательно — создает духовные объекты, постижение которых происходит потом в сознании…

14.12.06

Исследуя тему «достоверности» снов, Учителя выдвигают на обсуждение вопрос: бывают ли случаи, когда мы все же можем положиться на то, что привиделось нам во сне?

В отдельных случаях, в которых бет дин (еврейский суд), разбирая несложное дело, вправе, согласно указаниям Торы, вынести решение на основании показаний лишь одного свидетеля, — пишет, отвечая на этот вопрос, рав Арье-Лейб Цунц (один из крупнейших Учителей польского еврейства, глава йешивы и автор свыше 20-ти книг, комментирующих все разделы Торы; Полоцк – Варшава, вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв.), — мы можем полагаться на «информацию», полученную во сне. Но, если речь идет о проблемах имущественного характера, при решении которых требуются показания двух свидетелей, открывшиеся во сне истины аргументами не считаются.

Однако в целом, как мы могли убедиться на приведенных в обзоре примерах, Учителя, в большинстве случаев, не выносили на основании снов ѓалахические постановления.

Но будем иметь в виду, что все сказанное относится к «случайным» снам. То есть к таким, которые снятся помимо человеческой воли, когда человек специально об этом не задумывается.

Иная ситуация со снами, которые человек как бы «заказывает» сам, то есть — просит Всевышнего помочь ему решить ту или иную проблему, и ответ получает во сне. Это явление обозначено в еврейской традиции термином шеилат холом. Упоминание о существовании шеилат халом находим в Танахе, где есть, например, такие слова: «И вопрошал (царь) Шауль Всевышнего, но не отвечал ему Творец — ни через пророков, ни в сновидениях» (книга Шмуэля, часть 1, гл. 28, ст. 6).

Здесь сразу же скажем, что ответы на свои «запросы», обращенные к Всевышнему получали во сне, как правило, люди очень высокого духовного уровня, способные осознать и правильно воспринять информацию из духовных миров.

Рав Гай Гаон (один из крупнейших Учителей своего времени, конец 10-го – начало 11-го вв.) свидетельствовал, что многие Учителя его поколения знали, что нужно делать, чтобы во сне получить ответ на вопрос, которые сами они разрешить не могли. Они несколько дней постились, произносили специальные молитвы и, в конце концов, видели «нужные» сны, отчасти напоминающие пророчества.

Итак, главный урок, который мы извлекаем из еврейской истории и подобных свидетельств, в частности, состоит в том, что «пророческие» сны способны видеть только «особые» люди, постоянно повышающие свой духовный уровень и сумевшие достичь в этом определенных высот.

Обычному же человеку «пророческие» сны недоступны. И, даже если «простой» человек увидел во сне образы, которые наводят его на мысль, что нечто подобное может случиться с ним в будущем, лучше остерегаться делать из этого конкретные выводы. Ибо сон — очень сложное, а зачастую и непостижимое явление (см. на сайте ответ «Что делать со сновидениями»).

Об этом писали многие наши Учителя, подчеркивая, что «рядовому» человеку не стоит даже пытаться использовать на практике явление шеилат халом, особенно, если его вопрос к Творцу — личного характера (к примеру, будет ли иметь успех какое-либо начинание). Это не просто бесполезно, но и опасно, ибо может пробудить разрушительные силы, которые станут действовать против того, кто задал подобный вопрос, желая во сне получить на него ответ.

Тут следует отметить, что и подготовленные, высоко духовные люди (наставники поколений) обычно обращались к Творцу лишь с такими вопросами, которые имели значение для всего еврейского народа.

Вернувшись после всего сказанного к тексту нашей недельной главы, многие лишь удивятся: как удавалось Йосефу (когда он попал в египетскую тюрьму, он был совсем еще «незрелым» юношей) с такой точностью растолковывать сны виночерпия и пекаря? Более того, будучи юношей, он увидел сон, предопределивший дальнейшую судьбу сынов Израиля. Как написано: «И сказал им (братьям) Йосеф: послушайте, какой сон приснился мне. Вот мы вяжем снопы среди поля; и вот поднялся сноп мой и встал прямо (вертикально); и вот окружили (его) ваши снопы и поклонились моему снопу...» (гл. 37, ст. 5-6).

В действительности же, нет тут ничего удивительного. Проявление уникальных способностей Йосефа ничуть не противоречит результатам исследований сновидений, реализованных нашими величайшими Учителями. Любимый сын Яакова (Йосеф) от рождения не был обычным человеком. Всевышний предопределил ему особую роль — обеспечивать братьев духовной энергией, необходимой для реализации Замысла Творца (более подробное разъяснение этому — см. на сайте в обзоре недельной главы Вайешев, первый годовой цикл обсуждения).

Автор текста Мордехай Вейц

Иерусалим


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Какая религия мне больше подходит?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля