New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
New Page 4
ГЛАВА “Ваэра”
Место в Торе:
вторая книга Торы —
Шемот, гл. 6, ст. 2 — гл. 9, ст. 35
Почему глава так называется?
В первых двух фразах главы сказано: “И говорил Всевышний с Моше и сказал ему:
Я — а-Шем (Господин мира, вечный). Но открывался Аврааму, Ицхаку и Яакову
именем Эль Шадай (сверхъестественная сила), имя же — а-Шем не
раскрыл им”.
Открываться на иврите — ваэра.
Обсуждение главы Ваэра
14.01.07
В нашей недельной главе, как нам известно (см. на сайте обзоры недельной
главы Ваэра,
первый,
второй,
третий,
четвертый,
пятый и
шестой годовые циклы обсуждения)
рассказывается о казнях египетских — о семи из десяти. Вместе с тем, мы, конечно
же, понимаем, что именно в истории Исхода, записанной в Торе (и в нашей
недельной главе, в частности), заложены основы законов Песаха, праздника
свободы, которую даровал нам Творец мира, выведя еврейский народ из Египта.
С этой точки зрения мы и рассмотрим в этом году содержание недельной главы
Ваэра.
В этой связи напомним, прежде всего, что, проводя пасхальный седер, мы
выполняем семь заповедей. Две из них, чтение истории Исхода (Агада)
и заповедь есть мацу — по непосредственным указаниям Торы (де-орайта).
Ибо написано: «И скажи сыну своему в тот день так: это ради того, что сделал со
мною Всевышний при выходе моем из Египта» (Шемот, гл. 13, ст. 8).
А перед этим в Торе находим такую фразу: «Соблюдайте заповедь об опресноках (маце)»
(Шемот, гл. 12, ст. 17).
Остальные пять заповедей соблюдаются в Песах (во время седера) по
установлению Учителей (де-рабанан; подробнее об этих заповедях — см. на
сайте
материалы, посвященные празднику Песах, в разделе «Библиотека»).
Естественно, что заповеди Песаха де-рабанан тоже основаны на текстах
Торы. Но — не лежат «на поверхности», а выводятся в процессе их (текстов Торы)
глубокого исследования.
В Мидраше Раба приводится, к примеру, дискуссия Учителей,
посвященная вопросу: почему на пасхальном седере мы выпиваем именно
четыре бокала вина?
Вино в еврейской традиции, как известно — символ веселья и радости.
Оно используется для кидуша на шаббатних и праздничных трапезах,
имеет особое предназначение в праздник Пурим (см. на сайте
материалы,
посвященные празднику Пурим, в разделе «Библиотека») и т.д. И нас не
удивляет существование обязанности пить вино в Песах, когда у нас есть веская
причина для радости. Но — почему на седере следует выпить четыре бокала
вина, а не три или, скажем, пять?
В тексте нашей недельной главы читаем: «…Поэтому скажи сынам Израиля, что Я —
Всевышний, и выведу Я вас и избавлю от египетского рабства и спасу вас. Мощью
великой и страшными карами. И возьму вас народом Cебе, и буду вам Всевышним, и
узнаете вы, что Я — Творец мира, Всевышний ваш, который вывел вас из Египта» (Шемот,
гл. 6, ст. 6-7), — дает разъяснение рав Ѓуна (великий Учитель Талмуда
второго поколения, 3-й век). — В этом отрывке содержится указание на то, что во
время пасхального седера нам следует выпивать четыре бокала вина. Ибо
здесь говорится о четырех выполненных Творцом обещаниях, обозначенных в тексте
глаголами — «выведу», «избавлю», «спасу» и «возьму». Поэтому и постановили
Учителя прошлых поколений: на пасхальном седере мы должны выпить четыре
бокала вина.
Иную грань Истины открывает в данном вопросе раби Шмуэль бар Нахмани
(один из крупнейших Учителей своего поколения, жил в Вавилоне и в Эрец
Исраэль; вторая половина 3-го века).
Намек на то, что во время пасхального седера необходимо выпить четыре
бокала вина, находим в тексте, где Тора пересказывает сон, приснившийся
виночерпию фараона. В посвященном этому фрагменте читаем: «…И чаша Паро
(фараона) — в моей руке, и беру виноград, и выжимаю его в чашу Паро, и
подаю чашу в руку Паро».
Анализируя эту фразу из сна дворцового виночерпия, — комментирует Раши
(раби Шломо бен Ицхак, величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век), — раби Шмуэль приходит к выводу, что за время пасхального седера
нам надо выпить столько бокалов вина, сколько раз в данном отрывке упоминается
«чаша» (бокал) фараона.
Но ведь слово «чаша» употреблено в процитированной фразе три раза. Почему же
тогда мы говорим о четырех бокалах вина на седере?..
15.01.07
Четвертый бокал на пасхальном седере, — поясняет Раши, — необходим
нам, как заведено еврейской традицией, для чтения Биркат а-мазон
(благословение после еды — см. на сайте, к примеру, обзоры
первой и
второй частей листа 49 трактата Берахот).
Еще одну грань Истины, исследуя установление о четырех бокалах вина, которые
надо выпить во время пасхального седера, открывает раби Леви (один
из крупнейших Учителей Талмуда в Эрец Исраэль, второе-третье поколение,
3-й век).
Еврейский народ был под властью четырех царств:
Бавель (Вавилон), Парас (Персия), Яван (Греция) и Эдом
(Рим). Об этом
мы узнаем, например, из Танаха (книга
пророка Даниэля,
гл. 7), —
отмечает он. — В память об этом мы и выпиваем четыре бокала вина на пасхальном
седере.
Итак, нам известно теперь, по меньшей мере, три причины, обусловившие
количество бокалов вина, которые мы выпиваем в первый вечер Песаха, на
пасхальном седере.
Однако оставим тему количества и рассмотрим другой вопрос, имеющий
непосредственное отношение к вину в седер Песаха.
Что же представляет собой заповедь о вине во время седера? —
спрашивают Учителя, анализируя законы этого праздника. — Что составляет его
основу: благословение, произносимые на вино, или же — сама необходимость выпить
четыре бокала?
Это — принципиальный вопрос. В зависимости от того, какой ответ на него
найден, устанавливается и уточняется порядок действий, связанных с данной
заповедью.
Ибо в случае, если главное в ней — произнесение благословений и Ѓалеля
(благодарственное благословение, прославляющее Творца за все то, что он делает
для нас), нет необходимости, чтобы по четыре бокала вина за седер выпивал
каждый, кто присутствует на нем. Тут будет достаточно, если свои четыре бокала
вина выпьет ведущий седера. А остальные могут выпить свои четыре бокала
(по желанию). Если же кто-то из участников не хочет вина, он вправе отказаться
от этого. Его роль ограничивается тогда прослушиванием благословение и
произнесением слова «амен» в ответ на них.
Но, если суть заповеди состоит именно в том, чтобы выпить четыре бокала вина,
то сделать это обязан каждый участник седера.
Сущность заповеди заключается как раз в том, — заключает, исследуя данную
проблему Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного
кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век), —
чтобы каждый участник пасхального седера выпил по четыре бокала вина.
Выпитое на седере вино, — отмечает Талмуд (трактат Песахим,
лист 108), — символизирует освобождение от рабских оков. Подразумевается,
конечно же, не только египетское рабство, но вообще любые виды рабства (человек,
например, может стать рабом вещей, обстоятельств и т.п.).
Более того, в том же трактате (лист 117) подчеркивается, что каждый выпитый
бокал вина являет собой выполнение отдельной, самостоятельной мицвы
(заповеди).
Не вдаваясь в детали, скажем лишь, что Талмуд подтверждает тем самым, что
все участники седера обязаны выпить по четыре стакана вина, ибо
именно в этом и состоит выполнение (общей) заповеди пить вино с наступлением
первого дня Песаха (напомним, что новый день по еврейскому календарю начинается
с вечера), то есть — во время седера.
Однако Учителя эпохи Тосафот (Франция, Германия, 12-13 вв.), изучая
проблему, открывают в данном вопросе иную грань Истины…
16.01.07
Суть заповеди о вине, которое выпивают во время пасхального седера, —
сообщают Учителя эпохи Тосафот, — заключается в произнесении связанных с вином
благословений (об этом говорится в Талмуде, в трактате Сукка, лист
38).
Они проводят параллели между двумя заповедями — мицвой о четырех
бокалах вина и заповедью, предписывающей зажигать ханукальные свечи. И отмечают,
что их, прежде всего, объединяет цель. То есть и заповедь о четырех бокалах вина
и заповедь о зажигании ханукальных свечечей — свидетельства о чудесах,
совершенных Всевышним. В первом случае — во время Исхода еврейского народа из
Египта, во втором — когда евреи победили римлян, и оказалось, что в Храме
сохранилось кошерное оливковое масло, которого должно было хватить для горения
Меноры лишь на один день (см. там же).
И обе мицвы призваны вознести благодарность Творцу за эти чудеса.
Отсюда Учителя эпохи Тосафот делают вывод, что главное в исполнении заповеди
о четырех бокалах вина, которые надо выпить на пасхальном седере — чтение
Ѓалеля и благословений. И, если это так, — говорят
они, — присутствующие на седере люди могут, конечно же, выпить свои
четыре бокала вина, однако имеют право — не пить. И в этом случае их обязанность
— прослушать благословения на вино и Ѓалель, которые произносит
ведущий седера, читающий Агаду, и ответить «амен». И
заповедь будет считаться выполненной. Вино же (четыре бокала) в данной ситуации
ставится перед ведущим. И он пьет его — за всех.
Ханукальные свечи тоже, кстати сказать, зажигает в доме, как правило, один
человек — глава семьи, — подчеркивают они. И при этом считается, что заповедь о
зажигании ханукальных свечей выполнили и все остальные домочадцы.
Бесспорно, мицва о четырех бокалах вина, — говорят другие Учителя, — в
чем-то схожа с заповедью, предписывающей зажигать ханукальные свечи. И та и
другая, помимо общей цели, имеют и другую особенность, отличающую их от
остальных заповедей: это именно о них сказано, что выполнить эти заповеди обязан
каждый, включая самых неимущих людей, бедняков — даже если во имя этого человеку
придется продать последнюю рубаху. Подобное указание не дается, когда
речь идет, например, о маце, которую надо есть во время пасхального седера.
Несмотря на то, что заповедь о маце — из Торы, а мицва, скажем о
вине, как мы уже говорили (см. выше) — де-рабанан.
Более того, существует специальное установление Учителей, согласно которому
человек не вправе тратить на исполнение заповедей более пятой части от своего
имущества. Но вот, на реализацию заповеди, предписывающей выпивать во время
пасхального седера четыре бокала вина, данное установление, как
оказывается, не распространяется. В аналогичную ситуацию попадают неимущие,
когда приходит срок выполнить заповедь о зажигании ханукальных свечей. Экономия,
— наставляют Учителя, — тут неуместна. И даже отсутствие денег на приобретение
свечей не снимает с них обязанность реализовать мицву. Ибо смысл данной
заповеди — распространение известия о ханукальном чуде (см. на сайте
материалы, посвященные празднику Ханука).
Но есть между этими двумя заповедями, — сообщают Учителя, — и существенное, в
данном случае принципиальное, различие. Заповедь о четырех бокалах вина, которые
выпивают во время пасхального седера, адресована непосредственно —
человеку. Поэтому даже тот, кто живет на пожертвование (и проводит седер
в опустевшем от нищеты доме) должен выпить четыре бокала вина. Ибо выпитое вино
символизирует освобождение от рабских оков.
В свою очередь, о мицве ханукальных свечей в Талмуде (трактат
Шаббат, лист 21) сказано, что ее выполняют «иш у-вейто», то есть
— «человек и его дом» (см. на сайте ответ
«Ханукальные свечи в поезде,
армии, колледже…»)…
17.01.07
И еще, — подчеркивают Учителя, — заповедь о четырех бокалах вина (де-рабанан
— по постановлению Учителей) не менее важна, чем заповедь де-орайта, из
Торы, предписывающая каждому участнику седера есть в Песах мацу
(во время седера — в определенном количестве) и марор (см. на
сайте
материалы, посвященные празднику Песах). И в этом тоже мы находим
подтверждение, что четыре бокала вина должен выпить каждый участник седера.
Анализируя проблем, связанные с заповедью, предписывающей выпить на седере
четыре бокала вина, Учителя задаются вопросом: обязательно ли, чтобы в эти
бокалы наливалось именно вино, или разрешается наполнять их каким-либо
другим напитком, распространенным в определенной местности?
Если человек во время седера пил положенное количества бокалов,
наполненных не вином, но — напитком, который пьют обычно в регионе его
проживания, — отвечает, исследовав вопрос, Рама (раби Моше Иссерлес,
великий Учитель Торы, автор основного Свода примечаний к Шульхан Аруху,
определяющего особые обычаи ашкеназских евреев; Польша, 16-й век), — бедиавад
(то есть — «постфактум») выполнение заповеди ему засчитывается.
Во время чтения Агады на пасхальном седере, — вносит
свое уточнение рав Ицхак-Зеев Соловейчик (один из крупнейших раввинов
середины 20-го века; Бриск или Брест-Литовск — Иерусалим), — в бокалах может
быть напиток, который принято пить в данной местности. Его разрешается
использовать при произнесении Ѓалеля, но для выполнения заповеди о
четырех бокалах вина годится только вино (из винограда или виноградный сок,
который тоже имеет «статус» виноградного вина).
В связи с этим рав Ицхак описывает такую ситуацию.
Допустим, двух путников празднование Песаха застает в путешествии. Они
располагают определенной денежной суммой, которой хватает на приобретение
вина, но тогда заповедь сможет выполнить лишь один человек; либо на покупку
напитка — для двоих.
Спрашивается: как им следует поступить?
В этих обстоятельствах они должны все же купить вино, — говорит рав
Ицхак-Зеев Соловейчик. — Тогда хотя бы один из них выполнит заповедь о четырех
бокалах вина по всем правилам. А второй — реализует постановление Учителей о
чтении Агады, Ѓалеля и благословений, слушая ведущего и отвечая «амен».
Если же они приобретут напиток, оба не осуществят заповедь.
Иную грань Истины, анализируя ту же ситуацию, открывает брат рава
Ицхака-Зеева — рав Моше Соловейчик.
Этим путникам, — говорит он, — следует приобрести напиток.
И объясняет: если они во время пасхального седера выпьют по четыре
бокала напитка, бедиавад они оба выполнят заповедь. Если же они купят
вино, в количестве, достаточном лишь для одного человека, то заповедь реализует
только один из них. Второй же мицву, касающуюся четырех бокалов вина,
вообще не осуществит.
Эта позиция и выведена в ѓалахе, которую установил Хофец Хаим (раби
Исраэль а-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) в
книге Мишна Берура. Это означает, что в случае, если человеком
попадает в обстоятельства, когда перед ним встает выбор — либо самому выполнить
заповедь, как полагается, но тогда его товарищ вообще не реализует эту мицву,
либо осуществить заповедь вместе, пусть и не лучшим образом, он обязан выбрать
второй «вариант» и разделить исполнение мицвы с товарищем.
Подводя сказанному некий итог, отметим, что заповедь о четырех бокалах вина
на пасхальном седере имеет две составляющие: произнесение благословений и
обязанность выпить четыре бокала вина. И, если первая составляющая может
осуществиться и без «личного участия» каждого присутствующего на седере
(ведущий читает благословения, а остальные произносят «амен»), то вторую
— должен реализовать каждый участник седера…
18.01.07
В Талмуде (трактат Песахим, лист 109) Учителя, обсуждая
проблемы, связанные с выполнением заповеди о четырех бокалах вина, которые
необходимо выпить во время пасхального седера, анализируют позицию,
представленную некоторыми из них, согласно которой каждый выпитый бокал вина —
выполнение отдельной, самостоятельной заповеди. И задаются вопросом: что делать,
если оказалось, что на четыре бокала у человека не хватает вина, если в наличии
у него есть вино — только, положим, на три бокала? Будет ли считаться, что этот
человек (хотя бы частично) выполнил заповедь, если он выпьет на седере,
вместо четырех, только три бокала вина? Или же данную мицву в такой
ситуации он вообще не сможет выполнить — до тех пор, пока не выпьет все четыре
бокала вина?
Указание выпить за время пасхального седера четыре бокала вина, —
пишет, проанализировав проблему, Маѓараль (раби Иегуда Лива; один из
величайших комментаторов Торы и Талмуда, автор многих основополагающих
мировоззренческих книг, главный раввин Праги — Чехия; 16-й век) в своей книге
Гевурот а-Шем, — одна, «неделимая» заповедь. Поэтому, если у человека
на четыре бокала не хватает вина, он вообще лишен возможности выполнить данную
мицву.
В диаспоре, — вносит уточнение
в своих
комментариях к Шульхан Аруху (Кодекс еврейских законов), которые
объединены в книгу Маген Авраам, рав Авраам Гомбинер
(Польша, 17-й век), — где проводится два пасхальных седера (см. на сайте
ответ
«Зачем вне Израиля празднуют 2-й день?»), в случае, если у
человека не хватает вина на седер второго дня, и есть вино, допустим,
лишь на четыре бокала, он не должен делить это вино на два седера. Ему
следует выпить четыре бокала вина во время первого седера, выполнив
заповедь в первый день. Если же он поделит вино, он вообще не выполнит заповедь
о четырех бокалах вина.
Тут возникает закономерный вопрос: почему же в трактате Песахим
написано, что каждый (из четырех) выпитый на седере бокал вина —
отдельная заповедь (см. выше)? Ведь получается, что данная точка зрения как
будто бы противоречит позиции Маѓараля и рава Авраама Гомбинера.
Противоречия здесь никакого нет, — разъясняют Учителя. — Когда мы говорим,
что каждый бокал вина на пасхальном седере — отдельная мицва,
подразумевается, что на каждый из четырех бокалов произносят отдельное
благословение. Вместе с тем, когда мы отмечаем, что заповедь, предписывающая
выпить четыре бокала вина — «неделима», имеется в виду, что во время седера
необходимо выпить именно четыре бокала. Выпив меньшее количество, человек не
выполнит мицву.
Стараясь оградить людей от ошибок, Учителя моделируют самые разнообразные
ситуации. И задаются, в частности, вопросом: относится ли заповедь о четырех
бокалах вина, которые надо выпить во время пасхального седера — к
женщинам? И отвечают на этот вопрос утвердительно.
Освобождение из Египетского рабства, — подчеркивают они, — было даровано
всему народу Израиля. — И, поскольку вино, выпитое на пасхальном седере,
символизирует освобождение от рабских оков (в самом широком смысле этого слова),
выпить по четыре бокала вина следует не только мужчинам, но и женщинам.
Выше мы уже говорили о том, что заповедь о четырех бокалах вина на пасхальном
седере — многогранна. И, выражая идею освобождения, служит, в частности,
и напоминанием о «четырех царствах», под властью которых находился еврейский
народ. И в этом заложена идея окончательного освобождения человечества от
материалистических оков в будущем — идея геулы. Намек на это находим в
нашей недельной главе, где сказано: «…и выведу Я вас и избавлю от
египетского рабства и спасу вас. Мощью великой и страшными карами. И
возьму вас народом Cебе… и узнаете вы, что Я — Творец мира, Всевышний ваш,
который вывел вас из Египта» (Шемот, гл. 6, ст. 6-7). И далее
написано: «И приведу вас в страну…» (там же, ст. 8).
Слово «приведу», — отмечают Учителя, анализируя данный отрывок, — дает нам
намек на пятый бокал. Так почему же заповедь не предписывает нам выпивать на
седере пять бокалов вина, ограничивая нас — четырьмя?
Пятый бокал, который мы наливаем в заключительной части пасхального седера,
— объясняет Виленский Гаон (раби Элиягу из города Вильно; Литва, вторая
половина 18-го века), — предназначается пророку Элиягу, который на
завершающем этапе истории человечества возвестит о начале новой эры (см. на
сайте ответ
«Придет пророк Элиягу» — как это понять?», № 1286).
Автор текста Мордехай Вейц
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|