ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА “ХУКАТ”

Место в Торе: Бамидбар, гл. 19, ст. 1 — гл. 22, ст. 1.

Почему она так называется?

Во второй фразе главы говорится: «Вот закон Торы, о котором заповедал Всевышний…». Закон Торы на иврите — хукат а-Тора.

Обсуждение главы «Хукат»

17.06.07

Недельная глава Хукат (о названии — см. на сайте обзоры недельной главы Хукат, первый и второй годовые циклы обсуждения) описывает события, которые произошли в конце многолетнего перехода народа Израиля по пустыне. Границы Эрец Исраэль уже недалеко. И, чтобы достичь их, общине нужно пройти по земле Эдомского царства.

Моше Рабе йну, в попытке избежать военных столкновений, отправляет к эдомскому царю послов.

Послам поручено от имени Моше «вежливо» и миролюбиво попросить разрешения пройти по землям эдомским, не создавая населению Эдома ни малейших проблем. Более того, чтобы снискать расположение царя, Моше велит своим посланникам напомнить эдомскому правителю о том, какие трудности пришлось пережить народу Израиля в прошлом.

Сказано в обращении Моше к эдомскому царю: «Сошли отцы наши в Египет, и мы жили в Египте много времени. И угнетали египтяне нас и отцов наших. И воззвали мы к Творцу, и услышал Он голос наш, и отправил посланца, и вывел нас из Египта…» (Бамидбар, гл. 20, ст. 15-16).

Миролюбие заявлено с первой же фразы обращения Моше к эдомскому царю, которое начинается словами: «Так сказал брат твой Исраэль…» (Бамидбар, гл. 20, ст. 14).

Но царь Эдома (Эдомом называли Эсава; в переводе с иврита эдом — «красный», и цвет этот символизирует материальность; см. на сайте обзор недельной главы Толдот, второй годовой цикл обсуждения) настроен воинственно. В Торе об этом читаем: «Но Эдом сказал ему: не пройдешь ты через меня, а то я с мечом выйду навстречу тебе» (Бамидбар, гл. 20, ст. 18).

Миролюбие и вежливость — со стороны сынов Израиля, и — враждебность ответной реакции… Так видится описанная в Торе ситуация при поверхностном прочтении текста. На самом же деле, при более глубоком рассмотрении, мы обнаруживаем, что обращение Моше к царю Эдома — не просто «дипломатический прием», что данный отрывок содержит масштабную историческую подоплеку.

Прежде всего, обратим внимание на то, что Моше называет царя Эдома своим «братом». И тем самым напоминает ему, что Эсав, от которого произошел народ Эдома, был братом праотца Яакова (второе имя Яакова — Исраэль). И, разумеется — внуком первого еврея на земле, Авраама. Следовательно, и к нему, Эдому, относятся слова, сказанные Аврааму Всевышним: «Пришельцами будет потомство твое в чужой стране, и служить будут им, а те будут угнетать их» (Берешит, гл. 15, ст. 13).

Но так «исторически сложилось», что в рабство попали только евреи. «Эдомцы» избежали этой скорбной участи. То есть сыны Израиля, пережив унижения, лишения и страдания, в сущности, как бы отслужили египтянам свой срок не только за себя, но и за «своих братьев». На это Моше Рабейну и намекает Эдому, в самом начале своего обращения к нему, подчеркивая, что у него есть право просить эдомцев об «услуге», ибо за ними, эдомцами, числится, образно говоря, некий «должок».

Далее, говоря «И воззвали мы к Всевышнему, и услышал Он голос наш», Моше дает Эдому понять, что в момент, когда евреи просят его о помощи, ему следовало бы вспомнить о вложенном в уста Ицхака благословении Всевышнего, которое получил Яаков. Как написано: «…будь господином над братьями твоими… проклинающие тебя — прокляты, благословляющие тебя — благословенны» (Берешит, гл. 27, ст. 29). И еще о том, что с тех самых пор, когда евреи взывают к Всевышнему, Он внемлет их мольбам, и мольбы их не остаются без ответа.

Иными словами, если сам Творец внемлет мольбам народа Израиля, то Эдом, тем более, должен проявить по отношению к евреям благосклонность и позволить им пройти по эдомской земле. Даже если не считает себя должником и не испытывает чувства благодарности к «братьям», пострадавшим, в том числе — и за него.

В самом деле. Аргументы, использованные Моше в обращении к Эдому, звучат, как мы теперь видим, весьма убедительно. Но почему же тогда сыны Израиля все-таки получили отказ. Что кроется за ответом Эдома?..

18.06.07

Отвечая Моше, Эдом совершенно проигнорировал первый «аргумент». И слова его — «…не пройдешь ты через меня, а то я с мечом выйду навстречу тебе», были ответом на напоминание о берахе (благословение) Ицхака.

Раз уж евреи, обращаясь с просьбой, начали оперировать историческими фактами, — пишет в своем комментарии к нашей недельной главе Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — то и Эдом, в свою очередь, противопоставляет им свой довод. Ведь не только Яаков, но и Эсав получил бераху от отца — «И мечом твоим будешь жить» (Берешит, гл. 27, ст. 40).

Иначе говоря, Эдом поступил так, как ему предначертано было поступать. Главный «аргумент» народа Израиля (потомков Яакова) — «голос» (обращение к Творцу, устремления духовного характера). А у него, Эдома (потомка Эсава) — другой: «рука», а в руке «меч» (любое противостояние разрешается на материальном уровне). Так определяет земное предназначение своих сыновей ослепший Ицхак, стараясь узнать, кто из братьев оказался перед ним, кому из них он дает свое благословение. «Голос — голос Яакова, — произносит Ицхак, ощупывая сына, который подошел к нему за берахой, — а руки — руки Эсава» (Берешит, гл. 27, ст. 22).

Далее, после «диалога» между Моше и Эдомом, в нашей недельной главе читаем: «И отошел Израиль от него» (Бамидбар, гл. 20, ст. 21). То есть в результате народ Израиля обошел эдомские земли стороной.

И тут возникает вопрос: почему Моше не продолжил «дискуссию» с Эдомом, не постарался все-таки убедить его оказать евреям помощь, которая ни в чем не ущемляла интересы эдомцев? Потому ли, что аргументы Моше были исчерпаны? Почему вообще евреи, услышав «нет», так «послушно» ретировались и пошли в обход? Почему не решились сократить себе путь и не пошли прямиком, рассчитывая на поддержку Всевышнего? Неужели они испугались угроз, военной мощи эдомцев?

Последнее предположение звучит, по меньшей мере, неубедительно. Ведь мы знаем, что в дальнейшем сыны Израиля одержали победы в сражениях с тридцатью одним царством Кенаана.

Евреи пошли в обход, — разъясняют Учителя, — потому что на то было дано прямое указание Всевышнего. Написано в книге Дварим: «Проходите у границ братьев ваших, сынов Эсава, остерегаясь. Не задевайте их» (гл. 2, ст. 4-5).

Эдом же, увидев, что евреи, получив от него ответ, не пересекли границ его страны, решил, что они испугались.

Попытаемся разобраться, были ли у него основания так думать.

Мы помним, что в «диалоге» с Моше Эдом, так же, как предводитель народа Израиля, оперирует историческими аргументами, ссылаясь на пророчество нашего праотца Ицхака. Напрашивается вывод: если Эдом придает такое значение словам пророка, то он тем более не должен игнорировать Волю Творца. Тому же, кому Воля Творца не безразлична, ясно: поскольку сам Всевышний «направил» сынов Израиля в Эрец Исраэль, окружающим, в том числе — и эдомцам, следует оказывать им поддержку в достижении цели. То есть Эдом, согласно данной логике, обязан был разрешить евреям проследовать к месту назначения по его территории, что значительно сократило бы им путь.

Так почему же он ответил отказом, да еще вдобавок решил, что евреи испугались эдомцев?

В поведении и размышлениях Эдома явственно проступает противоречивость. С одной стороны, он беспрекословно, казалось бы, признает силу пророчеств. С другой — отрицает Волю Творца.

Впрочем, и в своей вере в пророчества Эдом — крайне непоследователен. Он вспоминает бераху, вложенную Творцом в уста Ицхака сотни лет назад и даже использует ее в формировании своей внешней политики. И вместе с тем, «пропускает мимо ушей» повеление Творца, вложенное в уста пророка (Моше), своего современника — величайшего из пророков всех времен.

Неужели он не в состоянии сопоставить и проанализировать даже самое очевидное?..

19.06.07

Дело в том, — объясняют Учителя, — что потомкам Эсава свойственна духовная и моральная противоречивость. Они прекрасно знали, что у сынов Израиля есть право на Эрец Исраэль. Ведь эта территория была обещана им самим Всевышним.

Знали они и то, что даже материя — «на стороне евреев». Ведь перед ними, сынами Израиля, ради их спасения расступились воды моря Суф (ныне — Красное море) и поглотили их преследователей. В Торе есть свидетельство, что у эдомцев была такая информация. Сказано: «(узнав, что море расступилось перед евреями) устрашились князья Эдома» (Шемот, гл. 15, ст. 15).

Более того, потомок Эсава (предок царя Эдома) Амалек, на которого тоже должна была распространяться бераха Ицхака «мечом будешь жить», напав на сынов Израиля, потерпел сокрушительное поражение. Разве это не должно было послужить для Эдома уроком?

Безусловно, исторические факты для каждого человека, как минимум — «пища для размышлений». Но — каких и о чем?.. В человеческой природе вообще заложена двойственность. У всех людей (представителях любого народа) есть положительные черты и черты негативные. И от того, какие из них превалируют в проявлениях личности человека, зависит направленность человеческого мышления, а в конечном итоге — решения, которые человек принимает.

Суть противостояния эдомцев и сынов Израиля определена именами их «прародителей».

Во втором имени нашего праотца Яакова — Исраэль (состоящего из двух слов: исра — слово, имеющее отношение к «управлению», и Эль — одно из Имен Всевышнего) заложено знание, что в будущем всему миру откроется и станет очевидной система Управления миром. То есть само имя Исраэль и название нашего народа — «народ Израиля» выражают, по сути, устремленность к духовности.

Эдом, как мы уже говорили выше — прозвище Эсава, отражающее его сущность. И сущность эта — в «приземленности», в приверженности материальному.

Народ Израиля — носитель высших, духовных идей, народ, воплощающий в земной жизни Волю Всевышнего, которую эдомцам хотелось бы игнорировать. Поэтому сыны Израиля для них — символ посягательства на их свободу в потворстве их желаниям. И, следовательно — заклятые враги. Отсюда, кстати сказать, и произрастает многовековой антисемитизм, с которым приходится сталкиваться евреям всех поколений, включая наши дни (см. на сайте, к примеру, обзор недельной главы Ки Таво, четвертый годовой цикл обсуждения; обзор недельной главы Шемот, четвертый годовой цикл обсуждения; обзор недельной главы Итро, седьмой годовой цикл обсуждения).

Все сказанное помогает понять, какие «рычаги» управляют поведением Эдома. Он вспоминает о благословениях, полученных от Всевышнего, когда это ему выгодно. И «забывает», полагая, что не нуждается в них, если у него нет желания подчиняться Воле Творца мира.

О человеческой противоречивости свидетельствуют многие и многие факты еврейской истории. Некоторые из них, в частности, описываются в наших первоисточниках.

В Танахе рассказывается, например, о том, что жители местности Зиф, когда Всевышний повелел помазать Давида на царство, отправились к Шаулю (который не хотел уступать царскую корону) — чтобы открыть ему, где прячется Давид. В тексте читаем: «И поднялись зифяне к Шаулю в Гиву и сказали: Давид скрывается у нас, в неприступных местах в Хорше… И сказал Шауль: да благословит вас Всевышний» (первая книга пророка Шмуэля, гл. 23, ст. 19-21).

Вполне можно предположить, что люди, которые донесли на Давида, имели благие намерения — они хотели получить бераху из уст выдающегося человека, Шауля (нигде не написано, что за сведения он заплатил им или чем-то их наградил). Но движимые благим устремлением, они даже не подумали о том, что поступок их — серьезное нарушение закона Торы. Ведь сказано: «Проклят наносящий тайный удар по ближнему своему» (Дварим, гл. 27, ст. 24).

Почему же у евреев, в отличие от «эдомцев», всегда есть возможность преодолеть противоречия и, даже совершая ошибки, найти в жизни правильный путь?..

20.06.07

Объясняется это исключительно тем, — говорят Учителя, — что у евреев есть Тора. И — заповедь, предписывающая постоянно ее изучать.

Тора всегда была и остается фундаментом, на котором строится вся жизнь еврейского народа, обеспечивая его единство и способность к выживанию. Она — неисчерпаемый источник Мудрости Всевышнего.

И это — не «пустые слова». Тора — сокровищница «несметных инструкций», которым нам следует руководствоваться в нашей жизни. В ней есть ответы на все вопросы, которые могут у нас возникать. В каждом «зафиксированном» в ней законе, даже в тех, что, на первый взгляд кажутся нам не имеющими прямого отношения к жизненной практике, даются глубочайшие понятия, на которых держится мир. Их тщательное изучение открывает нам суть Устройства вселенной.

К примеру, в трактате Кедушин (лист 6), Учителя выдвигают на обсуждение вопрос: если жених под хупой сказал невесте — «ты обручена со мной», вместо того, чтобы произнести — «ты посвящаешься мне», становится ли она его женой?

Случаи, когда жених допустил бы такую ошибку, мне неизвестны, да и по свидетельству Учителей — крайне редки. Однако из поколения в поколение и по сей день и юные учащиеся йешивы и умудренные знаниями и опытом раввины продолжают изучать означенную проблему. Потому что знают, что в процессе ее осмысления им откроются новые и новые грани бесконечной Мудрости Торы.

«Примите Учение Мое, а не серебро,— написано в Мишлей (Притчи царя Шломо, гл. 8, ст. 10-11), — и знание — дороже отборного золота. Потому что Мудрость дороже жемчуга, и ничто желанное не сравнится с нею»

С этим трудно не согласиться. Но почему же тогда находятся люди, пренебрегающие изучением Торы?

В сердце человека, — разъясняют Учителя, — есть свет и тьма, негативные и позитивные силы, определяющие его мысли, чувства и поведение. В сердцах «обычных» людей попеременно одерживают верх то свет, то тьма, то позитивное, то негативное. Только праведники (на иврите — цадиким) достигают такого духовного уровня, когда свет сердца вытесняет тьму и позитивное постоянно превалирует над негативным.

Поэтому «обыкновенный» человек, даже отчетливо осознавая, как важна в нашей жизни Тора и искренне стремясь постичь заключенные в ней знания, способен внезапно прервать процесс изучения ради удовлетворения каких-то своих житейских, малозначимых интересов и потребностей.

В каждом из нас сосуществуют два «я». Одному из них свойственны прекрасные, возвышенные помыслы и устремления. Другое «я», одержимое низменными страстями, тянет нас к дурному.

В процессе духовного развития человек, внимательно прислушиваясь к себе, учится различать «голоса» дурного начала (на иврите — йецер а-ра) в нем и начала положительного (йецер а-тов). И постепенно приобретает навык, позволяющий ему справляться с негативными побуждениями.

Написано в Теилим (Псалмы царя Давида): «Пусть не будет в тебе бога чужого» (гл. 81, ст. 10).

Речь, в сущности, идет о йецер а-ра в человеке, — разъясняет Талмуд в трактате Шаббат. — Позволяя своему дурному началу в каких-либо проявлениях одержать верх над позитивным началом, пусть даже в чем-то, как будто бы, совсем незначительном, человек может, и не замечая того, оказаться в его подчинении и потерять дорогу к Творцу (см. на сайте заключительную часть обзора листа 105 трактата Шаббат)…

21.06.07

Вся история человечества, с самого ее начала дает нам примеры двойственности природы людей. И двойственность эта может проявляться в самые неожиданные моменты. Даже в такие, когда человек руководствуется, казалось бы, самыми лучшими, возвышенными устремлениями.

Адам, первый человек на земле напрямую общался с Творцом мира. Но это не помешало ему нарушить Его заповедь (см. на сайте, к примеру, обзор недельной главы Берешит, третий годовой цикл обсуждения).

Древняя история дает нам еще более яркий пример противоречивости человеческой личности. Это — история Каина. В Торе читаем: «Ѓевель (в некоторых переводах на русский — Авель) был пастырем овец, а Каин был земледельцем. И было, спустя некоторое время принес Каин от плодов земли дар Всевышнему. И Ѓевель тоже принес из первенцев от овец своих тучных. И Творец обратил внимание на Ѓевеля и на дар его, а на Каина и на дар его внимания не обратил. И очень досадно стало Каину, и поникло лицо его…» (Берешит, гл. 4, ст. 3-5). И в результате, как известно, Каин убил брата своего Ѓевеля.

Не будем говорить здесь о том, почему Всевышнему больше «понравилось» приношение Ѓевеля (об этом — см. на сайте, к примеру, ответ «Некоторые вопросы о Сотворении мира»). Сконцентрируем внимание на другом. Каин, увидев «реакцию» Всевышнего на приношения братьев, расстроился, испытал чувство досады и разочарования. И это свидетельствует о его искреннем желании приблизиться к Творцу. А это, безусловно — высокое духовное устремление. Любя Всевышнего, от жаждал ответной Любви. И, не получив ее, вместо того, чтобы попытаться понять, в чем состояла его ошибка, услышать Всевышнего, который «подсказывал» ему, что надо делать — попал во власть своего дурного начала, следствием чего стало тяжкое преступление.

С одной стороны, Каин удостоился «диалога» с Творцом, вниманием которого он так дорожит. С другой — он подчиняется йецер а-ра, которое нашептывает ему: «будь первым, будь главным». И — нарушает одну из основных заповедей Всевышнего: «не убивай». Здесь, как видим, явственно прослеживается противоречивость человеческой личности, которая проявляется в противостоянии двух «я».

Тут возникает вполне естественный вопрос: как дурному началу удается порой одерживать верх над благоразумием? Какова «механика» этого?

«Механизм» воздействия йецер а-ра на поведения человека сходен с влиянием алкоголя на человека. Превысив допустимую норму употребления спиртного напитка, человек теряет контроль над собой. Реальность вокруг от выпитого не меняется — смещается система оценок и приоритетов. Выходят из строя «весы», на которых мы взвешиваем, грубо говоря, «хорошее» и «плохое». Допустим, в жизни человека возникает серьезная (весьма «тяжелая») проблема. Когда он выпил лишнего, его «весы» начинают показывать, что та же проблема — «легче пуха».

Основная беда пьянства (ели не брать в расчет вред, который оно наносит здоровью) состоит в том, что пьяный может нарушить любые запреты. Он, разумеется, знает об их существовании. Но его «внутренние весы» дезориентируют его, и запреты теряют реальные очертания.

Тот же принцип действия и у йецер а-ра. Дурное начало сбивает в человеке правильную «настройку весов», внося изменения в сложившуюся в нем систему ценностей.

Если пьяный что-то задумал — никакими разумными доводами его не остановить. У него — своя, извращенная логика. Так же и у человека, оказавшегося во власти йецер а-ра.

Теперь мы в состоянии лучше понять «механику» ненависти, которую испытывает Эдом к народу Израиля и «мотивы» его поведения во всем, что касается нас.

Эдом погружен в материальность. Удовлетворение собственных физических потребностей (в самом широком смысле этого понятия) для него — превыше всего. И, следовательно, он для йецер а-ра — легкая добыча.

Эдом ненавидит Израиль потому, прежде всего, что еврейский народ — «живое напоминание» о необходимости жить в согласии с Волей Творца. Эдомцы знают, Кто управляет судьбами мира, но не хотят это признавать — сей факт не вписывается в их систему ценностей. Их «весы» под воздействием йецер а-ра дали сбой.

Дурное начало, сформировав в эдомцах ложные принципы, использует их ненависть к нам как алкоголь. Затуманенному «алкоголем» сознанию объективное восприятие реальности — недоступно. И бесполезны тут любые, самые очевидные, самые разумные и веские доводы.

Разбор данного аспекта недельной главы Хукат многое разъясняет нам в сути наших конфликтов с другими народами. Но самое главное — открывает нам, какое огромное значение в человеческой жизни имеет развитие духовности, способность подняться над материальностью и искреннее стремление приблизиться к Творцу…

Автор текста Мордехай Вейц

Иерусалим


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Надо ли было проводить маму в последний путь?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля