ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

New Page 3

ГЛАВА «МАСЕЙ»

Место в Торе: Бамидбар, гл. 33, ст. 1 — конец книги

Почему она так называется?

По первой фразе, где сказано: «Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта...». (гл. 33, ст. 1). На иврите «этапы продвижения» — масаим, а если за этим словом следует дополнение (в данном случае это — «сынов Израиля»), оно принимает грамматическую форму масей.

Обсуждение главы Масей

11.07.07

Итак, мы вновь открываем последнюю недельную главу книги Бамидбар, которая как бы подводит итог событиям, пережитым еврейским народом во время их перехода по пустыне. Далее Тора будет описывать жизнь сынов Израиля в Эрец Исраэль.

В нашей недельной главе говорится и об этапах трудного пути к «месту назначения» (см. на сайте обзоры недельной главы Масей, первый и четвертый годовые циклы обсуждения) и о проблемах, связанных с расселением евреев на Земле Израиля (см. на сайте обзор недельной главы Масей, пятый годовой цикл обсуждения). И вместе с тем здесь же дается закон о городах-убежищах.

Однако дается в нашей недельной главе и новый, уникальный в своем роде закон, который довольно труден для понимания современных людей. Это — закон о городах-убежищах.

В обзорах прошлых лет мы уже рассматривали некоторые аспекты этого закона (см. на сайте обзоры недельной главы Масей, третий и шестой годовые циклы). В обзоре этого — попытаемся раскрыть его новые грани.

В Торе об этом законе написано: «Когда вы перейдете через реку Иордан в землю Кенаанскую, выделите себе города, которые будут для вас городами-убежищами, и убежит туда убийца, который убил человека неумышленно. И будут у вас города эти убежищем от мстителя, и не умрет убийца, не представ перед общиной на суде... шесть городов для убежища будут у вас. Три города выделите по это сторону Иордана, и три выделите в земле Кенаанской: городами убежищами будут они…» (Бамидбар, гл. 35, ст. 10-14).

Исследуя данный отрывок, наши Учителя задаются вопросом: какое убийство следует считать «неумышленным» (непреднамеренным, случайным)? И еще: где та грань, что отделяет случайное убийство от преднамеренного?

И это — не праздный вопрос. Ибо «преднамеренность» лишает убийцу права спрятаться в городе-убежище.

Анализируя проблему, они приходят к такому выводу: если в случайном убийстве все же присутствовал какая-то доля «злого умысла» (к примеру, человек знал, что определенное его действие способно ранить или убить другого, но не захотел утруждать себя размышлением об этом), у убийцы в принципе нет права на укрытие.

Жизнь в городе-убежище, — разъясняют Учителя, — своего рода изгнание, которое призвано искупить пролитую кровь. Но если в убийстве есть хоть толика злого умысла, его изгнание не искупает. Следовательно, изгнание (пребывание в городе-убежище) для такого человека не имеет никакого смысла.

Более того, если убийца данной «категории» все же поселится в городе-убежище, мстителю разрешает нарушить общее правило. В Торе об этом написано: «…И спасти должна община убийцу от руки мстителя, и должна возвратить его община… в город убежища его… чтобы он жил там до кончины коэна гадоль (главного коэна в Храме). Если же выйдет убийца за пределы города-убежища, куда он убежал, и найдет его мститель вне пределов города-убежища, и убьет мститель убийцу, нет на нем (мстителе) вины…» (Бамидбар, гл. 35, ст. 25-27).

То есть, согласно общему правилу, невольный убийца в городе-убежище недосягаем для мстителя. И только в том случае, — отмечает Рамбам (раби Моше бен Маймон, великий Учитель, Испания – Египет, 12 век) в составленном им Кодексе еврейских практических законов Мишнэ Тора, — если в убийстве была хоть тень преднамеренности, мстителю разрешается убить его прямо на территории убежища.

Но как быть, если человек убил, находясь в безвыходной ситуации (статус онус)? — спрашивают Учителя. — Надо ли ему укрываться в городе-убежище.

И дают на вопрос отрицательный ответ. Поскольку определенные обстоятельства вынудили его совершить убийство, но сам он этого не хотел, он не заслуживает столь сурового наказания изгнанием.

Здесь следует обратить внимание на то, что еврейские законы об убийстве существенно отличаются от тех, что связаны с другими нарушениями.

К примеру, если человек неосознанно нарушил какой-то запрет, он имеет возможность искупить свой проступок (в эпоху Храма, скажем — искупительным приношением, называемым хатат). И лишь сознательно допущенное нарушение запрета нельзя искупить.

В вопросах, связанных с кровопролитием, искупления не имеют даже некоторые виды непредумышленного убийства.

Что же мы называем непредумышленным нарушением запрета?..

12.07.07

Вот пример из практики. Человек в шаббат увидел на земле помидор и поднял его. Но оказалось, что он рос, и человек, не заметив этого, сорвал его с плодоножки (что в субботу делать — запрещено). Можем ли мы назвать его действие «непреднамеренным (совершенным по ошибке) нарушением запрета»?

Это, строго говоря, — объясняют Учителя, не считается нарушением. Во всяком случае, во времена Храма от человека, попавшего в такую ситуацию, не требовалось приносить корбан (приношение в Храме). Он, согласно еврейским законам, приобретает статус «мит’асен» (человека, осуществившего какое-то действие, занятого разрешенным в шаббат делом). Ибо он не собирался срывать овощ, но хотел лишь поднять его с земли (что в субботу — разрешается). А вот если бы он намеревался сорвать помидор, забыв, что сегодня шаббат, или, скажем, помнил про шаббат, но не знал, что срывать овощи в такой день нельзя — это действительно было бы непреднамеренным нарушением запрета.

Совершенно иной подход у еврейской традиции к поступку, связанному с кровопролитием.

В Торе написано: «Если двое придут в лес рубить деревья, а один из них ударит топором по дереву так, что отскочит железо (топорище) от дерева, и второй (человек) будет убит, пусть скроется (тот, кто ударил по дереву) в городе-убежище» (Дварим, гл. 19, ст. 5).

Ситуации как будто бы схожи: человек (в первом примере) не хотел в шаббат срывать помидор, другой человек, отправившись с «напарником» рубить деревья, тоже не хотел убивать. Однако в первом случае поступок даже не причисляется к нарушениям, а во втором — квалифицируется как непреднамеренное преступление (и этому человеку следует скрыться в городе-убежище).

Из данного сравнения Учителя выводят важное правило: все действия, связанные с угрозой для человеческой жизни, нуждаются в особо внимательном отношении к ним. Скажем, некто, собираясь рубить дерево, прежде обязан проверить, хорошо ли закреплено топорище. И перед тем, как нанести удар по стволу — посмотреть, не стоит ли кто-то поблизости.

Следует также отметить, что искупление непреднамеренного убийства по форме разительно отличается от искупления иных проступков, совершенных по ошибке, без умысла.

За случайное нарушение шаббата человек расплачивался, по сути, деньгами. Приобретал животное для корбана хатат, которое в те времена стоило одну селу (денежная единица, приблизительно равная стоимости 19 г серебра) и доставлял его в Храм для процедуры приношения.

За непреднамеренное убийство человек, как сказано в Торе — «В городе убежища своего должен оставаться до смерти первосвященника» (Бамидбар, гл. 35, ст. 28). То есть минутная небрежность, неосторожность могла в корне изменить его жизнь. Он на длительный срок, порой на многие годы, терял работу, разлучался с семьей, родственниками и друзьями. И не мог выйти из города убежища, даже если на это были весьма основательные, серьезные причины (см. на сайте обзор недельной главы Масей, шестой годовой цикл). Да и в городе-убежище он носил на себе пятно позора. Если в синагоге его, например, вызывали к Торе, он обязан был предупредить «Я — убийца». И поднимался к чтению только в том случае, если его снова вызовут, несмотря на признание. Самоуничижение для человека, который случайно кого-то убил — часть искупления проступка.

Более того, если человек (после кончины главного коэна в Храме) выходил на свободу и возвращался в родные места, «пятно» оставалось на нем, и он не имел права занимать высокую, ответственную должность.

Недаром сказано в Мишлей (Притчи царя Шломо): «Человек, преследуемый за убийство, будет бегать до могилы, и никто не поддержит его» (гл. 28, ст. 17).

Нет такого другого преступления, — писал о кровопролитии Рамбам, — за которое Тора карала бы столь строго. Убийца считается абсолютным злодеем, и даже выполнение всех заповедей Торы в течение всей жизни не спасают его от обвинительного приговора…

Автор текста Мордехай Вейц

Иерусалим


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Заключить брак, а потом пройти гиюр?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля