ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Глава

ГЛАВА “Ваишлах”

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 32, ст. 4 — гл. 36, ст. 43.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: “И послал Яаков посланников перед собой, к Эсаву, брату своему...”.

И послал на иврите — ваишлах.

Обсуждение главы Ваишлах

18.11.07

В нашей недельной главе, в отрывке, где описывается сражение Яакова с малахом (малах — духовная субстанция, осуществляющая связь Неба с землей, в переводах нередко — «ангел») Эсава, читаем: «И остался Яаков один. И боролся некто с ним, до восхода зари» (Берешит, гл. 32, ст. 24-25).

Анализируя данный фрагмент, Устная Тора (в данном случае — Мидраш) отмечает, что одиночество Яакова связано с «одиночеством» Всевышнего. Ибо Яаков достиг такого высокого духовного уровня, который позволил ему «стать похожим» на Творца мира.

Написано в книге Дварим: «Сделает Всевышний тебя Своим народом святым, как клялся Он тебе, если ты будешь соблюдать заповеди Всевышнего твоего и будешь ходить путями Его» (Дварим, гл. 28, ст. 9).

Слова «…будешь ходить путями Его», — заключают Учителя, — одна из основных заповедей Торы. Чтобы выполнить ее, мы должны стремиться подражать Всевышнему в Его проявлениях в нашем мире.

Он — милосерден по отношению к нам. И нам следует быть милосердными по отношению к людям, с которыми нам приходится сталкиваться. Он проявляет сострадание, оценивая наше поведение и наши поступки. И мы должны сострадать окружающим, так же, как Он, уметь прощать ближнего.

Иными словами, подражание Всевышнему — наша первейшая обязанность. Более того, это стремление должно направлять межличностные отношения и ориентировать нас в людской среде.

Но вернемся к процитированному фрагменту нашей недельной главы.

То, что Яаков «остался один», — подчеркивают Учителя, — это — «подражание» Всевышнему, в чем ему удалось добиться высокой степени «сходства».

К такому выводу они приходят, сравнивая две фразы из Торы.

В недельной главе Ваишлах говорится: «И остался Яаков один».

А в Танахе есть такая фраза: «…и возвеличен будет один только Всевышний в тот день» (книга пророка Йешаягу, гл. 2, ст. 17).

В момент перед сражением с малахом Эсава Яаков как бы «имитирует» качество Всевышнего — «единственность».

Словами пророка Йешаягу в Танахе — «…и возвеличен будет один только Всевышний» подчеркивается, что Всевышний не нуждается ни в чем и ни в ком. Он ни от кого не зависит. Наоборот, все и вся зависит от Него.

Какой смысл в нашей цитате имеет «одиночество», «единственность» Яакова?

Вначале он переправил всю семью на другой берег реки. Как сказано: «И поднялся он в ту ночь, и взял он двух своих жен и двух своих рабынь, и одиннадцать своих детей; и перешел он переправу через (реку) Ябок. И взял он их, и переправил он их через реку; и переправил он то, что у него» (Берешит, гл. 32, ст. 22-23). И вот, когда Яаков остался один, он продемонстрировал свою независимость от других — сумев один на один справиться с малахом Эсава и выжить.

Это — тот самый уровень, — пишет рав Иерухам Ливович (вторая половина 19-го – первая половина 20-го вв.), — к которому всем нам следует стремиться. Мы должны научиться сами, один на один, справляться с трудностями и невзгодами, не надеясь на других людей, чувствуя себя при этом спокойно и уверенно.

Рав Иерухам вовсе не призывает нас стать отшельниками. Он лишь разъясняет нам известный фрагмент из Пиркей Авот («Наставления отцов»), где написано от имени Бен Зома (раби Шимон бен Зома, великий Учитель Мишны, 2-й век): «Кто мудр? — Тот, кто учится у каждого человека. Кто силен? — Тот, кто умеет обуздывать свои дурные наклонности. Кто богат? — Тот, кто довольствуется тем, что у него есть. Кто уважаем?  Тот, кто уважает других людей» (Пиркей Авот, гл. 4, ст. 1).

У всех четырех утверждений есть одно общее, очень важное свойство. Какое же?..

19.11.07

В перечисленных выше четырех наставлениях Бен Зома ставит перед нами посильные задачи. И осуществить их мы можем сами, без посторонней помощи. В этом и заключается их сходство.

От нас не требуется, чтобы мы, стремясь приобрести мудрость, нашли себе первоклассных учителей. Здесь теряет всякий смысл часто используемая отговорка: «Мне не довелось стать мудрым, потому что меня некому было учить». Здесь мы получаем ценный совет: «Если хочешь стать мудрым человеком, не жди, когда тебя чему-то научат, но сам — учись, набираясь знаний и опыта у всех, кто встречается на твоем пути».          

То же относится и ко второму наставлению — о силе.

Истинная сила человеческой личности не измеряется в сравнении с силой другого индивидуума («Я сильнее его»). Человек может стать сильным независимо ни от кого. Для этого нужно лишь научиться справляться со своими дурными наклонностями. 

Не зависит человек от других и в том, станет ли он по-настоящему богатым. Ведь для этого необязательно иметь больше денег, чем, скажем, у соседа. Если мы начнем сравнивать собственное материальное достояние с материальным достоянием других людей, у нас никогда не будет ощущения, что мы достигли истинного богатства — всегда найдется кто-то, кто окажется богаче нас. Но я могу почувствовать себя самым богатым человеком в мире, если я довольствуюсь тем, что у меня есть.

И, наконец — уважение. Оно действительно определяется тем, насколько сам человек уважает окружающих. И это его ощущение не зависит от отношения к нему других людей.

Чтобы достичь совершенства, стать мудрым, богатым, сильным и уважаемым, — подчеркивает рав Иерухам, анализируя отрывок из Пиркей Авот, — человеку следует, прежде всего, научиться самостоятельно работать над собой. А эта работа осуществляется в одиночестве, когда рядом с тобой никого нет.

Есть люди, которым постоянно требуется общение. И наша недельная глава, кроме всего прочего, учит нас и тому, что каждому человеку необходима определенная мера одиночества, которым надо уметь разумно распорядиться. Без этого невозможно движение вперед. Без этого человек не может духовно развиваться.

В конце нашей недельной главы Тора рассказывает, что сыновья Яакова Шимон и Леви потребовали, чтобы Шхем, сын Хамора, если он хочет жениться на их сестре Дине, сделал обрезание. И не только себе. По условию, выдвинутому сыновьями Яакова, обрезанными должны быть все мужчины города (подробнее об этом — см. на сайте, к примеру, обзор недельной главы Ваишлах, пятый годовой цикл обсуждения).

Как отреагировал на это соискатель руки дочери Яакова?

В Торе читаем: «И не замедлил юноша сделать это, ибо он желал дочь Яакова, а он — всех почтеннее в доме отца своего» (Берешит, гл. 34, ст. 19). 

Шхем не только совершил обрезание на месте, но и убедил все мужское население города сделать то же самое. Как же это ему удалось? Какие дипломатические приемы он использовал для убеждения шхемских граждан?

Объяснение этому, — пишет рав Иерухам, — мы находим в самой Торе. Как сказано: «…ибо он желал дочь Яакова».

Он так страстно полюбил Дину и так сильно хотел жениться на ней, что никакие преграды, казалось, не могли помешать ему в осуществлении его желания. Шхем был готов на все. Он был готов выполнить любые условия, а для этого — пообещать своим согражданам все, что угодно. Лишь бы они встали на его сторону.

Шхем, сын Хамора, стал, по сути, живым воплощением идеи, согласно которой сильное желание способно преодолеть любые препятствия.

Но разве не бывает неисполнимых желаний?..

20.11.07

Один человек, — рассказывает рав Ноах Вайнберг (основатель и глава Всемирной просветительской организации «Эш а-Тора»), — приобрел Дом престарелых. Девяносто процентов его жителей были неевреями. Им подавалась некошерная еда. Однако проживали в нем и четверо евреев, и только один из них придерживался еврейского образа жизни.

По еврейскому закону, евреям нельзя подавать некошерную пищу. И хозяин сего заведения распорядился, чтобы для постояльцев-евреев отдельно готовили еду.

Как-то раз эту обитель посетил государственный инспектор. И женщина-еврейка (одна из четырех) подала ему жалобу, в которой отметила, что ее кормят не такой вкусной едой, что ели другие жители этого дома. Инспектор, обнаружив, что в Доме для пожилых людей — действительно два меню, выдвинул владельцу требование: либо той женщине будут подавать еду, как у остальных, либо он примет меры, чтобы Дом закрыли.

Владелец Дома попытался убедить женщину отказаться от претензий, объяснив, что кошерная еда — более здоровая и стоит дороже. Но постоялица стояла на своем.

Тогда он стал говорить ей о еврейских законах и традиции. Придет время, — говорил хозяин Дома, — и она предстанет перед Творцом. Как ей перед Ним оправдаться?..

В конце концов, женщина забрала свою жалобу и объявила инспектору, что хочет получать кошерную еду.

— Как вам удалось ее убедить? — спросил рав Вайнберг хозяина Дома.

— Я пустил в ход все возможные средства, — ответил он. — Ведь если бы она упорствовала, я мог потерять бизнес…

Эта история подтверждает: ничто не устоит перед желанием. Это и есть ключ к успеху. Сильное желание способно сдвинуть горы. Оно может заставить весь город сделать обрезание и убедить пожилую женщину, прожившую без Торы целую жизнь, перейти на кошерную еду.                     

Но вернемся к тексту нашей недельной главы. В ней мы читаем: «Яаков отправил перед собой посланников к своему брату Эсаву на землю Сеира…» (Берешит, гл. 32, ст. 4).

Исследуя данный фрагмент, — сообщает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии к нашей недельной главе, — мы получаем представление об особенностях «грамматики» Торы.

Что Раши имел в виду?

Нетрудно было бы проиллюстрировать его замечание, если бы мы прочли отрывок в оригинале (на иврите). Но мы рассматриваем его русский перевод. И это очень усложняет задачу. Поэтому попытаемся решить ее хотя бы в общих чертах, пользуясь русскими аналогиями.

Дело в том, что на иврите выражение «на землю Сеира» можно передать двумя способами: соответственно меняя окончание слова «Сеир» или — поставив перед словом предлог (в русском варианте, хотя перевод нам почти ничего не дает, это приблизительно звучало бы так: «на землю Сеира» или — к Сеиру»).

Анализируя фразу, Раши задается вопросом: почему из двух вариантов Тора выбирает именно такой, с «окончанием», но — не с предлогом? Ведь и в том и в другом случае смысл словосочетания остается неизменным (направление движения). Не идет здесь речь и об «экономии», которая могла бы иметь место в лаконично написанной Торе. Ибо в обоих вариантах (на иврите) — одинаковое количество букв.

В конце концов, он приходит к выводу, что этот выбор обусловлен грамматическим правилом Торы. В чем же оно заключается?

Исследуя заключение Раши, Учителя последующих поколений проводят интересную аналогию. Каждый, когда речь идет, скажем, о денежных выплатах, — говорят они, — заинтересован в том, чтобы оттянуть платеж. Это касается и частных лиц и бизнесменов. Человеку всегда трудно расстаться с деньгами, потому что они для него имеют большую ценность.

Так же, как мы относимся к деньгам, Тора относится к словам. Она не растрачивает их попусту, проявляя в своих формулировках истинную «скупость». И эта скупость — не только на слова, но и на буквы и знаки. Ни одной лишней буквы, ни одного лишнего значка в Торе нет.

И, если мы стараемся оттянуть платеж, то Тора стремится «до последнего момента оттянуть» использование слова, буквы или знака. И употребляет их, когда в этом назревает острая необходимость.

И в этом — тот урок, который преподносит нам Тора, определенным образом выстраивая фразу.

Иначе говоря, Тора учит нас относиться к словам столь же бережно, как мы относимся к деньгам. Учит быть немногословными, не вести пустые разговоры и т.д. Ведь большинство наших ошибок — результат несдержанности в речи.

Подтверждением этой мысли может служить молитва, которую мы, каясь в совершенных ошибках, читаем в Йом Кипур. Мы просим Всевышнего простить нас за то, что мы «порочили, возводили ложь, давали дурные советы, лгали, насмехались, вводили в заблуждение…».

Этический урок, который преподает нам Тора рассмотренным нами «грамматическим правилом», состоит в том, что нам следует быть осторожными в использовании слов и даже — букв…

21.11.07

Отправляя гонцов к своему брату Эсаву, Яаков дает им наказ: «…скажете моему господину Эсаву — так сказал твой раб Яаков: я жил у Лавана как чужой, и удерживали меня до сего времени» (Берешит, гл. 32, ст. 5).

Яаков через посланников передает брату, — пишет в своем комментарии к этому фрагменту Раши, — что он, живя при Лаване и служа ему, выполнял все 613 заповедей Торы. И не перенял то дурное, что проявлялось в поведении его будущего тестя («жил как чужой»).

Информация о том, что Яаков соблюдал все заповеди открывается в числовом значении букв, составляющих слово «жил» (в оригинале на иврите — гарти; сумма числовых значений букв этого слова — 613).

Для того, чтобы, много лет прожив в чуждом окружении, без какой бы то ни было поддержки, остаться верным своим убеждениям и идеалам, не допустить проникновения в душу влияния чуждой среды, нужны особая сила духа и беспримерная стойкость.

Наш праотец Яаков, безусловно, обладал этими качествами. И появились они в нем не «вдруг», не на «пустом месте». Он унаследовал их от своей матери Ривки.

В самом деле. Вспомним, где нашел ее Элиэзер, слуга Авраама, отправленный на поиски невесты Ицхаку. Отцом ее был Бетуэль, а братом — Лаван. Оба, как сообщает Тора — не верили в Единого Творца (см. на сайте обзор недельной главы Хаей Сара, пятый годовой цикл обсуждения).

Из повествования Торы о Яакове мы узнаем, что Лаван — непорядочный человек, ради собственной выгоды способный на обман. Он, заключив с Яаковом договор, постоянно пытается его обмануть — удлинить оговоренный срок службы Яакова в его доме, сократить вознаграждение Яакова за труд. Вместо обещанной ему в жены Рахели, сначала выдает за Яакова свою старшую дочь Лею и старается сделать все возможное, чтобы Яаков не ушел, остался при нем.

Если бы Яаков согласился, еврейская история была бы совершенно другой (см. на сайте обзор недельной главы Балак, четвертый годовой цикл обсуждения).

Так что, с раннего детства окружение Рахели могло оказать на нее лишь негативное влияние. Но она была и оставалась праведницей — доброй, отзывчивой, готовой служить Всевышнему девушкой, что и продемонстрировала, став женой Ицхака (см. на сайте обзор недельной главы Хаей Сара, седьмой годовой цикл обсуждения).

Эту цельность, невосприимчивость к дурному и чуждому, стойкость, умение сохранить собственные убеждения, и передала она своему сыну Яакову.

Но ведь у Ривки был еще один сын, Эсав — близнец Яакова. И хотя они не были полностью идентичными, наука утверждает, что близнецы, даже «разнояйцовые», обычно очень похожи друг на друга. Так почему же тогда Эсав не унаследовал лучшие качества матери?

Это не совсем так, — говорит, анализируя нашу недельную главу, рав Матитьягу Саломон (один из руководителей крупнейшей американской йешивы «Лейквуд»). — Он тоже унаследовал от Ривки стойкость, невосприимчивость к чуждому влиянию и верность собственным убеждениям.

В самом деле. Дедушкой Эсава был Авраам, который покинул земной мир, когда Эсаву исполнилось уже пятнадцать лет. Он жил в доме отца, Ицхака с матерью Ривкой и рос рядом с братом Яаковом. Все они были праведными, высоконравственными людьми. Эсав в таком окружении должен был бы тоже стать праведником. Но этого не произошло. Эсав убивал, поклонялся идолам — совершал тяжкие преступления. Потому что не поддавался влиянию окружающих. То есть братья-близнецы унаследовали от матери одинаковые качества, но проявились они в прямо противоположных ситуациях.

Один и тот же ген, который позволяет выстоять перед влиянием окружающей среды может быть духовно благотворным или — духовно разрушительным. И это верно по отношению ко всем качествам человеческой натуры. Те же качества могут быть использованы в великих и добрых делах и могут служить злу. И это открытие может, наверное испугать нас. Ведь получается, что каждое благословение, данное нам Творцом, может реализоваться и в добре и в зле.

Но не пугаться нам надо, а быть внимательными. Всевышний, одаривая нас определенными способностями, ответственность за их воплощение в жизнь возлагает на нас…

22.11.07

Далее в нашей недельной главе мы читаем о сражении Яакова с Самаэлем. Малахом, который представляет в нашем мире, как разъясняют Учителя (Мидраш Берешит Раба — к недельной главе Ваишлах), силы зла. В некоторых комментариях Самаэль отождествляется с Сатаном (см. на сайте ответ «Сатана и его место в иудаизме») и с малахом смерти. А еще считается, что он — олицетворение йецер а-ра (дурных наклонностей). Самаэль, — сообщает еврейская традиция, — покровительствовал Эсаву.

Цель йецер а-ра — «ослепить» человека, сделать так, чтобы он потерял ориентацию в реальности. Когда такое происходит, даже самые умные и опытные люди совершают «необдуманные», как представляется окружающим, поступки, порой нанося вред другим и себе. Спровоцированная йецер а-ра слепота может привести к тяжелейшим последствиям.

Самые трудные жизненные обстоятельства мы нередко создаем для себя сами. В моменты «ослепления» — когда попадаем во власть йецер а-ра. Поэтому так важно постоянно контролировать себя, анализировать свои внутренние состояния и поступки. Чтобы вовремя выявить дурные наклонности и не дать им шанса оказать на нас пагубное воздействие.

В нашей недельной главе мы читаем, что Яаков и Эсав, которые не виделись более тридцати лет, наконец, снова встретились. Перед встречей Яаков посылает брату подарки. На это Эсав отвечает ему: «У меня (всего) много, брат мой, пусть твое останется у тебя» (Берешит, гл. 33, ст. 9).

Тогда Яаков говорит: «Пожалуйста, возьми мое благословение, которое пришло к тебе, ибо пожаловал (его) мне Всевышний, ведь у меня все есть» (Берешит, гл. 33, ст. 11).

Этот короткий диалог между братьями, — пишет Хофец Хаим (раби Исраэль а-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века), анализируя приведенный отрывок, — демонстрирует нам разницу мировоззрений Яакова и Эсава.

«У меня (всего) много», — говорит Эсав. И это свидетельствует о том, что он полностью погружен в материальный мир. Такой человек не удовлетворен жизнью, потому что в этом мире столько всего, что он постоянно будет желать большего и большего.

Такова жизненная философия Эсава

Человек оставляет этот мир, — констатируют Учителя, — не удовлетворив и половины своих желаний (Мидраш Раба — к книге Танаха Коэлет).

«У меня все есть», — произносит Яаков.

Вспомним наставления Бен Зома, который сказал: «счастлив тот, кто довольствуется тем, что имеет» (см. выше). Люди, которые оценивают свое достояние по этому принципу, испытывают удовлетворение от жизни. У них никогда не будет многих, доступных другим благ. Но их это не интересует. Они твердо верят, что Всевышний дает им все необходимое. И эта вера способна подарить им ощущение счастья.

Таково отношение к жизни Яакова.

Анализируя благодарственное благословение, которое мы произносим после еды, рав Элиягу Лопиан (один из крупнейших раввинов 20-го века; в течение многих лет был машгиахом йешивы в Кфар Хасидим — на севере Израиля, недалеко от Хайфы) приводит наглядный пример.

Один человек пришел в гости к другому. Хозяин повел гостя в кабинет, открыл перед ним «аптечку», заполненную самыми дорогими лекарствами, и с гордостью сказал:

— Смотри, здесь лекарств — на тысячи долларов. Я могу себе такое позволить…

На гостя это не произвело никакого впечатления. А про себя он подумал: «У меня тоже есть «аптечка», но лежит в ней лишь аспирин».

Кто счастливее: тот, у кого много дорогих лекарств или тот, кому эти лекарства вообще не нужны? — спрашивает рав Лопиан. И отвечает: не тот, у кого лекарств много, а тот, кто держит в своей «аптечке» аспирин, потому что другие лекарства ему не требуются. В этом и заключается принципиальная разница между выражениями «У меня всего много» и «У меня все есть».

В самом конце нашей недельной главы читаем: «Вождь рода Магдиэль, вождь рода Ирама. Это — вожди родов Эдома по селениям их, в стране владения их. Это — Эсав, родоначальник Эдома» (Берешит, гл. 36, ст. 43).

В этой заключающей недельную главу фразе, — отмечают Учителя, — говорится о том, что потомки Эсава, в отличие от потомков Ишмаэля, никогда не станут претендовать на земли евреев, потому что у них есть своя земля. И в Торе об этом, когда Моше обращается ко всему народу Израиля, прямо сказано: «Не вступайте в спор с ними (потомками Эсава), ибо Я не дам вам от их земли, ни на ступню ноги, ибо в наследие Эсаву дал Я гору Сеир» (Дварим, гл. 2, ст. 5).

О потомках Эсава читаем: «…в стране владения их».

О потомках Ишмаэля в Торе написано: «Это сыновья Ишмаэля, и таковы их имена в их поселениях и укреплениях, — двенадцать князей по их племенам» (Берешит, гл. 25, ст. 16). То есть они были кочевниками. Ибо с самого начала случилось так, что Авраам прогнал со двора мать Ишмаэля Агарь вместе с сыном — не выделив им земли, на которой они могли бы построить себе дом и не оставив им никакого наследства.

Ишмаэль не смог принять допущенную по отношению к нему несправедливость. И не примет это до конца времен. Ишмаэль всегда будет считать, что именно он, а не Ицхак, должен был унаследовать Землю Израиля.

Затаенная обида Ишмаэля отразилась на всей дальнейшей еврейской истории. Впрочем — и на истории всего человечества. Она стала психологической основой не только территориальных претензий потомков Ишмаэля, но и стремительно нарастающего в современном мире террора. Ведь террор, от которого сегодня страдает цивилизованный мир, зародился именно в их среде…

Автор текста раввин Иссахар Франд


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Панически боюсь глистов…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля