ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

New Page 4

ГЛАВА “ВАЙЕХИ”

Место в Торе: книга Берешит, гл. 47, ст. 28 (в конце книги).

Почему глава так называется?

По первому слову первой фразы главы: «И жил Яаков в Египте...».

«И жил» в тексте оригинала — вайехи.

Обсуждение главы Вайехи

31.12.06

Мы вновь открываем последнюю недельную главу книги Берешит (для нас она знаменует начало седьмого годового цикла обсуждения недельных глав Торы). Сегодня мы уже знаем, что в ней завершается жизнеописание нашего праотца Яакова. Именно здесь, в последней недельной главе книги Берешит он, Яаков, на смертном одре, умирая в изгнании (в Египте) дает последние напутствия (благословения) своим сыновьям. В этих благословениях он как бы очерчивает каждому из них роль в будущей жизни еврейского народа (см. на сайте обзоры недельной главы Вайехи, первый, второй, третий, четвертый, пятый и шестой годовые циклы обсуждения).

Приступая к анализу недельной главы Вайехи, наши Учителя неизменно обращают внимание на то, что она начинается «раньше» остальных недельных глав Торы. Дело в том, что обычно в тексте Торы каждая недельная глава отделена от предыдущей промежутком в девять буквенных знаков. Но тут — иная картина. «Пространство» между предыдущей недельной главой (Ваигаш) и недельной главой Ваехи составляет всего один буквенный знак.

Почему это так? — спрашивают Учителя. И, проведя соответствующее исследование, заключают: потому что недельная глава Вайехи — «закрытая».

Что же вкладывается в это понятие — «закрытая недельная глава»?

Яаков хотел, — разъясняют Учителя, — поведать своим детям, как и когда произойдет окончательное Освобождение (на иврите — геула). Но эта информация была и от него — закрыта.

Тут, вероятно, требуется уточнить, что геула (в переводе — «завершение ночи», «отступление темноты») — это освобождение человечества от материалистических оков, переход на иной, духовный уровень существования, когда люди смогут увидеть и осознать Истину (см. на сайте, к примеру, обзор второй части листа 3 трактата Берахот).

Когда и как именно будет проходить процесс геулы, — отмечает Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век), — никто из нас не узнает до тех пор, пока этот период не наступит.

Это знание скрыто от пророков. И нет доступа к нему у самых выдающихся Учителей всех поколений. Поэтому человеку остается одно: ждать геулу и верить, что она придет в ближайшее время.

Но если так, почему же Яаков испытывал желание передать знание об окончательном Освобождении своим детям? И еще: почему Всевышний ему это знание не дал?

Известно, что на протяжении всей еврейской истории, особенно — в самые трудные для евреев периоды, не раз возникали «одиозные личности», которые объявляли себя «мессией», пытаясь увлечь народ пустыми надеждами на Избавление. Яаков, предвидя это, хотел уберечь своих потомков от подобных ошибок. Ибо знал, что появление таких людей на исторической арене порой не проходит бесследно и наносит заметный вред человеческой духовности.

Но, чтобы предостеречь — надо было достаточно точно объяснить признаки, отличающие Машиаха от «обыкновенных» самозванцев, претендующих на эту «должность». Надо было назвать, пусть хотя бы приблизительные сроки его прихода.

Теперь побуждения Яакова нам ясны. И мы понимаем, что они оправданы высокой и благородной целью.

Так почему же Всевышний не захотел открыть столь важную «тайну» нашему праотцу?..

 

01.01.07

Из текста Танаха мы узнаем, что пророк Даниэль приложил немало усилий, чтобы приобрести знание об окончательном освобождении. И, в конце концов, пишет в своей книге (книга пророка Даниэля, гл. 12, ст. 8): «И услышал я, но никак не мог понять».

И Всевышний ответил ему: «Потому что это закрыто и запечатано — до того времени, пока не наступит геула».

Но почему же все-таки Творец не хочет сообщить евреям сроки окончательной геулы?

Потому, — отвечают на это Учителя, — что в случае, если люди будут знать, что геула придет в отдаленном будущем, они, попав в трудную ситуацию, могут отчаяться и пасть духом. Но то, что они верят, что Машиах, который принесет человечеству избавление, может прийти в любую минуту, спасает их, и всякий раз дает силы выстоять в испытаниях.

Однако Магид из города Дубно (магид — в условном переводе «рассказчик»; здесь — раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй и комментариев к Торе, собранных в книге Оѓель Яаков; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.), исследуя данную тему, открывает иную грань Истины.

Преодолеть испытание, — пишет он, комментируя текст нашей недельной главы, — намного легче, если человек знает, когда это испытание завершится.

Поэтому, если бы люди знали, когда придет Машиах и наступит геула, им легче было бы переносить тяготы галута. Но и заслуга в этом тогда была бы значительно меньше. Всевышний же хотел, чтобы евреи получили возможность «заработать» в ином мире наивысшую награду.

Разъясняя, что произошло с Яаковом и его сыновьями, Магид рассказывает такую историю.

Перед своей кончиной собрал верный раб царя своих сыновей, чтобы сообщить им, где хранится документ, удостоверяющий рабство их семьи. Однако не успел он и слова вымолвить, как в комнату, где все это происходило, вошел царь. И, вместо того, чтобы указать сыновьям место хранения документа, умирающий произнес: «Служите верой и правдой властителю своему»…

Примерно то же самое, — отмечает раби Яаков Кранц, — случилось с Яаковом.

Он хотел назвать своим сыновьям срок окончательного освобождения. В Торе об этом написано: «И призвал Яаков сыновей своих и сказал — соберитесь, и я возвещу вам, что случится с вами в конце дней…, » (Берешит, гл. 49, ст. 1).

Анализируя этот фрагмент недельной главы Вайехи, Учителя в Мидраше Раба, выделяют использованное в нем слово — «соберитесь».

Яаков здесь, — подчеркивают они, — призывает своих сыновей «собраться», то есть — объединиться. Ибо знал он, что окончательное избавление придет только тогда, когда еврейский народ сумеет достичь единства. Потому что единение народа — непременное условие прихода геулы.

Но, как только Яаков начал говорить, и прозвучала из его уст эта первая фраза, в ту же секунду открылся ему Творец. И Яаков, вместо того, чтобы поведать о геуле, произнес: «Реувен, первенец мой, крепость моя …» (Берешит, гл. 49, ст. 3). А далее высказал он свои напутствия каждому сыну, отмечая достоинства и недостатки каждого, каждому, определяя его роль в еврейской общине.

Когда пророк Хавакук захотел узнать о сроках окончания галута, — написано в Мидраше Ялкут Шимони, — Всевышний ответил ему, повелев изобразить на доске букву алеф.

Как же надо понимать такой ответ Творца?..


02.01.07

Исследуя столь, казалось бы, «странный» ответ Творца пророку Хавакуку, наши Учителя открывают в нем различные грани Истины.

Всевышний, — разъясняют некоторые из них, — преподал пророку некий урок. Прежде чем делать попытки узнать будущее, — сказал Он, — надо научиться понимать настоящее. Чтобы заглянуть в тайны завершающего этапа материалистического периода истории человечества (максимальная продолжительность материалистического периода — 6 тысяч лет, а сейчас у нас — 5767-й год от Сотворения мира), необходимо с «азов» изучить его исторический путь.

Магид из Дубно, анализируя повеление Творца, усматривает в нем указание на относительность человеческого восприятия, что касается, конечно же, и восприятия времени.

Ведь что, по сути, хочет знать человек, вопрошая о сроках геулы?

В основном то, долго ли ему ждать окончательного освобождения. Но «долго» и «скоро» — понятия для нас отнюдь не абсолютные. Потому и предложил Всевышний пророку, — пишет раби Яаков, — начертать на доске букву «алеф». Чтобы пророк осознал эту относительность, соотнося размер воспроизведенной им буквы с величиной доски, на которой она будет изображена.

Какую по величине букву он нарисует?

Если, к примеру, она будет занимать всю площадь доски, ее относительный размер невозможно оценить (он совпадает с размером доски). Также и с восприятием сроков галута. Если мы способны оценить его продолжительность, пребывание в галуте, возможно, и покажется нам короче, если же этот срок заполняет собой «всю поверхность доски» (и продолжительности его мы не знаем), мы в каждый момент жизни ощущаем свою полную ответственность перед Небом за то, что происходит.

Проблемам геулы посвящены многие исследования наших Учителей.

Так, в Талмуде (трактат Санѓедрин, лист 98), к примеру, рассматривая данную тему, Учителя анализируют фразу из Торы: «Вижу его, но (оно) — не ныне, смотрю на него, но — издали» (Бамидбар, гл. 24, ст. 17). И заключают, что здесь речь идет о двух вариантах геулы.

Если евреи заслужат освобождение, — объясняют они, — геула может наступить раньше запланированного Всевышним срока (вариант первый).

Если же людям не удастся заслужить геулу, им придется пройти весь путь до конца и преодолеть все предназначенные им тяготы галута (вариант второй).

И еще. Если народ удостоится этого, геула наступит надъестественным образом, и этот процесс будет сопровождаться множеством надъестественных явлений, в которых Всевышний проявит свое Присутствие.

Если же — не удостоятся, процесс завершения материалистического периода истории человечества будет происходить естественным путем, не выходя за рамки законов природы.

Отсюда следует, что Творец просто не может открыть людям, когда наступит геула. Потому что назвать срок реально лишь в том случае, если события будут развиваться по «второму варианту» (если евреи окажутся недостойными «досрочной» геулы). Но Небу угодно, чтобы люди заслужили свое освобождение. А то — «уравнение», которое не имеет решения. Заслужат ли — это большой вопрос. И если — да, то, как знать — когда это будет. Иными словами срок наступления геулы во многом зависит от поведения людей.

Внимательно прочтем еще раз в Торе о том, как Яаков созывает своих сыновей, чтобы дать им благословения: «И призвал Яаков сыновей своих и сказал — соберитесь, и я возвещу вам, что случится с вами в конце дней. Сойдитесь и послушайте, сыны Яакова, послушайте Исраэля, отца вашего» (Берешит, гл. 49, ст. 1-2).

И зададимся вопросом: почему в этом фрагменте используются сразу два имени нашего праотца?..

03.01.07

В Мидраше, анализирующем этот фрагмент, написано, что в тот самый момент, когда Яаков хотел, было, поведать своим детям тайны геулы, Всевышний открылся ему и сказал: «Не Яаков теперь будет имя твое, но — Исраэль».

И мы теперь понимаем, что данный отрывок отражает процесс «внутренней трансформации», происходящей в Яакове.

Нам известно, что два имени нашего праотца — Яаков и Исраэль — проявляют разные грани духовного потенциала его личности. Об этом мы узнали, когда читали недельную главу Ваишлах (см. на сайте обзор недельной главы Ваишлах, первый годовой цикл обсуждения). Там, в частности, рассказывалось, что Яаков победил в сражении с малахом (см. на сайте ответ «Об ангелах и архангелах» — в разделе «Спроси у раввина») Эсава. И духовный прообраз малаха Эсава сообщил ему: «Отныне не Яаков будет твое имя, но — Исраэль. Ибо ты вступил в борьбу с малахим и с людьми — и смог (победить — в будущем)» (Берешит, гл. 32, ст. 29).

Само слово «Исраэль» состоит из двух слов — Иср (будет) и Эль (одно из Имен Всевышнего, которое несет в себе значение — «Сила управления»).

То есть имя Исраэль символизируют высочайший духовный уровень.

И мы видим, что в момент, когда праотец собирался открыть прародителям колен народа Израиля, сыновьям своим, сроки наступления геулы, он находился на уровне «Яакова». Но Всевышний останавливает его, напоминая, что имя его — Исраэль. И этим как бы поднимает Яакова на более высокий духовный уровень. На этом уровне Яаков (Исраэль) осознает, что истинное желание Творца мира — чтобы люди удостоились геулы гораздо раньше «запланированного срока». И понимает, что должен, чтобы дети его заслужили досрочную геулу, поднять и их на более высокий духовный уровень. Еще и поэтому, кстати сказать, возникла столь острая необходимость в наставлениях на будущее, которые ему надо было дать своим сыновьям (а через них — и всему еврейскому народу).

Как же он «догадался» об этом? Ведь Всевышний лишь «поменял» ему имя.

Дело в том, — объясняют Учителя, — что имя Яаков соответствует «естественной» геуле (второй вариант — см. выше), имя же Исраэльгеуле «надъестественной» (первый вариант), которая наступит тотчас же, как только народ Израиля достигнет определенного, достаточно высокого духовного уровня.

«Сыновья Яакова» и «сыновья Исраэля» — не одно и тоже, — пишет рав Хаим Соловейчик из Бриска (один из крупнейших раввинов конца 19-го – начало 20-го вв.; Литва – Белорусь; см. на сайте ответ «Методы изучения Талмуда — Бриск). — Эти понятия отличаются друг от друга качественно. И так же, качественно, отличается геула на «уровне сыновей Исраэля» от геулы «на уровне сыновей Яакова». Поэтому потомкам Яакова-Исраэля надо прилагать все усилия к тому, чтобы заслужить освобождение «уровня Исраэля». В этом есть смысл, даже если до наступления «естественной геулы» останутся считанные секунды.

В Устной Торе рассказывается, что однажды раби Иегошуа бен Леви (великий Учитель Талмуда первого поколения; Эрец Исраэль, середина 3-го века), войдя в пророческое состояние, смог спросить у Машиаха, когда же он, наконец, придет в наш мир. И Машиах ответил: «Если все евреи начнут выполнять Волю Всевышнего, я приду сегодня».

Поэтому, кстати сказать, Яаков и не назвал своим детям «дату» прихода геулы. Ибо очень надеялся на то, что они сумеют заслужить освобождение намного раньше «окончательного срока».

Но мы, получается, не оправдали «доверие» нашего праотца. Анализируя современное состояние дел, мы вынуждены признать, что слишком далеки от того, чтобы все евреи выполняли Волю Всевышнего.

Можем ли мы на своем духовном уровне сегодня узнать, когда придет наше окончательное освобождение? Ведь, судя по всему, оно теперь должно наступить в «запланированный» Свыше срок…

04.01.07

Падения духовного уровня были в истории еврейского народа в разные времена. И наши Учителя обсуждают в Талмуде (см., например, трактат Санѓедрин, лист 97) возможности и границы этого.

Может случиться, — говорят они, что наш народ скатится на такой уровень, когда будут попраны моральные устои: сын пойдет против отца, а дочь — против матери, невестка не станет с уважением относиться к свекрови… Придут в упадок и разрушатся общественные институты и вся общественная система. Такие периоды характеризуются полным, тотальным сокрытием Всевышнего. Но…

Если, оказавшись в столь безысходной, казалось бы, ситуации, — вносят оптимистическую ноту в свой «приговор» Учителя, — евреи совершат истинную тешуву (то есть — со всей искренностью вернутся к Творцу и будут исполнять Его законы), у них появится возможность подняться на самую высокую духовную ступень. Тут в силу вступает известное правило: чем сильнее проявляется сокрытие Шехины (Присутствие Творца; см. на сайте ответ «Шехина — святой дух…»), чем ниже духовный уровень людей, тем выше они могут подняться на пути приближения к Всевышнему.

В тот момент, когда весь наш народ поднимется к духовным высотам, и наступит окончательное освобождение.

Похоже, именно по такому «сценарию» и будут развиваться события в наши дни. Об этом писали многие Учителя прошлых поколений, всматриваясь в будущее.

Однако вернемся к самому началу нашего обзора недельной главы Вайехи, к тому, что перед ее началом нет обычного для других недельных глав промежутка в девять знаков, и отделяет ее от предыдущей недельной главы только один знак. Потому что эта недельная глава — «закрытая». Почему ее называют так — этому дано достаточно подробное объяснение.

Однако Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), анализируя данный вопрос, открывает иную грань Истины.

Недельную главу Вайехи именуют «закрытой», — пишет он в своем комментарии, — потому что в ней описывается уход Яакова в мир иной. Когда глаза его закрылись, для евреев закрылся источник духовного Света — началось их порабощение в Египте.

Но, может быть, между главами нет обычного промежутка потому, что недельная глава Вайехи, по существу — продолжение предыдущей недельной главы (Ваигаш), и обе можно считать одной недельной главой? — спрашивают Учителя.

И скрупулезно изучив проблему, дают отрицательный ответ.

Конечно же, недельная глава продолжает (заключает) повествование о жизни Яакова — разъясняют они, И это в Торе — обычное явление. Но дело в том, что в построении Торы есть свои правила. Одно из них сообщает, что события, изложенные в ней, не подчиняются хронологии. Мы видим в тексте Торы множество случаев, когда более поздний исторический факт преподносится раньше того, который имел место до этого. Однако внутри глав хронология соблюдается.

Теперь прочтем, что написано в конце недельной главы Ваигаш (предшествующей нашей недельной главе): «И жил Израиль в стране египетской, в стране Гошен… и расплодились (они) и очень размножились» (Берешит, гл. 47, ст. 27).

И нам известно, что сыны Израиля «расплодились и очень размножились» в египетском рабстве — когда Яакова уже не было в этом мире. Но ведь о кончине Яакова речь идет потом (в следующей недельной главе— Вайехи). Следовательно, гипотеза, что Ваигаш и Вайехи — по сути, одна глава, не состоятельна.

Рассказывается в Устной Торе, что в тот момент, когда Яаков хотел поведать своим сыновьям о геуле, Шехина, подав ему «предупредительный знак» (см. выше), на какое-то мгновение покинула его. Почувствовав это, Яаков забеспокоился. Неужели Шехина отдалилась, — подумал он, — потому что кто-то из его сыновей, так же, как его брат Эсав, свернул с правильного пути, и теперь разрушено их единство?

Однако Яаков ошибался. Все его сыновья были преданы Творцу. И, ощутив беспокойство отца, в один голос воскликнули: «Слушай, Израиль, Всевышний правит нашей судьбой, Всевышний Один». Подтверждая тем самым, что все они признают Волю Творца и всецело посвящают себя служению Ему.

И Яаков произнес в ответ: «Благословенно Имя Славы Его во веки веков!».

Эти фразы читаем и мы — ежедневно, два раза в день (утром и вечером), когда молимся Шма

Автор текста Мордехай Вайц

Иерусалим


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Как принцип воздаяния реализуется в связке душа – тело?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля