Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Второй цикл обсуждения
index

Глава “Ахарей мот”

Место в Торе: книга Ваикра, гл. 16, ст. 1 — гл. 18, ст. 30.

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: “ И говорил Творец с Моше после смерти двух сыновей Аарона” (Ваикра, гл. 16, ст. 1).

После смерти на иврите — ахарей мот.

Обсуждение главы Ахарей мот

14.04.02

Смерть двоих сыновей первосвященника Аарона мы обсуждали в обзоре недельной главы Шмини (см. на сайте обзор недельной главы Шмини — второй годовой цикл). Но мы не говорили о том, как еврейская традиция, в принципе, рассматривает такое явление — смерть.

Понимание этого заложено в самом слове, употребленном в оригинале текста Торы. Смерть на иврите — мавет (в нашей главе читается — мот). Многое объяснит нам морфологический разбор этого слова.

Его корень — мет (мертвый) состоит из букв мем и тет.

Мем – буква, которая стоит в середине алфавита и входит в состав слов маим (вода) и эм – мать. Вода несет жизнь. 40 – числовое значение буквы – время созревания, формирования сути явления.

Тав – конечная буква алфавита, ее числовое значение – 400, в десять раз больше. В учении о буквах считается, что умножение на десять выражает то же качество на следующем, более высоком уровне раскрытия.

Итак, мет – то, что сформировалось и закончилось. Интересно: если прочесть эти буквы в обратном порядке, получается слово там – “простой”, “завершенный”, “цельный”, его числовое значение также 440. А 44 – гематрия слова дам – кровь, которая несет жизненную силу (поэтому, по Торе, она запрещена в пищу), и пролитие которой ведет к смерти (отметим, что числовые значения букв далет и тав – 4 и 400.)

Басар вадам “плоть и кровь”. Все материальное, что символизирует число 4, в итоге разрушается. Это относится и к человеку. Если от слова адам (человек) отнять первую букву (алеф – жизнь, которую дает душа, связанная с Творцом) останется дам. Буква вав в слове мавет соединяет буквы мем и тав, символизирующие два состояния: созревания и завершения. Мавет (смерть) – итог пути.

На еврейских надгробиях не пишут даты рождения. Важен лишь итог — дата смерти. Она отмечает высшее достижение души человека, момент, когда она ушла в олам а-эмет – мир Истины, где праведный суд расставит все точки в ее земном пути и укажет ее дальнейшую судьбу. А наш мир называют миром лжи и иллюзий.

Слово эмет (истина) состоит из тех же букв — мем и тав, только перед ними — алеф. Алеф (символ Создателя) – начало пути, мем – середина, тав – конец. То есть Истина объемлет весь путь человека или явления, от начала до конца. Можно рассматривать это слово и как соединение двух слов: эм (мать – начало) и мет – мертвый.

Земной путь, путь тела, рано или поздно, приходит к концу, но путь души продолжается, и об этом стоит думать уже сегодня.


15.04.02

Наша глава рассказывает о службе первосвященника в Йом Кипур – День Искупления и очищения. Это день, когда Моше, после поста и сорокадневных молитв о прощении народа, сошел с горы Синай с новыми Скрижалями – символом того, что Творец простил народ, создавший золотого тельца.

Среди других приношений этого дня есть особое – два козла.

В Торе читаем: “И возьмет двух козлов, и поставит их пред Творцом у входа в Шатер Откровения, и возложит на обоих козлов жребий. Один жребий для Создателя, второй – для Азазела. И приведет Аарон козла, на которого выпал жребий для Творца, и сделает из него приношение за грех. А козла, на которого выпадет жребий для Азазела, пусть оставит живым пред Творцом, чтобы посредством его совершить искупление, отправив его к Азазелу, в пустыню” (гл. 16, ст. 7-10).

От этого ритуала в русском языке осталось распространенное выражение “козел отпущения” – человек, которому достается за чужие проступки. Словом, невинная жертва. Что же происходило на самом деле во времена Храма?

Вообще без серьезного знания Торы невозможно правильно понять ни мировую культуру, ни мировую историю. На разных исторических этапах, в разных странах широко используются библейские сюжеты, образы и идеи. Но тот, кто хочет понять суть явлений, должен обратиться к первоисточнику – Торе, еврейской традиции, Устной и Письменной.

Итак, первосвященник брал двух одинаковых на вид козлов и тянул жребий, который определял судьбу этих козлов. Одного сжигали (приношение всесожжения), другого вели в пустыню и сбрасывали со скалы. То есть понятие “отпущение” означало искупление проступков каждого человека в отдельности и всего еврейского народа в целом.

Почему в этот день брали именно козлов?

На иврите козел — саир. А общее название этой группы животных — эз (козы; отсюда и название Азазел, сложенное из двух слов: эз и азал – конец, смерть), что в максимальной степени выражает их главное свойство. Ведь слово эз переводится на русский язык и как “наглость”.

Наглость в значении, которое мы вкладываем в это понятие, черта отрицательная. Однако здесь все не так просто, как кажется. Если бы Авраам, главное качество которого — доброта (хэсед), стремление помочь людям, не был эз, хватило бы ему “наглости” пойти против всего человечества, которое поклонялось идолам?

Обратим внимание: при всей своей определенной окрашенности, понятие “наглость” не однозначно. В каком-то смысле это и способность противостоять. И это качество воплощено в еврейском народе, что подтверждается многочисленными историческими фактами.

Без способности противостоять общественному мнению еврейский народ давно бы ассимилировался.

Однако правильно ли вообще называть такое качество “наглостью”?

И в самом деле. В языке иврит есть другое слово, которое тоже состоит из букв, айн и зайн. Разница лишь в том, что читается оно иначеоз, что в переводе на русский означает — “сила”. Это — сила, которая дает возможность противостоять злу. Но если евреи забывают свою клятву служить Всевышнему, эта сила превращается в наглость, что нередко становится причиной дурных поступков.

Все это частично объясняет, почему в Йом Кипур первосвященник брал для искупления проступков народа именно козлов.

Кроме того, отметим, что слово саир означает не только “козел”, но и “косматый” так называли Эйсава, близнеца Яакова, и его страну. Рожденные от праведных еврейских родителей, Ицхака и Ривки, воспитанные в одних условиях, братья пошли разными дорогами. Эйсав был прозван, в результате, Эдом (от слова адом – красный) — за то, что пренебрег традицией и хотел жить, исполняя все свои желания и проливая кровь А Яков получил от посланника Всевышнего имя Исраэль – “прямой с Творцом”.

Все люди — смертны. Жизнь каждого из нас, казалось бы, заканчивается одинаково. Но одним, тем, кто посвящает себя служению Творцу, выпадает жребий — подняться навстречу Ему, в Будущий Мир. Другим, то есть тем, кто стремиться к иллюзорной, житейской свободе, суждено одиночество пустыни. И они катятся вниз со скалистой горы, называемой Азазелем, как падает осужденный за тяжкие преступления на самую страшную казнь (скилу).

Об этом должно напомнить человеку приношение козлов в Йом Кипур...


16.04.02

Наша глава заканчивается перечислением запрещенных сексуальных связей, но перед этим сказано: “И Творец говорил Моше: так скажи сынам Израиля: Я – Всевышний, Судья ваш. По обычаям Египта, в котором вы жили, не поступайте, и по обычаям Кенаана, в который веду вас, не поступайте, и по установлениям их не ходите. Мои законы исполняйте и Мои установления соблюдайте, чтобы ходить по ним: Я – Всевышний, Судья ваш. Соблюдайте же установления Мои и законы Мои, исполняя которые, живет человек. Я – Творец” (гл. 18, ст.1-5).

Сексуальная революция 20 века получила развитие наряду с принципами демократии, прав человека, абсолютной свободы личности. Секс для массового сознания стал символом предельной свободы. Люди стали говорить, что все можно и все дозволено, что все хорошо, ибо все — любовь.

Однако сфера возвышенных и тонких взаимодействий мужского и женского начал страшно сузилась, стала приземленной, материальной. Отношения между людьми упростились, стали частью потребительского образа жизни.

Так жили в Египте и Кенаане, так с древних времен жили в других странах. Но Израиль был создан Творцом, чтобы жить иначе, направить данные Им жизненные силы на созидание, чтобы жизнь порождала жизнь, а не расточалась напрасно.

В чем ошибка потребительского отношения к любви?

Любовь на иврите — аѓава, что в переводе на русский язык означает – способность давать. Но и давать человеку то, что он просит, не всегда хорошо. Например, наркотик. А секс без истинной любви – один из сильнейших наркотиков, разрушающих личность и несущих болезни.

Есть в иврите понятие хесед – милосердие, доброе дело, одна из основ, на которых стоит мир, залог будущего прекрасного мира. Но бывает хесед бетума – то, что дается в нечистоте. Это, в частности, относится к сексу, в котором нарушаются запреты. В таком случае человек берет, делая вид, что дает. И берет он то, что ему не принадлежит, потому что все, на самом деле, принадлежит Творцу. И Он дал человеку творящую силу, чтобы он тоже мог порождать жизнь и создавать “одну плоть” и высшее единство на земле, ведущее к Одному, а не расходовать ее во вред и напрасно.

Есть и другая ошибка.

В Торе читаем: “Не оскверняйтесь ничем этим, ибо всем эти осквернялись народы, которых Я изгоняю от вас. Осквернилась страна, и Я взыскал с нее за вину ее, и исторгла страна своих жителей. Вы же соблюдайте установления Мои и законы Мои... И не исторгнет страна вас... как исторгла народ, бывший до вас – ибо всякий, кто сделает какую-нибудь из этих мерзостей – души делающих это отторгнуты будут из среды их народа” (гл. 18, ст. 24-29).

Почему сказано: “По обычаям Египта, в котором вы жили, не поступайте, и по обычаям Кенаана, в который веду вас, не поступайте, и по установлениям их не ходите” (гл. 18, ст. 1,2)?

Вторая из главных причин, толкающих евреев на дурные поступки, противоположная первой, наглости – стадный инстинкт – стремление поступать “как все”, как в Египте, к примеру. Стадность – качество овцы, которая, как мы знаем, служит одним из самых распространенных еврейских приношений. Этого “идола” перед Исходом из Египта и резали евреи, которые соблазнялись там идолопоклонством.

Человек не может жить вне общества. Его поступки, даже в одиночестве, внутри его дома, непременно влияют не только на него, но и на все окружение и даже на весь мир. Но особенно это касается евреев, потому что они — потомки одного человека, который дал клятву за весь свой будущий род, и потому что они сами дали клятву у горы Синай, принимая на себя и свое потомство соблюдение законов Торы. Сказано, что все евреи несут ответственность друг за друга, и увидеть это в мире сегодня очень просто.

Об этой ответственности предупреждает Тора и одна из основных наших молитв — Шма, Исраэль, наше свидетельство, которое мы должны читать дважды в день. Израиль – эрец акодеш – особая, возвышенная земля, предназначенная для обособленного народа, живущего по Закону Творца. Но если он нарушает Его уставы, и особенно в сфере любви, ибо числовые значения слов аѓава (любовь) и эхад (Один) равны, народ ждет изгнание. А душа отдельного человека будет отрезана от Источника жизни.

Евреи созданы, чтобы жить в единстве с Творцом и своим народом, без этого у евреев нет жизни и нет мира. В евреях качества козла и овцы должны сочетаться гармонично.

Однажды в Пурим ребе из Клаузенберга, у которого погибли в Освенциме жена и одиннадцать детей, сказал: “Слава Б-гу, когда евреи так страшно страдали, я был там и страдал вместе с ними — не был в стороне”. То же чувство побуждает сегодня, в тяжелые для Израиля времена, многих благополучных и богатых американцев совершать алию в Израиль.

Тему Кдошим тиѓью (будьте отделенными и святыми) развивает следующая глава.

Текст составил Гедалия Спинадель